0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Исключительное право на приватизацию земельных участков имеют

Условия приватизации земли и кто имеет право приватизировать землю?

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

  • Можно ли приватизировать земельный участок
  • Нужно ли приватизировать земельный участок
  • Какие земли не подлежат приватизации
  • Кто имеет исключительное право на приватизацию

Можно ли приватизировать земельный участок

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

  • За выкуп;
  • Бесплатно.

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

  • Бессрочного пользования;
  • Пожизненного наследуемого владения;
  • Предоставления в безвозмездную или возмездную аренду.

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

При покупке квартиры можно получить налоговый вычет. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Хотите оформить в собственность участок, взятый в аренду на 49 лет? Здесь есть подробная инструкция.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Согласно ст. 36 «Земельного кодекса РФ» Исключительное право на приватизацию

земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами. Уважаемые юристы подскажите пожалуйста, у нас как раз такая ситуация мы собственники здания, земля в аренде на 49 лет. У нас непосредственно в аренде уже 3 года. Что нужно чтобы приватизировать данный участок земли? Спасибо за ответ.

Как я Вам уже отвечал, приватизация земельных участков для юридических лиц не предусмотрена. Внимательно прочитайте текст пункта 1 ст.36 Земельного кодекса — право на приватизацию принадлежит гражданам (равно как им принадлежит и право на аренду) , а юридическим лицам — право на аренду либо приобретение в собственность (не безвозмездно, исключение сделано только для религиозных организаций).

Порядок выкупа арендованного земельного участка (если на нем находятся строения и здания, принадлежащие на праве собственности Вашему юридическому лицу, определен в статье 2 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» в редакции Закона от 29 декабря 2004 года.

1. При продаже в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса Российской Федерации, находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков собственникам расположенных на них зданий, строений, сооружений стоимость таких земельных участков определяется в порядке, установленном пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

2. Субъектом Российской Федерации устанавливается цена земли в поселениях с численностью населения: свыше 3 миллионов человек в размере от пяти-до тридцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; от 500 тысяч до 3 миллионов человек в размере от пяти-до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка; до 500 тысяч человек, а также за пределами черты поселений в размере от трех-до десятикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка (на начало текущего календарного года).

До установления субъектом Российской Федерации цены земли применяется соответствующая минимальная ставка земельного налога.

3. При продаже земельного участка к его стоимости применяется поправочный коэффициент, учитывающий основной вид использования расположенных на земельном участке здания, строения, сооружения. Поправочные коэффициенты, учитывающие основные виды использования, утверждаются Правительством Российской Федерации в размере от 0,7 до 1,3.

1. Права на землю, не предусмотренные статьями 15, 20 — 24 Земельного кодекса Российской Федерации, подлежат переоформлению со дня введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации.

Читать еще:  Закон о предоставлении земельных участков многодетным семьям за третьего ребенка (ФЗ 138): сколько дают, порядок получения, субсидии или квартира вместо земли

2. Юридические лица, за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц, обязаны переоформить право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками на право аренды земельных участков или приобрести земельные участки в собственность, религиозные организации, кроме того — переоформить на право безвозмездного срочного пользования по своему желанию до 1 января 2006 года в соответствии с правилами статьи 36 Земельного кодекса Российской Федерации. Арендная плата за использование указанных земельных участков устанавливается в соответствии с решением Правительства Российской Федерации.

(в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 160-ФЗ, от 03.10.2004 N 123-ФЗ).

При этом размер арендной платы за использование земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и занятых объектами транспортных систем естественных монополий, а также земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных в районах Крайнего Севера, не может быть выше размеров ставок земельного налога, установленных для земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности и земель иного специального назначения.

(в ред. Федерального закона от 07.07.2003 N 106-ФЗ).

