0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Право ограниченного пользования чужим земельным участком сервитут

Право пользования чужим земельным участком — сервитут

Порядок установления частного сервитута при судебном разделе земельного участка

Сервитут в земельных отношениях это договор или соглашение, которое документально закрепляет срочное или постоянное право пользования чужим земельным участком в связи с объективными причинами.

Земельный сервитут делится на частный и публичный. Публичный устанавливается в интересах коммунальных служб для ремонта водопровода, инженерных, электрических сетей. Частный может возникнуть при судебном разделе земельного участка, если право собственности на доли этого участка ранее не были оформлены надлежащим образом. О частном сервитуте пойдет речь в нашей заметке.

Судебный раздел земельного участка

Раздел участка в суде происходит в случае, если его совладельцы не договорились о мирном урегулировании земельного спора. Сервитут может быть установлен на часть территории общего участка, например, если доступ к строению одного из совладельцев невозможен без этой территории.

Простой пример. Дом поделен между тремя собственниками и имеет три входа, один из которых смотрит не в сторону улицы, а в сторону соседнего участка. Участок не поделен и право собственности на его доли не оформлено. По судебному разделу собственник третьей части дома может получить право пользования дорожкой к своему входу.

Частный сервитут на земельный участок

Собственник земельного участка, обремененного частным сервитутом, вправе требовать — в соответствии с земельным законодательством РФ — плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Поскольку сервитут есть ограничение права собственности, размер платы должен быть установлен исходя из стоимости земли и уровня ограничения права владения для основного собственника имущества.

Сервитут на часть земельного участка не может быть установлен, если доказано, что лицу, претендующему на право пользования чужим земельным участком или ограничение прав владельца смежного земельного участка, нет причин объективных расширять свою территорию.

Пример. Владелец участка без разрешительных документов построил на границе с соседом кирпичный сарай. Это самовольная постройка. Для ее обслуживания может потребоваться территория чужого земельного участка. Но! Сарай изначально был построен так, чтобы «залезть» на территорию соседа, у право собственности на строение не может быть оформлено, поскольку оно частично расположено на муниципальной земле, построено без разрешительных документов и с нарушением строительных норм. Как результат, сервитут на часть земельного участка рядом с сараем не может быть установлен, а сарай по инициативе собственника смежного участка может стать объектом судебного разбирательства с целью сноса.

Отмена сервитута на земельный участок

Земельный сервитут устанавливается в процессе установления судом порядка пользования земельным участком. При этом совладельцу, который предоставляет право пользования своим земельным участком другому лицу, необходимо предусмотреть основания для отмены этого обременения.

Основание для отмены земельного сервитута — недобросовестность лица, в пользу которого он установлен. Возможны следующие виды нарушений на территории:

  • несоблюдение экологических и санитарных норм (например, совладелец сливает на общую территорию бензин или моет на ней машину);
  • нарушение границ территории, на которой установлен сервитут (например, совладелец размещает на территории постройки, для обслуживания которых недостаточно выделенного участка);
  • задержка платы за право пользования чужим земельным участком (нарушение любых условий соглашения о сервитуте является основанием для его отмены).

Сервитут на часть земельного участка можно отменить в судебном порядке.

Порядок установления земельного сервитута

Земельный сервитут может быть установлен мирным путем через подписание соглашения или договора между владельцами смежных участков. Если договориться не получается, право пользования чужим земельным участком может быть получено через суд. Установление земельного сервитута может также происходить через мировое соглашение между истцом и ответчиком в ходе судебного разбирательства.

Судебный раздел земельного участка может предусмотреть установление сервитута на часть территории, если на то есть документально доказанные причины. Прежде чем решать этот вопрос, необходимо проконсультироваться с юристом и грамотно составлять документы для суда. Грамотное ведение дела в суде позволит избежать лишних расходов и ограничить посягательства недобросовестных истцов на ваш земельный участок.

Помощь юриста при судебном разделе земельного участка

Иск об установлении сервитута на земельный участок должен быть подготовлен грамотным адвокатом, иначе шансов на положительный исход дела немного. Необходимо собрать пакет документов, которые подтверждают, что истцу требуется право пользования чужим земельным участком и это право невозможно было получить через мирное соглашения.

Если вы не обладаете достаточным пакетом документов, обязательно проконсультируйтесь с юристом. Иначе вы можете понести судебные издержки (например, на экспертизу) и не получить желаемого результата.

Если же на часть вашего земельного участка был ранее установлен сервитут, но вы считаете ограничение прав не обоснованным, вы также можете снять обременение и стать истцом по делу о земельном сервитуте.

Судебные дела, на которых рассматриваются права пользования земельным участком, требуют сбора большого пакета документов. Поэтому на любом этапе консультация опытного юриста по земельным вопросам не будет лишней.

Сервитут земельного участка — руководство по грамотному установлению и пользованию

Дата публикации материала: 15 мая, 2015 / Последнее обновление: 25 марта, 2020

Хотя понятие сервитута практически незнакомо простому обывателю, плодами его применения пользуются все – получают в дом свет и энергию посредством линий электропередач, тепло и воду благодаря современной системе водоснабжения, имеют качественную мобильную связь, гарантированную наличием большого количества станций-вышек.

Широко распространенные и разветвленные коммуникационные сети проходят повсеместно, сквозь обширные территории на основании вышеупомянутого права ограниченного использования земельных объектов.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 302-76-93. Это быстро и бесплатно!

Понятие

Сервитут – это право ограниченного пользования чужими земельными участками.

Участок, в отношении которого возникает сервитут, называется обремененным.

Сервитут разделяется на публичный и частный.

Частный сервитут устанавливается в пользу отдельного гражданина или коммерческого предприятия и подразумевает оформление соглашения между физическими и/или юридическими лицами об ограниченном пользовании земельным участком (к примеру, когда проведение газовых коммуникаций к частному дому возможно только с использованием соседней территории).

Собственник земли может потребовать плату за использование участка другой стороной, хотя соглашение иногда заключается и на безвозмездной основе. Частный сервитут определяется нормами гражданско-правового законодательства и имеет преимущественно договорной характер.

Условия и порядок установления публичного сервитута относятся к сфере применения земельного законодательства и регулируются одноименным кодексом.

На каком основании возникает сервитут? Возникновение публичного сервитута в отношении чужого участка допускается только в ситуациях, прописанных законом. К ним относят:

  1. Обеспечение возможности прохода/проезда к водным объектам и местам общего пользования (водоемы, культурные сооружения, жилые объекты и т.д.).
  2. Размещение объектов транспортной инфраструктуры (строительство дорог и транспортных узлов).
  3. Сооружение подземных коммуникаций (тепло-, газо-, водоснабжение, канализация и т.п.), инженерных сетей и объектов электрификации.
  4. Установка межевых и геодезических знаков.
  5. Проведение дренажных работ.
  6. Сенокошения, выпаса и перемещения сельскохозяйственного скота к местам кормления.
  7. Охоты, рыболовства, разведения рыбы.
  8. Временного проведения – при необходимости – проектных, изыскательских, исследовательских работ.

Цели частного сервитута определяются по аналогии с публичным, и связаны с необходимостью использования ресурсов дополнительной – как правило, соседней – территории для обеспечения:

  1. Перемещения к своему объекту недвижимости.
  2. Прокладки коммуникаций.
  3. Установки оборудования связи.
  4. Строительных работ.
  5. И других обоснованных нужд, обеспечение которых не влечет за собой ощутимых проблем для хозяина участка.

Основания возникновения

Право ограниченного пользования обременяемой территорией в интересах частных лиц и организаций устанавливается на основании договора (соглашения) и подлежит последующей регистрации в государственном реестре.

Публичный сервитут вступает в законную силу только после издания соответствующего нормативного акта. Таким документом может являться федеральный закон, акт регионального законодательства субъекта РФ или органов местного самоуправления.

Условия

Основополагающие условия для возникновения сервитута утверждены законодательством.

Соглашение об обременении прав на землю может заключать только ее владелец. Если земельные угодья принадлежат государству или муниципалитету, а участок предоставлен гражданину для бессрочного пользования, в аренду на длительный срок (более 12 месяцев) или для пожизненного владения с правом наследования, он, в той же мере, что и собственник, уполномочен совершать подобные сделки.

Сервитут допускается только в случае крайней необходимости, в отсутствие альтернативных решений, в ситуациях, когда нельзя обойтись без вынужденного использования чужой территории.

Эксплуатация территории по сервитуту должна быть наименее обременительной для законного владельца, т.е. она не должна препятствовать полноценному уходу за почвой, сбору урожая, насаждению деревья, хозяйственных сооружений и т.п.

Наличие сервитута сохраняет за владельцем все права по распоряжению недвижимостью и земельными ресурсами. Собственность может беспрепятственно отчуждаться в пользу другого гражданина; при этом обременение сохраняется. Смена владельца земли не влияет на сервитут.

Собственник территории имеет право требовать соразмерную плату за пользование ее ресурсами. Размер платы уточняется владельцем самостоятельно или в результате независимой экспертизы. Обременение сервитутом может носить как постоянный, так и временный характер.

Прочие условия носят частный характер и прописываются в соглашении о сервитуте в результате взаимной договоренности участников сделки. Как правило, они носят уточняющий характер – размер платы, продолжительность обременения, вид работ, ввиду которых возникает сервитут, их границы и др.

Порядок установления

Частный сервитут обычно устанавливается добровольно. Владелец земли и заинтересованное лицо заключают договор, в котором прописываются все детали и условия обременения земельной собственности. Право, возникающее в результате данного соглашения, подлежит государственной регистрации Росреестром.

Для публичного сервитута согласие владельца земли, равно как и его отсутствие, не имеет абсолютно никакого значения – решение принимается в результате общественных слушаний. Условия, порядок и сроки вступления в силу утверждаются нормативным актом федерального или регионального значения.

Однако собственник может обратиться в суд для защиты своих интересов, потребовать компенсационных выплат за использование участка, а в отдельных случаях даже выкупа государством обремененных земель.

Однако стоит заметить, что суд, как правило, удовлетворяет требования истца об оплате публичного сервитута лишь в тех случаях, когда последний сопряжен со значительными трудностями – владелец не может использовать большую часть территории по назначению, вынужден сносить или переносить хозяйственные постройки и др.

Процесс

Как заключить соглашение сервитут с арендатором земельного участка? Первое, о чем должен позаботиться гражданин при оформлении сервитута, это грамотное составление двустороннего соглашения. Соглашение, или договор, заключается между хозяином обременяемого участка и сервитуарием – субъектом, в интересах которого совершается эта сделка.

В соглашении (договоре) уточняются все условия и детали сервитута:

  • сведения о сторонах договора (соглашения);
  • информация об участке;
  • план землепользования, на котором выделен обременяемый участок (или его часть);
  • цели и условия возникновения сервитута (прокладка трубопровода, подъезд к дому, размещение мелиоративных сооружений и др.). Детализация информации об использовании позволяет исключить вероятность злоупотреблений со стороны сервитуария;
  • сроки действия сервитута (постоянный или временный);
  • размер платы, порядок и сроки ее внесения.

Формулировка «соразмерная плата», примененяемая законом (ЗК РФ), является предметом частых споров при подписании соглашений. Судебная практика регулярно пополняется случаями, в которых собственники земли требуют непомерно высокой оплаты права ограниченного пользования их участком.

Кроме того, гражданину, в первый раз столкнувшемуся с этой проблемой, бывает весьма сложно установить верную сумму денежной компенсации. С целью разрешения подобных споров и сомнений проводится независимая экспертиза, по результатам которой определяется точная стоимость платы за сервитут.

Прием документов на регистрацию в Едином государственном реестре прав осуществляет Росреестр и его официальные представители – городские и районные МФЦ. Продолжительность регистрации, согласно правилам, актуальным на 2015 год, не превышает 10 дней.

Читать еще:  Форум кадастровых инженеров

Скачать образец (шаблон) соглашения об установлении сервитута.

Необходимые документы

Обязательный пакет документов для регистрации обременения земельного участка:

  • заявление об установлении сервитута;
  • соглашение или договор об условиях, подписанное обеими сторонами. Если заявление на регистрацию сервитута подает владелец участка, то соглашение можно не предъявлять;
  • паспорта участников соглашения – собственника и сервитуария;
  • документ о регистрации права собственности на недвижимое имущество;
  • кадастровый паспорт или кадастровая выписка, но только в том случае, если обременяется часть землевладения. Если же сервитут устанавливается в отношении целого участка, кадастровый паспорт или выписка не требуется;
  • квитанция об уплате госпошлины.

Пошлина за наложение сервитута составляет в 2015 году:

  • возникающего в интересах физического лица – 1500 рублей;
  • возникающего в интересах организации (юр.лица) – 6000 рублей.

Вышеуказанную сумму можно уплатить в любом отделении Сбербанка РФ, получив на руки платежное поручение с отметкой банка о его исполнении.

Можно ли установить сервитут на часть (долю) земельного участка?

Часто возникают ситуации, когда план размещения коммуникаций затрагивает только часть соседнего землевладения. В этом случае совершенно резонно будет ограничиться обременением территории в пределах необходимого метража.

В порядке осуществления действий отличий практически нет – так же заключается соглашение, оговаривается стоимость, сроки, уплачивается полноразмерная пошлина.

Однако именно в случае долевого (частичного) сервитута необходимо предоставить кадастровый паспорт или выписку в регистрационный орган. План должен содержать отметку, определяющую границы обременяемой части.

Независимая оценочная экспертиза

Эта услуга становится все более востребованной как среди физических лиц, так и среди организаций. Довольно сложно оценить возможный ущерб и размеры упущенной выгоды из-за обременения территории. Конечно, при незначительных ограничениях с соседом можно договориться и полюбовно: установить обременение безвозмездно или за скромную плату.

Но чаще все же приходится обращаться к специалистам – соглашения о сервитутах заключаются не только между сговорчивыми соседями, но и между частными предприятиями, которые заинтересованы в получении выгод в результате вынужденного обременения собственности.

Нередко и физические лица заинтересованы в экспертизе – если обременение создает какие-либо неудобства, граждане вправе претендовать на достойную компенсацию в денежном эквиваленте. Кроме того, при возникновении споров, разрешение которых возможно только в судебном порядке, необходимость проведения оценочной экспертизы устанавливается судом.

При проведении экспертизы оценивается:

  • стоимость земельного участка;
  • факторы, влияющие на стоимость использования территории (населенный пункт, близость к магистрали, назначение земель, наличие развитых коммуникаций и т.д.);
  • размеры упущенной выгоды владельцем обременяемого участка;
  • характер и интенсивность эксплуатации землевладения.

Собственник должен предоставить экспертам доступ к оцениваемой территории и пакет необходимой документации, в который входят:

  • правоустанавливающие документы;
  • свидетельство о регистрации прав собственности;
  • кадастровый план и выписка из кадастрового паспорта;
  • информация об условиях и целях обременения земельного участка.

В большинстве случаев сервитут устанавливается добровольно, на условиях взаимной выгоды. Пользователь сервитута получает возможность для беспрепятственной реализации своих нужд, таких как: проезд, установка инженерных сетей, подключение к энергосетям, а собственник – денежную компенсацию и гарантию четких границ сферы действия сервитуария на обременяемом участке.

Правила и порядок обременения, утвержденные законодательством, подробно описаны в данной статье, но при возникновении сложных вопросов и разногласий рекомендуется обращаться к квалифицированным юристам, имеющим солидный опыт судебных споров по земельному праву.

Образец договора об установлении земельного сервитута вы можете скачать по ссылке «шаблон договора»

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

Право ограниченного пользования чужим земельным участком сервитут

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

(в ред. Федеральных законов от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 30.12.2008 N 311-ФЗ)

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

Комментарий к статье 274

1. Комментируемая статья устанавливает такой вид вещного права, который не предусматривало законодательство России советского периода, а также ЗК РСФСР. По смыслу данной статьи сервитут может быть установлен только в отношении земельного участка, находящегося в частной собственности, но в интересах как собственника соседнего участка, так и его пользователя или владельца. Указанная статья не предусматривает возможности установления сервитута в отношении земельного участка, находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании и в пожизненном наследуемом владении.

ЗК (ст. 23) определяет данный сервитут как частный (поскольку он устанавливается в интересах одного лица) и предусматривает наряду с ним также публичный сервитут, устанавливаемый для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения. При этом публичный сервитут может быть установлен как в отношении земельных участков, находящихся в собственности, так и в отношении земельных участков, предоставленных соответствующим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования и пожизненного наследуемого владения (п. 7 ст. 23). Концепция публичного сервитута оставляет без ответа вопрос, кто конкретно является субъектом данного вещного права, принимая во внимание весьма расплывчатый круг субъектов, в чьих интересах он устанавливается. А это, в свою очередь, делает затруднительным регистрацию данного права, что предусмотрено ст. 131 ГК и п. 9 ст. 23 ЗК.

2. В п. 2 комментируемой статьи установлено, что обременение земельного участка сервитутом не лишает его собственника прав владения, пользования и распоряжения. Однако хотя установление сервитута юридически не лишает лицо права пользования земельным участком, но оно может быть практически прекращено применительно к части земельного участка, например по которой проходят дороги и проезды, либо существенно ограничено, например в отношении тех земельных участков, по которым проходят те или иные линии коммуникаций.

3. Установление частного сервитута производится по соглашению, которое должно заключаться с собственником земельного участка. В данном соглашении помимо платности сервитута, устанавливаемой в соответствии с п. 5 комментируемой статьи, целесообразно зафиксировать и иные условия пользования данным участком: конкретный вид сервитута, конкретную часть земельного участка, на которую распространяется сервитут, возможные ограничения использования земельного участка, который обременен сервитутом, ответственность сторон за невыполнение условий данного соглашения.

Публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом РФ, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления с учетом результатов общественных слушаний (п. 2 ст. 23 ЗК).

4. Комментируемая статья и п. 6 ст. 23 ЗК предусматривают возможность установления собственником земельного участка, обремененного частным сервитутом, соразмерности платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено законом. При обременении земельного участка собственника публичным сервитутом он вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установивших сервитут, соразмерной платы только в том случае, если установление такого сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка (ч. 2 п. 7 ст. 23 ЗК).

В случае если установление сервитута приводит к невозможности использования земельного участка, его собственник, землепользователь и землевладелец вправе требовать изъятия, в том числе выкупа, данного земельного участка с возмещением органом государственной власти или органом местного самоуправления, установившими публичный сервитут, убытков или предоставления равноценного земельного участка с возмещением убытков (ч. 1 п. 7 ст. 23 ЗК).

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Ст. 274 ГК РФ ч. 1 в последней действующей редакции от 1 марта 2015 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Статья 274. Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

1. Собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

2. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

3. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута.

4. На условиях и в порядке, предусмотренных пунктами 1 и 3 настоящей статьи, сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами.

5. Собственник участка, обремененного сервитутом, вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

6. В случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. В этом случае к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные настоящей статьёй и статьями 275, 276 настоящего Кодекса для собственника такого земельного участка.

Права и обязанности обладателей сервитута, а также что это за лица?

При введении сервитута на земельный участок должен быть заключен договор или принят акт об обременении.

В установлении ограничения всегда принимают участие как минимум две стороны: собственник земли и инициатор заключения договора.

Именно он получает права на частичное пользование определенной долей территории на конкретный период времени или бессрочно.

В данной статье вы узнаете о том, кто является обладателями сервитута и какие права и обязанности у них существуют.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-29-87 . Это быстро и бесплатно !

Кто такой владелец сервитута?

О том, что еще может послужить основанием для возникновения сервитута, читайте здесь.

Согласно статье 5 ЗК, обладатели сервитута — это лица имеющие право ограниченного пользования чужими земельными участками. Обременение может быть публичным или частным (больше информации о существующих видах сервитута найдете тут). Это зависит от того, кто побуждает к введению ограничения, и чьи интересы при его установлении преследуются.

Читать еще:  Помощь адвокатаНарушение границ земельного участка

Если в качестве сервитуария выступает обычный гражданин (физическое лицо) или организация (юридическое лицо), которые хотят ввести ограничение для определенного круга лиц, такой сервитут считается частным.

Он всегда заключается на возмездной основе, поэтому его обладатель вносит определенную сумму на счет хозяина земельного надела (на основании чего рассчитывают плату за сервитут читайте тут). В таких ситуациях целью является удовлетворение бытовых потребностей.

Обременение считается публичным, если инициатором выступает государственная организация, которая устанавливает ограничения для проведения хозяйственных мероприятий в интересах государства, муниципалитета или большого количества местного населения.

Основанием для его заключения являются нормативно-правовые документы. При публичном сервитуте ограничения вводятся без согласования с владельцем земли. Он получает официальное уведомление об установлении сервитута на своей территории. Чаще всего обременение устанавливается на безвозмездной основе.

Исключением считается ситуация, когда ограничение приводит к существенным затруднениям, возникающим у владельца земли. Тогда собственник вправе потребовать с обладателя сервитута плату или даже компенсацию.

Главным отличием собственника и сервитуария является то, что они выступают сторонами одного и того же заключаемого соглашения с противоположными интересам. Если обладателя обременения наделяют правами, пусть даже частичными, то владельца земли, наоборот, ограничивают в них.

Подробнее о том, кто может стать субъектом сервитута, а также о его сроке действия, мы рассказываем в отдельном материале.

Теперь, когда вы знаете, как называются лица имеющие ограниченное право пользования чужими земельными участками, давайте поговорим в каких случаях будет законным привлечение данного лица.

При каких обстоятельствах можно требовать установления ограничения?

В статье 23 ЗК указаны основания, по которым возможно установить сервитут на землю:

  • перемещение через территорию к объекту общего пользования, например, к прибрежной зоне;
  • прокладывание или ремонт коммуникационных сетей, транспортной инфраструктуры, электрических линий, имеющих отношение к соседним участкам;
  • организация дренажных работ;
  • забор воды или организация водопоя;
  • прогон скота через территорию участка на ближайшие пастбища;
  • проведение сенокоса или сбора целебных трав, а также выпаса скота в сроки, соответствующие климатическим нормами;
  • организация охоты, рыболовства на земельном участке;
  • ведение исследовательских и изыскательских работ.

О том, при каких условиях на землю может быть установлен сервитут и на какие ЗУ он не может распространяться, читайте в специальной статье.

Права владельца

Для сервитуария в соглашении об обременении прописаны права. К ним относятся следующие:

  1. Право пользования чужой землей в рамках тех возможностей, которые прописаны в договоре.
  2. При смене собственника участка за обладателем ограничения остается право на его сохранение (статья 275 ГК).

Статья 275. Сохранение сервитута при переходе прав на земельный участок

  1. Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
  2. Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Обладатель сервитута не имеет право принуждать собственника земли к совершению каких-либо работ или услуг в своих интересах.

Обязанности лица с ограниченным правом пользования чужим земельным участком

При заключении соглашения на лицо, обладающее сервитутом, возлагаются определенные обязанности, которые оно должно неуклонно выполнять:

  • Не менять целевого назначения земли. Сделать по возможности менее обременительным ограничение прав пользования для собственника согласно п.5 статьи 23 ЗК.
  • Проводить за свой счет кадастровые работы по внесению зон ограничения на территории.
  • Оформлять регистрацию договора в государственных органах и оплатить все расходы, связанные с его оформлением.
  • Не допускать на территории складирования мусора, сохранять санитарную и экологическую обстановку, а также соблюдать противопожарные меры.
  • Компенсировать все расходы владельца земли, которые были связаны с установлением обременения, не позднее определенного срока после их произведения.
  • Вносить оплату за пользование участком в размере установленной суммы. Эта обязанность прописана в любом составленном договоре и в статье 39.25 п.1.8 ЗК. При несоблюдении сроков выплат на данную сторону соглашения налагаются штрафные санкции, которые измеряются в процентном отношении от суммы за использование.
  • Проведение при окончании срока работ на участке для приведения его к виду, пригодному для использования (статья 39.25 п.1.9 ЗК). Также владелец ограничения регистрирует и оплачивает соглашение об отмене ограничения на участке (в каких случаях прекращается обременение сервитутом мы рассказывали тут).

Ответственность

Если у обладателя обременения возникают обстоятельства, которые будут препятствовать выполнению его обязанностей, он должен известить об этом собственника территории.

Для введения сервитута нужны неопровержимые факты, подтверждающие необходимость использования именно этой части земли. Если они имеются, то на участок вводится обременение. Инициатором этого является сервитуарий. Он обладает правом пользования частью территории в своих интересах. При этом владелец земли остается полноправным собственником.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

8 (800) 350-29-87 (Москва)
8 (800) 350-29-87 (Санкт-Петербург)

Право ограниченного пользования чужим земельным участком

Право ограниченного пользования чужим земельным участком — это ограниченное вещное право, которое состоит в возможности одного лица пользоваться в установленном объеме земельным участком другого лица.

По смыслу ст. 274 ГК РФ сервитутом может быть обременено право собственности на земельный участок. В то же время закон не предусматривает возможность обременения сервитутом земельного участка, принадлежащего лицу на праве постоянного бессрочного пользования, аренды. Земельный кодекс РФ устанавливает два вида сервитутов:

1) частный сервитут;

2) публичный сервитут.

Согласно п. 1 ст. 23 ЗК РФ частный сервитут устанавливается в соответствии с гражданским законодательством. Собственник земельного участка вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (ст. 274 ГК РФ).[25]

Согласно п. 2 ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, нормативным правовым актом органа местного самоуправления в случаях, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Таким образом, если публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным актом, то частный сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего земельного участка.

В соответствии с п. 3 ст. 23 ЗК РФ к публичным сервитутам относятся:

1) право прохода или проезда через земельный участок;

2) право использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры;

3) право размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним;

4) право проведения дренажных работ на земельном участке;

5) право забора воды и водопоя;

6) право использования земельного участка в целях охоты, ловли рыбы в расположенном на земельном участке замкнутом водоеме, сбора дикорастущих растений в установленные сроки и в установленном порядке;

7) право временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ;

8) право свободного доступа к прибрежной полосе; и др.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых установлен сервитут. Такое же требование соразмерной платы возможно и при установлении публичного сервитута.

Согласно ст. 277 ГК РФ объектами сервитутов могут быть исключительно земельные участки или здания, сооружения и другое недвижимое имущество, ограниченное пользование которым необходимо вне связи с пользованием земельным участком.

Что касается субъектов данного права, то круг правообладателей публичного сервитута не определен. Поэтому он регистрируется не как ограниченное вещное право, а как ограничение права собственности на объект недвижимости (п.п. 37-38, 41, 52 Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним).

Как и все другие права на землю сервитуты подлежат государственной регистрации. Государственная регистрация сервитутов проводится в ЕГРП на основании заявления собственника недвижимого имущества или лица, в пользу которого установлен сервитут, при наличии у последнего соглашения о сервитуте. Сервитут вступает в силу после его регистрации в ЕГРП.

Если сервитут относится к части земельного участка или иного объекта недвижимости, к документам, в которых указываются содержание и сфера действия сервитута, прилагается заверенный соответствующей организацией по учету объектов недвижимого имущества план, на котором отмечена сфера действия сервитута. Если сервитут относится ко всему земельному участку, предоставление кадастрового плана земельного участка не требуется.

Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу.

Сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Согласно ст. 276 ГК РФ по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду отпадения оснований, по которым он был установлен. Собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута также в случаях, когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с назначением участка. [26]

Таким образом, право ограниченного пользования чужим земельным участком представляет собой право требования собственника земельного участка от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Заключение

В ходе проведенного исследования вопросов права собственности и других вещных прав на землю были сделаны следующие выводы:

1) Под правом собственности в Российской Федерации понимается совокупность правовых норм, закрепляющих, регулирующих и охраняющих общественные отношения по присвоению материальных благ конкретными лицами. К основным формам собственности на землю относятся частная, государственная и муниципальная собственность. Права всех собственников защищаются равным образом.

2) Под содержанием права собственности на землю следует понимать закрепленную за собственником юридическую возможность владеть, пользоваться и распоряжаться принадлежащим ему земельным участком своей властью и в своих интересах путем совершения в отношении этого земельного участка действий, не противоречащих закону и иным нормативно-правовым актам и не нарушающих права и охраняемые законом интересы других лиц, а также возможность устранять вмешательство всех третьих лиц в сферу его хозяйственной деятельности.

3) К основаниям прекращения права собственности на земельный участок относятся: отчуждение собственником своего земельного участка другим лицам; отказ собственника от права собственности на земельный участок; принудительное изъятие у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

4) Другие (ограниченные) вещные права на землю — это устанавливаемые и определяемые на уровне закона и подлежащие государственной регистрации, не ограниченные конкретным сроком действия субъективированные права на чужой земельный участок, открыто и самостоятельно используемые субъектом для удовлетворения своих интересов, носящие абсолютный характер, обременяющие право собственности и производные от него, но в то же время привязанные не к личности собственника, а к земельному участку. К другим (ограниченным) вещным правам относятся: право пожизненного наследуемого владения земельным участком, право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, право ограниченного пользования чужим земельным участком.

5) Право пожизненного наследуемого владения представляет собой особое вещное право граждан владеть и пользоваться земельным участком установленного размера в предусмотренном законом порядке и с определенной хозяйственной или потребительской целью.

6) Право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком представляет собой основанное на законе бессрочное владение и пользование ограниченным кругом юридических лиц земельным участком, находящимся в государственной или муниципальной собственности, с предоставлением им прав по использованию земельного участка, предусмотренных законодательством, и обязанностей по эксплуатации земельного участка, установленных федеральными законами.

7) Право ограниченного пользования чужим земельным участком представляет собой право требования собственника земельного участка от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Современное состояние законодательства, регулирующего вопросы права собственности и других вещных прав на землю, находится на неудовлетворительном уровне. Пробелы и противоречивость законодательства порождает сложности на практике, рост количества земельных споров.

Право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут)

Сервитут. Сервитутам посвящена ст. 23 ЗК РФ. Существует два их вида: сервитут [1] и публичный сервитут. Его классическая сущность, сформировавшаяся еще во времена Древнего Рима, состоит в том, что он представляет собой право ограниченного пользования чужим земельным участком. Если устанавливался сервитут, то земельный участок не только служил своему собственнику, но и использовался для выгод собственника соседнего участка. В сервитутном правоотношении одна сторона является управомоченной, другая — обязанной. Управомоченное лицо имеет право на пользование имуществом обязанной стороны. Обязанная сторона, соответственно, должна допускать такое пользование.

Сервитут устанавливается в соответствии с нормами гражданского законодательства (ст. 274—277 ГК РФ). Согласно ст. 274 ГК РФ собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута).

Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, строительства, реконструкции и (или) эксплуатации линейных объектов, не препятствующих использованию земельного участка в соответствии с разрешенным использованием, а также для других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута. Обременение земельного участка сервитутом не лишает собственника участка прав владения, пользования и распоряжения этим участком.

В связи с тем, что собственник земельного участка, в отношении которого установлен сервитут, испытывает определенные неудобства, закон предусматривает необходимость выплаты ему компенсации. Он вправе, если иное не предусмотрено законом, требовать от лиц, в интересах которых установлен сервитут, соразмерную плату за пользование участком.

По общему правилу сервитут следует юридической судьбе обремененного им земельного участка (ст. 275 ГК РФ). Сервитут сохраняется в случае перехода прав на земельный участок, который обременен этим сервитутом, к другому лицу. При этом следует отметить, что сервитут не может быть самостоятельным предметом купли-продажи, залога и не может передаваться каким-либо способом лицам, не являющимся собственниками недвижимого имущества, для обеспечения использования которого сервитут установлен.

Согласно п. 9 ст. 23 ЗК РФ сервитуты подлежат государственной регистрации прав на недвижимое имущество в порядке, предусмотренном ст. 27 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Для собственника недвижимого имущества, в отношении прав которого установлен сервитут, он выступает в качестве обременения.

Сервитут обременяет земельный участок, поэтому согласно ст. 613 ГК РФ собственник земельного участка при передаче его в аренду обязан предупредить арендатора о правах третьих лиц на передаваемый в аренду участок, в том числе об обременении земельного участка сервитутом. Если арендодатель — собственник участка не выполнил этого условия, арендатор вправе либо требовать уменьшения арендной платы, либо расторгнуть договор аренды и требовать возмещения причиненных ему убытков. Такое же требование нужно выполнить в случае заключения договора ссуды. Статья 694 ГК РФ обязывает ссудодателя — лицо, передающее свою вещь (земельный участок) в безвозмездное пользование другому лицу, предупредить ссудополучателя об обременении земельного участка сервитутом. Невыполнение этой обязанности предоставляет ссудополучателю право потребовать расторжения договора ссуды и возмещения понесенного им реального ущерба.

Публичный сервитут. Он имеет сходство с установлением ограничений прав на землю, поскольку ограничения прав также определяются на основании требований, предусмотренных законодательством.

Публичные сервитуты согласно п. 3 ст. 23 ЗК РФ могут устанавливаться: для прохода или проезда через земельный участок, в том числе в целях обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе; использования земельного участка в целях ремонта коммунальных, инженерных, электрических и других линий и сетей, а также объектов транспортной инфраструктуры; размещения на земельном участке межевых и геодезических знаков и подъездов к ним; проведения дренажных работ на земельном участке; забора (изъятия) водных ресурсов из водных объектов и водопоя; прогона сельскохозяйственных животных через земельный участок; сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных в установленном порядке на земельных участках в сроки, продолжительность которых соответствует местным условиям и обычаям; использования земельного участка в целях охоты, рыболовства, аквакультуры (рыбоводства); временного пользования земельным участком в целях проведения изыскательских, исследовательских и других работ.

Сервитут может быть срочным или постоянным. Срок установления публичного сервитута в отношении земельного участка, расположенного в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд, не может превышать срок резервирования таких земель.

Собственник земельного участка, обремененного сервитутом, вправе требовать соразмерной платы от лиц, в интересах которых установлен сервитут, если иное не предусмотрено федеральными законами. В случае если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, его собственник вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления, установившего публичный сервитут, соразмерной платы.

Основания установления сервитутов. Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, определенном для регистрации прав на недвижимое имущество. В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута. Сервитут может быть установлен также в интересах и по требованию лица, которому участок предоставлен на праве пожизненного наследуемого владения или праве постоянного (бессрочного) пользования, и иных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами (п. 3, 4 ст. 274 ГК РФ).

Пункт 6 ст. 274 ГК РФ закрепляет правило о том, что в случаях, предусмотренных законом, сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и лицом, которому предоставлен земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, если это допускается земельным законодательством. При этом к лицу, которому предоставлен земельный участок, в отношении которого устанавливается сервитут, применяются правила, предусмотренные для собственника такого земельного участка.

В соответствии со ст. 23 ЗК РФ публичный сервитут устанавливается законом или иным нормативным правовым актом Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта РФ, нормативным правовым актом органа местного самоуправления, если это необходимо для обеспечения интересов государства, местного самоуправления или местного населения, без изъятия земельных участков. Установление публичного сервитута осуществляется с учетом результатов общественных слушаний.

Особенности установления сервитутов в отношении земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Согласно ст. 39 23 ЗК РФ соглашение об установлении сервитута в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается в случаях, установленных гражданским законодательством, ЗК РФ, другими федеральными законами, в том числе при размещении линейных объектов, сооружений связи, специальных информационных знаков и защитных сооружений, не препятствующих разрешенному использованию земельного участка; проведении изыскательских работ; ведении работ, связанных с пользованием недрами.

Если находящийся в государственной или муниципальной собственности земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование, пожизненное наследуемое владение либо аренду или безвозмездное пользование на срок более чем один год, то соглашение об установлении сервитута заключают землепользователь, землевла-

делец, арендатор земельного участка. По общему правилу согласия в письменной форме уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется (п. 1 ст. 39 24 ЗК РФ).

Когда земельный участок предоставлен в постоянное (бессрочное) пользование либо аренду государственному или муниципальному унитарному предприятию, государственному или муниципальному учреждению, соглашение об установлении сервитута заключается при наличии согласия в письменной форме органов власти, в ведении которых находятся эти предприятие или учреждение. Землепользователь, землевладелец, арендатор земельного участка, заключившие соглашение об установлении сервитута, обязаны в течение 10 дней со дня его заключения направить в уполномоченный орган уведомление об этом.

Арендатор или землепользователь, которому земельный участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, вправе заключать соглашение об установлении сервитута на срок, не превышающий срока действия договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком.

Со дня досрочного расторжения договора аренды земельного участка либо договора безвозмездного пользования земельным участком действие заключенного арендатором или землепользователем соглашения об установлении сервитута прекращается.

В ст. 39 25 ЗК РФ сформулированы требования, касающиеся содержания соглашения об установлении сервитута, условий определения платы по этому соглашению. Как правило, плата по соглашению об установлении сервитута поступает землепользователю, землевладельцу, арендатору земельного участка, с которыми заключено соглашение.

В случае если соглашение об установлении сервитута заключается с уполномоченным органом, заинтересованное лицо представляет в уполномоченный орган заявление о заключении соглашения об установлении сервитута с приложением схемы границ сервитута на кадастровом плане территории. Правила определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, утверждены постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2014 г. № 1461 1 (ст. 39 26 ЗК РФ). Определен порядок рассмотрения таких заявлений.

Лицо, которому направлено уведомление о возможности заключения соглашения об установлении сервитута или предложение о за-

ключении соглашения об установлении сервитута в иных границах, обеспечивает проведение работ по государственному кадастровому учету части земельного участка, в отношении которого будет установлен сервитут. В срок не более 30 дней со дня представления заявителем в уполномоченный орган уведомления о государственном кадастровом учете частей земельных участков, в отношении которых устанавливается сервитут, уполномоченный орган направляет заявителю соглашение об установлении сервитута, подписанное уполномоченным органом, в трех экземплярах. Заявитель обязан подписать указанное соглашение не позднее чем через 30 дней со дня его получения.

Основания прекращения сервитута. Согласно ст. 48 ЗК РФ сервитут может быть прекращен по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, а публичный сервитут — в случае отсутствия общественных нужд, для которых он был установлен, путем принятия акта об отмене сервитута.

Основание прекращения сервитута предусмотрено в ст. 276 ГК РФ. Так, по требованию собственника земельного участка, обремененного сервитутом, сервитут может быть прекращен ввиду исчезновения оснований, по которым был установлен. Когда земельный участок, принадлежащий гражданину или юридическому лицу, в результате обременения сервитутом не может использоваться в соответствии с целевым назначением участка, собственник вправе требовать по суду прекращения сервитута.

Публичный сервитут может быть прекращен в том случае, если отпали те общественные нужды, ради удовлетворения которых он был установлен. В этом случае принимается акт об отмене сервитута (п. 2 ст. 48 ЗК РФ). Очевидно, имеется в виду ненормативный правовой акт, который должен быть принят органом исполнительной власти или органом местного самоуправления.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector