0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Фз о приватизации земельных участков

Приватизация земельных участков гражданами

В научной литературе термин «приватизация» трактуется как в широком, так и в узком смысле. В широком смысле под приватизацией понимается один из институтов, регулирующий экономику через сокращение государственного сектора и увеличение вклада частного сектора в хозяйственное развитие. В узком смысле приватизация — это передача права собственности на имущество определенному кругу физических и юридических лиц.

Легальное определение приватизации содержится в Федеральном законе от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества». Так, в ст. 1 данного Закона приватизация рассматривается как возмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, в собственности физических и (или) юридических лиц.

Следует отметить, что указанная формулировка является несовершенной и не в полной мере отражает специфику приватизации. В частности, в формулировке указано, что приватизация является возмездной, в то время как приватизация может быть и безвозмездной. Например, приватизация земельных участков, находящихся на праве постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения.

Помимо этого, предлагаемое законодателем понятие не содержит критериев, позволяющих отграничить приватизацию от любой другой сделки по отчуждению имущества из государственной или муниципальной собственности, так как не всякое отчуждение государственного и муниципального имущества является приватизацией.

В этой связи юридическое понятие приватизации должно обладать исчерпывающим и ясным набором признаков, делающих его пригодным для практического применения.

Анализ законодательства, регулирующего отношения, связанные с приватизацией государственного и муниципального имущества, показал, что к основным признакам приватизации можно отнести следующие:

— приватизируемое имущество находится в собственности публично-правовых образований (Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований);

— отчуждение имущества осуществляется в частную собственность физических и юридических лиц;

— отчуждение имущества в рамках приватизации может быть как возмездным, так и безвозмездным;

— приватизация осуществляется только в порядке, предусмотренном законами о приватизации, а не общим гражданским и земельным законодательством;

— в наличии имеется четко установленная процедура.

Учитывая указанные признаки, полагаю, что в ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» следует внести изменения, прописав, что под приватизацией следует понимать возмездное, а также в случаях, указанных в законе, безвозмездное отчуждение имущества, находящегося в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в собственность физических и (или) юридических лиц в соответствии с законодательством о приватизации при соблюдении специально установленной процедуры передачи имущества.

Предлагаемая формулировка в большей степени отражает специфику рассматриваемой правовой конструкции, и в ней содержатся признаки, позволяющие отграничить приватизацию от иных сделок, связанных с отчуждением государственного и муниципального имущества.

Что касается приватизации земельных участков, можно отметить, что некоторые ученые под приватизацией земельных участков ошибочно понимают все формы (способы) отчуждения земельных участков из государственной или муниципальной собственности в частную. При этом, говоря о понятии «способ приватизации», эти исследователи исходят из того, что оно тождественно понятиям «способ передачи, отчуждения, приобретения (возникновения, перехода) права собственности на земельный участок».

В юридической литературе выделяют два вида приватизации земельных участков:

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, не обладающего каким-либо правом на данный земельный участок;

— бесплатная передача публичного земельного участка в собственность гражданина, уже использующего такой участок на каком-либо ограниченном вещном праве.

По моему мнению, подобное толкование данного термина является чрезмерно широким, так как включает в себя, помимо приобретения права собственности на земельные участки, предоставленные на праве постоянного (бессрочного) пользования либо пожизненного наследуемого владения, и иные способы предоставления земельных участков. Например, бесплатное предоставление земельных участков льготным категориям граждан (гражданам, имеющим трех и более детей, и т.д.) или выкуп земельного участка, на котором находятся здания, строения, сооружения, принадлежащие лицу на праве собственности.

В научной периодике под приватизацией земельных участков также понимают юридическую процедуру, включающую в себя действия по прекращению права собственности на земельный участок у одного субъекта (государства) и возникновению права собственности на земельный участок у другого субъекта (физического или юридического лица), завершающуюся заключением договора купли-продажи или производимую на безвозмездной основе.

На мой взгляд, указанная формулировка является удачной, в ней в отличие от ряда других говорится о том, что приватизация земельных участков может осуществляться на безвозмездной основе. Вместе с тем в формулировке по-прежнему отсутствуют критерии, по которым можно отграничить приватизацию земельных участков от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

По моему мнению, критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

В этой связи удачной видится формулировка, при которой под приватизацией земельных участков необходимо понимать не что иное, как передачу (перерегистрацию или переоформление) в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

Вместе с тем у указанной формулировки имеются и недостатки, в частности нет указания о безвозмездности приватизации земельных участков гражданами.

С учетом выявленных мной недостатков полагаю, что под приватизацией земельных участков гражданами следует понимать безвозмездную передачу в собственность ранее предоставленных гражданам земельных участков на праве постоянного бессрочного пользования или пожизненного наследуемого владения.

К проблемам, связанным с приватизацией гражданами земельных участков, можно отнести неправомерное предоставление земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий. Несмотря на запрет в действующем земельном законодательстве на приватизацию земельных участков, расположенных в пределах особо охраняемых природных территорий, органы государственной власти и местного самоуправления нередко принимают решения о предоставлении таких земельных участков в собственность граждан.

К основным причинам нарушений, допускаемых в ходе приватизации земельных участков, которые расположены в пределах особо охраняемых природных территорий, можно отнести, во-первых, неправильное понимание органами государственной власти и местного самоуправления положений действующего законодательства, что может быть компенсировано деятельностью контрольно-надзорных органов; во-вторых, отсутствие четко установленных границ особо охраняемых природных территорий.

Исследование судебно-арбитражной практики показало, что основной причиной незаконной приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий является отсутствие в кадастре особо охраняемых природных территорий достаточных данных о расположении границ отдельных особо охраняемых природных территорий. Зачастую отсутствие необходимых сведений о границах в кадастре особо охраняемых природных территорий связано с бездействием государственных органов, уполномоченных на осуществление указанной деятельности.

К примеру, Ленинградский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в защиту интересов неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным исковым заявлением к Комитету по природным ресурсам Ленинградской области о признании незаконным бездействия, выразившегося в непредставлении в орган государственного кадастрового учета документов, содержащих сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы памятника природы «Геологические обнажения на реке Оредеж у поселка Ям-Тесово».

Лужским городским судом административное исковое заявление было удовлетворено. Суд обязал ответчика в течение 12 месяцев представить в орган, осуществляющий государственный кадастровый учет, документы, содержащие необходимые сведения о границах и ограничениях по использованию земельных участков, входящих в пределы особо охраняемой природной территории.

Суд правомерно исходил из того, что именно Комитет по природным ресурсам несет обязанность по представлению сведений о границах зон с особыми условиями использования в органы государственной регистрации. При этом бездействие ответчика нарушает права неопределенного круга лиц на получение сведений из реестра недвижимости о расположении зон с особыми условиями, а также может привести к нарушениям законодательства в части предоставления в собственность земельных участков в границах особо охраняемой природной территории, что может повлечь причинение вреда уникальной природе природного заказника в связи с использованием его не по назначению.

В настоящее время в соответствии со ст. 4 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях» сведения о границах особо охраняемых природных территорий вносятся в государственный кадастр особо охраняемых природных территорий на основании решения об их образовании, которое принимается органом государственной власти или местного самоуправления в зависимости от статуса образуемой особо охраняемой природной территории. При этом ведение государственного кадастра особо охраняемых природных территорий осуществляется Министерством природных ресурсов и экологии Российской Федерации.