При продаже зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, предоставленных юридическим лицам (за исключением указанных в пункте 1 статьи 20 Земельного кодекса Российской Федерации юридических лиц) на праве постоянного (бессрочного) пользования, право постоянного (бессрочного) пользования земельными участками подлежит переоформлению на право аренды земельных участков или земельные участки должны быть приобретены в собственность в соответствии с положениями Земельного кодекса Российской Федерации по выбору покупателей зданий, строений, сооружений.

Таким образом, Вы можете выкупить указанный земельный участок на указанных выше условиях. Исключительное право означает, что другому покупателю муниципалитет или государство как собственник земли отдельно продать земельный участок не вправе.

Преимущественные и исключительные права на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Земельное законодательство закрепляет принцип равного доступа граждан и юридических лиц к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности (п.2 ст. 15 ЗК РФ). Более подробно этот принцип раскрывается в ст. 34 ЗК, в которой указывается, что процедуры предоставления земельных участков должны соответствовать принципам эффективности, справедливости, публичности, открытости и прозрачности. Не допускается установление приоритетов и особых условий для отдельных категорий граждан, если иное не установлено законом.

Однако в ряде случаев земельное законодательство закрепляет преимущественное или исключительное право отдельных категорий лиц на приобретение земельных участков из государственной или муниципальной собственности.

Преимущественное право означает, что лицо, которое им обладает, имеет преимущество перед другими участниками отношений и в случае предоставления земельного участка из публичной собственности, любое другое лицо может приобрести земельный участок только в случае, если лицо, обладающее правом преимущественной покупки, от приобретения земельного участка отказалось. Таким образом, закон не исключает возможность приобретения земельного участка иными лицами, но при соблюдении преимущественного права покупки.

Земельное законодательство знает несколько случая закрепления преимущественного права покупки земельного участка: п. 8 ст. 22, п. 3 ст. 35 ЗК РФ и ст. 8 ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». При этом преимущественное право покупки земель из государственной и муниципальной собственности есть только у арендатора земельного участка в соответствии с п. 8 ст. 22 ЗК РФ. Условия осуществления преимущественного права покупки вытекают из ст. 250 ГК РФ, где сказано, что при нарушении права преимущественной покупки управомоченному лицу предоставляется возможность в течение трех месяцев в судебном порядке перевести на себя права и обязанности покупателя. В случае невозможности применения данного способа защиты, например при передаче вещи третьим лицам, истребование имущества не допускается. Способом защиты в таком случае является только возмещение убытков.

Исключительное право исключает возможность приобретения земельного участка третьими лицами. Ст. 36 ЗК РФ устанавливает исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков граждан и юридических лица — собственников зданий, строений, сооружений. Исключительное право отменяет преимущественное. Если земельный участок находится в публичной собственности, при этом в аренде у одного лица, а на земельном участке расположено здание, собственником которого является другое лицо, то у арендатора отсутствует право преимущественной покупки такого земельного участка, так как у собственника здания есть исключительное право.

Важной особенностью исключительного права является то, что в его содержание входит возможность не только приобрести в собственность, но и в аренду, при этом выбор права остается за собственником здания, строения, сооружения. Исключением является ситуация, если земельный участок не может быть предоставлен в собственность. Основания для отказа в предоставлении в собственность земельных участков установлены ст. 28 ЗК РФ и перечень их является закрытым. Правовую позицию по применению ст. 36 ЗК РФ определил Пленум ВАС РФ в своем Постановлении от 24.03.2005№ 11 «О некоторых вопросах, связанных с применением земельного законодательства». Он указал: «Рассмотрение заявлений собственников соответствующих объектов недвижимости о приобретении земельных участков в собственность или в аренду для исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления является обязательным.

Рассматривая такие дела, суды оценивают доводы исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления о невозможности продажи спорного земельного участка в связи с его ограничением в обороте, запретом приватизации, установленным федеральным законом, либо по причине его резервирования для государственных или муниципальных нужд на основе нормативных правовых актов органов государственной власти о резервировании, использования его для других целей (государственных или публичных нужд). В частности, правомерным основанием для отказа в продаже земельного участка может служить то обстоятельство, что в соответствии с генеральным планом развития города, поселка, иного населенного пункта, утвержденным до обращения собственника недвижимости с заявлением о выкупе земельного участка, на данном земельном участке предусмотрено строительство другого объекта».

