11 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как оформляется изъятие земельных участков

Порядок изъятия земельного участка

Конституция Российской Федерации не только провозглашает принцип равенства всех форм собственности, но и гарантирует неприкосновенность имущества, принадлежащего на праве собственности, а также ее защиту. Ввиду особых свойств земли, как уникального природного ресурса, реализация этих принципов в отношении земельных участков имеет свои особенности.

Порядок изъятия земельного участка

Принудительное изъятие является одним из оснований прекращения вещного права на участок земли и допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом. Возможность такого изъятия обусловлена особыми качествами земли и ее целевым назначением.

Основания принудительного изъятия земли у собственника указаны в Земельном кодексе РФ и Гражданском кодексе РФ:

  1. Изъятие участка в случае использования его не по назначению или с нарушением законодательства (статьи 284, 285 ГК РФ);
  2. Изъятие участка путем обращение на него взыскания на основании судебного решения, вступившего в законную силу (статья 237 ГК РФ);
  3. Возмездное изъятие участка в случаях чрезвычайных обстоятельств (статья 51 ЗК РФ);
  4. Изъятие участка в виде санкции за совершенное собственником преступление (статья 50 ЗК РФ);
  5. Возмездное изъятие (выкуп) участка для государственных или муниципальных нужд (статья 49 ЗК РФ).

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Консультация юриста по земельным спорам бесплатно, жми

Бесплатная горячая линия
(Москва и регионы РФ)

Заказать обратный звонок, юрист перезвонит через 10 минут

Федеральным законом от 31 декабря 2014 года № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» были установлены новые правила изъятия земельных участков у правообладателей по указанным выше основаниям. Если раньше законодательство разделяло субъектов права в зависимости от конкретного вида права (собственность, аренда, иные виды пользования), то сейчас для целей изъятия участков все эти субъекты объединены понятием «правообладатели».

Одним из главных условий существования права собственности за землю является ее использование по целевому назначению и с соблюдением требований законодательства. Гражданский кодекс РФ предусматривает, что нарушение этих базовых правил влечет изъятие участков в следующих случаях:

  1. Участок, предназначенный для сельскохозяйственного производства или для целей строительства, может быть изъят при условии не использования его для указанных целей в течение более чем трех лет.
  2. Участок используется с грубым нарушением правил, предусмотренных законодательством (не в соответствии с установленным целевым назначением; с ухудшением качественных свойств земли).

Данные основания изъятия распространяются не только в отношении права собственности, аналогичные правила действуют в отношении иных прав (аренды и т.д.). Изъятие участков в этом случае осуществляется в следующем порядке:

  1. Правообладатель привлекается к административной ответственности с выдачей предписания об устранении нарушений законодательства;
  2. Материалы о возможности принудительного изъятия направляются в орган исполнительной власти для последующей передачи в суд;
  3. В случае, если основания для изъятия участка не устранены правообладателем, суд имеет право вынести решение об изъятии участка путем продажи с публичных торгов.

Начальная цена публичных торгов определяется рыночной стоимостью земли, а средства, вырученные от продажи участка на торгах, выплачиваются предыдущему собственнику за вычетом расходов на проведение торгов.

Изъятие участка по решению суда об обращении взыскания на имущество собственника производится в рамках исполнительного производства. Участок подлежит продажи путем открытых торгов, а если сумма вырученных средств превышает размер долга по судебному решению, разница выплачивается бывшему правообладателю.

Изъятие участка в виде санкции за совершение преступления (конфискация) является безвозмездным. В этом случае бывший правообладатель не имеет права на получение какой-либо компенсации за принадлежавший ему земельный участок.

Статья 51 Земельного кодекса РФ предусматривает примерный перечень условий, при которых допускается временное возмездное изъятие участка у правообладателя (реквизиция):

  1. Наличие чрезвычайных обстоятельств (стихийные бедствия, аварии, эпидемии и т.д.);
  2. Необходимость защиты жизненно важных интересов граждан и государства от данных обстоятельств.

Реквизиция носит временный характер, после прекращения указанных выше оснований участок подлежит возвращению правообладателю с компенсацией убытков. При реквизиции и невозможности возврата, собственнику возмещается рыночная стоимость изъятого участка.

Основания для возмездного изъятия (выкупа) участков земли для государственных и муниципальных нужд предусмотрены статьей 49 Земельного кодекса РФ:

  1. Необходимость выполнения международных обязательств Российской Федерации;
  2. Необходимость размещения объектов государственного (муниципального) значения, если иные варианты их возможного размещения отсутствуют;
  3. Иные случаи, прямо предусмотренные федеральным законодательством.

Выкуп земли для государственных или муниципальных нужд осуществляется в исключительных случаях, решение об изъятии принимается органами исполнительной власти.

Любое решение об изъятии участка подлежит обязательной государственной регистрации.

Порядок изъятия земельного участка у арендатора

Так как арендатору принадлежит лишь право срочного владения и пользования участком земли, на него не распространяется общее правило изъятия участка, предусмотренное ст. ст. 279, 283 Гражданского кодекса РФ.

Изъятие участка у арендатора осуществляется в следующих случаях:

  1. По общим основаниям, предусмотренным для расторжения договора аренды имущества (ст. 619 ГК РФ): существенное ухудшение объекта аренды, существенное нарушение условий договора аренды, нарушение условий о внесении арендной платы;
  2. В случае изъятия участка у арендатора для государственных и муниципальных нужд (ст. 46 ЗК РФ). В этом случае возникает определенное противоречие с требованиями гражданского законодательства, ведь арендатор, в отличие от собственника, не получает выкупа за участок земли. Тем не менее, ст. 46 ЗК РФ предусматривает при изъятии участка у арендатора для государственных (муниципальных) нужд выкуп объектов, расположенных на участке и принадлежащих арендатору. Позиция ряда судебных органов о выплате арендатору выкупа за изымаемый участок на данный момент не нашла отражения в законодательстве и применяется лишь по аналогии права с возмещением арендатору убытков, вызванных изъятием.

Процедура изъятия участка у арендатора по указанным выше основаниям не отличается от аналогичной процедуры в отношении собственника, за исключением выплаты выкупной цены.

Порядок изъятия земельных участков для муниципальных нужд

Изъятие участков для государственных или муниципальных нужд может осуществляться в исключительных случаях. В отношении изъятия для муниципальных нужд статься 49 Земельного кодекса РФ (с учетом изменений, внесенных Федеральным законом № 499-ФЗ) предусмотрены следующие случаи:

  1. Строительство и реконструкция объектов местного значения при отсутствии других вариантов их размещения: объекты электро-, газоснабжения, систем теплоснабжения, автомобильных дорог и т.д.
  2. Иные основания, предусмотренные федеральными законами.

Решение об изъятии участка в этих случаях принимают органы местного самоуправления на основании утвержденных документов территориального планирования или проектами планировки территорий. Выплата выкупа за изымаемый участок осуществляется за счет средств местного бюджета муниципального образования.

