0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Земельные участки в составе реакционной зоны

Статья 98. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Комментарий к Ст. 98 ЗК РФ

1. В соответствии со ст. 94 ЗК земли рекреационного назначения относятся к землям особо охраняемых территорий, которые изъяты в соответствии с постановлениями федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ или решениями органов местного самоуправления полностью либо частично из хозяйственного использования и оборота и для которых установлен особый правовой режим.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий федерального значения, порядок использования и охраны этих земель устанавливаются Правительством РФ на основании федеральных законов.

Порядок отнесения земель к землям особо охраняемых территорий регионального и местного значения, порядок использования и охраны указанных земель устанавливаются органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными законами, законами субъектов РФ и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

2. Порядок отнесения земель к землям рекреационного назначения федерального значения, порядок их использования и охраны федеральным законодательством не установлен.

Земли рассматриваемой категории могут находиться как в государственной, так и в частной собственности, без ограничений участия в обороте, поскольку в ст. 27 ЗК, содержащей исчерпывающий перечень земельных участков, изъятых или ограниченных в обороте, земли рекреационного назначения не упоминаются.

В то же время на землях рекреационного назначения запрещается всякая деятельность, препятствующая их целевому назначению. При этом изменение цели использования земельных участков, относящихся к рассматриваемой категории, может служить основанием отказа в предоставлении земельного участка.

Данная позиция нашла отражение в сложившейся судебной практике.

Как следует из Постановления ФАС Дальневосточного округа от 5 января 2004 г. по делу N Ф03-А73/03-2/2516, суд первой инстанции признал недействительным постановление главы муниципального образования о предоставлении ответчику в собственность земельного участка, относящегося к землям рекреационного назначения, для ведения личного подсобного хозяйства.

При рассмотрении спора судом установлено, что право истца на постоянное (бессрочное) пользование спорным земельным участком удостоверено государственными актами на право пользования землей и постановлением главы муниципального образования, согласно которому земельный участок, находящийся в пользовании истца, признан освоенным и используемым по назначению.

Таким образом, изданное по результатам инвентаризации земель постановление подтверждает факт передачи земельного участка под размещение главных корпусов, административных зданий и зоны отдыха дома отдыха «Дружба».

При таких обстоятельствах вывод суда о необоснованном предоставлении ответчику спорного земельного участка в собственность для ведения личного подсобного хозяйства правомерен.

Кроме того, как указывается в Постановлении, суд правомерно применил ст. 92 ЗК РСФСР, аналогичная норма содержится и в ст. 98 ЗК. Спорный земельный участок относится к землям рекреационного назначения и исходя из содержания названных норм может быть использован только для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности.

3. Пункт 3 комментируемой статьи закрепляет, что использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

Как следует из указанной нормы, в том случае, если учебно-туристические тропы и трассы проложены с согласия собственника или иного пользователя земельного участка, использование указанных земельных участков может осуществляться на праве ограниченного пользования чужим земельным участком, т.е. сервитутом.

Поскольку в данном случае целью предоставления ограниченного права пользования земельным участком является обеспечение прохода или проезда через земельный участок неограниченного круга лиц, то устанавливается публичный сервитут.

Согласно ст. 23 ЗК публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Осуществление сервитута должно быть наименее обременительным для земельного участка, в отношении которого он установлен.

В случае если установление публичного сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, собственник земельного участка и иной землепользователь вправе требовать изъятия, в том числе путем выкупа, у него данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков либо предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков.

В том случае, если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших публичный сервитут, соразмерную плату.

Сервитуты подлежат государственной регистрации в соответствии с ФЗ о государственной регистрации прав на недвижимое имущество.

4. Согласно ст. 86 ЗК в состав пригородных зон могут включаться земли, находящиеся за пределами черты городских поселений, составляющие с городом единую социальную, природную и хозяйственную территорию и не входящие в состав земель иных поселений.

Границы и правовой режим пригородных зон, за исключением пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, утверждаются и изменяются законами субъектов РФ.

Границы и правовой режим пригородных зон городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются федеральными законами.

Как следует из ст. 61 ФЗ «Об охране окружающей среды», под зелеными зонами понимаются территории в границах поселений, покрытые древесно-кустарниковой растительностью и травянистой растительностью, в совокупности образующие зеленый фонд городских и сельских поселений.

На территориях, находящихся в составе зеленого фонда, запрещается хозяйственная и иная деятельность, оказывающая негативное воздействие на указанные территории и препятствующая осуществлению ими функций экологического, санитарно-гигиенического и рекреационного назначения.

Специальным актом, регулирующим отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории и иной градостроительной деятельности, является Градостроительный кодекс Российской Федерации.

Один из основных принципов законодательства о градостроительной деятельности — осуществление градостроительной деятельности с соблюдением требований охраны окружающей среды, а одна из целей разработки правил землепользования и застройки — создание условий для сохранения окружающей среды.

Правила землепользования и застройки утверждаются представительным органом местного самоуправления и включают в себя карту градостроительного зонирования (зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон) и градостроительные регламенты.

Обязательными приложениями к проекту правил землепользования и застройки являются протоколы публичных слушаний по указанному проекту и заключение о результатах таких публичных слушаний.

На карте градостроительного зонирования устанавливаются границы территориальных зон и в обязательном порядке отображаются границы зон с особыми условиями использования территорий (охранные, санитарно-защитные зоны и иные зоны). Границы указанных зон могут отображаться на отдельных картах.

При этом границы зон с особыми условиями использования территорий могут не совпадать с границами территориальных зон.

В состав территориальных зон могут включаться зоны особо охраняемых территорий, а в зоны особо охраняемых территорий — земельные участки, имеющие в том числе рекреационное и иное особо ценное значение.

В состав зон рекреационного назначения могут включаться зоны в границах территорий, занятых городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

Градостроительным регламентом определяется правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства.