Земельный кодекс предусматривает заявительный порядок оформления права. Из этого следует вывод, что инициатива в оформлении права на земельный участок принадлежит собственнику объекта недвижимости, расположенного на земельном участке, а не органу государственной власти или местного самоуправления. Понуждение к заключению договора аренды или договора купли-продажи не допускается. При этом необходимо учитывать, что оформить право на земельный участок собственник здания, строения, сооружения не только вправе, но и в силу ст. 27 ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» — обязан. Собственник объекта недвижимости является одновременно лицом, использующим земельный участок в силу неразрывной связи здания, строения, сооружения, с земельным участком, на котором они расположены. И, хотя, в п. 1. ст. 35 ЗК РФ и ст. 552 ГК РФ закон устанавливает право собственника здания, строения, сооружения на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, строением, сооружением и необходимой для их использования, но это не снимает с него обязанности оформить конкретный титул. За неисполнение данной обязанности собственник объекта может быть привлечен к административной ответственности по ст. 7.1 КоАП за самовольное занятие земельного участка или использование земельного участка без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов на землю, а в случае необходимости без документов, разрешающих осуществление хозяйственной деятельности.

Если собственник здания, строения, сооружения сделал свой выбор в пользу права аренды, это не лишает его права приобрести земельный участок в собственность в любой момент, независимо от того, был такой договор аренды заключен до введения в действие ЗК ПФ, или после(п. 2.2. ст. 3 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ»).

Если здание находится на неделимом земельном участке, а помещения в нем принадлежат нескольким лицам, то эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в общую долевую собственность или в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено федеральными законами, с учетом долей в праве собственности на здание. При этом ЗК РФ определяет, что все собственники помещений должны совместно обратиться в уполномоченный орган государственной власти или местного самоуправления с заявлением, в котором должны указать вид испрашиваемого права. Так как данная норма, зафиксированная в п. 5 ст. 36 ЗК носит императивный характер, то орган, осуществляющий предоставление земельного участка должен отказать в таком предоставлении, если с заявлением обратились не все собственники помещений, либо если часть собственников помещений обратилась за предоставлением права собственности, а часть – за предоставлением права аренды.

По мнения Пленума ВАС РФ, сформулированном в Постановлении, которое ранее нами уже упоминалось (№ 11 от 2005 г.), в силу части второй пункта 3 статьи 36 ЗК РФ в случае, если в здании, расположенном на неделимом земельном участке, находящемся в государственной или муниципальной собственности, помещения принадлежат одним лицам на праве собственности, другим лицам — на праве хозяйственного ведения или всем лицам — направехозяйственного ведения, эти лица имеют право на приобретение данного земельного участка в аренду с множественностью лиц на стороне арендатора, если иное не предусмотрено ЗК РФ, федеральными законами, с условием согласия сторон договора аренды на вступление в указанный договор иных правообладателей помещений в этом здании.

При рассмотрении споров, связанных с приобретением таких земельных участков упомянутыми лицами, необходимо исходить из того, что договор аренды земельного участка с множественностью лиц на стороне арендатора может быть заключен при условии участия в нем как нескольких владельцев помещений, так и одного из них.

Заключение договора аренды с одним лицом на стороне арендатора производится с учетом потенциальной возможности вступления в него иных лиц на стороне арендатора в соответствии с положениями п. 3 ст. 36 ЗК РФ.

Читать еще:  Как получить кадастровый план земельного участка

Понуждение к заключению договора аренды земельного участка в отношении отдельных владельцев помещений не допускается (п. 1 ст. 421 ГК РФ).

В случае, если помещения в здании, расположенном на неделимом земельном участке, закреплены за несколькими казенными предприятиями и государственными или муниципальными учреждениями, данный земельный участок предоставляется лицу, во владении которого находится большая площадь помещений в здании, в постоянное (бессрочное) пользование, а другие из этих лиц обладают правом ограниченного пользования земельным участком для осуществления своих прав на закрепленные за ними помещения.

  • COVID-19
  • О нас
    • Наша история
    • Наши принципы
    • Наша команда
    • Наша судебная практика
    • Наши клиенты
    • Наши реквизиты
    • Cотрудничество с нами
    • Карьера
  • Услуги
    • Бизнесу
    • Гражданам

    • team One
    • team Two +
      • Sabmenu One
      • Sabmenu Two
      • Sabmenu Three +
        • Sabmenu One
        • Sabmenu Two
        • Sabmenu Three
        • Sabmenu Four
        • Sabmenu Five
      • Sabmenu Four
      • Sabmenu Five
    • Team Three

    —>

  • Статьи и публикации
  • Написать нам
  • Контакты
    • Россия
      • Москва
      • Санкт-Петербург
      • Казань
    • Европа
      • Париж
      • Лондон
      • Берлин
      • Никосия
    • Остальные
      • Нью-Йорк

В настоящее время в суде часто рассматриваются иски собственников недвижимости, которые хотят отстоять свои права на собственность на земельный участок, расположенный под их собственным помещением (зданием). Это происходит в связи с тем, что во времена приватизации имущества страны не был четко регламентирован сам процесс приватизации, не учтены все нюансы. Однако закон очень правильно учел интересы собственников зданий и в Земельный кодекс РФ была включена статья 36, которая закрепляет исключительное право на приватизацию земельного участка за собственником зданий, которые на этом участке располагаются.

нарушение исключительного права на приватизацию земельного участка

В арбитражных судах достаточно много примеров, когда ГУПы или иные государственные предприятия в результате приватизации становились ОАО (или даже ЗАО) и приватизировали земельные участки. Но как это часто в нашей стране бывает, в результате приватизации на предприятии (бывшем ГУПе) были образованы несколько ОАО или ЗАО, которые получили определенное имущество в виде зданий и сооружений. В то же время земельные права были переданы только одному ОАО — тому, что было непосредственно преобразовано с ГУПа. В свою очередь другие организации, имевшие в своей собственности здания, продали данные недвижимые объекты. ОАО, получившее право на земельный участок, на котором находятся в том числе и эти проданные здания, спокойно приватизирует весь земельный участок, что, естественно, нарушает ст. 36 ЗК РФ (а в случае, если здания были проданы до 2001 года, то ст. 37 ЗК РСФСР). Однако разрешить ситуацию во внесудебном порядке крайне тяжело, да и в самом суде сделать это непросто, особенно, если у вас не имеется опыта подобных дел.

У наших юристов имеется большой опыт судебных разбирательств по делам, связанным с нарушением исключительного права на приватизацию земельного участка. Мы готовы помочь клиентам на любой стадии при любых обстоятельствах дела. Обращайтесь и приходите на бесплатный прием.

защита исключительного права на приватизацию в суде

Исключительное право на приватизацию возникает как у граждан, так и у юридических лиц. Поэтому подведомственность таких дел может быть как относить истцов как в суды общей юрисдикции, так и в арбитражные суды. Кроме того, не всегда дела по данной категории споров относятся к исковым производствам. Некоторые из подобных дел рассматриваются в порядке гл. 25 ГПК РФ (гл. 23 АПК РФ). Для выяснения данного вопроса необходимо знать сущность проблемы и суть требований.

Наряду с оспариванием действий, в исковом заявлении по данным делам в просительной части указывается требование о признании права собственности. Отсюда следует вывод об уплате государственной пошлины в размере цены иска, равной стоимости недвижимого имущества.

примеры из практики

Основанием возникновения права собственности явился договор купли-продажи недвижимости от 30.01.2007г., заключенный ООО «Опора» как покупате-лем с гр. Белкиным А.Н. как продавцом имущества.

Другая часть здания, назначением гаражная, общей площадью 218,4 кв.м., при-надлежала на праве собственности гр. Березикову В.М. согласно свидетельству о государственной регистрации права, выданному 18.02.2000г. на основании договора купли-продажи от 10.01.1994г.

03.07.2008г. между Администрацией как собственником муниципальных зе-мель и ООО «Опора» был заключен договор № 30 купли-продажи земельного участ-ка с кадастровым номером 04:01:010410: 24 площадью 2 856 кв.м. для размещения и обслуживания производственной базы. Цена договора была определена сторонами в размере 11 978 руб.

08.09.2008г. ООО «Опора» было выдано свидетельство о государственной ре-гистрации права собственности на данный земельный участок серии 02 РА № 056336.

Как следует из материалов дела, на спорном участке находилось недвижимое имущество, принадлежавшее ООО «Опора» и Березикову В.М., которые использо-вали спорный участок при эксплуатации принадлежащих им частей здания.

09.02.2012г. Березиков В.М. продал принадлежащую ему часть здания площа-дью 218,4 кв.м. гр. Ромашиной Т.Д.

02.05.2012г. Ромашиной Т.Д. было выдано свидетельство о государственной регистрации права собственности серии 02 АВ № 244518.

В процессе подготовки к выкупу земельного участка для обслуживания и экс-плуатации принадлежащей ей части здания, из направленного в ее адрес Админист-рацией письма № 2931 от 30.07.2012г. Ромашина Т.Д. узнала о состоявшемся дого-воре купли-продаже № 30 от 03.07.2008г. и принятом постановлении Администра-ции за № 895 от 24.06.2008г.

Полагая свое право на приватизацию земельного участка, необходимого для размещения и эксплуатации принадлежащего ей недвижимого имущества, нарушен-ным, истица обратилась с настоящим иском в арбитражный суд.

Удовлетворяя заявленные истцом требования (с учетом их уточнения), суд пер-вой инстанции исходил из правовых позиций Высшего Арбитражного Суда РФ, из-ложенных в Постановлениях Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ № 4275/11 от 06.09.2011г., № 5361/12 от 02.10.2012г. и того факта, что право истца на приватизацию земельного участка было нарушено.

Апелляционный суд выводы суда первой инстанции находит обоснованными и соответствующими действующему законодательству.

При этом, суд апелляционной инстанции исходит из того, что согласно абз. 2 п. 1 ст. 36 Земельного кодекса РФ, если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение пра-ва аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица — собственники зданий, строений, сооружений.

Таким образом, ст. 36 Земельного кодекса РФ не допускает возможности пре-доставления земельного участка, расположенного под объектом недвижимости и необходимого для его использования, несобственнику этого объекта. Поэтому зе-мельный участок, на котором расположены здания, строения, сооружения несколь-ких собственников, не может быть предоставлен в единоличную собственность только одного из собственников таких объектов недвижимости. Указанная правовая позиция изложена в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 06.09.2011г., № 4275/11, по делу № А48-2067/2010.

В связи с указанным договор купли-продажи земельного участка № 30 от 03.07.2008г. заключен Администрацией муниципального образования «Маймин-ский район» и ООО «Опора» с нарушением изложенных выше норм земельного за-конодательства.

Однако, поскольку указанная сделка приватизации земельного участка могла быть совершения и без включения недействительной ее части (ст. 180 ГК РФ), дан-ная сделка обоснованно признана судом первой инстанции недействительной лишь в отношении части земельного участка, занятой объектом недвижимости истца и не-обходимой для его использования.

По смыслу ст. 36 Земельного кодекса РФ при наличии на одном земельном участке объектов недвижимости нескольких собственников, каждый из них имеет право ставить вопрос о выделе соответствующей части земельного участка в само- 5

стоятельный участок и о приобретении его в собственность или аренду независимо от других лиц, если первоначальный участок делим, образуемые земельные участки превышают минимально допустимые пределы и к ним будет обеспечен доступ от участков общего пользования, в том числе путем установления сервитута (ч. 3 ст. 27 Федерального закона № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» от 24.07.2007г.) (далее — Закон о кадастре недвижимости).

3.3.2. Исключительное право на приватизацию или приобретение права аренды под объектами недвижимости

1) если здание принадлежит нескольким лицам на праве собственности, то эти лица вправе приобрести земельный участок либо на праве общей долевой собственности, либо на праве аренды;

2) если помещения, расположенные в здании, принадлежат одним лицам на праве собственности, а другим лицам на ограниченных вещных правах (праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления), то все эти лица имеют право на приобретение земельного участка в аренду. При этом казенные предприятия и государственные или муниципальные учреждения, обладающие помещениями в данном здании, могут владеть земельным участком на особом титуле — «право ограниченного пользования»;

3) если помещения, расположенные в здании, закреплены за несколькими казенными предприятиями и (или) публичными (государственными или муниципальными) учреждениями, то земельный участок предоставляется на праве постоянного (бессрочного) пользования наиболее крупному (исходя из площади) правообладателю помещений; остальные лица владеют земельным участком на праве ограниченного пользования.

В случаях, рассмотренных в пунктах 1 и 2, при заключении договора аренды используется особая процедура — аренда с множественностью лиц на стороне арендатора. В подобной ситуации инициаторами заключения договора аренды не обязательно должны быть все правообладатели помещений. Возможна ситуация, когда договор заключается с частью из них или даже с одним — изъявившим желание.

Особый порядок установлен для приобретения прав на земельные участки под многоквартирными жилыми домами. В существующей застройке земельные участки, на которых находятся сооружения, входящие в состав общего имущества многоквартирного дома, жилые здания и иные строения, предоставляются в качестве общего имущества в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

При определении момента, с которого у домовладельцев возникает право общей долевой собственности на земельный участок, имеет значение, был ли сформирован данный земельный участок и был ли проведен в его отношении государственный кадастровый учет до введения в действие Жилищного кодекса РФ (1 марта 2005 г.).

Если земельный участок, на котором расположены многоквартирный дом и иные входящие в состав такого дома объекты недвижимого имущества, был сформирован до 1 марта 2005 г., то данный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме.

В случае если вышеуказанный земельный участок не был сформирован до 1 марта 2005 г., на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме любое уполномоченное указанным собранием лицо вправе обратиться в органы государственной власти или органы местного самоуправления с заявлением о формировании земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом. Земельный участок переходит бесплатно в общую долевую собственность собственников помещений в многоквартирном доме с момента его формирования и проведения государственного кадастрового учета.

С 1 марта 2005 г. многоквартирные дома принимаются приемочной комиссией как законченные строительством объекты только при установлении размеров и границ земельных участков, на которых они расположены.

Какие граждане имеют исключительное право на приватизацию земельных участков

Исключительное право на приватизацию земельных участков позволяет собственнику упростить процедуру регистрации. Потребуется она в том случае, когда владелец недвижимости решится продать свой надел или передать его по наследству. Нюансы предстоящей приватизации будут зависеть от того, к какой категории принадлежит участок. Доступны два варианта развития дальнейших событий. В первом — собственник обладает исключительным правом, во втором — приватизирует на общих основания.

Основные моменты

Физическому лицу только единожды за всю свою жизнь возможно осуществить приватизацию бесплатно. Таким правом можно воспользоваться при условии использования надела по следующим основаниям:

  • использовался бессрочно;
  • участок был выделен в аренду: возмездную или безвозмездную;
  • надел достался в результате наследования и находился у предыдущего владельца на пожизненном владении.

Конкретный срок для оформления приватизации не оформляется в том случае, когда земли используются в гаражном, дачном или садовом сообществе. В настоящее время бесплатной приватизации подлежат следующие наделы:

  1. переданные некоммерческим организациям из фонда муниципалитета до 25.10.2001 года;
  2. земля не подвергалась изъятию из оборота, а также не была арестована;
  3. надел не состоит в резерве для госнужд.

Основным препятствием в настоящее время является создание дачных сообщество позднее предписанного законом срока — 2001 года. Тогда на помощь может прийти только выкуп надела. Приватизация наделяет собственника надела правом свободного распоряжения свои имуществом. После указанной процедуры становится возможной продажа, обмен, дарение, возведение строений или деление одного земельного участка на несколько небольших наделов. При отсутствие прав собственности все вышеперечисленные действия станут невозможными.

При отсутствии приватизации всегда есть риск изъятия надела государством для реализации им собственных нужд. В таком случае владелец полностью лишится земли и возможности получить компенсацию. Муниципальные органы могут воспользоваться своим правом наложения запрета на пользование таким участком, а также полностью изменить его назначение.

Надлежащим образом оформленный в собственник участок изъять практически невозможно. Если земля все таки понадобится администрации, то за нее выплатят компенсацию. Исчисляться она будет в пределах рыночной цены надела. Приватизация принесет за собой не только права, но и определенные обязанности. Если до этого участок находился под арендой, то единственной тратой была арендная плата. Теперь же за приватизированную недвижимость придется платить налог и содержать ее в надлежащем виде за счет собственных средств.

Процедура

По приватизации разработан ФЗ «О приватизации муниципального и государственного имущества». В соответствии с нормами указанного закона у граждан возникает обязанность приобрести в собственность или оформить арендные отношения на надел, пользование которым они осуществляют.

В случае если бесплатная процедура не полагается, владелец строения имеет право выкупить надел за процент от стоимости по кадастру. Юридическим лицам надлежало осуществить указанные действия в срок до 01.01.2012. До вступления в силу ЗК строения приватизировались совместно с земельными участками.

Обладатели исключительного права на приватизацию земель

Тех, кто может рассчитывать на особое отношении к себе при приватизации наделов определяет Земельный кодекс. Исключительным правом приватизировать землю можно воспользоваться в следующих случаях:

  • Здание принадлежит нескольким владельцам. Каждый из них обладает одинаковым правом на приобретение в собственность или оформление аренды на землю под этим зданием;
  • Государственные или муниципальные органы владеют наделом в особом порядке при ограниченном пользовании;
  • Помещения, находящиеся в здании являются государственной или муниципальной собственностью. Правом пользоваться землей под этими помещениями бессрочно может самая крупная организация. Другие же получат надел под зданием лишь в ограниченное использование.

Участки, расположенные под многоквартирными домами, находящиеся на кадастровом учете после 01.03.2005, переходят в бесплатную долевую собственность между всеми владельцами квартир. Земля, сформированная до указанного срока, перейдет в общедолевую собственность только в том случае, если этот вопрос будет решен общим собранием жильцов. Также придется подать соответствующее заявление в местное самоуправление.

Нюансы процедуры

Каждый гражданин РФ может единожды в своей жизни воспользоваться правом на бесплатную приватизацию. Процесс будет довольно сложным. При несоответствии в процедуре или несоблюдении ее этапов будет отказано в регистрации. Всю процедуру придется проходить заново. Вместе с заявлением необходимо предоставить следующие документы:

  • данные собственника;
  • способ эксплуатации земли;
  • размер находящегося в собственности надела;
  • цель для будущего использования земли после оформления на нее приватизации;
  • выписка из регистрационной палаты;
  • справка о тех условиях, на которых наделом пользовались ранее;
  • справка от кадастровой службы;
  • согласие супруга или супруги, заверенное нотариусом (если надел был приобретен в браке).

Заявление не будет принято без подтверждающих право собственности на надел документов. На рассмотрение заявления и приложенных к нему документов у специалиста будет 30 дней. На плечи заявителя ляжет обязанность вызова на объект инженера кадастра для осуществления необходимых измерений.

Распоряжение участком невозможно без его приватизации. Самым простым способом является возведение на нем дома. После того, как на дом получены все правоустанавливающие документы, так сразу же можно приступать к оформлению в собственность земли под ним. Под запрет приватизации подпадают парки, заповедники и земли силовых структур.

Воспользуйтесь бесплатной юридической консультацией!

Гараж приземлили

В нашем случае питерец, он же собственник гаража, обратился с иском к администрации своего муниципального образования. Дело в том, что чиновники отказали гражданину в просьбе передать ему в собственность землю под его гаражом. Они ответили человеку, что дать ему землю никак невозможно, потому что его гараж находится на неделимом участке земли, а блок гаражей, один из которых его — это единый объект недвижимости.

Владелец гаража посчитал, что такой ответ чиновников противоречит Земельному кодексу, и обратился в суд. Но там его ждало разочарование — городской суд, а вслед за ним и областной истцу отказали. Тогда он пошел дальше и выше — в Верховный суд. Там его дело перечитали и сказали, что местные суды были неправы.

Что увидела в деле о земле под личным гаражом Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда?

А увидела, что гараж жителя Санкт-Петербурга родом из Ленинграда, потому как построен был еще в середине 80-х годов прошлого века. А уже в наше время, в 2012 году, владелец пошел в суд и попросил права собственности на гараж. И получил его, зарегистрировав гараж как индивидуальный объект недвижимости. Спустя несколько лет гражданин попросил отдать ему и землю под гаражом. Местные суды удовлетворить просьбу дружно отказались. Их аргументы звучали так: гаражный бокс настырного истца находится в едином массиве гаражей на неделимом участке земли.

Про эти выводы Верховный суд сказал, что они сделаны с «нарушением норм права». Вот аргументы Верховного суда.

По статье 36 Земельного кодекса (в редакции, которая действовала на момент спора) выходит, что граждане или юридические лица, имеющие в собственности или в управлении здания или сооружения, которые стоят на участках государственной или муниципальной земли, приобретают права на эти участки.

Исключительное право на приватизацию участков, их аренду имеют собственники зданий, стоящих на такой земле, в порядке, предусмотренном законодательством. По Земельному кодексу (статья 28) не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юрлиц участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности, для строительства. Исключения — прописанные в законе изъятия участков из оборота или резервирование их для госнужд. К нашему случаю это отношения не имеет. А еще в законе сказано — не допускается отказ в предоставлении в собственность гражданам и юрлицам участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральный закон разрешает передавать эти участки в собственность.

Из всех перечисленных норм закона Верховный суд делает вывод — право на приобретение в собственность участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, имеют все собственники объектов недвижимости, которые расположены на таких участках, и в реализации такого права не может быть отказано. Исключения — случаи, предусмотренные законом. В нашем случае гражданин является собственником капитального строения — то есть гаража.

Оценка возможности раздела или изменения участка должна решаться с учетом требований Земельного кодекса (статья 11). Там сказано, что не допускается образование участков , если их образование приводит к невозможности разрешенного использования расположенных на них объектов недвижимости. Земельный кодекс еще определил предельный минимальный размер участка. В нашем случае суды не стали его устанавливать.

В статье 56 Гражданского кодекса записано, что каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается. Суд должен определить, какие обстоятельства важны для дела, какая сторона должна их доказывать, и вынести эти обстоятельства на обсуждение, даже если стороны на какие-то из них не ссылались. В нашем случае суды, делая выводы о неделимости участка, никак свой вывод не обосновали и не привели доказательств того, что в результате передачи в собственность гражданину участка под его гаражом такой земельный участок не может использоваться в соответствии с категорией и видом разрешенного использования. Суд велел дело пересмотреть.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×