Полезная информация по земельным спорам

  • Регистрация бани
  • Раздел земельного участка
  • Земельный участок под коммерческую застройку
  • Обременение земельного участка
  • Межевание земельного участка
  • Уточнение границ участка
  • Регистрация права собственности
  • Участки многодетным семьям
  • Купля-продажа участков
  • Сервитут на земельный участок
  • Переоформление участка земли на родственника
  • Покупка земельного участка
  • Договор купли продажи земельного участка
  • Право собственности
  • Выдел земельного участка из общей долевой собственности
  • Договор аренды земельного участка
  • Формирование земельных участков
  • Безвозмездное пользование земельным участком
  • Коэффициент застройки участка
  • Категории земельных участков и виды разрешенного использования
  • Вынос границ земельного участка
  • Право постоянного бессрочного пользования земельным участком
  • Узнаем собственника земельного участка
  • Порядок согласования местоположения границ земельных участков
  • Признаки самовольной постройки
  • Особенности ипотеки земельных участков
  • Выкуп земельных участков
  • Изъятие земельного участка
  • Прекращение права собственности на земельный участок
  • Переход права на земельный участок
  • Порядок изъятия земельного участка
  • Рыночная стоимость земельного участка
  • Залог земельного участка
  • Отказ от права на земельный участок
  • Земельный участок крестьянского хозяйства

ЮРКОНСУЛЬТ юридическая компания

г. Москва, Площадь Киевского вокзала, 2
8 800 350 14 85
Бесплатная горячая линия

    Процедура изъятия земельного участка

    У моей коллеги по работе государство планирует изъять находящийся в собственности земельный участок. Наша семья тоже владеет данной формой недвижимости. Что натолкнуло меня на мысль, насколько законным является подобное изъятие. Если вам близка данная тема, прошу изучить данную статью. Здесь я отвечу на следующие вопросы:

    • Общая информация по изъятию участков;
    • Что говорит законодательство?
    • Процедура изъятия участка;
    • Выплата компенсации;
    • Правила составления постановления;
    • Основания для изъятия.

    Основные законные положения

    Вопрос, связанный с изъятием земельных участков, регулируется ст. 56.6 Земельного Кодекса РФ!

    Здесь прописана информация относительно проведения операции. Решение об изъятии может быть принято по отношению к одному участку или к нескольким. Также важно понимать, что решение будет касаться всех имущественных объектов, которые располагаются на определенной территории.

    Изъятие не может быть осуществлено без специального постановления. К данному документу в обязательном порядке крепится специальная схема расположения участка. При этом организации, которые приняли участие в процессе составления постановления, могут утвердить иной вариант схемы расположения участка. Для этого у них есть все законные основания.

    Общая информация

    Участки земли, принадлежащие гражданам России, при определенных условиях могут быть конфискованы муниципалитетом или государством!

    Под определенными условиями подразумевается перечень оснований. Это факторы, подтвержденные и установленные современным законодательством.

    При осуществлении операции изъятия не принимаются во внимание такие, казалось бы, важные факторы, как владелец земли и основания получения ее в собственность. Что касается причины изъятия, то главным основанием является реализация разных общественных интересов.

    Участок может забираться в добровольном и принудительном порядке. Если изъятие осуществляется по согласию собственника, между сторонами операции составляется специальное соглашение на выкуп земли.

    Здесь важно уделить внимание формированию стоимости участка. Она складывается на основании таких параметров:

    1. Рыночная стоимость.
    2. Цена имущества, которое располагается на участке.
    3. Сумма убытков, которые связаны с упущенными выгодами или с переездом на иной участок.

    С определением стоимости обычно возникают определенные проблемы. Государственные организации опираются на рыночные показатели. Также принимаются во внимание полученные при оценке результаты.

    Если владелец участка по какой-то причине не согласен с оценкой, он имеет полное право инициировать проведение независимых оценочных мероприятий. Может назвать свою собственную стоимость.

    Как только государство принимает решение об изъятии участка, сотрудники официальных организаций должны уведомить об этом собственника. Сделать это нужно в течение недели с даты принятия решения. В этот же период собственнику передается проект договора выкупа. В нем прописывается стоимость земельного участка, то есть сумма, которая будет выплачена владельцу.

    С даты уведомления собственнику дается три месяца на изучение всех нюансов, на проведение необходимых мероприятий. Ранее положенных 90 дней земля может быть передана исключительно с согласия ее собственника.

    Основания для изъятия

    Если опираться на закон, можно отметить, что изъятие земельных участков допустимо в следующих случаях:

    1. Размещение инженерных коммуникаций.
    2. Установка станций, которые относятся к атомной энергетике.
    3. Размещение оборонительной военной системы.
    4. Организация космической деятельности.
    5. Прокладывание развязок для транспорта.

    Есть также множество иных обстоятельств, которые регламентируются современным ФЗ. Здесь прописано одно важное условие. Земля может быть изъята в рамках возмещения.

    Во всех случаях устанавливается выкупная стоимость. Расчеты производятся на основании договора между законным собственником и государственной организацией, которые инициирует изъятие.

    Постановление и договор передачи земли оформляются в обязательном порядке. Причина и основание для переоформления не имеют значения.

    Если постановление составляется в обязательном порядке, то в проведении процедуры изъятия присутствуют некоторые отличия. Они зависят от основания переоформления. Самые распространенные случаи стоит рассмотреть более подробно.

    Ненадлежащее использование

    Если участок изымается по причине ненадлежащего использования, можно судить о том, что процедура будет носить исключительно принудительный характер. Государственные организации подобным образом «наказывают» собственника за то, что он нарушает установленные законом нормативы. Вот несколько самых распространенных ситуаций и нарушений, на основании которых землю могут забрать:

    1. Участок предназначен для строительства или ведения личного хозяйства. При этом не использовался по назначению в течение трех лет.
    2. Собственник выполняет на земле действия, которые снижают плодородие рядом расположенных участков. Нарушается общая экологическая обстановка в регионе.
    3. Владелец использует землю для хранения отходов химического характера.

    Собственнику в подобном случае предъявляются письменные претензии. Если он соглашается с ними и передает землю, она тут же реализуется с публичных торгов. В противном случае дело передается в суд.

    Государственные нужды

    Участок могут забрать с целью удовлетворения государственных нужд. Подобное решение принимается на основании ст. 49 ЗК РФ. В данном случае выкуп производится органами РФ или официальными представительствами субъектов. Основанием является официальное постановление. Проводится процедура так:

    1. Сотрудники государственной власти выходят на собственника.
    2. Договариваются с владельцем о сумме выкупа и об остальных важных нюансах.
    3. Заключается официальное соглашение.
    4. Выплачивается компенсация по факту потери недвижимости и понесенных убытков.