Градостроительные регламенты применительно к зонам с особыми условиями устанавливаются в том числе с учетом требований охраны особо охраняемых территорий и иных природных объектов.

5. Согласно общей норме, закрепленной в статье 7 ЗК РФ, земельные участки используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.

Земли рассматриваемой категории могут использоваться для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

Гражданский кодекс РФ (п. 2 ст. 260) ограничивает право собственности на земельные участки, устанавливая, что пользование земельным участком может осуществляться в пределах, определяемых его назначением.

Статьями 285 — 286 ГК предусмотрена ответственность за ненадлежащее использование земельного участка. В том случае, если использование участка осуществляется с грубым нарушением правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством, в частности если участок используется не в соответствии с его целевым назначением, данный земельный участок может быть изъят у собственника.

Орган государственной власти или местного самоуправления, уполномоченный принимать решения об изъятии земельных участков по основаниям, предусмотренным ст. ст. 284 и 285 ГК, а также порядок обязательного заблаговременного предупреждения собственников участков о допущенных нарушениях определяются земельным законодательством.

Если собственник земельного участка письменно уведомит орган, принявший решение об изъятии земельного участка, о своем согласии исполнить это решение, участок подлежит продаже с публичных торгов.

Если собственник земельного участка не согласен с решением об изъятии у него участка, орган, принявший решение об изъятии участка, может предъявить требование о продаже участка в суд.

Функции государственного земельного контроля за соблюдением земельного законодательства Постановлением Правительства РФ от 19 августа 2004 г. N 418 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве кадастра объектов недвижимости» возложены на Роснедвижимость.

Должностные лица и специалисты названного Федерального агентства и его территориальных органов осуществляют государственный земельный контроль в порядке, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2006 г. N 689 «О государственном земельном контроле» . С 2009 г. его функции переходят согласно Указу Президента РФ от 12 мая 2008 г. к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом (СЗ РФ. 2008. N 20. Ст. 2290).
———————————
Примеч. ред.: ранее контроль осуществлялся в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 19 ноября 2002 г. N 833 «О государственном земельном контроле».

Так, указанные должностные лица вправе: рассматривать в пределах своей компетенции дела об административных правонарушениях, налагать штрафы на лиц, виновных в нарушении земельного законодательства, и выносить предупреждения о допущенных земельных правонарушениях с уведомлением об этом соответствующих органов, осуществляющих предоставление земельных участков; направлять в соответствующие органы материалы о нарушениях земельного законодательства для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к ответственности; направлять в государственные органы исполнительной власти или органы местного самоуправления материалы о принудительном прекращении права на земельные участки ввиду их ненадлежащего использования в случаях, предусмотренных земельным законодательством.

Кроме того, статья 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа за использование земель не по целевому назначению, а равно невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращению других процессов, ухудшающих качественное состояние земель.

Земельные участки в составе реакционной зоны

ООО «Экспертная служба
«ЭКСПЕРТИЗА НЕДВИЖИМОСТИ»

Мы работаем для вас с 2013 года

пр. М. Нагибина, 14 а, оф. 631 А

  1. Главное меню
  2. Библиотека
  3. Правила землепользования и застройки
  4. Правила землепользования и застройки муниципального образования «Город Батайск» Р.2. Зона рекреационно-ландшафтных территорий

Р.2. Зона рекреационно-ландшафтных территорий

Зона рекреационно-ландшафтных территорий выделена для обеспечения правовых условий сохранения и использования существующего природного ландшафта и создания экологически чистой окружающей среды в интересах здоровья и общего благополучия населения.

Основные виды разрешенного использования:

1. лесопарки, лугопарки;

2. прогулочные аллеи;

Условно разрешенные виды использования:

1. детские оздоровительные учреждения;

2. лагеря и базы отдыха;

3. тренировочные базы, спортивные школы;

4. интернаты, приюты для детей и подростков;

5. интернаты для престарелых;

6. крытые спортивные и физкультурно-оздоровительные сооружения;

7. открытые спортивно-физкультурные сооружения;

8. прокат игрового и спортивного инвентаря;

10. места для кемпингов;

11. пункты первой медицинской помощи;

Читать еще:  Узаконивание самовольной постройки: последовательность оформления

12. торговые павильоны и киоски;

13. некапитальные строения предприятий общественного питания (рестораны, кафе, бары, закусочные, столовые и иные подобные объекты);

14. культовые сооружения;

15. общественные туалеты;

16. площадки для выгула собак;

17. автозаправочные станции, объекты автосервиса;

18. опорные пункты охраны порядка;

19. сооружения связи, радиовещания и телевидения.

20. дома охотников и рыболовов.

Вспомогательные виды разрешенного использования:

1. элементы дизайна, скульптурные композиции;

2. элементы благоустройства;

3. места парковки для легковых автомобилей на земельном участке основного объекта;

4. отдельно стоящие туалеты на земельном участке основного объекта.

1. Представленные выше градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе данной зоны Р.2. только в случае, когда части территорий общего пользования — парков, набережных переведены в установленном порядке на основании проектов планировки (установления красных линий) из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.

В иных случаях – применительно к частям территории в пределах данной зоны Р.2., которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территорий красными линиями, градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.

2. В случае если земельный участок и объект капитального строительства расположен в границах действия ограничений установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации, правовой режим использования и застройки территории указанного земельного участка определяется совокупностью требований и ограничений, указанных в Главе 23 Правил. При этом более строгие требования, относящиеся к одному и тому же параметру, поглощают более мягкие.

Земли рекреационного назначения

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма.

Земли рекреационного назначения представляют собой земельные участки, которые предназначены для того, чтобы организовать культурно-оздоровительную, спортивную деятельность граждан, а также земли, которые используются для отдыха и туризма. К таким землям относятся все базы отдыха, курорты, санатории, профилактории и прочие организации.

Понятие земельных участков рекреационного назначения, их состав

Поскольку земельные участки категории рекреационного назначения представляют собой земли для отдыха и оздоровления граждан, располагаться они должны в тех местах, где действительно есть возможность отдыха и оздоровления. Охрана и законное использование таких участков находится на государственном контроле.