Поскольку нарушения законодательства в сфере приватизации земельных участков в границах особо охраняемых природных территорий продолжают иметь место, полагаю, что в целях обеспечения законности в данной сфере необходимо в административном законодательстве в отношении должностных лиц предусмотреть ответственность за непредставление сведений о границах особо охраняемых природных территорий в государственный кадастр. По моему мнению, указанная мера будет способствовать уменьшению количества нарушений, связанных с незаконной приватизацией земельных участков, входящих в пределы особо охраняемых природных территорий.

В качестве вывода можно отметить, что критерием, позволяющим отграничить приватизацию земельных участков гражданами от иных сделок, связанных с отчуждением земельных участков, находящихся в собственности публично-правовых образований, является обладание гражданином правом постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного наследуемого владения на приобретаемый в собственность в порядке приватизации земельный участок.

Федеральный Закон «О приватизации земельных участков»

В качестве предмета такой процедуры может выступать любой объект. Сюда относятся и земельные участки. Следует отметить, что такая процедура имеет свои особенности, поскольку территория может располагаться в различных местах. Земельные участки обычно относятся к многоквартирным или частным домам, а также к садоводствам. По этой причине процедура приватизации таких объектов имеет свои особенности. Нужно учитывать, что говорит закон о приватизации земельных участков.

Земельный кодекс

Основным нормативным актом, который регулирует вопросы, касающиеся различных территорий, является «Земельный кодекс Российской Федерации» от 25 октября 2001 года № 136-ФЗ. Он регулирует отношения по использованию и охране земель РФ.

Указанным нормативным актом даны определения некоторым основным понятиям:

  1. Собственник – лицо, владеющее участком.
  2. Землепользователь – человек или организация, имеющее право использовать территорию.
  3. Землевладелец – получивший возможность распоряжаться землей на основании наследства.
  4. Арендатор – занимающий территорию на условиях соответствующего договора.
  5. Обладатель сервитута – лицо, имеющее право ограниченного пользования чужим участком.

В качестве участников выступают как организации, так и обычные люди.

Закон о дачной амнистии

Конкретного Закона «О дачной амнистии» нет. В данном случае речь идет о Федеральном законе от 30 июня 2006 года «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации по вопросу оформления в упрощенном порядке прав граждан на отдельные объекты недвижимого имущества». Поправки установили одним из условий предоставлять технический план построек, которые располагаются на участке.

Действие указанного нормативного акта распространяется на участки сельхозназначения для дач, огородов, садов, подсобного хозяйства, а также предназначенные для индивидуального строительства.

Закон о регистрации прав

Основным нормативным актом, который регулирует вопросы, касающиеся официальной фиксации своих прав на собственность, является Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости». Данный нормативный акт касается сделок с недвижимостью, к которой отнесены и земельные участки.

Приватизация земли

В то же время необходимо учитывать статус территории. Это может быть участок в садоводческом товариществе, а также под многоквартирным или частным домом. Такие факторы вносят определенные особенности в процедуру приватизации.

В садоводческом товариществе

Садоводческое товарищество представляет собой организацию, которой выделен участок земли. Такая территория делится на определенные части, которые передаются в собственность членам товарищества. Чтобы приватизировать такой участок, необходимо вначале обратиться в правление СНТ, чтобы получить соответствующее разрешение, а затем направить ходатайство местным властям.

Под многоквартирным домом

Приватизация земельного участка, который находится под многоквартирным домом, зависит от того, как территория изначально выделялась застройщику. Если он владел участком на праве собственности, то после передачи не только квартиры, но и земля переходит заказчикам. В этом случае жильцам достаточно будет зарегистрировать свое право в органах Росреестра. Если участок выделялся застройщику на праве аренды, то собственникам квартир потребуется обращаться в орган местной власти с ходатайством о приватизации. Следует отметить, что таким правом наделены только владельцы помещений.

Под жилым домом

Обычно земельный участок, располагающийся под частным домовладением, изначально принадлежит местной администрации и передается человеку на праве аренды или бессрочного пользования. То есть в этом случае собственнику домовладения потребуется обращаться в региональные органы власти, чтобы приватизировать территорию.

Ограничения в приватизации

Участки, которые нельзя приватизировать, указаны в статье 27 Земельного кодекса РФ.

  1. Государственные заповедники и национальные парки.
  2. Участки, находящиеся под сооружениями и зданиями военных формирований и судов.
  3. Земля, на которой располагаются объекты ФСБ, ФСО, ФСИН.
  4. Участки под предприятиями атомной энергии, местами хранения радиоактивных веществ и ядовитых материалов.
  5. Территории закрытых административных образований.
  6. Места воинских и гражданских захоронений.
  7. Линейные объекты, возведенные для охраны государственной границы РФ.
  8. Земли лесного фонда.
  9. Участки, в пределах которых находятся государственные водные объекты, а также историческое и культурное наследие.
  10. Территории, предоставленные для обеспечения обороноспособности и безопасности страны.
  11. Участки, предназначенные строительства, ремонта и реконструкции водного, воздушного и железнодорожного транспорта.
  12. Территории, занятые объектами космической инфраструктуры.
  13. Участки под гидротехническими сооружениями.
  14. Земли, предоставленные под производство наркотических и ядовитых средств.
  15. Территории, загрязненные опасными отходами или подвергшиеся деградации.
  16. Участки вблизи границ земель, зарезервированных для государственных нужд.
  17. Территории в первом и втором поясах зон санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.

Также нельзя приватизировать землю, если человек не имеет на нее правоустанавливающих документов, обращается не к собственнику или повторно.

Процедура оформления прав

Процедура оформления прав на земельный участок состоит из трех этапов:

  1. подготовка необходимой документации;
  2. обращение к собственнику территории;
  3. получение решения.

Каждый из них невозможно реализовать без другого. Поэтому необходимо выполнить все указанные этапы последовательно.

Подготовка документов

Прежде всего, надо подготовить документы, которые будут являться основанием для реализации все процедуры. Собирать сведения человек может самостоятельно, либо через своего законного представителя, на имя которого оформляется доверенность, которая подтверждает его полномочия.

К необходимым документам отнесены:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Доверенность, если в процедуре принимает участие законный представитель.
  3. Документ, подтверждающий право на участок. Это может быть договор купли-продажи, дарения, мены, аренды, бессрочного пользования, который ранее заключал человек.
  4. Кадастровый паспорт.
  5. Согласие супруга, если инициатор состоит в законном браке.

Документы можно представлять в виде оригиналов или заверенных копий. Затем инициатор должен оформить письменное заявление. Для этого можно использовать обычную офисную бумагу.

В тексте надо указать:

  1. Название местного органа власти и данные о его руководителе.
  2. Фамилия, имя, отчество, данные паспорта, адрес проживания и контактный телефон инициатора.
  3. Сведения об участке – его место расположения, общая площадь и назначение.
  4. Основания для эксплуатации – аренда, бессрочное пользование.
  5. Ходатайство о приватизации.
  6. Согласие других совладельцев.
  7. Перечень прилагаемой документации.
  8. Дата заявления.
Читать еще:  Оформлять дачу в собственность необязательно, но приватизация даст вам очевидные преимущества

Обращение должно быть подписано заинтересованным лицом.

Обращение в компетентный орган

Составленное заявление, вместе с документами, необходимо переслать собственнику участка. В данном случае таковым является местный орган власти, например, сельская администрация. Сделать это можно несколькими способами.

Чаще всего люди передают данные самостоятельно. Для этого необходимо лично явиться в соответствующий орган власти. Следует отметить, что такой вариант избавляет инициатора от необходимости оформлять заявление самостоятельно. Он может сделать это на месте. Также в процессе передачи человек получит разъяснения по интересующим его вопросам и убедится, что заявление зарегистрировано и принято к исполнению.

Еще одним вариантом обращения является почтовая пересылка документов. В данном случае правильнее направлять всю информацию заказным письмом. Подтверждением доставки будет являться почтовое уведомление, которое поступит инициатору. Такой вариант предусматривает самостоятельное оформление заявления.

Обратиться к местным властям можно и через законного представителя. Последний должен будет иметь на руках доверенность, подтверждающую его полномочия.

Пожалуй, самым удобным вариантом направления данных является обращение в МФЦ. Человеку будет достаточно представить имеющиеся у него документы. Все остальные действия выполнят специалисты центра. Они запросят недостающую информацию и перешлют данные по назначению. Также в МФЦ человеку окажут помощь по оформлению обращения.

Можно использовать для пересылки данных интернет. В этом случае необходимо перевести все бумаги в цифровой формат. Такой вариант используется крайне редко.

Получение решения

После того как все данные будут представлены в местный орган власти, их подвергнут детальному анализу на предмет достоверности и полноты. После этого происходит совещание при руководителе администрации. Завершением будет принятие решения. Оно может быть и отрицательным. Отказ человек получает в случае неполноты или недостоверности сведений, либо повторного обращения. Независимо от содержания решения о результатах инициатор должен быть извещен надлежащим образом. На практике решение направляется человеку по почте, передается под подпись на руки или через многофункциональный центр. После этого с новым владельцем заключается договор о приватизации.

Государственная регистрация

Такое правило касается и приватизации земельного участка. Это обусловлено тем фактом, что в данном случае меняется собственник территории. Для регистрации человек должен подготовить и направить в органы Росреестра заявление, после чего он будет проинформирован о результатах рассмотрения.

Подача заявления

Основанием для регистрации сделки и права собственности является заявление инициатора. Оно составляется на обычном листе офисной бумаге либо типографском бланке.

В тексте должно быть указано следующее:

  1. Название органа Росреестра и его адрес.
  2. Сведения об инициаторе – фамилия, имя, отчество, данные паспорта, год рождения и место жительства.
  3. Описание земельного участка – адрес расположения, общая площадь.
  4. Само ходатайство о регистрации права собственности.
  5. Перечень прилагаемых документов.
  6. Дата обращения и подпись человека.

К заявлению потребуется приложить некоторые документы. К ним отнесены:

  1. Паспорт заявителя.
  2. Доверенность законного представителя, если он принимает участие в процедуре.
  3. Договор о приватизации.
  4. Квитанция об оплате государственной пошлины за оказание услуги.

Бумаги можно представлять в виде заверенных копий. Однако специалисты регистрирующего органа вправе потребовать оригиналы сведений для сверки.

Передать указанные документы вместе с заявлением, как и при обращении в местный орган власти, можно несколькими способами:

  1. При личном обращении в Росреестр.
  2. Через законного представителя.
  3. При обращении в многофункциональный центр.
  4. По почте или интернету.

Каждый из вариантов человек выбирает по личному усмотрению. За государственную регистрацию также необходимо выплатить пошлину. Её размер составит триста пятьдесят рублей. Оплатить средства можно непосредственно в Росреестре, через банк или портал Госуслуги.

Получение результата

Срок оказания услуги составляет семь трудовых суток. Если информация направлялась через МФЦ, то процедура будет реализована в течение девяти рабочих дней. В течение указанного срока инициатору направят ответ. Следует отметить, что человек может получить и отказ в регистрации. Это будет иметь место в случае, если представленные данные были недостоверными, документы оформлены с нарушением требований закона, либо информация является недостоверной.

Независимо от характера решения о результатах рассмотрения человек должен быть проинформирован надлежащим образом.

Выдача итогового документа осуществляется способом, который инициатор указал в заявлении. Это может быть пересылка, вручение под подпись, либо направление через многофункциональный центр. Если в своем обращении инициатор не указал способ передачи, это не является препятствием для принятия решения. В этом случае информация будет направлена по почте на адрес, указанный в обращении. В случае положительного результата инициатору будет выдано свидетельство о праве собственности или выписка из ЕГРП. При отрицательном решении человек получит уведомление.

Нюансы закона о приватизации земельных участков

Согласно новому решению Правительства РФ, срок действия дачной амнистии был продлен: в итоге оформить на себя землю под домом можно на безвозмездных основаниях до 1 марта 2020 года. После этой даты произвести процедуру приватизации участка бесплатно уже не получится. Но, стоит заметить, что не всякую землю можно оформить на себя.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Доступные для приватизации варианты таковы:

  • участки, приобретенные гражданами до вступления в силу земельного кодекса и на которых имеются строения;
  • участки, предназначенные для ИЖС или ПХ, используемые гражданами на основе договора аренды;
  • участки, полученные на основании права наследства либо предоставленные на пользование на бессрочный период на безвозмездных основаниях;
  • участки, взятые гражданами: земли садов, огородов, дач, расположенные под гаражами и т. п.

Исключениями при этом являются (приватизировать такие земли законно нет возможности) земли, изъятые из оборота и зарезервированные для муниципального и государственного использования.

Новые правила

Процедура приватизации регулируется одновременно несколькими пунктами Российского Законодательства, а именно:

  • федеральным законом о приватизации земельных участков;
  • федеральным законом о дачной амнистии;
  • земельным кодексом России;
  • законом о государственной регистрации.

Согласно им, все земельные участки, расположенные под принадлежащими гражданам объектами недвижимости, должны быть переведены в личную собственность либо использоваться на основании договора аренды.

Но наибольшее значение при безвозмездном переводе земли в собственность имеет закон «О дачной амнистии».

Согласно закону «О дачной амнистии» осуществляется купля-продажа участков, передача их в наследство, обмен, сдача в аренду и т. д. (причем описанные в данном законе требования едины для всех регионов Российской Федерации)

Государственная программа приватизации — закрепленное в законодательстве право каждого гражданина на получение части государственного имущества в свою собственность.

Как проходит приватизация государственных предприятий, можно узнать из статьи по ссылке.

Содержание федерального закона о приватизации земельных участков

Российское Законодательство имеет в своем содержании различные сведения по отношению к приватизации земель под частными и многоквартирными домами, участками сельскохозяйственного значения:

При желании приватизировать участок под частным домом собственникам недвижимости потребуется предоставить такой пакет документов:

Чтобы помочь гражданам скорее принять решение по поводу приватизации земли под многоквартирным домом следует привести основные преимущества этого дела:

  • Обеспечение дополнительных гарантий в виде:
    • невозможности без согласия собственников как-либо использовать участок. К примеру, прокладывать дороги, строить автомойки, магазины и т. д.
    • невозможности без согласия владельцев отчуждать часть земли, сносить имеющиеся на ее территории постройки;
    • невозможность бесплатно изъять участок для муниципальных нужд;
  • Возможность немного подзаработать. Например, сдав придомовую территорию в аренду.
  • Удобство использования. Собственники вправе по-своему облагораживать территорию: строить детские площадки, обустраивать места для отдыха и т. п.

Но, к сожалению, не все так радужно: не обходится в этом деле и без отрицательных сторон.

Например:

  • Собственникам земельных участков придется оплачивать налоги за землю. Его точный размер определяется как процент от кадастровой цены земли.
  • Собственники должны самостоятельно обеспечить надлежащий уход за своей территорией: строить дороги, убирать дворы, заниматься озеленением участка. В противном случае на владельцев может наложен штраф.
  • Увеличение стоимости квадратного метра жилья в квартирах дома, расположенного на приватизированном участке. В итоге: число потенциальных покупателей и арендаторов такой дорогой недвижимости намного сократится.

Краткое содержание закона примерно таково:

  • Статья 1 говорит о порядке приватизации земельных участков.
  • Статья 10 содержит условия, позволяющие гражданам и юридическим лицам получать в собственность либо аренду участки. Стать обладателем земли можно на проводимых торгах, порядок организации которых определяется статьей 38 Земельного кодекса России.
  • Статья 10 пункт 4 позволяет гражданам и юридическим лицам выкупать арендуемые ими участки по истечению трех лет с момента заключения договора аренды. Но возможно такое только при соответствующем его использовании.

Условия продления

Многих граждан интересует вопрос о сроке действия дачной амнистии. Итак, согласно внесенным поправкам в соответствующий закон о приватизации земельных участков ее срок продлен до 1 марта 2020 года. Таким образом, в 2020 году.

Если же предполагается оформить регистрацию на право собственности после этого срока, то потребуется дополнительно предоставить в регистрирующий орган документ-разрешение на ввод к эксплуатацию.

При этом нельзя путать эти сроки со сроками безвозмездной приватизации земель сад-огородов, дач. Если ранее никаких временных рамок по этому поводу введены не были, то с вступлением в силу 23.06.2014 года некоторой поправки появился срок бесплатной приватизации – до 31 декабря 2020 года.

Теперь же следует сказать немного о порядке приватизации земель. Итак, дачная амнистия распространяется только на участки, полученные до 30 октября 2001 года – даты вступления в силу Земельного кодекса России.

При удовлетворении данного условия следующий шаг – изучение правоустанавливающего документа. Здесь следует найти информацию о том, на каком праве земля предоставлена. Отсутствии такой графы в тексте документа говорит о передаче участка на праве собственности.

Если в документе имеется информация о передаче земли на праве пожизненно наследуемого владения либо постоянного пользования, то следует приступать к непосредственно к процедуре приватизации земли – оформлению ее в собственность.

При отсутствии документов на землю вообще, нужно обратиться в орган местного самоуправления и запросить там выписку из хозяйственной книги. Это бумага в будущем и будет тем самым правоустанавливающим документом. При отсутствии в данной книге каких-либо сведений вообще, землю придется приобрести по рыночной цене.

Несколько иные правила действуют при оформлении в собственность частного жилого дома.

Итак, для этого потребуется предоставить в территориальный орган Росреестра некоторый перечень документов:

  • заявление установленного образца;
  • квитанцию об оплате государственной пошлины (ее размер равен 200 рублям);
  • паспорт гражданина РФ заявителя;
  • доверенность на представителя (при необходимости);
  • кадастровый паспорт на дом;
  • правоустанавливающий документ на землю.

Несколько иной перечень документации потребуется при регистрации не объекта ИЖС, а, например, дачного либо садового домика, расположенного на земле, предназначенного для осуществления дачного хозяйства, садоводства.

В этом случае он будет таким:

  • заявление;
  • квитанцию об оплате госпошлины;
  • паспорт заявителя;
  • свидетельство о праве на участок;
  • декларация на постройку.

Можно ли бесплатно

Следует отметить, что еще очень большая часть земель принадлежит государству: граждане по каким-то причинам не хотят переводить земли на себя. Этим и объясняется постоянное продление срока безвозмездной приватизации.

В момент создания такой программы в 1992 году чиновники предполагали, что уже к 2005 году все земли будут переведены в собственность граждан, однако этого не случилось до сих пор. Поэтому ими было принято решение снова сдвинуть временные рамки бесплатной приватизации до марта 2020 года.

При этом дачные участки допустимо безвозмездно переводить на свое имя еще до 31.12.2020 года. При этом программа намного облегчает этот процесс: нет необходимости в вводе в эксплуатацию зданий.

Приватизация на несовершеннолетнего ребенка предусмотрена законодательством, но для этого требуется прохождение несколько иной процедуры.

Как выглядит образец доверенности на приватизацию, можно узнать отсюда.

Детально с положением о приватизации муниципального имущества можно ознакомиться здесь.

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • 8 (800) 700 95 53

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Условия приватизации земли и кто имеет право приватизировать землю?

Приватизация земельных наделов позволяет землепользователям полноценно распоряжаться ими, но накладывает определённые обязательства на новоиспечённых собственников в виде уплаты земельного налога. Оформление прав собственности на разные категории земель имеет свои юридические особенности.

  • Можно ли приватизировать земельный участок
  • Нужно ли приватизировать земельный участок
  • Какие земли не подлежат приватизации
  • Кто имеет исключительное право на приватизацию

Можно ли приватизировать земельный участок

Приватизировать земельные наделы, то есть оформить на них право собственности, можно двумя способами:

  • За выкуп;
  • Бесплатно.

Бесплатно приватизировать земельный надел физическим лицам можно один раз в жизни, если данный надел используется на основании следующих видов прав:

  • Бессрочного пользования;
  • Пожизненного наследуемого владения;
  • Предоставления в безвозмездную или возмездную аренду.

Важно помнить, что если участок относится к садовым, дачным или гаражным потребительским объединениям, то срок, в течение которого эли земли должны быть приватизированы, не устанавливается (п. 2.1 ст. 3 ФЗ № 137 «О введение в действие ЗК РФ»).

Если нельзя установить вид права, на основании которого происходит эксплуатация надела для садоводства, огородничества или дачного строительства, то в пункте 2.7 ст. 3 вышеупомянутого закона № 137 перечислены условия, на которых можно приватизировать данные наделы бесплатно до конца 2020 года независимо от даты начала пользования.

К таким условиям относятся:

  • Наличие факта передачи земель некоммерческому объединению из фонда муниципальных или государственных земель до 25 октября 2001 года;
  • Отсутствие факта изъятия земель из оборота или ограничения в нём;
  • Отсутствие факта резервирования подлежащих приватизации наделов для нужд государства.

Если земля не изъята из оборота и не зарезервирована, то наиболее частым препятствием к её передаче в частное владение является факт образования садового или дачного кооператива после 2001 года. В таком случае землю можно приватизировать только за выкуп.

Читать еще:  Есть ли межевание земельного участка: как это узнать через интернет и другими способами

Бесплатная приватизация земельных наделов возможна также для следующих категорий лиц, в соответствии со ст. 39.5 ЗК РФ:

  • Семей с тремя или более несовершеннолетними детьми;
  • Получивших участок в аренду для строительства или ведения хозяйства более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в сельской местности на условиях обязательного трудоустройства по социально значимой профессии более, чем 5 лет назад;
  • Получивших участок в рамках соглашения с муниципалитетом о развитии территории;
  • Имеющих право на льготы согласно законодательству субъектов федерации.

Категории льготников, имеющих право приватизировать землю бесплатно при условии, что они не могут этого сделать по вышеизложенным основаниям, определяются областным правительством в зависимости от наличия свободных земель в регионе.

К таким категориям чаще всего относятся:

  • Малоимущие;
  • Ветераны боевых действий;
  • Инвалиды;
  • Герои России и СССР.

Важно знать, что согласно положениям статьи 39.5 ЗК РФ, участок может быть приватизирован бесплатно и лицом, не имеющим право на льготы (общей категории), при условии, что в течение предварительной аренды такой участок использовался данным лицом по назначению, например, для строительства дома или ведения сельского хозяйства.

Организации, занимающиеся сельскохозяйственным бизнесом, могут приватизировать муниципальные СХ-участки всего за 15% от их кадастровой стоимости, если с момента получения таких участков муниципальными властями в собственность прошло менее полугода, согласно пункту 5.1 ст. 10 ФЗ № 101 «Об обороте СХ-земель».

Нужно ли приватизировать земельный участок

Приватизация даёт новоявленным собственникам земельных участков права распоряжаться такими участками следующим образом:

  • Продавать;
  • Сдавать в аренду;
  • Завещать наследникам;
  • Дарить и обменивать;
  • Разделять на несколько участков;
  • Объединять с соседними землями;
  • Возводить постройки.

Неприватизированные земли могут подлежать изъятию на нужды государства без предоставления компенсации бывшему землепользователю, особенно если они использовались на правах аренды. Государственные и муниципальные власти могут также ограничивать земли в обороте, изымать их из оборота и менять категорию землепользования, лишая при этом арендатора его прав.

Изъять землю на государственные нужды из собственности граждан можно только при наличии серьёзных оснований, кроме того, владельцам будет полагаться компенсация соответственно рыночной стоимости изъятых земель.

В то же время необходимо помнить, что как только гражданин или юридическое лицо оформляет права собственности на участок, перед таким лицом возникают следующие обязанности:

  • По содержанию и охране участка;
  • По уплате земельного налога;
  • По ответственному владению.

Арендаторы и землепользователи оплачивают только потребляемые коммунальные услуги, а собственникам необходимо полностью обслуживать участок в соответствии с действующим законодательством и уплачивать ежегодно земельный налог, поэтому приватизировать свои участки имеет смысл для получения возможности их продажи или передачи по наследству.

Какие земли не подлежат приватизации

Оформить право собственности на участки, находящиеся в муниципальном или федеральном владении невозможно, если данные участки относятся:

  • К землям заповедников или публичных национальных парков (пункт 6 ст. 95 ЗК РФ);
  • К общественным землям площадей, улиц, дорог, проездов, пляжей (пункт 12 ст. 85 ЗК РФ);
  • К землям, которые были изъяты из оборота (пункт 3 ст. 3 ФЗ № 178 «О приватизации…»);
  • К землям, не подлежащим переходу из федеральных или муниципальных земель (п. 3 ст. 3 ФЗ № 178);
  • К землям лесного и водного фондов;
  • К землям, подходящим ближе, чем на 100 метров, к береговой линии.

Они могут быть переданы только в долгосрочную аренду, но граждане могут совершать условные покупки и продажи таких участков за плату, передавая по договору права такой аренды.

При покупке квартиры можно получить налоговый вычет. Подробнее об этом читайте в нашей статье.

Хотите оформить в собственность участок, взятый в аренду на 49 лет? Здесь есть подробная инструкция.

Кто имеет исключительное право на приватизацию

Под исключительным правом на приватизацию какого-либо лица понимается, что только данное лицо имеет право приватизировать участок земли во владение из федеральной или муниципальной собственности.

Согласно пункту 1 ст. 39.20 ЗК РФ, исключительное право на приватизацию наделов земли принадлежит владельцам расположенных на данном наделе жилых и нежилых строений.

Таким образом, если гражданину был предоставлен в пользование земельный надел для строительства дома, то он обретает исключительное право на приватизацию данного надела после того, как инициирует строительство жилья, так как исключительное право распространяется и на владельцев объектов незавершённого строительства – главное, чтобы были оформлены документы. Кроме того, исключительное право на приватизацию имеют лица, которые используют участок:

  • На правах бессрочного пользования;
  • На правах пожизненного наследуемого владения.

Важно помнить, что наличие исключительного права на приватизацию не предполагает, что приватизация обязательно должна быть бесплатной. Если земли не подлежат бесплатному оформлению в собственность, владелец построек может выкупить надел под ними за процент от кадастровой стоимости данного надела.

Данный вид права регулируется законодательством субъектов федерации и муниципальных образований и предполагает наличие права на приватизацию муниципальных земель и земель субъектов федерации у льготных категорий населения (многодетных семей, инвалидов и т.д.).

При наличии преимущественного права приватизация участка третьими лицами возможна только при отказе от приватизации обладающих данным правом лиц или при нарушении ими условий таковой.

Итак, приватизация государственных и муниципальных земель возможна на бесплатной основе в основном для пользователей дачных и садовых участков, остальные категории земель приватизируются путём выкупа у властей, если землепользователи не относятся к льготным категориям населения. После приватизации собственники получают право полноценно распоряжаться своими участками, но получают обязанности по содержанию своих наделов и уплате земельного налога.

Не нашли ответа на свой вопрос? Звоните на телефон горячей линии 8 (800) 350-34-85. Это бесплатно.

Закон о приватизации земли

Закон о приватизации земельных участков в новой редакции установил, что граждане смогут бесплатно получить землю от государства ещё до 2018 года. Ранее такая возможность была установлена лишь до 2015 года. Кроме того, как отмечают некоторые депутаты Государственной думы, со временем приватизация может быть переведена в бессрочную форму.

  1. Какие земли можно приватизировать?
  2. Участок, где расположен частный дом
  3. Участок под многоквартирным домом
  4. Участок в селе
  5. Дачная амнистия
  6. Документы на приватизацию

Какие земли можно приватизировать?

Разумеется, не все земли подлежат приватизации.

Закон о приватизации земельного участка ограничивает перечень категорий земель, допущенных к приватизации следующими типами:

  1. Все те земли, которые были переданы гражданам в пользование до вступления в юридическую силу указанного закона.
  2. Участки, которые выделяются гражданам для постройки собственного жилища, а также для осуществления на них хозяйственной деятельности подсобного характера.
  3. Те земли, на которые граждане получили либо получат право безвозмездного пользования, которое имеет бессрочный и наследуемый характер.
  4. Земельные наделы, предоставленные гражданам в пределах садоводческих, дачных кооперативов и так далее в целях устройства личных садов и огородов.

В своём большинстве это земли исключительно населённых пунктов и сельскохозяйственного назначения. Однако и из данных категорий возможны исключения, когда приватизировать не представляется возможным.

Так, законом к таким землям отнесены следующие:

  • земли, которые специальным актом или в соответствии с земельным законодательством выведены из свободного оборота между лицами;
  • участки, которые государство планирует изъять в собственных целях в ближайшие 30 лет, которые подлежат реквизиции по иным причинам.

Вместе с тем рассматриваемый ФЗ (федеральный закон) в России не является исключительным актом, регулирующим порядок приватизации.

Так, помимо него процедура будет регламентироваться следующими актами:

  • Земельный кодекс;
  • Закон о дачной амнистии;
  • Закон о государственной регистрации права собственности на объекты недвижимости.

Основной целью ФЗ является прекращение права граждан на безвозмездное пользование участками в наследуемом порядке. По этой причине до 2018 года должны быть переведены в частную собственность их нынешних владельцев либо оформлены посредством договора аренды.

После указанной даты иные формы права владения землёй не будут признаваться в качестве юридического факта.

Участок, где расположен частный дом

Ранее, когда гражданам выдавалась земля на праве бессрочного владения пожизненного типа, то им давалось разрешение на возведение на ней строения, хотя по нынешнему законодательству разрешение выдаётся лишь при согласии собственника земли. По этой причине случился казус, который привёл к тому, что дома стали частной собственностью, а земля осталась государственной.

Однако Земельный кодекс устанавливает, что земля и строение на ней являются неотделимым целым. Такое же положение закреплено и в гражданском законодательстве. Так что приватизации земли под частным домом является обязательством каждого собственника такого строения.

Чтобы осуществить приватизацию в данном случае в местную администрацию, в земельное управление предоставляется следующий перечень документации:

  • заявление;
  • паспорт собственника строения;
  • копию документа, который удостоверяет факт предоставления земли;
  • кадастровые документы на землю и на строение.

При этом в обязательном порядке осуществляется выкуп земли. То есть бесплатно приватизировать землю в таком случае не получиться.

Участок под многоквартирным домом

Жители многоквартирных домов даже не имеют представления о том, кому принадлежит земля под их домом. Если участок при постройке здания был выкуплен застройщиком, то она сразу становится собственностью жителей, которые купили квартиры в соответствующем доме, либо жилищной организации, в зависимости от положений договора.

Однако большинство домов были построены ещё в советское время либо после развала, но также на средства государства. Так что земли под большинством таких домов являются до сих пор собственностью государства.

Положения нового закона об обязанности жильцами выкупить земли под их домами распространяются и на жителей многоквартирных домов. Это не только бюрократическая проблема, но и возможность, которая даёт жильцам множество преимуществ.

Среди таких преимуществ стоит отметить следующие:

  • после выкупа никто не сможет распоряжаться либо каким-то иным образом пользоваться землёй, кроме самих жильцов;
  • без участия и согласия жителей никто не сможет возводить постройки, даже государственного или иного публичного назначения;
  • муниципалитет не сможет изъять участок под домом, тем самым не сможет принудительно переселить жителей в другие дома;
  • жильцы смогут получать определённую прибыль, если будут использовать приватизированные земли непосредственно перед домом в коммерческих целях;
  • жители смогут сами обустраивать эти участки по своему усмотрению по общему соглашению всех собственников квартиры соответствующего многоквартирного дома.

Таким образом, преимуществ достаточно, чтобы жители многоквартирных домов решились быстрее осуществить приватизацию.

Вместе с тем стоит отметить некоторые негативные для жильцов последствия:

  1. После того как жильцы станут собственниками земли под их домом, они обязаны будут платить земельный налог. Ставка земельного налога имеет процентную привязку к кадастровой стоимости. Так что размеры налогов получаются немаленькими. Однако, сумма налога распределяется между всеми собственниками квартир.
  2. Облагораживание и обустройство придомовых участков является не только правом, но и обязательством собственников квартир. Так, если такие участки будут находиться в неухоженном состоянии, то жилищная инспекция может наложить штраф на жильцов.
  3. После приватизации участка под многоквартирным домом стоимость одной квартиры в нём автоматически подскачет на 20–30%. Тем самым жильё станет менее ликвидным, а собственникам будет сложнее продать свои квартиры.

Нужно иметь в виду, что по любому своему усмотрению жильцы участок использовать не смогут.

Участок в селе

Сельские участки также подлежат приватизации, однако её порядок регламентируется иным законом, который специально регулирует оборот сельскохозяйственных земель. ФЗ достаточно обширный и подробно регламентирует приватизацию земель на селе.

Основные моменты заключаются в следующем:

  1. Вопросы приватизации земель на селе находятся в ведении местных органов власти. Так, сельские советы осуществляют непосредственное распоряжение участками в соответствии с приказами вышестоящей администрации и согласно региональному законодательству.
  2. Граждане, а также организации могут получить земли в своё пользование в сельской местности согласно договору купли-продажи или аренды. Выкуп земель осуществляется исключительно на публичных торгах, назначаемых при наличии двух и более претендентов на землю. Данное правило действует лишь при условии подачи публичного объявления о проведении торгов на соответствующие участки.
  3. Наличие договора аренды, действующего более трёх лет, является основанием для выкупа земли в приоритетном порядке. Так, граждане и организации, имеющие такие договоры на землю, могут выкупить её без проведения торгов путём заключения обычного соглашения о купле-продаже.

Однако главным условием получения земли от государства, будь то выкуп или аренда, является целевое использование соответствующих участков. Так, несоблюдение норм Земельного кодекса по поводу целенаправленности каждой категории земли является основанием для изъятия земли даже из частной собственности.

Дачная амнистия

Многих обрадовало положение закона о дачной амнистии про приватизацию земли. Однако не всё на самом деле так гладко. Многие граждане и владельцы дач попросту не подпадают под условия дачной амнистии.

Так, основными условиями приватизации дачных участков являются:

  1. Получение земли до 2001 года. Все участки в садовых и дачных кооперативах, полученные после указанного года, подлежат приватизации в общем порядке. На такие участки в садоводстве дачная амнистия не распространяется.
  2. Право, предоставленное на землю. Так, приватизировать можно лишь те дачные участки, которые предоставлены на основе права пожизненного владения с последующим наследованием или в постоянное безвозмездное пользование. Аренда земли или иное платное пользование означает необходимость выкупа земли, а не бесплатную приватизацию.
  3. Если на участке имеются определённые строения, то необходимо в обязательном порядке представить разрешительные документы на строение, в частности, разрешение на ввод соответствующего жилья в эксплуатацию. В противном случае факт наличия строения лучше скрыть или оформить на него документы в качестве вновь возводимого строения.

Если данные условия выполнены, то никаких проблем в приватизации дачи возникнуть не должно.

Если в результате таких действий никаких документов не обнаружится, то приватизация будет осуществляться в общем порядке. При этом будет производиться выкуп земли, а владелец будет обладать преимущественным правом покупки без проведения торгов.

Документы на приватизацию

Перечень документов разнится в зависимости от того, какой именно тип земли подлежит приватизации.

Так, если приватизировать нужно землю под частным домом, тип которой является ИЖС (индивидуальное жилищное строительство), то понадобятся следующие документы:

  • заявление по образцу, устанавливаемому местной администрацией;
  • квитанция, которая подтвердит оплату пошлины в размере 200 рублей;
  • паспорт заявителя (только гражданин РФ);
  • документ, удостоверяющий права представителя, если подача документов осуществляется при его участии;
  • кадастровые документы на жилой дом;
  • документ, удостоверяющий соответствующее право на участок.

При осуществлении приватизации иных категорий земель, к примеру, участка в дачном кооперативе, сельскохозяйственного надела, представлению подлежат следующие документы:

  • заявление в простой письменной форме;
  • квитанция;
  • паспорт гражданина РФ;
  • свидетельство, сертификат, постановление администрации о выделение земельного участка;
  • решение соответствующего кооператива о выделении земли члену кооператива;
  • документы на постройку (декларация, разрешение на стройку).
Читать еще:  Как оформить дом в собственность, построенный на своей земле

Приватизация в большинстве случаев бесплатная. Однако несмотря на это большинство граждан, боясь налогообложения и иных правовых последствий приватизации, не решаются её осуществить. По этой причине большая часть земли в обороте до сих пор находится в государственной собственности.

Из-за этого государству приходится постоянно откладывать запрет на бесплатную приватизацию, так как такой запрет лишит возможности увеличить облагаемую базу земельного налога.

Когда программа приватизации только задумывалась, депутаты и правительство были едины во мнении, что уже к середине 2000 годов вся земля будет приватизирована. Однако граждане не выразили такую активность и интерес, который предполагался. Цели ФЗ не были достигнуты. Поэтому его действие ещё не раз продлевалось.

На сегодняшний активно обсуждается вопрос об отмене временных ограничений на приватизацию новым проектируемым федеральным российским законом. Так, она может стать бессрочной.

Вместе с тем на сегодняшний день для владельцев дачных участков были установлены самые благоприятные условия.

Так:

  • бесплатно они смогут приватизировать свои участки вплоть до 2020 года;
  • в этот срок им не нужно доказывать законность строения и представлять разрешение администрации на ввод соответствующего жилого строения в эксплуатацию.

Между тем особый порядок установлен для приватизации участков с жилыми строениями, где помимо официальных пользователей земли прописаны несовершеннолетние граждане. В таком случае необходимо учитывать интересы детей, для чего требуется участие органа опеки. В остальном порядок ничем не отличается.

Закон о приватизации земельных участков

Право на приватизацию земельных наделов регламентировано ЗК РФ, Законом о приватизации и госрегистрации,( н. 178 ФЗ, н.122) «Дачной амнистией» (н.171 ФЗ). По указанным постановлениям, земля под жилой и нежилой недвижимостью, оформленной в собственность должна быть приватизирована либо арендована.

Закон о бесплатной приватизации земельных участков

Бесплатная приватизация была остановлена, когда новый Земельный Кодекс начал действовать. Но до марта 2018 года, некоторые категории аграрных наделов можно приватизировать бесплатно. Закон о безвозмездном переводе во владение земли действует для следующих категорий:

  • С жилыми постройками, возведенными до вступления в силу нового ЗК;
  • Арендованных для ИЖС или сельхозработы;
  • Переданных в наследство или по договору ренты;
  • Садово-дачные наделов ;
  • Земли под гаражами.

Для оформления земли в собственность нужно получить разрешение муниципальных властей. Затем зарегистрировать право владения, обратившись в Росреестр. Документы для обращения в муниципалитет:

  • Прошение о приватизации;
  • Документы на земельный участок;
  • Акты о владении постройками на нем;
  • Кадастровая схема, если земля на учете;
  • Техпаспорт строений;
  • Удостоверение личности или аналогичный документ.

В отделении Росреестра предоставить удостоверение личности и акт о праве собственности на аграрный надел, полученный в муниципалитете.

О том, как проводится приватизация земельного участка в 2018 году (с чего начать, куда обращаться и т. п.), написано здесь.

Под частным домом

Аграрный надел под частным жилым строением переходит в собственность по закону о приватизации, регулирующимися в ЗК РФ, и и положениями Федерального Закона (№ 178-ФЗ и № 137-ФЗ). Согласно этому приватизировать можно землю под частным жилым строением, выданную в пользование на любом основании. Приватизировать аграрный надел имеют законное основание:

  • Владельцы частного дома, находящегося на участке;
  • Владельцы садового или дачного домика, гаража, сарая и.т.п;
  • Лицо, владеющее землей по праву безвозмездного владения или ренты.

Наследникам право на безвозмездное оформление в единоличное владение не предоставляется. Они или арендуют или выкупают землю в собственность. Приватизация каких земельных участков запрещена законом:

  • Убранных из государственного земельного оборота;
  • Использованных для муниципальных и государственных целей;
  • Стратегически важных для военной безопасности РФ.

Под жилым домом

Собственник жилого дома должен направить в органы местного самоуправления прошение о приватизации земельного участка, расположенной по его домом и другими строениями подсобного назначения. А так же документы, подтверждающие его право собственности на эти строения.

Администрация рассматривает заявление 10-15 дней, после чего выносит решение об одобрении или отказе в приватизации, с указанием причин. Далее оформляется акт о передаче в собственность земельного участка, с который собственник регистрирует в Росреестре.

В садоводстве

Дачный участок оформляют на себя по закону о Дачной амнистии. С начала весны 2015 года, участки выделенные в садоводческом кооперативе, приватизируются в упрощенном порядке. Для перевода в собственность надела, нужно направить прошение в районную администрацию. Согласование с другими владельцами уделов в СНТ не нужно.

Если гражданин получил участок по индивидуальному праву, заявление о приватизации направляется в территориальное отделение Росреестра. По упрощенному порядку нужно заявление и документ, с правом собственности на участок. Кадастровая схема не требуется.

По наследству

Аграрный надел может переходить в порядке наследования. Есть три варианта наследования:

  • По праву собственности;
  • По праву бессрочного владения (пользования земельным участком);
  • По праву контракта на аренду у муниципальных властей. При этом важно знать, как оформить аренду и взять землю для последующего выкупа у государства.

В первом случае, приватизация не нужна. Во втором, через суд утверждается право на наследство, а затем наследник начинает процедуру оформления в единоличное владение. Сначала нужно оформить кадастровый паспорт и поставить аграрный надел на учет. И только потом регистрировать свое право на владение недвижимым имуществом.

Аграрный надел, наследуемый на основании аренды у администрации оформляется во владение через МИО или администрацию, которой земля принадлежит. Земля выкупается по трем схемам:

  • Без аукциона, по преимущественному праву владения постройками, возведенными на земле;
  • Через торги;
  • По условиям договора аренды с правом выкупа, если умерший заключал такой с администрацией.

Сроки

Тем кто планирует взять в собственность землю, на которой стоит их частный дом, не стоит беспокоиться о сроках приватизации. Собственникам дач лучше оформить право собственности поскорее. Дачная амнистия — действует до 1 марта следующего года.

Расходы на процедуру, даже безвозмездную, связаны с оформление документации на землю. Точные цены на оформление указаны в муниципалитете. Самая затратная статья расходов — регистрация в кадастре. Она включает в себя межевание и написание кадастровых схем. Еще один пункт расходов — сама регистрация права на собственность. Стоимость госпошлины — 2 тысячи рублей.

Приватизация земельного участка

Приватизацией называется процесс передачи государственной, муниципальной собственности в частные руки( статья 1 ФЗ№ 178 от 21. 12. 2001). Позволяет гражданам РФ воспользоваться законным правом и оформить имущество в личную собственность. Принятое решение дает возможность легализации, дальнейшей продажи, дарения, завещания. Рассчитано на безвозмездное пользование.

Понятие приватизации земельного участка

Приватизация земельного участка осуществляется с учетом:

  • Категории земель.
  • Права пользования.
  • Наличия, или отсутствия строений.

Предусмотрено оформление в единоличную, долевую, совместную собственность. При условии соответствия нормам РФ, приватизировать можно не весь участок, а лишь его часть. Доступны территории:

  • Имеющиеся под домостроением.
  • Выделенные под строительство.
  • Переданные для ведения подсобного хозяйства.
  • Находящиеся в бессрочном, арендном, пожизненно наследуемом владении.
  • Дач, огородов, садов.
  • Гаражных кооперативов.

После прохождения оформления в государственных территориальных органах регистрации, кадастра и картографии, вы становитесь полноправным хозяином земельного участка. Процедура осуществляется на платной и бесплатной основе. При платной приватизации происходит выкуп участка, находящегося в государственной, или муниципальной собственности.

Сумма определяется исходя из налоговой земельной ставки, с учетом местонахождения и численного состава населения. Под платную категорию попадают земли, полученные после 2001 г. и отданные юридическим лицам на обязательственных правах( аренда, срочное пользование).

Список дополняют земли:

  • Выделенные фермерским хозяйствам.
  • Предоставленные для сельскохозяйственного производства.
  • Относящиеся к промышленности, энергетике и прочие.
  • Неустановленной нормативными показателями и видом использования.

Застроенные земельные участки приватизируются вместе со зданиями и сооружениями. Принимает решение о приватизации Федеральное агентство управления имуществом, ее территориальные органы и муниципальные администрации.

Существует льготная приватизация земельного участка, получившая название «дачная амнистия»(ФЗ №93). Заключается в упрощенном варианте оформления документов. Распространяется на членов огородных и садоводческих товариществ. Касается земель, полученных до 30.10.2001. Относится к собственникам, имеющим членскую книжку товарищества, или документ на землю без права собственности.

Закон о «дачной амнистии» был принят в 2006 году. Срок его действия заканчивался в 2018 году. Однако благодаря решению Госдумы, одобренному Советом Федерации и подписанному президентом РФ, закон о «дачной амнистии» продлен до 1 марта 2020 года (ФЗ от 28.02.2018 №36-ФЗ).

Право на бесплатную приватизацию имеют:

  • Граждане, использующие земли государственной и муниципальной принадлежности более 5 лет.
  • Семьи, состоящие и воспитывающие 3-х и более детей несовершеннолетнего возраста.
  • Лица, наделенные правом бессрочного пользования, построившие и оформившие жилье.
  • Арендаторы с договором, заключенным до 25.10.2001 года.
  • Собственники объектов, находящихся на участке и ставшие ими путем проведения сделки покупки, дарения, наследования до 25.10.2001 года.

Закон о приватизации земельных участков

В законе о приватизации земельных участков( ст. 28) указаны правовые нормы, основные положения отчуждения, сроки, порядок действий, расчет стоимости и варианты отказа. Его исполнение возложено на органы местного самоуправления с условием самостоятельного принятия в соответствии с законодательными нормами РФ.

Отчуждение возможно с одновременной приватизацией готовых строительных объектов, незавершенных, но признанных самостоятельными строений. Собственники участков с постройками не являющимися самовольными, должны в обязательном порядке взять их в аренду, или выкупить у государства. Договор аренды составляется на 49 лет. Предусмотрен вариант выкупа с долевым участием множества лиц.

Приватизация происходит в границах, определенных кадастровым паспортом. Исключено право собственности на объекты инженерной инфраструктуры, расположенные на участке. В связи с проведением чемпионата мира по футболу в 2018 году, невозможна приватизация земли, используемой для создания объектов инфраструктуры.

Порядок приватизации земельного участка.

Общий порядок действий заключается в сборе необходимых документов. Перечень определен Приказом Минэкономразвития РФ №1 от 12.01.2015 года. К ним относится:

  • Копия паспорта и ИНН.
  • Нотариально заверенная доверенность, если заявителем выступает иное лицо.
  • Согласие супруга, составленное нотариусом.
  • Справка о многодетной семье( при наличии).
  • Подтверждение инвалидности, копия пенсионной книжки( для льгот).
  • Паспорт участка с кадастровым номером.
  • Копия арендного договора.
  • Государственный акт о предоставлении земельного участка.
  • Свидетельство о праве собственности на недвижимость, расположенную на участке.

В случае платного варианта, придется добавлять справки о:

  • Нормативной стоимости.
  • Общей площади.
  • Размере земельного налога.
  • Оценочной стоимости из БТИ.

Имея полный пакет документов, требуется правильно заполнить заявление, выданное в государственном учреждении. Указать наименование исполнительного органа, свои паспортные данные, с номером телефона и места жительства. Поставить дату подачи и составить перечень прилагаемых документов.

В случае отсутствия кадастровой карты, сотрудники администрации сами направляют запрос на ее изготовление. При «дачной амнистии» определена упрощенная схема подачи. Она распространяется на участки, выделенные до 30 октября 2001 года.

Действия следует начать с предоставления в орган регистрации заявления, квитанции о уплате госпошлины. Предоставляется акт, или свидетельство, подтверждающее право владения указанной территории и кадастровый паспорт. Если нет указанных документов, достаточно наличие членской книжки товарищества, или выписки из хозяйственной книги.

Приватизация земельного участка в садоводстве

В правлении товарищества вам обязаны выдать справку о владении участком, копии общего генплана, членской книжки и протокола общего собрания о принятии в товарищество. Все копии должны быть заверены печатью.

Приватизация земельного участка под частным домом

Наличие документального права владения домом, или участком, является основанием для приватизации. К ним относится договор купли-продажи и свидетельство о собственности на дом. Оформление возможно при:

  • Дарении участка, или дома.
  • Приватизации дома.
  • Наследовании дома, или участка.
  • Приватизация доступна при смене владельцев и:
  • Прав собственности.
  • Прав пользования.
  • Субъекта пожизненного наследования.
  • Покупки земли путем ипотечного кредитования.

Вариант бесплатной приватизации предусмотрен для участков:

  • С документами на индивидуальную застройку, или для ведения подсобного хозяйства.
  • Попадающих под «дачную амнистию».
  • Со стоящим домом, на который имеется право собственности.

К категории льготников на бесплатное получение относятся:

  • Ветераны и участники ВОВ.
  • Герои СССР и РФ.
  • Многодетные семьи.
  • Дети-сироты.
  • Незащищенное население.

Если на дом имеется несколько собственников, все они вправе рассчитывать на приватизацию. Без их согласия невозможен единоличный выкуп целого участка. Вы можете произвести отчуждение не всего участка, а отдельной части. Главным аргументом приватизации служит договор аренды, владения, пользования, распоряжение о выделении поселковым советом. Построенный и оформленный до 1991 года дом, будет гарантией бесплатной приватизации.

Приватизация земельного участка в аренде

Арендованные у государства земельные участки подлежат приватизации при:

  • Аренде более 3-х лет.
  • Договорном сроке от 20 лет.
  • Наличии недвижимости с правом собственности.
  • Не использовании гражданских прав к другим участкам.

Отчуждение становится безвозмездным если он расположен под домостроением, купленным, подаренным, построенным до 31 октября 2001 года. При выдаче под ИЖС с постройкой до 31. 10.2001 года. Находящегося в бессрочном пользовании в дачном наделе и с жилым домом.

Сроки приватизации

Сроки приватизации по «дачной амнистии» и упрощенная подача продлена до 2020 года. При этом регистрация в МФЦ составляет 9 рабочих дней. В Росреестре она делается в течение 7 рабочих дней. Период рассмотрения и принятия решения органами власти составляет 14 дней с момента подачи. Отсутствие кадастровой карты увеличивает период получения на месяц.

Общий промежуток времени соответствует 45 дням. Стоит учесть обработку и выдачу выписки из ЕГРН с интервалом в 10-12 дней.

Стоимость приватизации

Несмотря на бесплатную основу, придется оплатить государственные пошлины. При приватизации участков ИЖС и ЛПХ они составляют 350 рублей. Для остальных определены суммой в 2000 рублей. Изготовление кадастрового паспорта с постановкой на учет обойдется от 10000 рублей. Не забудьте о нотариальных услугах от 200 рублей. Выписка ЕГРН стоит 200 рублей. С учетом всех остальных расходов, общая сумма составляет порядка 15000 рублей.

Отказ в приватизации

Отказ в приватизации допустим к землям:

  • Заповедников.
  • Национальных парков.
  • Общественных территорий.
  • Изъятых из оборота.
  • Лесного хозяйства.
  • Водного баланса.
  • Расположенные в береговой зоне на расстоянии не менее 100 м.

Однако они могут быть переданы в аренду. Основание отказа закреплено действующим законодательством с перечнем из 25 позиций(ФЗ №171 от 23.06.2014 г.). Определим главные из них. Вероятность отказа гарантирована, если:

  • Обратился гражданин, не имеющий право это делать.
  • Он уже отдан другому претенденту на арендной основе.
  • Предоставлен организации, состоящей из группы лиц.
  • На территории находится незавершенное строение.
  • Имеются различные объекты недвижимости.
  • Произошло его изъятие из правового поля.
  • Он используется для нужд государства.
  • Располагается на территории приоритетной застройки.
  • Не совпадают границы межевания.
  • Выставлен на аукцион.
  • Фактическая площадь больше установленной.
  • Не предусмотрена категория.

При необоснованном отказе, вы вправе обратиться в суд. Физическому лицу необходимо подавать иск в районную судебную инстанцию, а юридическому в арбитражный.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×