    Компенсация полагается не только денежная. Собственникам часто выдается иной участок идентичной ценности.

    Если равного по ценности участка нет, собственнику могут предоставить меньший по площади. Если место расположения будет более востребованным, доплачивать не придется. В ином случае разница компенсируется определенной суммой.

    Если после изъятия собственнику не предоставляется равноценное возмещение, он может обратиться в суд!

    Муниципальные нужды

    В данном случае изыматься могут только те территории, которые подлежат комплексному переустройству и развитию. Обычно это участки, находящие в подчинении у определенного регионального субъекта. Порядок отчуждения в данном случае выглядит так:

    • Для выполнения работ подбираются исполнители;
    • С ними заключается официальное соглашение;
    • Составляется проектная документация относительно межевания участка;
    • Постановление об изъятии пересылается собственнику.
    Читать еще:  Как и где оформить право собственности на земельный участок

    Если владелец не идет на встречу государственным структурам, подается иск в суд. В процессе разбирательства определяются условия для изъятия и стоимость выкупа. Если сумма выкупа не устраивает бывшего владельца, он может обжаловать решение суда. При этом оспорить саму сделку по изъятию невозможно.

    Компенсационная денежная сумма перечисляется бывшему собственнику на банковский счет. Если такого нет, деньги перечисляются нотариусу до востребования.

    Правила составления постановления

    Данный документ составляется, как минимум, за два месяца до фактической передачи. В постановлении должны присутствовать следующие сведения:

    • Основания для изъятия;
    • ФИО собственника;
    • Площадь участка;
    • Официальные номера по кадастру.

    На протяжении недели с даты принятия официального решения, государственная организация направляет в специальные учреждения копию постановления. Таким образом фиксируется факт того, что собственник не имеет права на участок.

    Выплата компенсации

    Положенная компенсационная выплата рассчитывается на основании информации в кадастровом паспорте. Принимается во внимание указанная в паспорте стоимость. Она приближена к рыночным параметрам. Обычно после этого получается цифра, не удовлетворяющая владельца. По этой причине принимается решение провести переоценку рыночной стоимости.

    Собственник имеет право выбрать два варианта получения выплат. Это могут быть наличные или равноценный земельный участок, но на другой территории.

    Процедура изъятия участка

    Операция по переоформлению участка осуществляется в несколько этапов:

    1. Действующий собственник получает предупреждение относительно изъятия.
    2. Принимаются меры по переоформлению.
    3. Реализация земли в пользу оформляющей государственной организации.

    Если владелец отказывается от переоформления, сотрудники организации запускают судебное разбирательство. В этом случае сумма компенсации определяется судом. Иск на принудительное взыскание подается не ранее, чем через три месяца после получения владельцем официального соглашения.

    Информация о процедуре изъятия земельных участков для целей недропользования

    Федеральным законом от 31.12.2014 № 499-ФЗ «О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» Земельный Кодекс Российской Федерации был дополнен главой VII.1, устанавливающей порядок изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

    Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.03.2016 № 210 в Положение о Федеральном агентстве по недропользованию, утвержденное постановлением Правительства Российской Федерации от 17.06.2004 № 293, внесены изменения, в соответствии с которыми Роснедра наделены полномочиями по осуществлению принятия решения об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения), если принятие такого решения обосновано лицензией на пользование недрами (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами, в том числе осуществляемых за счет средств недропользователя).

    Приказом Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)» осуществление данных и непосредственно связанных с ними полномочий возложено на территориальные органы Роснедр по месту нахождения изымаемого земельного участка. При этом информационно-аналитическое обеспечение исполнения ими данных полномочий осуществляется территориальными фондами геологической информации.

    Отмечаем, что с начала действия процедуры изъятия земельных участков для целей недропользования было подано свыше 600 ходатайств пользователей недр об изъятии земельных участков (по состоянию на май 2020 года).

    Основные нормативно-правовые акты, а также акты государственных органов, регулирующие процедуру изъятия земельных участков:

    1. Земельный Кодекс Российской Федерации (Глава VII.1);

    2. Постановление Правительства Российской Федерации от 06.05.2015 № 442 «Об утверждении перечня организаций, имеющих право на обращение с ходатайствами об изъятии земельных участков для федеральных нужд»;

    3. Приказ Минэкономразвития России от 23.04.2015 № 250 «Об утверждении требований к форме и содержанию ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, состава прилагаемых к нему документов, а также порядка и способов подачи ходатайства об изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд и прилагаемых к нему документов в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» и требований к их формату»;

    4. Приказ Федерального агентства по недропользованию от 07.04.2016 № 255 «О распределении полномочий между Федеральным агентством по недропользованию, его территориальными органами и подведомственными организациями при принятии решений об изъятии земельных участков для государственных нужд Российской Федерации в связи с осуществлением недропользования (за исключением земельных участков, необходимых для ведения работ, связанных с пользованием участками недр местного значения)».

    Согласно вышеуказанным правовым актам, в целях получения земельного участка для осуществления недропользования владелец лицензии обращается в территориальный орган Федерального агентства по недропользованию с ходатайством об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд. После получения такого ходатайства территориальным органом Роснедр направляется запрос в Федеральную службу государственной регистрации, кадастра и картографии с целью выявления лиц, земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества которых подлежат изъятию. По результатам выявления правообладателей изымаемой недвижимости территориальным органом Роснедр принимается решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных лиц, которое оформляется приказом. К решению об изъятии прилагается схема расположения земельного участка, если подлежащие изъятию земельные участки предстоит образовать и отсутствует утвержденный проект межевания территории, в границах которой предусмотрено образование таких земельных участков.

    Решение об изъятии земельного участка размещается на официальном сайте Роснедр (его территориального органа) в сети «Интернет», публикуется в порядке, установленном для официального опубликования (обнародования) муниципальных правовых актов уставом поселения, городского округа (муниципального района в случае, если земельные участки, подлежащие изъятию, расположены на межселенной территории) по месту нахождения земельных участков, подлежащих изъятию. Кроме того, копии решения об изъятии направляются правообладателям изымаемой недвижимости, организации, подавшей ходатайство об изъятии, а также в Росреестр.

    При этом отмечаем, что рассматривая дела №№ А43-28541/2017, А43-34915/2017, А43-34922/2017, А43-34923/2017, суды отметили, что направление копии решения об изъятии правообладателю изымаемой недвижимости имеет обязательный характер только в случае наличия у уполномоченного органа исполнительной власти сведений о почтовом адресе, указанном в заявлениях об учете прав на недвижимость, либо в ЕГРН, а также в случае сообщения самим правообладателем адреса для связи в виде электронной почты.

    После получения решения об изъятии пользователь недр осуществляет совместно с Роснедрами подготовку соглашения об изъятии недвижимости, которое заключается в письменной форме между правообладателем изымаемой недвижимости и Роснедрами (его территориальным органом), а также организацией, подавшей ходатайство. При этом на основании предложений правообладателя изымаемой недвижимости об изменении условий соглашения об изъятии недвижимости Роснедра по согласованию пользователем недр вправе изменить условия соглашения об изъятии недвижимости с учетом предложений правообладателя изымаемой недвижимости.

    В случае отказа правообладателя изымаемой недвижимости в подписании соглашения об изъятии недвижимости Роснедра либо организация, на основании ходатайства которой принято решение об изъятии, имеют право обратиться в суд с иском о принудительном изъятии земельного участка и (или) расположенных на нем объектов недвижимости.

    При этом следует отметить, что суды, рассматривая споры по делам №№ А12-70274/2016, А12-54447/2016 о признании незаконными приказов об изъятии земельных участков, отмечают, что непредставление пользователями недр документов, подтверждающих отсутствие иных возможностей оформить правоустанавливающие документы на земельные участки, не может быть принято в качестве аргумента, поскольку действующее законодательство не ставит право владельца лицензии на пользование недрами ходатайствовать об изъятии земельного участка в зависимость от наличия таких возможностей.

    Более того, в рамках дел №№ А57-19811/2018, А57-19812/2018, А57-19897/2018, А57-20569/2018, А57-20568/2018, А57-20564/2018, А57-20572/2018, А57-20570/2018, А57-20566/2018, А57-19895/2018, А57-19892/2018, А57-19813/2018, А57-19814/2018, А57-19810/2018, А57-19892/2018 судами отмечено, что действующее земельное и гражданское законодательство не предусматривает необходимость наличия у уполномоченного органа исполнительной власти каких-либо других обоснований принятия решения об изъятии земельных участков (в случае изъятия земельных участков для проведения работ, связанных с пользованием недрами), кроме наличия лицензии на пользование недрами у ходатайствующего.

    Также отмечаем, в зависимости от вида правообладания земельным участком заключенное соглашение об изъятии земельного участка либо вступившее в законную силу решение суда о его принудительном изъятии является основанием как для перехода права собственности на земельный участок и (или) расположенные на нем объекты недвижимого имущества, находящиеся в частной собственности, пользователю недр, так и для прекращения договора аренды земельного участка или иных договоров пользования земельным участком без перехода такого участка в собственность пользователя недр, обратившегося с ходатайством об изъятии.

    Изъятие земельного участка у собственника

    Земельное законодательство наделяет государство правом проводить изымание земельных наделов, если этого требуют нужды государства. Однако власти часто превышают свои полномочия. Они могут изымать земельные наделы незаконно. Именно поэтому обычным гражданам необходимо ознакомиться со всеми этапами процедуры изъятия участков земли.

    Понятие изъятия земельного участка


    Под этим понятием подразумевается процедура изъятия земельного ресурса для реализации нужд, которые может иметь муниципальный или государственный орган. Настоящая процедура состоит из 4 стадий:

    • принимается решение о будущем изъятии земли;
    • уведомляется владелец о таком решении;
    • определяется цель, а также порядок лишения надела;
    • выплачивается сума выкупа за надел, а также дополнительная компенсация.

    В юридической практике понятие «изъятие земельного участка» трактуется по-разному. Одни юристы сравнивают эту сделку с куплей-продажей, а другие называют изъятие «квази-сделкой», ссылаясь на принудительный характер выкупа земли.

    Изъятие ЗУ (его части) для государственных и муниципальных нужд (выкуп)

    Порядок для изъятия земельного участка четко прописан в Земельном кодексе РФ. Согласно ему процедура выкупа проводится в следующих случаях:

    • земельный надел требуется для реализации государством международных обязательств;
    • существует необходимость строительства государственного объекта, а другой подходящей территории для выполнения этого обязательства найти не удалось;
    • если имущество признано аварийным;
    • в случае необходимости создания или расширения территории с особо охраняемым статусом.

    Чаще всего изымаются земельные наделы, которые предоставлялись по договору аренды. В соответствии со ст. 610 ГК РФ после того как срок аренды истечет, действие договора автоматически продлевается на неопределенный срок.

    Орган власти имеет право в любой момент забрать такой надел, предупредив о том, что аренда прекращается, за 3 месяца. Если на нем расположена собственность, то единственной возможностью сохранить ее является приобретение земли. Изъять государство не может только особо охраняемые территории.

    Кто принимает решение для такого изъятия

    Решение о лишении земли могут принять:

    • исполнительные органы власти на федеральном уровне;
    • местные органы управления;
    • органы исполнительной власти субъектов федерации.

    Ходатайствующая сторона обязана компенсировать все расходы, связанные с выкупом земли и кадастровыми работами. Ходатайство может быть подано в отношении нескольких наделов.

    Уведомление собственника об изъятии

    Согласно п. 2 ст. 63 ЗК РФ исполнительный субъект государственной власти должен отправить собственнику участка, землевладельцу, землепользователю или арендатору письменное уведомление как минимум за год о планах изъять землю. Лишение земли раньше указанной даты возможно только с согласия собственника, пользователя или арендатора земли.

    Такое правило вытекает из ст. 279 ГК РФ и дает владельцу надела достаточно времени на решение всех хозяйственных вопросов, связанных с земельным наделом.

    В соответствии со ст. 280 ГК РФ после получения извещения об изымании его собственник, землепользователь и арендатор и далее сохраняет за собой права пользования. Он имеет право возводить на этом участке новые здания или проводить реконструкцию старых сооружений.

    Сколько стоит изъятие земельного участка

    Пунктом 4 ст. 63 ЗК РФ определено, что в случае изымания земли исполнительным органом государственной власти его владелец может рассчитывать на назначение денежной компенсации. Она выплачивается в 2-х случаях:

    • собственник изымаемого участка не желает получать равноценный надел на бесплатном основании;
    • исполнительный орган не имеет возможности выделить для правообладателя новый надел.

    В вышеперечисленных случаях собственник может претендовать на возмещение рыночной цены изымаемой земли. Более подробно правила расчета стоимости описаны в ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 27 июля 1998 г. Этот закон определяет факторы, которые влияют на стоимость земли:

    • рыночная цена;
    • кадастровая цена;
    • затраты на переоформление прав собственности;
    • компенсация за землю;
    • понесенные собственником убытки.

    Законодательство предоставляет правообладателю право привлекать к оценке своего участка и имущества, расположенного на нем независимую организацию.


    Выделение нового земельного участка за счет изъятого

    Предоставление нового земельного надела взамен изъятого называют возмещением в натуральном виде. Характеристики нового и старого участков должны быть аналогичными. Если исполнительный орган не располагает подходящим наделом, собственнику предлагают участок, который уступает по собственным характеристикам, но с денежной доплатой.

    Доплата в денежном эквиваленте выплачивается также тому правообладателю, который отдает государству землю с возведенными постройками, а взамен получает пустой участок. Или же он уступает надел, на котором был построен двухэтажный дом, а берет участок с небольшой деревянной постройкой.