Состав земель рекреационного назначения представляет собой земельные участки, которые оборудованы объектами для туризма, отдыха, культурно-оздоровительных мероприятий, спортивных мероприятий. К ним относятся не только базы отдыха и санатории, но и детские лагеря, рыболовные базы, дома отдыха и спортивной рыбалки и прочие аналогичные организации и строения.

Также в состав вышеназванных земель входят парки, скверы, лесополоса за городом и в городской черте.

Использование этих земель не по назначению запрещено.

Так, ни один парк, сквер или иной «зеленый островок» в городе не может быть перестроен в здания жилого или общественно-делового типа без соответствующего на то разрешения органов местного самоуправления, которое может быть обжаловано любым гражданином в судебном порядке.

Следует отметить, что все базы отдыха и прочие организации для проведения культурно-оздоровительного досуга граждан находятся за пределами городской черты (за границей населенного пункта). Все здания, строения и сооружения могут находится в частной собственности, однако использовать их можно только согласно целевому предназначению земель и никак иначе.

Правовой режим и использование земель, имеющих статус рекреационных

Правовой режим земель рекреационного назначения определяется действующим земельным законодательством. Поскольку основным предназначением земель такой категории является удовлетворение граждан в оздоровлении и культурно-спортивном отдыхе, то использоваться земли должны исключительно в этими целями.

Так, не запрещается юридическому лицу арендовать или приобретать в собственность с разрешения государственных или муниципальных властей земли, а затем осуществлять на них деятельность, связанную с организацией отдыха граждан. Например, для строительства базы отдыха, детского лагеря, учебно-профилактического здания, палаточного лагеря или любого другого вида зданий и сооружений рекреационного значения.

Отдавать в собственность участки земель, отведенных для рекреационного назначения, частным физическим лицам запрещено, согласно нормам действующего законодательства.

Однако если такие земли пересекаются с земельными участками, где собственниками выступают физические лица, юридические лица, государственные органы власти или муниципалитет, то на собственность этих лиц накладывается правила сервитута, как частного, так и публичного. Это, в свою очередь, не влечет потери права собственности на участок.

Использовать участки, которые имеют статус рекреационных земель, можно только по целевому назначению – для организации отдыха граждан. При этом если подходящий участок земли находится в собственности у физических или юридических лиц, то государством он может быть изъят в принудительном порядке для осуществления своих нужд или реквизирован.

Реквизирование земельных участков рекреационного значения может осуществляться на срок от двух до двадцати лет.

Запрет на использование земли не по назначению

Согласно статье 98 Земельного кодекса РФ земли рекреационного назначения находятся под защитой государства. Именно поэтому на землях такого типа категорически запрещается вести любую деятельность, в том числе и коммерческого характера, которая не связана с использованием земель по их прямому назначению.

На землях, имеющих рекреационное назначение, нельзя строить жилые дома, создавать предприятия и организации, которые не связаны с туризмом и отдыхом.

Примечательно, что за нарушение данного пункта законодательства предусмотрена административная ответственность в виде административного штрафа, размер которого определяется в зависимости от того, кто выступает нарушителем.

Контроль за исполнением целевого использования земли осуществляет государственный земельный контроль, а та же общественный контроль по нормам земельного законодательства. Представители каждого из этих органов могут проводить проверки по землям рекреационного значения, проверять исполнение земельного права. Государственный земельный контроль вправе запрашивать соответствующие документы, выдавать предписания и подавать в суд для рассмотрения обнаруженных нарушений.

При особенно грубых нарушениях, систематическом неисполнении предписаний собственник земельного участка, относящегося к рекреационным землям, может понести и уголовное наказание, а также может быть лишен права собственности в судебном порядке. В результате такой участок переходит в ведомство муниципалитета или государства для целевого его использования согласно действующим нормам.

Административные штрафы

На должностных лиц, которые использовали земельный участок не по назначению, если он находится в ведомстве государственной, муниципальной или бюджетной организации, накладывается административный штраф в размере 1 — 1,5% от кадастровой стоимости участка.

При этом земельный участок, который попадает под категорию рекреационного назначения, обязан иметь кадастровую стоимость и кадастровый номер, иначе ввод его в эксплуатацию был бы незаконным.

Административное взыскание с должностного лица не может быть менее 20 тысяч рублей, даже если кадастровый процент получается меньшим. Данная мера прописана в Кодексе об административных правонарушениях РФ.

Юридические лица, осуществляющие деятельность на землях рекреационного значения, не связанную с целевым использованием, могут понести наказание в виде административного штрафа, размер которого составляет 1,5-2% от кадастровой стоимости участка. При этом взыскание не может быть меньше, чем 100 000 рублей, даже если описанный процент будет составлять меньшую сумму.

Частным физическим лицам не выделяют участки рекреационного значения в собственность, поэтому они не могут нести какое-либо наказание, ни в виде административного штрафа, ни в виде любого другого взыскания. Более того, любой гражданин вправе подать на рассмотрение жалобу в муниципалитет, государственные органы или суд о том, что обнаружил нарушения по использованию земельных участков.

Для проверки достоверности показаний, указанных в жалобе, на место обычно выезжают представители государственного земельного контроля, которые и устанавливают факт нарушения земельного законодательства.

Статья 37. Градостроительные регламенты и параметры разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в рекреационных зонах

1. Рекреационные зоны (коды зон Р-1, Р-2, Р-3) согласно градостроительному зонированию представлены на карте градостроительного зонирования тремя зонами – зоной городских зелёных насаждений Р-1, зоной рекреационно-ландшафтных территорий Р-2 и зоной спортивных и оздоровительных комплексов и сооружений Р-3.

2. Градостроительные регламенты в части видов разрешённого использования в территориальных рекреационных зонах приведены в таблице:

Виды разрешённого использования земельных участков и объектов капитального строительства в рекреационных зонах

Код и наименование территориальной зоны общественно-деловой застройки

Зона городских зелёных насаждений

Зона спортивных и оздоровительных

комплексов и сооружений

-физкультурно-оздоровитель-ные сооружения (общей площадью не более 1000 кв.м);

— мемориальные комплексы, памятные объекты

— некапитальные вспомогате-льные строения и инфраструктура для отдыха

— пляжи и объекты обслуживания пляжей;

-некапитальные вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха (спасательные станции, пункты проката спортивно-рекреационного инвентаря)

— вспомогательные строения и инфраструктура для отдыха: игровые площадки, бассейны,

— спортивные и игровые площадки;

— лодочные станции, яхтклубы, спортклубы.

— специальные спортивно-развлекательные сооружения

-тренировочные базы, конноспортивные базы, велотреки, автомотодромы.

— сезонные объекты (некапитальные строения) общественного питания (кафе, закусочные, рестораны).

— площадки для отдыха;

— автостоянки (парковки) перед объектами обслуживающих, оздоровительных и спортивных видов использования;

— элементы благоустройства, фонтаны, малые архитектурные формы;

— объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водо и газоснабжения, канализация, сети электросвязи);

— объекты пожарной охраны;

— площадки для мусоросборников.

— оборудованные места для пикников;

— санатории, профилактории, дома отдыха, базы отдыха;

— детские оздоровительные лагеря и дачи дошкольных учреждений;

— гостиницы, дома приема гостей, центры обслуживания туристов, кемпинги, мотели;

— объекты общественного питания (кафе, закусочные, рестораны);

— бани (сауны), банно-оздоровительные комплексы;

— площадки для отдыха;

— площадки для выгула собак;

— пункты оказания первой медицинской помощи;

— временные торговые объекты (киоски, лоточная торговля, павильоны розничной торговли);

— автостоянки (парковки) перед объектами основных и условно разрешённых видов разрешённого использования;

— объекты инженерной инфраструктуры (электро-, тепло-, водо и газоснабжения, канализация, сети электросвязи);

— объекты пожарной охраны;

— антенны сотовой, радиорелейной и спутниковой связи.

3. В состав зон рекреационного назначения (код зоны Р) включаются зоны в границах территорий, занятых лесами, скверами, парками, садами, прудами, озерами, водохранилищами, а также в границах иных территорий, используемых и предназначенных для отдыха, туризма, занятий физической культурой и спортом.

4. На территориях рекреационных зон допускается ограниченная хозяйственная деятельность в соответствии с установленным для них особым правовым режимом.

5. Для обеспечения режима функционирования рекреационных территорий могут устанавливаться охранные зоны с запрещением в пределах этих зон деятельности, отрицательно влияющей на природные комплексы охраняемых территорий. Границы охранных зон отображаются на картах (схемах) содержащихся в генеральном плане города и фиксируются на карте градостроительного зонирования.

6. Земельные участки в пределах охранных зон у собственников, владельцев, пользователей и арендаторов не изымаются и используются ими с соблюдением установленного для этих земельных участков особого правового режима.

7. Зона городских зелёных насаждений Р-1 предназначена для организации скверов и парков городского значения, используемых в целях кратковременного отдыха, проведения досуга населения.

Представленные градостроительные регламенты могут быть распространены на земельные участки в составе данной зоны только в случае, когда части территорий общего пользования – городских парков, скверов, бульваров переведены в установленном порядке на основании проектов планировки из состава территорий общего пользования в иные территории, на которые распространяется действие градостроительных регламентов.

В иных случаях – применительно к частям территории в пределах данной зоны, которые относятся к территории общего пользования, отграниченной от иных территорий красными линиями, градостроительный регламент не распространяется и их использование определяется уполномоченными органами в индивидуальном порядке в соответствии с целевым назначением.

8. Зона рекреационно-ландшафтных территорий Р-2 предназначена для сохранения природного ландшафта, экологически чистой окружающей среды, а также для организации отдыха и досуга населения. Хозяйственная деятельность на территории зоны осуществляется на основе лесного законодательства; допускается строительство обслуживающих культурно-развлекательных объектов, спортивных сооружений, связанных с выполнением рекреационных функций территории.

9. Зона спортивных и оздоровительных комплексов и сооружений Р-3 предназначена для размещения спортивных и спортивно-оздоровительных сооружений и комплексов общегородского значения, а также обслуживающих объектов, вспомогательных по отношению к основному назначению зоны.

10. Зона городских зелёных насаждений Р-1 и зона рекреационно-ландшафтных территорий Р-2 должны быть благоустроена и оборудована малыми архитектурными формами: фонтанами, бассейнами, лестницами, пандусами, подпорными стенками, беседками, светильниками и т.п.

11. Максимальный процент застройки в границах земельного участка в территориальных зонах Р-1, Р-2 – 30%, в территориальной зоне Р-3– 60%.

© Официальный сайт
Администрации муниципального образования
город Тарко-Сале, 2010-2015
admints@list.ru

При использовании материалов сайта ссылка обязательна.

Природоохранные зоны: законодательство и ограничения по строительству

Определение, ограничения и возможное использование природоохранных зон регламентируется ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» с принятыми 16 июля 2019 г. изменениями и дополнениями. Согласно действующего нормативного акта, к этой категории относятся земельные и водные участки и воздушное пространство над ними, где расположены объекты с особым культурным, рекреационным, научным или оздоровительным значением.

Читать еще:  Как определить самострой

Категории особо охраняемых объектов и зон

В зависимости от назначения и важности для государства все объекты делятся на несколько категорий (Ст. 94, глава XXVII Земельного Кодекса РФ).

1. Особо охраняемые территории. Включаются земли курортов и историко-культурного значения, природоохранные и рекреационные территории. Порядок перевода в статус таких земель определен Правительством на основе действующих ФЗ. Использование их в других целях строго ограничивается или полностью запрещается ЗК РФ. Это объекты общенационального значения, могут находиться в муниципальной или государственной собственности. В исключительных случаях допускается включение в такие территории земель, находящихся в собственности физических и юридических лиц.
2. Земли природоохранного значения. Имеют не столь жесткие ограничения, как вышеописанные. К ним относится водоохранные территории водоемов и рек, районы нерестилищ рыб, леса с защитными функциями, пастбища и противоэрозионные полосы.
3. Рекреационные земли – участки, предназначенные для отдыха, туризма или спортивных занятий. На них строятся базы отдыха, спортивные сооружения, пансионаты, кемпинги, парки и лесопарки. Особый правовой режим пользования запрещает их выкупать, изымать и продавать. Использование может делаться лишь по согласию собственников или землепользователей, допускается на основе сервитутов. Законодательство запрещает строительство любых объектов, не отвечающих целевому первоначальному назначению.
4. Историко-культурные зоны. К ним относятся некоторые кладбища, земли под памятниками и архитектурными зданиями, объекты археологического значения. В зависимости от расположения и конкретного назначения могут разрешаться отдельные виды производства строительных работ, сельскохозяйственная деятельность запрещается.
5. Особо ценные земельные участки. На их собственников возлагаются обязанности по их поддержанию в первозданном виде, сведения обязательно указываются в земельном кадастре и при регистрации прав на недвижимость. К ним относятся редкие природные ландшафты, геологические образования, ареалы обитания животных или растений из Красной книги РФ.
6. Земли лесного и водного фонда. Используют для восстановления вырубленных или уничтоженных пожарами лесов, для строительства гидротехнических сооружений, Обеспечивающих питьевой водой населенные пункты. Правовые отношения регулируются профильными постановлениями, соответствующими кодексами и нормативными актами.

Порядок перевода природоохранных территорий в другую категорию прописан Федеральным законом и не может изменяться по решению местных органов или отдельных министерств.

Ограничения по строительству в природоохранных зонах

Каждый потенциальный застройщик должен понимать разницу между особо охраняемой природной территорией (ООПТ) и природоохранной зоной. В первой категорически запрещены все виды строительных работ, исключая необходимые случаи в целях государственной безопасности. Во втором случае перечень и жесткость ограничений зависит от степени защиты и технических характеристик возводимых объектов.

Природоохранные участки должны обозначаться специальными информационными табличками, устанавливают их владельцы, в том числе и физические и юридические лица. На них допускаются отдельные виды хозяйственной деятельности с учетом законодательных актов и решений органов местного самоуправления. Свои требования выдвигают Гражданский, Водный и Лесной кодексы РФ.

В большинстве случаев в этих пределах не запрещают проектирование, реконструкцию и строительство жилых и хозяйственных объектов при условии, что все они предусматривают наличие очистных и иных сооружений, обеспечивающих сохранность этих зон. Как обязательное условие нужно согласование с санитарно-эпидемиологическими службами.

Некоторые муниципальные советы устанавливают свои ограничения по ведению хозяйственной и иной деятельности в природоохранных зонах. Застройщики должны получать разрешения и от них, для этого требуется предоставить для ознакомления проект и всю документацию. При несоблюдении режимов поведения в таких зонах на застройщиков может подаваться иск в судебные инстанции, решение зависит от умения сторон доказывать свою правоту.

Встречаются случаи, когда местные власти выводят некоторые земельные участки из границ природоохранной зоны. Перед началом строительных работ застройщик должен самостоятельно проверить законность таких решений. Дело в том, что изменения границ зон можно делать только с согласования с федеральными организациями, при его отсутствии может быть возвращен первоначальный статус со всеми вытекающими ограничительными последствиями. Местные власти свои действия должны согласовывать с:

• соответствующим федеральным органом по охране окружающей среды;
• соответствующим федеральным органом в области государственной безопасности;

Согласованию с вышестоящими федеральными органами подлежат и решения местных исполкомов по созданию природоохранных зон. Муниципальным властям запрещено самовольно менять назначение земли в границах населенных пунктов.

Специфические ограничения в водоохранных зонах

Эти земли имеют большое влияние на санитарное состояние водных объектов общего пользования, в связи с этим облагаются более жесткими требованиями. На территории категорически запрещено применение стойких пестицидов и гербицидов, нельзя устраивать скотомогильники и кладбища, возводить объекты промышленного назначения.

Строительство жилых помещений разрешается в случаях:

• наличия полного комплекса очистных сооружений;
• соблюдения собственником недвижимости существующих санитарных норм;
• прохождение проектной документацией экологической экспертизы.

Потенциальным застройщикам необходимо знать, что природные водные объекты являются собственностью государства и должны гарантировать свободный доступ всех граждан РФ. Контроль выполнения требований осуществляется Росприроднадзором.

Государственный кадастр природоохранных зон

Документация должна отвечать действующим правилам и включать в себя данные о статусе территории, географическом положении, границах, режиме ограничений и т. д. Реестр создается в целях полного учета всех участков, оценки их состояния и контроля изменений, планирования перспектив развития.

Новые изменения в нормативных актах

В целях оптимизации законодательства и устранения искусственных препятствий строительству, Министерство природы разработало официальный документ, в котором существенно послаблены существующие ограничения. В настоящее время он на стадии согласования с федеральными органами, но есть большая надежда о положительном решении. Ведомство настаивает на выдаче разрешений на строительство не только религиозных, социальных и культурных сооружений, но и жилых зданий. Планируется корректировка следующих нормативов.

1. Порядок изменения буферных зон. Касается природных заповедников, министерство планирует уменьшить их до 15 км, а для федеральных природоохранных зон всего до 150 метров.
2. Правила пользования буферными зонами. Теперь предлагается разрешить в них сплошные рубки леса, строительство объектов религиозного, оздоровительного, спортивного и научного назначения. Не запрещается заниматься жилищным строительством с ограничением по высоте домов до 20 м, а плотность застройки земельного участка не может превышать 1% площади.

Кроме того, предполагается легализировать все ранее построенные объекты, расположенные в буферных зонах, но отвечающие современным требованиям. Ранее такие полномочия делегировались органам местного самоуправления, что часто провоцировало коррупционные действия чиновников различного ранга. Министерство надеется, что с принятием новых поправок существенно увеличится объем строительства в буферных зонах и при этом никакого негативного влияния на окружающую среду оказываться не будет.

Участок в Снт в собственности, решением администрации участок отнесли к зоне Р 1 (Рекреационная зона)

Проблема следующая: в феврале 2016 года купила участок в снт, участок в собственности, находится в городе. В июле 2018 года запланировала строительство дома, для этого поехала в глав архитектуру за разрешением на строительство, написала заявление, сказали ждать 20 дней, перезвонила через несколько недель мне сказали раз у вас дачный участок (снт) вам не нужно разрешение на строительство, согласно дачной амнистии стройте дом, оформляйте без проблем. Построили дом, приехали БТИ и Геодезисты, получила документы из БТИ, сдала в МФЦ, но пришло письмо из Росреестра о приостановлении гос. регистрации, так как Решением совета от июня 2018 года мой участок находится в зоне рекреационного использования. Подскажите пота что мне теперь делать? Ведь администрация могла хотя бы предупредить что нельзя ничего больше строить на своём же участке. Соседи всё тоже относятся к зоне р 1, но они успели оформить дома до июня 2018 года.

Вызывает сомнение, что земельные участки в СНТ в том числе и принадлежащий вам на праве собственности Решением совета местной администрации переведен в рекреационным землям, так как они как правило не в населенной зоне. Согласно ФЗ № 217 «О ведении гражданами садоводства и огородничества » на землях СНТ разрешено строить дома. Для сведения вам, регистрация садового дома-не ИЖС-это ваше право, не обязанность. Если вы не получили официальный ответ, что земли СНТ переведены в иную категорию, то запросите письменный ответ с ссылкой на законодательство (не исключено что в судебном порядке вам придется оспаривать Решение о переводе земли, если надумаете регистрировать дом).

Земельный кодекс Российской Федерации. Статья 98. Земли рекреационного назначения

1. К землям рекреационного назначения относятся земли, предназначенные и используемые для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан.

2. В состав земель рекреационного назначения входят земельные участки, на которых находятся дома отдыха, пансионаты, кемпинги, объекты физической культуры и спорта, туристические базы, стационарные и палаточные туристско-оздоровительные лагеря, детские туристические станции, туристские парки, учебно-туристические тропы, трассы, детские и спортивные лагеря, другие аналогичные объекты.

(в ред. Федеральных законов от 14.03.2009 N 32-ФЗ, от 23.06.2016 N 206-ФЗ)

3. Использование учебно-туристических троп и трасс, установленных по соглашению с собственниками земельных участков, землепользователями, землевладельцами и арендаторами земельных участков, может осуществляться на основе сервитутов; при этом указанные земельные участки не изымаются из использования.

4. Утратил силу. — Федеральный закон от 14.03.2009 N 32-ФЗ.

5. На землях рекреационного назначения запрещается деятельность, не соответствующая их целевому назначению.

Нужно ли разрешение на строительство дома на дачном участке.

Если строение капитальное, то нужно.

«Градостроительный кодекс Российской Федерации» от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 03.07.2016) (с изм. и доп., вступ. В силу с 01.09.2016)

Консультант Плюс: примечание.

Разрешения на строительство, выданные физическим и юридическим лицам до введения в действие настоящего Кодекса, признаются действительными (Федеральный закон от 29.12.2004 N 191-ФЗ).

ГрК РФ, Статья 51. Разрешение на строительство

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Консультант Плюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ часть 1 статьи 51 излагается в новой редакции. См. текст в будущей редакции.

1. Разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Консультант Плюс: примечание.

С 1 января 2017 года Федеральным законом от 03.07.2016 N 373-ФЗ статья 51 дополняется частью 1.1. См. текст в будущей редакции.

2. Строительство, реконструкция объектов капитального строительства осуществляются на основании разрешения на строительство, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей.

(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 243-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3. Не допускается выдача разрешений на строительство при отсутствии правил землепользования и застройки, за исключением строительства, реконструкции объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения муниципальных районов, объектов капитального строительства на земельных участках, на которые не распространяется действие градостроительных регламентов или для которых не устанавливаются градостроительные регламенты, и в иных предусмотренных федеральными законами случаях.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 243-ФЗ, от 30.12.2012 N 289-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

3.1. В случае, если земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставлен в аренду для комплексного освоения территории, выдача разрешения на строительство объектов капитального строительства — многоквартирных домов в границах данной территории допускается только после образования земельных участков из такого земельного участка в соответствии с утвержденными проектом планировки территории и проектом межевания территории.

(часть 3.1 введена Федеральным законом от 23.06.2014 N 171-ФЗ)

4. Разрешение на строительство выдается органом местного самоуправления по месту нахождения земельного участка, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 — 6 настоящей статьи и другими федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 22.10.2014 N 315-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Консультант Плюс: примечание.

В случае, если разрешение на строительство объекта капитального строительства выдано до дня вступления в силу Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ иными исполнительными органами государственной власти или органами местного самоуправления, чем органы, предусмотренные частями 5 и 6 статьи 51 настоящего Кодекса (в редакции Федерального закона от 18.07.2011 N 224-ФЗ), такое разрешение признается действительным. В этом случае разрешение на ввод объекта в эксплуатацию выдается исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления, выдавшими разрешение на строительство.

Я так понимаю у вас дача. На самом деле у вас должно быть два вопроса. Первый нужно ли разрешение на строительство? Второй можно ли без разрешения на строительство зарегистрировать право собственности?

Читать еще:  Как провести электричество на участок без построек

1) Вопрос — да обязательно, его ни кто не отменял, обоснование коллега вам уже привел достаточное.

2) Вопрос — Да можно зарегистрировать без разрешения. По дачной амнистии. Оформления постройки происходит на основании декларации. Данный документ выступает в качестве основания осуществления регистрационных действий в отношении указанной в нем недвижимости. Он должен быть заполнен правообладателем объекта лично и содержать его подлинную подпись. Приказ Минэкономразвития РФ от 03.11.2009 № 447 устанавливает стандартную форму декларации, которую следует заполнить при прохождении государственной регистрации.

В жизни ни кто практически не получает разрешение и живут. Хотя еще раз повторюсь его ни кто не отменял.

За подробностями милости просим на платную консультацию.

Как получить разрешение на строительство дома на дачном участке?

Ст. 51 Градостроительного кодекса

17. Выдача разрешения на строительство не требуется в случае:

1) строительства гаража на земельном участке, предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или строительства на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;

Для строительства дома на дачном участке разрешение получать не нужно. Необходимо только придерживаться «СП 53.13330.2011. Свод правил. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 30-02-97*» (утв. Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2010 N 849)

«СНиП 30-02-97*. Планировка и застройка территорий садоводческих (дачных) объединений граждан, здания и сооружения» (приняты и введены в действие Постановлением Госстроя РФ от 10.09.1997 N 18-51) (ред. от 12.03.2001)

Необходимо получить разрешение на строительство дома на дачном участке для получения материнского капитала, возможно ли это?

Необходимо. Для получения разрешения на строительство нужно обратиться в отдел архитектуры. Заявление о выдаче разрешения рассматривается в течение 10 дней. Разрешение на строительство выдается на 10 лет, плата не взимается (ст.51 ГрК РФ).

Как получить разрешение на строительство жилого дома на дачном участке?

Для получения разрешения на строительство Вам необходимо обратиться с заявлением в архитектурный отдел Администрации по месту жительства.

Уточните, пожалуйста, архитектурный отдел действительно может дать разрешение на строительство жилого дома на дачном участке?

Да, если Вы только собираетесь строить.

Для строительства дачного домика разрешения не нужно.

Порядок действий для получения разрешения на строительство дачного дома на участке в дачном кооперативе.

Многое определяется статусом Вашего дачного кооператива. Если это действительно дачный кооператив, то специального разрешения не требуется, т.к. застройка проводится в соответствии с генпланом всего кооператива. Если же у Вас все таки не дачное строительство, а индивидуальное жилое, тогда другое дело. Вся информация содержится в свидетельстве о праве собственности на земельный участок и учредительных документах кооператива. Если что-то конкретно, то обращайтесь kuligin@rdn.ru

Действует ли сейчас дачная амнистия. Если есть участок под ЛПХ надо ли получать разрешение на строительство дома?

От того, находится ли участок ЛПХ в границах населённого пункта или за их пределами, зависит разрешённое законодательством его использование:

На приусадебном земельном участке можно выстроить жилой дом и любые другие строения (с соблюдением правил, одинаковых для всех – строительных, противопожарных, санитарно-гигиенических и прочих, а также можно производить сельхозпродукцию (любую: сажать растения, разводить животных и птицу, поставить пасеку). В жилом доме, выстроенном на приусадебном земельном участке, можно зарегистрироваться по месту жительства, а также возможно получить имущественный налоговый вычет.

На полевом земельном участке можно только производить сельхозпродукцию и возводить для этого некапитальные строения (без фундамента). Жилой дом строить запрещено, а если он будет построен, его могут обязать снести. Естественно, о прописке в таком доме и речи не идёт.

Планируя строить жилой дом на участке ЛПХ, нужно чётко представлять себе, какие документы потребуются затем для получения свидетельства о праве собственности.

«Дачная амнистия» продлена до 2018 года, поэтому для гос регистрации прав на дом на участке ЛПХ в границах населённого пункта нужен один документ — правоустанавливающий документ на земельный участок.

После истечения срока «дачной амнистии» по общему правилу помимо документа на земельный участок понадобится документ, подтверждающий факт создания жилого дома и содержащий его описание, то есть либо разрешение органа местного самоуправления на ввод объекта в эксплуатацию, либо разрешение на строительство (для незавершённого строительством объекта).

Разрешение на строительство не требуется при регистрации права на дом, но его всё-таки лучше получить. Градостроительный кодекс РФ (ч. 1 и 2 ст. 51) по-прежнему предусматривает необходимость строить, только имея разрешение на строительство, а Кодекс об административных правонарушениях (ч. 1 ст. 9.5) устанавливает ответственность за строительство объекта капстроительства без разрешения.

На нарушителя, физическое лицо, накладывается штраф в размере от 2 до 5 тысяч рублей, причём такой штраф может быть наложен неоднократно на протяжении всего срока строительства.

Для получения разрешения на строительство в местную администрацию подаётся заявление о выдаче разрешения и три документа к нему:

правоустанавливающий документ на землю;

градостроительный план участка, его нужно предварительно получить в той же администрации, написав заявление о выдаче, документы для оформления администрация собирает самостоятельно, градостроительный план выдаётся бесплатно в течение тридцати дней с момента подачи заявления;

схема планировочной организации, которая изготавливается застройщиком по мере способностей — обычно на копии кадастрового плана ручкой вычерчивается предполагаемая схема застройки.

При наличии этих трёх документов разрешение на строительство выдаётся не позднее, чем через 10 дней после подачи заявления.

Состав земель населенных пунктов и зонирование территорий

Состав земель населенных пунктов и их правовой режим определяются посредством проведения градостроительного зонирования территории населенного пункта.

Градостроительное зонирование представляет собой территориальную организацию муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов. Соответственно, порядок использования земель населенных пунктов определяется в соответствии с зонированием их территорий.

К территориальным зонам относятся зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты. В ст. 85 ЗК РФ определен не только примерный состав земель населенных пунктов, но и виды использования конкретных территориальных зон.

В основе критериев выделения территориальной зоны выступает особый правовой режим использования земельных участков в ее границах. С учетом перечисленных в ст. 85 ЗК РФ видов территориальных зон осуществляется планировка, застройка и использование земельных ресурсов населенных пунктов.

Правовой режим территориальных зон аналогичен правовому режиму различных категорий земель (кроме земель запаса). Вместе с тем они имеют общее функциональное назначение – обеспечение устойчивого развития населенного пункта.

В соответствии с ЗК РФ границы территориальных зон должны отвечать требованиям принадлежности каждого земельного участка только к одной зоне.

Статья 85 ЗК РФ устанавливает примерный перечень видов территориальных зон, которые могут предусматриваться правилами землепользования и застройки и включаться в состав земель конкретного населенного пункта:

  • 1) жилые;
  • 2) общественно-деловые;
  • 3) производственные;
  • 4) инженерных и транспортных инфраструктур;
  • 5) рекреационные;
  • 6) сельскохозяйственного использования;
  • 7) специального назначения;
  • 8) военных объектов;
  • 9) иные территориальные зоны.

Дополняет и детализирует состав земель населенных пунктов ГрК РФ в ст. 35.

В результате градостроительного зонирования, помимо перечисленных в земельном и градостроительном законах, в зависимости от местных условий органами местного самоуправления могут выделяться и иные виды территориальных зон. В состав перечисленных зон могут включаться также зоны конкретного использования.

Так, в состав жилых зон могут включаться земли, занятые индивидуальными жилыми домами, малоэтажными, среднеэтажными и многоэтажными жилыми домами, застройки иных видов. В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего (полного) общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта (если не требуется установление санитарно-защитных зон и их деятельность не вызывает вредного воздействия на окружающую среду), гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства и дачного хозяйства.

В состав общественно-деловых зон могут включаться земли делового, общественного и коммерческого назначения, размещения объектов социального и коммунально-бытового назначения, обслуживания объектов, необходимых для осуществления производственной и предпринимательской деятельности, общественно-деловые зоны иных видов согласно градостроительным регламентам. Общественно-деловые зоны предназначены для размещения объектов здравоохранения, культуры, торговли, общественного питания, социального и коммунально-бытового назначения, предпринимательской деятельности, объектов среднего профессионального и высшего профессионального образования, административных, научно-исследовательских учреждений, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, объектов делового, финансового назначения, иных объектов, связанных с обеспечением жизнедеятельности граждан.

В перечень объектов капитального строительства, разрешенных для размещения в общественно-деловых зонах, могут включаться жилые дома, гостиницы, подземные или многоэтажные гаражи.

В ЗК РФ сохранены производственные зоны, зоны инженерных и транспортных инфраструктур, рекреационные зоны.

В зону сельскохозяйственного использования включаются земельные участки, занятые пашнями, многолетними насаждениями, а также зданиями, строениями, сооружениями сельскохозяйственного назначения, которые используются в целях ведения сельскохозяйственного производства до момента изменения вида их использования в соответствии с генеральными планами населенных пунктов и правилами землепользования и застройки.

Земельные участки общего пользования, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации. Территории общего пользования в населенных пунктах предназначены для удовлетворения общественных интересов населенных пунктов.

В п. 1 ст. 85 ЗК РФ в перечне территориальных зон обозначена зона специального назначения, однако правовой режим ее земель отсутствует. Дополняет пробел ст. 35 ГрК РФ, в которой указано, что в состав зон специального назначения могут включаться зоны, занятые кладбищами, крематориями, скотомогильниками, объектами размещения отходов потребления и иными объектами, размещение которых может быть обеспечено только путем выделения указанных зон и недопустимо в других территориальных зонах.

В состав территориальных зон могут включаться зоны размещения военных объектов и иные зоны специального назначения.

В пределах границ населенных пунктов могут выделяться зоны особо охраняемых территорий, в которые включаются земельные участки, имеющие особое природоохранное, научное, историко-культурное, эстетическое, рекреационное, оздоровительное и иное особо ценное значение.

Органы местного самоуправления осуществляют использование, охрану, защиту и воспроизводство лесов, расположенных в границах городских и сельских населенных пунктов, в соответствии с законодательством РФ [1] (за исключением городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга). Использование, охрана и воспроизводство лесов, расположенных в границах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, осуществляются с учетом особенностей организации местного самоуправления, установленных федеральным законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 2 Закона о переводе земель для создания особо охраняемых природных территорий исполнительные органы государственной власти или органы местного самоуправления ходатайствуют о переводе земельных участков из состава земель одной категории в другую без согласия правообладателей земельных участков в случаях перевода земельных участков из состава земель одной категории в другую без изъятия земельных участков у их правообладателей либо в связи с установлением или изменением границ населенных пунктов.

В городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований по установлению категорий особо охраняемых природных территорий определяются законами субъектов РФ – городов федерального значения (ст. 2 Федерального закона от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях»).

К зонам с особыми условиями использования территорий относятся охранные, санитарно-защитные зоны, зоны охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее – объекты культурного наследия), водоохранные зоны, зоны охраны источников питьевого водоснабжения, зоны охраняемых объектов, иные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством РФ. Границы территорий объектов культурного наследия могут не совпадать с границами территориальных зон.

Земельные участки, включенные в состав зон особо охраняемых территорий, используются в соответствии с требованиями, установленными ст. 94–100 ЗК РФ.

Кроме того, органами местного самоуправления могут устанавливаться иные виды территориальных зон, выделяемые с учетом функциональных зон и особенностей использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Территориальные зоны устанавливаются в правилах землепользования и застройки муниципальных образований, которые, в свою очередь, должны соответствовать требованиям технических регламентов, генеральным планам, схемам территориального планирования.

Правилами землепользования и застройки устанавливаются градостроительные регламенты индивидуально для каждой территориальной зоны, с учетом особенностей ее расположения и развития, а также возможности территориального сочетания различных видов использования земельных участков (жилого, общественно-делового, производственного, рекреационного и иных видов использования земельных участков).

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×