    Изъятие ЗУ при ненадлежащем использовании

    Земля принадлежит к приоритетным природным ресурсам, которыми хотят владеть большинство людей. Но владелец земельного участка должен обеспечить надлежащий способ использования надела. В противном случае государство имеет право выписать штраф или же изъять надел за ненадлежащее использование.

    Читать еще:  Аренда земельного участка - Земельное право (Меденцов А

    Что такое ненадлежащее использование

    Каждый собственник земли обязан соблюдать правила рационального пользования природными ресурсами. Понятие «рациональное пользование» может предусматривать:

    • исключение ухудшения плодородных свойств почвы, деградации и загрязнения земли;
    • сохранение свойств и уровня плодородности почвы;
    • эксплуатация участка по законному назначению;
    • применение нужных мер для охраны самого участка и также водных и лесных объектов;
    • выполнение мероприятий, направленных на восстановления плодородности почвы.

    Соответственно под понятием «ненадлежащее использование» необходимо понимать эксплуатацию участка с грубыми нарушениями юридических норм. К факторам неправильного использования относят:

    • ненадлежащий способ эксплуатации земельного надела (например, на участке, который отдается под сельхозназначение, возводится жилой дом);
    • нерациональная эксплуатация участка;
    • неиспользование земли в течение как минимум трех лет (например, земля была получена под ИЖС, но строительство жилого дома так и не было начато).

    Во всех таких случаях у государства есть право осуществлять принудительное изъятие земельного участка.

    Порядок изъятия

    Для проведения изъятия земли требуется соответствующее решение. Его принимают органы государственной власти на муниципальном или местном уровне. Кроме решения, порядок изъятия включает:

    • установление точного места расположения надела, уточнение его типа и кадастровых данных;
    • определение сроков и причин изъятия;
    • установление собственника земли (читайте: как оформить земельный участок в собственность), а также оснований, которые дают ему право использовать эту территорию;
    • извещение правообладателя о будущем принудительном изъятии исполнительным органом;
    • установления перечня прав, приобретаемых определенным человеком.

    Если же собственник земли считает решение органа управления несправедливым, он имеет право обжаловать его в судебном порядке.

    Изъятие ЗУ в порядке реквизиции

    Согласно ст. 235 ГК РФ в некоторых случаях государству разрешено изымать землю с дальнейшей выплатой компенсации. Такой вид изъятия называют реквизицией. Государство может реквизировать землю в случаях острой необходимости и в интересах общества.


    Что такое реквизиция

    Реквизицией земельного надела называют отчуждение участка, за который власти выплачивают компенсацию.

    К отличиям реквизиции и конфискации относят:

    • возмездный и временный характер;
    • используется только в особых ситуациях – авариях, эпидемиях, стихиях и т. д.

    В порядке реквизиции отчуждение надела производится для защиты населения от угроз, которые возникли в связи с бедствием. После изъятия собственнику территории выдают документ, в котором объясняется понятие процедуры реквизиции, а также условия и содержание этого процесса.

    Возмещение стоимости или предоставление аналогичного участка

    После реквизиции владельцу надела предлагается 2 варианта дальнейшего развития событий:

    • ему возвращают участок и выплачивают денежную компенсацию за ущерб, причиненный лишением земли;
    • собственнику выдают новый участок по причине невозможности эксплуатации старого надела, ему также могут предложить компенсацию в размере рыночной цены надела.

    Если владелец земли считает, что реквизиция его участка была проведена незаконно, он может требовать возврата надела в судебном порядке.

    Конфискация земельного участка

    В соответствии со ст. 50 ЗК РФ конфискацией называют принудительное лишение земельного ресурса на основании судебного решения. Вышеуказанный Кодекс в ст. 49 определяет случаи, когда власти могут конфисковать землю:

    • нецелевое использование надела;
    • земля требуется для соблюдения международных обязательств государства;
    • санкция за преступление (Уголовный кодекс позволяет проводить изъятие у физических лиц, достигших 16-летнего возраста);
    • неиспользуемый надел;
    • через этот надел планируется строительство автомобильной дороги;
    • на земле планируется строительство объектов снабжения;
    • на территории уже расположены или будут находиться объекты, связанные с обороной страны.

    Первый этап конфискации – это судебный процесс, где проходит рассмотрение дела об отчуждении земли. В случае положительного решения оформляется постановление об изъятии земли. Его выносят за 2 месяца до предполагаемой даты отчуждения. В документе указывают:

    • основание отчуждения;
    • данные собственника земельного надела;
    • общую площадь участка, его номер ( узнайте: что дает кадастровый номер участка) и цену по кадастру.

    Если в постановлении отсутствует хотя бы один из пунктов, то собственник имеет все шансы восстановить свои права на землепользование.

    Если конфискация земли осуществляется для реализации государственных нужд, ее владелец может рассчитывать на выкуп надела на общих основаниях по кадастровой цене. После изъятия земли любые права на использование, продажу, аренду и наследование прекращаются.

    Судебная практика

    Как показывает судебная практика, власти довольно часто нарушают процедуру изъятия участков земли. Как результат, суд не удовлетворяет их иски об изъятии земли в принудительном порядке.

    Обычно нарушения чиновников касаются:

    • неправильной процедуры принятия решения о лишении;
    • уведомления владельца земли о лишении в будущем;
    • неправильной оценки цены надела;
    • заключения соглашения о лишении;
    • регистрации новых прав собственности.

    Рассмотрим один пример из судебной практики. 21 июля 2000 г. компания «В1» взяла в аренду несколько участков земли на 10 лет. На них были возведены постройки. В 2008 г. власти столицы отдали распоряжение забрать участки компании «В1» в государственных целях. Департаменту земельных ресурсов приказали разорвать договор аренды и прекратить права арендатора на эти наделы. Кроме того, компании обещали выплатить компенсацию. 05 февраля 2009 г. было зарегистрировано распоряжение об изъятии, а арендаторам отправлено соответствующее уведомление.

    По причине невозможности прийти к согласию Департамент земельных ресурсов подал иск на компанию о принудительном изъятии земли. Но судьи задумались о возможности применения норм относительно изъятия участков для нужд государства к арендованным наделам. Процедура изъятия земли в таких случаях регулируется ст. 49, 55, 57 и ЗК РФ и ст. 279–283 ГК РФ. А принудительное лишение прав владения арендованными землями основывается на пп. 5 п. 2 ст. 46 ЗК РФ, где сказано, что разорвать договор аренды можно по желанию арендодателя. Суды первых инстанций удовлетворили иск истца.

    А вот в Постановлении Президиума ВАС РФ № 2379/11 от 26 июля 2011 г. решения предыдущих инстанций были отменены. Дело отправили на доследование. Президиум отметил, что нормы об изымании земли для нужд государства касаются также арендованной земли. В таком случае власти должны выкупать надел, а также недвижимость, которая была построена на нем.

    Если собственник земельного надела сумеет доказать нарушение в работе властей, то он может добиться:

    • восстановления положения, которое имело силу до нарушения прав;
    • отмены акта, принятого органами власти;
    • компенсации за понесенный убыток.

    Если же государственный орган выполнил всю процедуру изъятия поэтапно, суд вынесет решение в его пользу.

    Как и для чего изымают земельные участки для муниципальных нужд

    Коротко о процедуре

    Собственнику может грозить изъятие земельного участка для муниципальных нужд в разных ситуациях. Чтобы не стать жертвой правомерного лишения прав на землю, необходимо знать все тонкости данной процедуры. В представленной статье будет подробно рассмотрено, когда возможно подобное аннулирование прав частного лица на надел, в каком порядке это происходит, и чем грозит владельцу.

    Земельные наделы изымаются из частной собственности в тех случаях, когда на месте их расположения планируется создание объектов для государственных нужд. Например, если местные власти собираются строить новую дорогу или расширять инфраструктуру, а земельный участок находится на территории, где запланированы работы, то производится его отчуждение в пользу государства.

    Процедура изъятия земельного участка для государственных муниципальных нужд состоит из 2 этапов:

    1. Предварительного согласования месторасположения будущего объекта.
    2. Непосредственного изъятия надела.

    На первом этапе участие собственника обязательно. Если он будет не согласен с действиями властей, он вправе обжаловать их в судебном порядке. Поэтому уведомление собственника является обязательным условием для начала процедуры изъятия. Непосредственное изъятие земли производится на основании соответствующего решения местных административных органов.

    Какие могут быть основания для изъятия земельного участка

    Основания для аннулирования права частной собственности регламентируются Земельным кодексом РФ. В согласии со ст.49 настоящего закона, это:

    1. Исполнение международных соглашений РФ;
    2. Возведение либо капитальный ремонт объектов, имеющих федеральное, региональное либо местное значения (при условии, что отсутствуют иные возможности их создания/реконструкции). К таковым относятся объекты:
      • энергетических систем (региональный и федеральный уровень);
      • атомной энергии;
      • обороны и безопасности страны, имеющие стратегическое значение;
      • связанные с космической деятельностью;
      • энерго-/газо-/теплоснабжения;
      • автомобильные дороги федерального, регионального, местного значения.
    3. Другие основания, которые регулируются соответствующими федеральными законами.

    Данным законом устанавливается, что аннулирование частной собственности возможно только в том случае, когда иных способов решения вопроса не существует.

    Уполномоченные органы принимают подобное решение по собственной инициативе либо по ходатайству организаций. Перечень последних устанавливается Правительством РФ.

    Сроки изъятия земли

    Необходимым условием начала процедуры изъятия земли является уведомление владельца о планируемых действиях. Раньше он должен был быть поставлен в известность не позже чем за год до изъятия. Однако новые поправки в ЗК РФ сократили этот срок до 90 дней, что существенно уменьшает возможности собственника оспорить планируемое аннулирование его прав на земельный надел.

    Время действия принятого решения муниципалитета об изъятии — 3 года. Если процедура не начата в течение этого времени, то вынесенное решение теряет свою юридическую силу.

    Процесс изъятия земельного надела в пользу государства является достаточно длительным, на его завершение потребуется не менее 6 месяцев.

    Процедура изъятия участка

    Процедура аннулирования частной собственности на конкретный земельный надел состоит из 6 этапов.

    1. Подготовка оснований и условий для начала процесса изъятия. Сюда входит разработка документации по распланировке территории, создание проектов планируемых объектов. Все создаваемые документы должны рассматриваться и утверждаться уполномоченным органом, на что также требуется определённое время.
    2. Подготовка и подача ходатайства муниципальному органу об изъятии надела от лица заинтересованной организации, либо разработка соответствующего решения, когда инициатором процедуры выступает государство.
    3. Выявление собственников объектов изъятия (земли и возведённых на ней построек). Данный этап является новым в законодательстве и призван установить предполагаемых правообладателей, от которых нужно получить согласие на изъятие. Определённые сложности могут возникнуть с участками, полученными в бессрочное пользование или собственность до 1998 года. До этого периода регистрация права осуществлялась в неполной мере, из-за чего достаточно сложно сейчас найти требуемую информацию.

    Для получения требуемых сведений запрашивается информация из архивов и муниципалитета, осуществляется публикация на сайте органов местной власти, в СМИ. Юридическое либо физическое лицо, получившее запрос об установлении правообладания на указанный участок, обязано подтвердить свои права в течение 5 дней с момента получения уведомления.

    На данный этап отводится 2 месяца. Если с момента публичного опубликования информации о планируемом изъятии пройдет 60 дней, а сведения о владельцах не поступят в уполномоченный орган, он обращается в суд для признания данного надела невостребованным. В результате, земля признаётся собственностью государства, субъекта РФ либо муниципалитета. Если владельцы объявятся после завершения процедуры аннулирования права, они могут требовать возмещения из бюджета. Но для этого им придётся доказать своё право на надел и объяснить причину отсутствия своевременной подачи сведений о своём правообладании.

    1. Подписание решения об отчуждении органами местного самоуправления. Владелец земли должен быть уведомлен об этом в течение 10 рабочих дней с даты подписания резолюции. Также в этот период на официальном сайте муниципалитета публикуется информация о принятии документа, а владельцу направляется его копия заказной корреспонденцией (по адресу изымаемой земли). Уведомление считается произведённым с момента принятия соответствующей корреспонденции либо её возврата отправителю. Если почтовый адрес собственника неизвестен, он считается поставленным в известность с даты публикации информации на сайте. Решение об отчуждении может быть обжаловано 3 года с момента его подписания.
    2. Подготовка и подписание договора об изъятии. Для создания этого документа проводятся кадастровые и оценочные мероприятия с целью уточнения границ надела и определения его рыночной стоимости, а также осуществляются согласование порядка процедуры с владельцем.

    В тексте подготовленного документа должна быть указана следующая информация:

    • кадастровый номер;
    • цель отчуждения;
    • реквизиты решения;
    • вид права на объект соглашения;
    • период их передачи;
    • объём компенсации и способ её выплаты (возможно предоставление другого надела с аналогичными характеристиками);
    • указание сервитутов (если они сохраняются).

    Получив свой экземпляр соглашения, собственник может его сразу подписать или уведомить муниципальные власти об отказе или желании внести изменения в условия (в письменной форме с указанием оснований).

    Если владелец участка не подписал соглашение в течение 3 месяцев с даты его получения или не уведомил об отказе, орган, подписавший решение об отчуждении может обратиться в судебные инстанции с иском о принудительном аннулировании права на данный надел.

    1. Прекращение прав на землю и их передача государству. Результатом подписания договора об отчуждении либо вступления в законную силу судебного решения о принудительном аннулировании права на данный надел, является:
      • передача права владения;
      • ликвидация права пользования либо наследуемого владения наделом;
      • досрочного аннулирования договора аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании землей;
      • прекращения права хозяйственного ведения либо оперативного управления наделом;
      • возникновения права собственности на вновь образованные наделы в результате перераспределения земли;
      • государственной регистрации правовых изменений (возникновения/перехода/прекращения права собственности);
      • сноса построек, возведённых на изъятой земле.

    Если договор предусматривает возмещение за изъятие, перечисленные последствия наступают только после его полной выплаты.

    Документальное оформление изъятия

    Документооборот всей процедуры изъятия земли включает в себя:

    • документацию по территориальной планировке;
    • проекты по будущим постройкам;
    • решение об изъятии;
    • договор о переходе права собственности.

    Также сюда входят документы, подтверждающие факт поиска владельца, его уведомления, исковые заявления и судебные решения (в случае обращения в суд).

    Читать еще:  Акт осмотра территории

    Какие полагаются компенсации: что входит, а что не входит в возмещение

    Особенности расчёта компенсации за изъятие земельного участка регулируются ст. 56.8 ЗК РФ. Размер выплаты определяется на основании рыночной стоимости изъятого надела, которая определяется профессиональными оценщиками. Оплата их услуг производится организацией или государственным органом, ходатайствующим об аннулировании права частной собственности.

    При расчёте размера возмещения учитывается:

    1. Рыночная стоимость, если надел находится в собственности либо рыночная стоимость иных прав (в случае бессрочного владения или пользования). При этом:
      • если прекращается право бессрочного пользования юридического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды на максимальный срок (если он не установлен, то на 45 лет);
      • если прекращается право бессрочного пользования физического лица, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости надела;
      • если производится досрочное прекращение аренды либо соглашения о безвозмездном пользовании, оценка устанавливается, исходя из рыночной стоимости права аренды земли до завершения сроков, закреплённых в соглашении.
    2. Рыночная стоимость построек, возведённых на участке и принадлежащих владельцу на правах собственности и иных правах.
    3. Убытки, возникающие вследствие аннулирования права собственности. Сюда также входят убытки, связанные с невозможностью выполнения своих обязательств перед третьими лицами (при наличии подтверждающих договоров). В последнем случае владелец должен представить оценщику документальное подтверждение факта возникновения убытков и их размера.
    4. Упущенная выгода.

    При определении размера компенсации не учитываются:

    • постройки и неотделимые улучшения, которые были возведены (сделаны) без соответствующего разрешения от муниципалитета;
    • неотделимые улучшения надела и расположенных на нём построек, сделанные после получения уведомления о планируемом изъятии;
    • постройки, возведённые после получения уведомления об изъятии (за исключением случаев, когда разрешение на строительство было выдано ранее);
    • постройки, создание которых не требует получения специального разрешения и возведённые после уведомления о планируемом аннулировании права на землю;
    • любые сделки, которые владелец заключил после получения информации об изъятии.

    Если изымается только часть надела, то размер компенсации уменьшается пропорционально размеру оставшейся владельцу земли.

    При оценке учитывается рыночная стоимость, установленная до принятия решения об изъятии. Связано это с тем, что информация об аннулировании прав на землю существенно снижает стоимость земли. Размер компенсации устанавливается не позднее, чем за 2 месяца до оформления соглашения о переходе прав и направления его владельцу.

    Понятие резервирования земель муниципальными службами

    Данный термин является относительно новым для российского законодательства. Основные положения процедуры, а также его порядок регламентируется:

    • ст. 56.1 и 70.1 ЗК РФ;
    • Постановлением Правительства РФ №561 от 22.07.2008.

    Резервирование, как правило, осуществляется для последующего изъятия земельного надела. Таким образом, эти две процедуры являются этапами одного процесса, направленного на изменение права на землю и её целевого значения. При этом следует учитывать, что законодатель не устанавливает необходимость резервирования перед изъятием надела. Поэтому оно может быть осуществлено на законных основаниях без предварительного резервирования.

    Участок считается зарезервированным при наличии следующих условий:

    • соответствующее решение принято уполномоченным органом власти;
    • создана и утверждена схема надела;
    • проведена государственная регистрация ограничения права на данный участок в ЕГРП.

    Установление ограничений прав на зарезервированный надел касается не только владельцев, но и пользователей, и арендаторов. Под ограничением прав понимается:

    • запрет на любое строительство, даже если оно соответствует целевому назначению надела;
    • запрет на оросительные, мелиоративные и осушительные мероприятия, создание любых обводненных объектов (искусственных прудов, озёр и пр.).

    Кроме того, срок аренды/сервитута не должен превышать срок резервирования, а приватизация участков данной категории запрещена после установления ограничения. Использование зарезервированного надела в иных целях допускается до момента его изъятия.

    Законом также установлены максимальные сроки резервирования участков:

    • 3 года для случаев, когда право собственности переходит государству или муниципалитету на общих основаниях;
    • 2 года для наделов, которые изымаются с целью создания особой экономической зоны;
    • 20 лет для участков, находящихся в собственности государства, цели изъятия которых не связаны с возведением или реконструкцией автомобильных дорог регионального и федерального значения.

    Таким образом, процедура резервирования и последующего изъятия земельных участков — это длительный процесс, связанный с подготовкой большого количества документов и рядом юридических тонкостей.

    Порядок изъятия земельного участка у собственника

    Изъятие земельного участка у собственника является крайне, исключительной процедурой, которая может осуществляться только по основаниям, указанным в законодательных актах. В ряде случаев правообладатель сможет получить денежную компенсацию за изъятый объект земельной недвижимости.

    Условия для изъятия

    По общему правилу, собственник имущественных активов может быть их лишен только на основании прямых законодательных норм. В отношении земельной недвижимости такие основания регламентированы в ЗК РФ и ГК РФ:

    • изъятие земли для нужд публичных образований – РФ, региональных властей или муниципальных образований;
    • при необходимости комплексного развития определенных территорий, если соответствующее решение утверждено распорядительным актом властей;
    • при выявлении фактов использования земельного надела с нарушением целевого назначения;
    • в случаях конфискации или реквизиции земельного надела.

    В каждом из перечисленных случаев отказ правообладателя от исполнения законных требований повлечет принудительное изъятие земельного участка у собственника. В ряде случаев владелец земли сможет рассчитывать на возмещение стоимости изымаемого объекта, а при несогласии с государственным расчетом компенсации можно оспорить его в судебном порядке.

    Как происходит изъятие

    Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

    Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

    1. властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
    2. принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления – в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
    3. если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
    4. если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.

    Обратите внимание! Если на территории участка располагаются какие-либо строения, их стоимость также учитываться при расчете суммы компенсации. Размер возмещения может оговариваться в обоюдном соглашении, или в результате судебного урегулирования спора.

    При изъятии надела для комплексного освоения территорий также используется указанный выше алгоритм действий, а правообладатель сможет получить компенсации за свою недвижимость.

    Иные правовые последствия наступают при выявлении фактов нарушений со стороны владельца земли. Для каждого земельного надела устанавливается ряд характеристик, существенно ограничивающих его целевое использование. В частности, каждый владелец земли должен соблюдать вид разрешенного пользования и категорию участка. Например, на землях сельхозназначения не допускается возведение промышленных объектов или многоквартирных зданий (исключения из этого правила могут устанавливаться законом).

    Выявление фактов нарушений происходит в результате проверок уполномоченных служб и ведомств, либо по обращению заинтересованных лиц. Каждое нарушение фиксируется в результате административного обследования, данная процедура определена Постановлением Правительства № 251. Полномочия для выполнения указанных действий принадлежат должностным лицам Госземнадзора. Выявленные нарушения повлекут и меры административного воздействия в виде штрафов, которые применяются одновременно с изъятием земли.

    Аналогичная мера ответственности будет применяться, если собственник участка, предназначенного для ведения сельхоздеятельности или возведения объектов недвижимости, не использовал его по назначению в течение трехлетнего периода (законом может устанавливаться и более длительный срок, например для ИЖС земля может предоставляться на срок до 10 лет).

    При изъятии земли таким способов учитываются следующие нюансы:

    • в ряде случаев правообладатель не сможет получить какой-либо компенсации;
    • если в результате допущенных нарушений земле или окружающей среде был причинен ущерб, его возмещение будет производиться за счет владельца участка (для этого будет подано соответствующее исковое заявление);
    • период, в течение которого земля не использовалась по прямому назначению, может быть продлен при наличии уважительных причин (например, если собственник потратил много времени на освоение участка).

    Изъятие земли таким способом осуществляется в судебном порядке, владельцу участка предоставлено право обжаловать вердикт суда в вышестоящих инстанциях.

    При наличии чрезвычайных обстоятельств земля может быть реквизирована по решению властных органов. Эта процедура может носить временный характер, после чего участок подлежит возврату законному владельцу. Если вернуть надел невозможно, собственник получит рыночное возмещение из бюджета, либо аналогичный по стоимости участок в ином месте. При реквизиции собственник также вправе оспорить расчет компенсации в судебном порядке.

    Конфискация может выступать в качестве дополнительной меры наказания при совершении преступлений. В этом случае владелец не сможет получить какого-либо возмещения, изъятие происходит в безвозмездном порядке. После отбытия назначенного наказания и погашения судимости, конфискованный участок не возвращается собственнику, так как переходит в государственный или муниципальный фонд.

    Изъятие земельных участков по инициативе государства

    В каких случаях? В какой срок? По какой цене?

    С 1 апреля 2015 года внесены очередные изменения в Земельный Кодекс РФ. На этот раз они касаются изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Что же стоит за этими изменениями?

    Под размещение каких объектов возможно изымать земельные участки? Самыми распространненными объектами являются:

    • дороги;
    • коммуникационные сети (газ, электричество, водопровод,теплотрасса…);
    • объекты военного и космического назначения.

    Особняком стоит возможность изъятия земельного участка под многоквартирным жилым домом, признанным аварийным и подлежащий сносу или реконструкции.

    Как происходит изъятие

    1. Принятие решения. В первую очередь процесс начинается с принятие решения органом государственной или муниципальной власти. Причем «решение» означает письменный документ (распоряжение, постановлени… любую официальную «бумагу», изданную официальным органом государственной или муниципальной власти).
    2. Информирование. Сведения о принятом решении и перечне участков, подлежащих изъятию, публикуются в официальных средствах массовой информации федерального, регионального или муниципального значения. А так же в сети Интернет, на официальном сайте администрации.
    3. Подтверждение права владения или собственности. Если права собственнсти на земельный участок зарегистрированы, то собстенника узнать двольно просто. А вот если документы на землю должным образом не оформлены, то у владельцев участка есть 60 дней, начиная с момента публикации сообщения об изъятии земельного участка, чтобы подать документы, подтверждающие его права на земельный участок, в орган, принявший решение об изъятии.

    Если права на земельный участок не заявлены, то орган государственной или муниципальной власти, по истечении 2-месячного срока с момента публикации постановления об изъятии земельного участка, обращается в суд за признанием права собственности РФ, области или муниципального образования на такой земельный участок.

    (!)Важный момент: если своевременно не удалось оформить свои права собственности на земельный участок, то у правообладателя все равно остается возможность в судебном порядке требовать от казны компенсации за изъятие земельного участка.

    Уведомление собственников или правообладателей земельных участков о предстоящем изъятии. Уведомление должно быть в письменной форме, заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.

    Как оформляется изъятие

    Если правообладатель земельного участка известен и должным образом уведомлен о том, что в ближайщем будущем с земельным участком придется расстаться, то рано или поздно ему придет соглашение об изъятии такого замельного участка. После того, как он такое соглашение подпишет, все, как говорится, «будет кончено». Поэтому озаботится вопросом компенсации за изымаемый земельный участок лучше заранее.

    В соглашении об изъятии земельного участка будут прописаны следующие основные моменты:

    • площадь изымаего участка. Причем если участок не поставлен на кадастровый учет собственником, то он будет обмерян и учтен принудительно за счет органов государственной власти;
    • цена, которая устанавливается на основе оценки, заказанной и оплаченной также за счет органов государственной или муниципальной власти.

    Таким образом, владелец земельного участка может быть не согласен как с площадью, так и с ценой участка и объектов недвижимости, расположенных на таком участке. Что делать в этом случае? Не соглашаться подписывать соглашение об изъятии и готовиться к судебному процессу. Причем готовиться тщательно, обосновывая как иную стоимость земли и объектов недвижимости, так и упущенную выгоду, которую владелец понесет в связи с изъятием земельного участка.

    (!)Важный момент: при изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд, компенсации также подлежат объекты недвижимости, расположенные на таком земельном участке, однако, объекты недвижимого имущества должны быть возведены законно (лишний довод к тому, чтобы, как миниум, получать разрешение на строительство.)

    В качестве краткого резюме:

    Процедура изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд не нова, она существовал и ранее. Сейчас она, скажем так, прописана в Земельном Кодексе более подробно. А это, на наш взгляд, дает правообладателем земельных участков дополнительные права. Нужно просто принимать активное участие в процессе, не надеясь на авось, а самостоятельно и своевременно оформлять разрешения на строительство индивидуальных жилых домов , получать свидетельство о собственности на уже построенные объекты недвижимости , оформлять документы на земельный участок, а в случае любого несогласия с происходящим, спокойно и грамотно готовиться к судебному процессу.

    Помните: так как Вам, это больше никому не нужно. Будьте активны и будьте блительны!

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector