0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Что значит перераспределение земельных участков

Как сделать прирезку чужого земельного участка к основному и как увеличить свой участок за счет прилегающей территории

Что такое перераспределение земель

Перераспределение земельного участка (в простонародье «Прирезка») — это увеличение или уменьшение своего ЗУ за счет государственного или ЗУ другого собственника. В земельном кодексе данная норма закреплена в ст. 39.28 и ст. 39.29 ЗК РФ. Однако, обратите внимание на то, что в результате перераспределения земель площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны. Градостроительную зону, а так же правила землепользования и застройки (ПЗЗ) вы можете посмотреть на официальном сайте администрации вашего муниципального образования.

Вышеуказанные нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными. Территория земли, за счет которой осуществляется перераспределение, не может быть территорией общего пользования, при этом она также не может выходить за пределы территориальных границ, которые обозначают коммуникации, автомобильные дороги и иные линейные объекты.

  • П.3 ст. 39.28 ЗК РФ предусматривается в отношении каких участков предусмотрена прирезка — выдержка из статьи — перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в собственности граждан и предназначенных для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства, индивидуального жилищного строительства.
  • Порядок подачи и перечень документов указан в ст. 39.29 ЗК РФ, кроме того, п.9 ст.39.29 ЗК РФ содержит перечень оснований для отказа в предоставлении «прирезки».
  • Порядок оформления «прирезки» осуществляется на основании соглашения гражданина и уполномоченного органа за плату, при этом, при положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения — п.11 ст. 39.29 ЗК РФ.

Для перераспределения земельных участков должны быть веские причины. К ним относят:

  1. объединение участков в единый массив земель с общим целевым назначением или межевание (прирезка);
  2. изъятие земель государством для осуществления особых функций;
  3. но самая распространённая причина — уточнение границ при наличии споров с соседями.

За регламент принята статья 11.2. Земельного кодекса РФ, которая выделяет следующие варианты образования земельных участков:

  1. раздел;
  2. объединение;
  3. перераспределение;
  4. выделение из других участков, а также государственных земель.

Поскольку в результате изменений одни единицы земельного права прекращают своё существование, а другие появляются, то процедура затрагивает интересы нескольких физических и юридических лиц. Отсюда можно сделать вывод, что перераспределение земельных участков — это юридически значимая процедура, в результате которой из нескольких участков, расположенных рядом, образуются новые единицы.

Обратите внимание, что объединить можно только земельные участки с одинаковым видом разрешенного использования и целевого назначения.

Как оформить соглашение о перераспределении земель между собственниками

Шаг 1 — оценить шансы и риски

Для начала изучите документы перераспределяемые участки. Запросите информацию из Государственного Кадастра недвижимости в виде выписки из ЕГРН. Главное — это выяснить принадлежность участков к одному муниципальному образованию и подтвердить факт их смежности. Только в этих случаях имеет смысл начинать процедуру.

В случае, если при перераспределении один из владельцев получает уменьшенный участок, ему выплачивается компенсация, оговариваемая в соглашении. Этот момент рекомендую согласовать заблаговременно со всеми участниками соглашения.

Шаг 2 — заключить соглашение между собственниками

Поскольку в процедуре раздела земельного участка между собственниками участвуют несколько физических лиц, все работы начинаются с заключения соглашения. Если такого документа нет, то это уже несколько иная, судебная процедура. Количеств лиц, участвующих в перераспределении, законом не ограничено.

Соглашение о перераспределении земельных участков между собственниками должно содержать следующую информацию:

  1. Данные о владельце земельного участка: ФИО, паспортные данные, адрес проживания;
  2. Данные о земельном участке, подвергающемся перераспределению: площадь, место нахождения, кадастровый номер, категория земли, дата и место регистрации прав на недвижимость, идентификационные данные свидетельства о регистрации права собственности;
  3. Данные о новых земельных участках, передаваемых владельцам предыдущих земель. Указываются такие же стандартные характеристики, что и для прежних участков. Если передаётся несколько земельных единиц, то приводятся все сведения по каждой из них.

Как оформить перераспределение земельного участка с муниципальными землями

Прирезка земельного участка осуществляется через выкуп в собственность, т.е. вы выкупаете часть соседнего участка и за счет этой части увеличиваете свой участок («Перераспределение земельного участка ст.ст. 39.28, 39.29 ЗК РФ). Размер платы за земельный участок, который вы хотите добавить к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ). Для расчета итоговой цены прирезаемого земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за прирезку, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости.

В результате перераспределения земельного участка образуется новый, увеличенный земельный участок. Предельные размеры площади части земельного участка определяются в соответствии со ст. 33 ЗК РФ предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков. Если у вас ПЗЗ района утверждено, применяются положения указанные в данном ПЗЗ. Думаю если в ПЗЗ есть такой пункт, то максимальный размер прирезки будет не более 100 кв.м (1 сотки).

Соглашение составляют между собственником земли (муниципалы, субъекты) и собственником участка, который увеличивается. Последний подает в районную администрацию заявление о перераспределении земельного участка. Срок рассмотрения и принятия решения 30 дней.

К заявлению прикладывают:

  1. Выписку из ЕГРН на свой земельный участок. РосРеестр присылает выписки из ЕГРН в течение 3-х рабочих дней (бывают задержки). Если хотите получить информацию быстрее, то рекомендую заказывать выписки напрямую через API Росреестра — так вы получите готовый документ в течение дня. Стоимость та же — 250 рублей, данные официальные — из ЕГРН РосРеестра и подтверждены электронной цифровой подписью регистратора (ЭЦП).
  2. Схему планируемого участка на кадастровой карте. Заказать схему расположения земельного участка можно не выходя из дома. Для этого рекомендую сервис ONLINE-KADASTR, который присылает готовый для перераспределения документ в течение 2-х дней. Стоимость — 1900 рублей, данные официальные и составлены кадастровым инженером в соответствии с постановлением №762 Минэкономразвития России.


Схема расположения земельного участка, которую я недавно заказывал через ONLINE-KADASTR

Когда новая схема расположения ЗУ согласована, можно приступать к межеванию. Чтобы выбрать грамотного исполнителя, я создал инстукцию по межеванию земельного участка.

В течение 14-ти дней после оплаты ваш земельный участок начнет отображаться на публичной кадастровой карте. Если все сделано правильно и ваши намерения не идут вразрез с законом и намерениями государства, вы становитесь владельцем нового участка.

Возможна ли прирезка одного и того же участка в несколько этапов

Допустим, есть смежный с находящимся в вашей собственности участком, государственный участок, который не стоит на кадастровом учете. Можно ли осуществить прирезку к государственному участку в пределах 10%, а далее повторить процедуру до полного «исчерпания» государственного земельного участка?

Лично я не вижу ничего в этом ничего противозаконного. Однако, решать этот вопрос лучше предметно на месте и с кадастровым инженером. Собственник ЗУ может любым не запрещенным законом способом определять судьбу данного земельного участка, а именно: увеличивать, уменьшать, делить, выделять, дарить, продавать и т.д. Единственное следует учитывать, чтобы формируемый участок не превышал допустимых пределов по площади (см. ПЗЗ Вашего муниципального образования), а также соответствовал виду его разрешенного использования.

Основания для отказа в перераспределении земель

Основаниями для отказа в заключении соглашения о перераспределении земельных участков несоответствие поданного завления случаям перераспределения земельных участков, которые предусмотрены законодательством:

  1. отсутствие согласия третьих лиц, изложенное в письменной форме, если прирезаемый участок обременён их правами, например, ипотека в банке, требующая согласования с ним; на прирезаемом участке находится здание или сооружение, объект незавершённого строительства, находящиеся в собственности муниципалитета или государства, или собственности граждан или юридических лиц;
  2. прирезаемый участок относится к изъятым из оборота или ограниченным в обороте муниципальным или государственным землям; прирезаемый участок относится к землям, зарезервированным для государственных или муниципальных нужд;
  3. по прирезаемому участку подготовлено решение о проведении аукциона с публикацией извещения о проведении и выполнено предварительное согласование о его предоставлении и срок действия решения ещё не истёк; на прирезаемый участок уже подано иное завление о предварительном согласовании по его предоставлению, но ещё не приняты решения ни в согласовании и утверждения схемы расположения, ни в от отказе (как многим нравится говорить, “кто первый встал, того и тапки”);
  4. площадь прирезаемого участка увеличит площадь образуемого при его слиянии с основным с превышением более чем на 10% установленных размеров предельных площадей земельных участков; прирезаемый участок не может рассматриваться в качестве “добавки” и подлежит формированию в качестве самостоятельного;
  5. границы основного участка, к которому планируется прирезка, требуют уточнения, то есть, если основной участок не отмежёван; несоответствие схемы расположения земельного участка.

Судебная практика

Верховный суд разъяснил правила раздела земельных участков в случаях, которые чаще всего встречаются (при разводе, получении наследства и т.п.). В этих ситуациях огромное значение имеют размеры земельных наделов после процесса деления. Согласно закону, собственник может получить свой участок, только если все получившиеся после раздела доли соответствуют установленным нормам для целевого использования. Например, деление садоводческого участка может быть произведено лишь в том случае, если в дальнейшем все части могут быть использованы по тому же назначению.

Разъяснения правильного раздела земли были даны при пересмотре судебной коллегией по гражданским делам ВС РФ земельного спора, произошедшего на территории Волгоградской области. Суть этого дела в следующем: гражданин решил через суд добиться выделения части участка земли и дома, которые находились в общедолевой собственности у нескольких людей.

Истцу принадлежало 2/3 земли и домовладения, а другая 1/3 — женщине. После смерти владельцы ее часть перешла наследнику. Согласно паспорту БТИ, площадь участка составляла 506 кв.м., а дома – 70,1 кв.м. Данная земля была предназначена для садоводческих целей, поэтому при ее разделении необходимо было соблюсти допустимые параметры для продолжения использования долей в том же назначении. Однако наследника подобный раздел не устроил, и он подал встречный судебный иск на истца, чтобы разделить собственность по собственному варианту. Но суд принял решение в пользу истца, отдав ему 337,3 кв.м. земли, а наследнику – 167,7 кв.м. Это же решение было поддержано апелляцией.

Волгоградский местный суд при принятии такого решения опирался на доли собственности, однако Верховный суд не был согласен с этим. Свое решение он объяснил ст.1. Земельного кодекса. В ней указано, что деление участков, находящихся в собственности сразу у нескольких людей, может быть осуществлено разными методами. Новые наделы могут быть выделены из существующих или перераспределены из имеющихся участков, а также проданы или отданы. Раздел долей также является выделением участка. При этом и новая, и оставшаяся части продолжают дальше считаться участками, но с новыми границами. Владелец выделенной доли становится полноправным собственником индивидуального участка, а владельцы оставшихся частей надела остаются собственниками долей общей собственности. Однако, несмотря на способы раздела, должно быть соблюдено первоначальное целевое назначение земли и всех выделенных из нее частей. Закон также предусматривает максимальные и минимальные размеры новых участков.

В 1996 года был проведен пленум Высшего Арбитражного и Верховного судов, на котором обсуждался Гражданский кодекс. Статья 252 ГК РФ гласит, что судебная инстанция может отказаться делить общую собственность согласно долям, если при этом всеми полученными участками нельзя будет и дальше пользоваться по назначению. В этом случае считается, что общему имуществу наносится ущерб.

Верховный суд уточнил, что это же самое зафиксировано и в Законе «О государственном кадастре недвижимости». В нем написано, что кадастровый орган может отказать в постановке земельного участка на учет, если разделенные доли не соответствуют указанным в законе размерам (минимум и максимум). На основе вышеприведенных законов Судебная коллегия по гражданским делам приходит к мнению, что выделение части из земельного участка, находящего в общедолевой собственности, возможно только при соблюдении во время раздела целевого использования и разрешенных площадей.

Земельный кодекс гласит, что минимальные и максимальные размеры участков могут быть установлены лишь градостроительными регламентами. А в Градостроительном кодексе указано, что размеры и правила пользования землей устанавливаются местной властью. В рассмотренном выше случае следовало основываться на постановление Волжской городской Думы ВО, согласно которому максимальный размер участка может составлять 0,2 гектара, а минимальный – 0,02 гектара. То есть выделенная ответчику часть земли площадью 167,7 кв.м. не соответствует данному постановлению. Это стало поводом для пересмотра данного земельного спора по указу Верховного суда РФ.

Выводы

Процедура перераспределения земель способствует упорядочиванию учёта и состояния земельного фонда, а также увеличивает правовую защищённость собственников земельных участков, снижая вероятность появления разногласий и споров.

Процедура перераспределения земельных участков

Несмотря на то, что с 2014 года, законодатель утвердил порядок перераспределения земельных участков, до сих пор нередки случаи самовольного расширения площади собственного надела за счет чужих владений. Самозахват государственной и муниципальной земли является административным правонарушением, и соответственно карается штрафными санкциями.

Что это такое

Чтобы легально присоединить дополнительную территорию к своему участку, следует обратиться к ст. 11.7 ЗК РФ. Исходя из смысла данного нормативно-правового акта, граждане вправе изменить границы и конфигурацию своего участка, за счет земли, находящийся в собственности государства или муниципалитета. Фактически процедура перераспределения земли подразумевает под собой совокупность кадастровых работ, позволяющих скорректировать границы смежных участков.

При этом в силу ст. 11.7 ЗК РФ, образуются новые наделы, а исходные перестают существовать. Если территория принадлежала частному землевладельцу, то после прохождения процедуры перераспределения, соответствующие правомочия возникают согласно соглашениям, достигнутым между собственниками.

С помощью данной процедуры землю можно не только увеличить, но и уменьшить, отдав участок или его часть другому лицу.

Чаще всего необходимость перераспределения участка возникает, если нужно провести коммуникации, например водопровод, а также в соответствии с судебным решением или при разделе территории между несколькими гражданами. Кроме того, перераспределение целесообразно, если отступ от жилого дома составляет менее трех метров, следовательно, с помощью данной процедуры, границы участка можно передвинуть за счет смежной земли.

В силу ст. 39.28 ЗК РФ, перераспределение земли, которая принадлежит государству или муниципальному округу, допускается в пределах застроенных территорий, если было принято решение об их развитии и заключен соответствующий договор.

Требования, которым должны соответствовать участки

Перераспределены могут быть не все земли, так как законодатель установил ряд ограничений. В частности, процедурой можно воспользоваться если:

  • Были проведены геодезические работы по межеванию земли. После установления четких границ, земельные наделы, согласно отечественному законодательству поставлены на кадастровый учет;
  • Присоединяемая площадь является государственной или муниципальной собственностью;
  • Территория земли, находящаяся в собственности у частного землепользователя в результате перераспределения должна быть не больше предельно возможного размера;
  • Земля должна иметь одно целевое назначение;
  • Допускается передел только смежных участков;
  • Земли, участвующие в процедуре, должны относиться к одной административной территории, во избежание изменения границ муниципалитета;
Читать еще:  Как составить заявление на приватизацию земельного участка

Следует учитывать, что в процессе перераспределения могут участвовать только граждане РФ, являющиеся собственниками земельных наделов. При этом участок должен быть предназначен для ИЖЗ, ЛПХ, садоводства или огородничества.

Чтобы осуществить перераспределение земли, владелец участка должен обратиться в компетентные органы.

Процедура и порядок перераспределения

Процедура перераспределения земли неизменно начинается с посещения уполномоченной организации, например городской администрации, которая вправе принимать заявления о перераспределении земли. В заявлении, согласно ст. 32.29 ЗК РФ, указываются следующие сведения:

  • Паспортные данные заявителя и координаты для связи;
  • Наименование, местонахождение юридического лица, его регистрационные данные, если оно является участником перераспределения;
  • Кадастровая информация смежных земельных наделов;
  • Реквизиты проекта межевания земли.

Перечень прилагаемой документации

К заявлению прикладываются документы необходимые для перераспределения, в частности:

  • Доверенность представителя, уполномоченного блюсти интересы заявителя;
  • Схема местоположения земли, если нет проекта межевания;
  • Копия документа, подтверждающего право собственности;
  • Копии материалов удостоверяющих право на надел, в том случае, если у лица право собственности не зарегистрировано в ЕГРН;
  • Заверенный нотариусом перевод всей необходимой документации, свидетельствующей о государственной регистрации, на русский язык, если участником является иностранная организация.

Обратите внимание! Если проект межевания отсутствует, то заявить должен будет самостоятельно составить смеху расположения надела на кадастровом плане территории.

По факту рассмотрения заявления, в течение 30 дней после его получения, и проверки всех предоставленных заявителем документов, компетентный орган может дать согласие на перераспределение территорий, согласно проекту межевания, так и направить мотивированный отказ в заключение соглашения.

В том случае, если заявитель получил от уполномоченной организации согласие на перераспределение земель, то он за счет своих денежных средств организует проведение кадастровых работ, для того, чтобы поставить новообразованный участок на кадастровый учет. Кадастровый паспорт понадобится для последующего заключения соглашения.

Напоминаем, что даже если Вы досконально изучите все данные, находящиеся в открытом доступе, это не заменит Вам опыта профессиональных юристов!
Чтобы получить подробную бесплатную консультацию и максимально надежно решить Ваш вопрос — Вы можете обратиться к специалистам через онлайн-форму .

Соглашение

В соответствии отечественным земельным законодательством, перераспределение земель происходит путем заключения добровольного соглашения между двумя собственниками, которыми являются государство или орган местного самоуправления, уполномоченный предоставлять участки и частный землевладелец. Документ, составленный в простой письменной форме, должен обязательно содержать следующую информацию:

  • Дату и место заключения соглашения;
  • Персональные данные о землевладельцах;
  • Обоснование проведения процедуры;
  • Идентификация земли, которая будет перераспределена;
  • Подписи сторон.

После подписания договора, за прирезаемый участок заявитель должен заплатить определенную денежную сумму. Размер выкупа устанавливается компетентным органом, и зависит от кадастровой стоимости надела. Если земля является федеральной собственностью, то выкуп будет составлять 15 % от кадастровой цены.

Здесь вы можете скачать образец соглашения о перераспределении земельных участков.

Составленное по всем правилам и подписанное сторонами соглашение о перераспределении земли является основанием для оформления заявителем права собственности. Для этого нужно будет подготовить необходимую документацию и обратиться непосредственно в Росреестр или в МФЦ.

Причины отказа в соглашении

Основания отказа в перераспределении надела с муниципальной землей, а также с находящейся в государственной и частной собственности, перечислены в ст. 39.29 ЗК РФ, в частности они, сводятся к следующему:

  • Участок относится к категории земель, в отношении которых запрещено перераспределение;
  • Наделы различаются по своему целевому назначению;
  • Земельные наделы не являются смежными;
  • Не получено письменного согласия, если участки обременены правами третьих лиц;
  • На земельном наделе, который будет образован в результате проведения перераспределения, будут находиться объекты недвижимости, относящиеся к государственной, муниципальной или собственности граждан;
  • В проект межевания входит земля, которая была изъята из гражданского оборота или ограничена в нем;
  • Земельные владения относятся к различным муниципальным образованиям;
  • Земля была ранее зарезервирована для государственных нужд или муниципальных;
  • Участок является предметом аукциона, о проведении которого было надлежащем образом извещено;
  • Если после проведения перераспределения новый участок будет превосходить максимально допустимую величину;
  • Необходимо уточнение границ надела, принадлежащего частному землевладельцу;
  • Схема надела не соответствует планировке территории, землеустроительным документам.

Имейте в виду! Полученный отказ о перераспределении земельной территории должен быть обоснованным, с указанием причины запрета проведения данной процедуры.

Таким образом, территорию можно перераспределить между соседями, для изменения кадастрового плана, если у них существуют разногласия по поводу границ смежных участков, а также законным способом увеличить владения за счет государственной или муниципальной земли. Существенным плюсом таких прирезок является их стоимость, представляющая небольшой процент от кадастровой цены земли.

Перераспределение приобретенных земельных участков

Распространенным методом разрешения споров между собственниками недвижимого имущества по поводу наделов является перераспределение земельных участков. Такого рода деятельность находит свое отражение в Земельном кодексе Российской Федерации под новой редакцией нынешнего года.

Перераспределить землю владелец может по разным основаниям, например, если он решил произвести увеличение границ своей собственности или же у него возникла конфликтная ситуация с соседом по наделу. В данной статье будет рассказано о том, как производится перераспределение участков.

Что такое перераспределение земельных наделов

Перераспределение земли – это деятельность, направленная на изменение границ земли, в результате которой происходит формирование новых земельных участков. При такой процедуре происходит коррекция индивидуальных площадей земли, но общая площадь недвижимого имущества остается прежней.

Важно! Невозможно самостоятельно изменить границы собственности. Для того чтобы перераспределить землю, нужно произвести обращение я в специальные службы, к которым относят компании, занимающиеся оказанием геодезических услуг, земельные и строительные организации.

К примеру, чтобы была возможность перераспределиться, нужно иметь добровольное согласие на проведение этой процедуры от всех владельцев смежных участков, на которых повлияет уменьшение или увеличение площади ЗУ.

Главные положения и условия, указания нормативов

Процесс перераспределения ЗУ должен соответствовать всем требованиям российского законодательства. Главное условие для изменения границы земельного участка – наличие смежности между перераспределяемыми землями. Если ЗУ, которые хотят видоизменить, не будут являться смежными, то владельцем будет получен отказ в проведении процедуры.

В нормативно-правовых актах, которые занимаются процессами изменения площади земель, указаны следующие требования к перераспределяемому ЗУ:

  1. Постановление земельной собственности на кадастровый учет.

Это требование означает, что перед тем как начать перераспределять землю, нужно ее зарегистрировать в кадастровой организации, если это ранее не было сделано. Кроме того, перераспределить может только ту недвижимость, которая подверглась межевому делению, то есть границы земельных участков должны четко выделяться, и эти границы должны обозначаться в документации о земле.

  1. Наличие смежного земельного участка.

Обязательным требованием при смене критериев ЗУ является его смежность с другими землями. Без ее наличия невозможно изменять границы собственности.

  1. Отношение перераспределяемых земель к единому административному субъекту.

Это требование означает то, что процессу перераспределения не подвергаются муниципальные земельные владения, а работа по изменению границ земли может производиться только в рамках ЗУ собственников.

  1. Идентичное назначение участков, которые подвергаются распределению.

Это означает, что земля, которая соседствует с другим участком, должна иметь то же целевое назначение, что и ЗУ соседа. То есть если собственник хочет изменить садоводческий надел, а на участке соседа построен дом, то есть его земля относится к ИЖС, то изменение границ является невозможным по закону.

Важно! Перераспределение земель не представляется возможным, если одной стороной соглашения являются собственники имущества, принадлежащего муниципальному образованию, а другой – физические или юридические лица.

В статьях ЗК РФ говорится о том, что если соглашение между физическим или юридическим лицом и муниципалитетом заключено, то перераспределяются земли в соответствии с условиями, указанными в градостроительном законодательстве РФ. Должны такие изменения обязательно быть направлены на развитие территории.

Правила перераспределения ЗУ

Перераспределение ЗУ должно производиться на основании нескольких правил:

  1. Собственники СНТ и соседи должны быть согласны на проведение процедуры.
  2. Перераспределение недвижимого имущества должно быть оплачено заявителем.
  3. Изменение ЗУ производится в соответствии с требованиями российского законодательства в области строительства и градостроительства.
  4. Для перераспределения ЗУ необходимо иметь четкие границы территории, а если их нет – провести межевание ЗУ.
  5. Необходимо иметь в наличии соглашение, которое заключается между владельцами имущества, соседями и иными заинтересованными лицами.
  6. Перераспределение невозможно произвести законно собственными силами, поэтому владельцу ЗУ нужно обратиться с заявлением в уполномоченную на такую деятельность организацию.
  7. Наличие общего целевого назначения земли между изменяемым ЗУ и смежным наделом.
  8. Земли, которые подвергаются изменениям, должны находиться в одном населенном пункте или иной административной единице.

Только при выполнении данных правил возможно проведение перераспределительных мероприятий. Если хотя бы одно из правил не соблюдается, то проведение этой процедуры становится невозможным. Даже если деятельность по перераспределению ЗУ будет осуществлена, она будет признана незаконной, и владелец подвергнут штрафным санкциям в различных размерах (зависит от степени тяжести правонарушения). В некоторых случаях недвижимое имущество может и вовсе быть изъято, и собственника, который произвел незаконное изменение территориальных границ земельной собственности.

Когда необходимо перераспределение

Перераспределение нужно тогда, когда необходимо изменить границу земли по нескольким основаниям.

  1. Обозначение границ земельных наделов. Под эту процедуру попадают земли, предназначенные под застройку, а также те участки, на которых уже имеется недвижимость. Проводить перераспределение нужно для того, чтобы наиболее удобно определить границы земель, а также беспрепятственно построить дом, учитывая красную линию.
  2. Исключение неровных территориальных границ. ЗУ, у которого имеются ломаные границы, является неудобным не только для самого собственника, но и для лиц, проживающих рядом с ним, и для муниципального образования, на территории которого располагается надел. Перераспределяется участок за счет выравнивания края границы земельного участка. Для того чтобы изменить землю, нужно заключить соглашение со всеми причастными собственниками об изменении ЗУ. При этом площадь изменяемой собственности остается прежней.
  3. Изменение границ кооперативным товариществом. Часто участки ИЖС и ЛПХ изменяются, потому что их владельцы желают определить внешние границы или же урегулировать внутренние конфликты между всеми собственниками недвижимого имущества.
  4. Изменение земли в рамках федеральных программ. Изменение границ земли в случае преобразований, которые проводятся органами государственной власти. К таким корректировкам можно отнести, например, строительство железной дороги или же образование водохранилища.

В российской практике установлены наиболее распространенные ситуации, в рамках которых земля перераспределяется. К ним относятся:

  • прокладка коммуникации на территорию смежного земельного надела;
  • необходимость соблюдения законодательных требований при строительстве домов, организаций, сельхоз участков и т. д.;
  • решение судебных органов о территориальных изменениях ЗУ;
  • разграничение наделов между владельцами;
  • продажа доли земельного участка;
  • покупка смежной территории;
  • соединение нескольких ЗУ в единый надел.

Порядок оформления перераспределения ЗУ, необходимая документация

Для эффективного и правильного перераспределения земли нужно осуществить общий порядок действий, направленных на формирование законного изменения земельного надела.

Шаги, направленные на смену территории, можно определить следующим образом:

  1. Получение согласия от собственников смежных ЗУ на смену границ территории.

Для этого нужно получить добровольное согласие от соседей, которые проживают на смежной территории. Кроме того, если изменяемая собственность является долевой, то необходимо согласие тех граждан, которые имеют долю в этой недвижимости.

В случаях когда собственники не согласны менять территориальные характеристики земли, нужно обратиться в местный муниципалитет, который должен постараться решить данный вопрос в течение трех месяцев. Если согласие не получено, то можно его добиться в результате судебного разбирательства.

  1. Обращение в уполномоченный орган.

Обращение в уполномоченную организацию необходимо для того, чтобы в случае необходимости произвести межевание земель, составить план ЗУ в виде схемы, а также получить акт, который подтверждает, что границы ЗУ были установлены. Подписание такого договора законно в случае если его подписывает уполномоченное лицо в виде кадастрового инженера. Кроме того, договор должны подписать соседи, заинтересованные лица и те люди, которые имеют долю на изменяемом ЗУ.

Важно! Изменять земельную собственность могут не только те, кто является владельцем ЗУ, но и те, кто осуществляет пользование недвижимостью в аренду и иными способами связан с использованием надела.

  1. Подготовка документации.

Лицу, изменяющему ЗУ, нужно подготовить все документы, которые необходимы для проведения перераспределения. Подготавливается документация, чтобы внесение сведений об этом в Росреестр стало возможным, получить кадастровый паспорт земли, в котором содержится номер участка, его целевое назначение и иные сведения. Образец документа можно скачать в интернете.

  1. Подача заявления на корректировку границ ЗУ.

Подача заявления производится в местную администрацию. К ходатайству необходимо приложить все сопутствующие документы. При отсутствии документов в изменении границ ЗУ будет отказано.

При необходимости собственнику земли нужно зарегистрировать свою долю. Регистрируется доля в том случае, если происходит деление ЗУ в виде межевания. Если собственником получена его доля, то он обязуется оплачивать по ней налоговые обязательства, а также проводить различную деятельность по недвижимости, в том числе проводить операции по продаже и изменению доли.

Для того чтобы перераспределить ЗУ, нужно собрать пакет документов. К необходимой документации относят:

  • копию паспорта заявителя;
  • документ, который подтверждает право заявителя на изменяемую недвижимую собственность;
  • кадастровый паспорт ЗУ;
  • документация, подтверждающая процесс межевания, регистрацию ЗУ в Росреестре;
  • документация, на основании которой был приобретен ЗУ (например, договор о купле-продаже);
  • схема, по которой происходит перераспределение ЗУ;
  • чек о выплате госпошлины;

Решение градостроительной экспертизы (при необходимости).

Схема перераспределения ЗУ должна:

  • создаваться на основании топографической съемки;
  • содержать информацию из кадастровой документации;
  • основываться на требованиях градостроительных органов.

Можно создать несколько схем для коррекции границ ЗУ.

Возможные причины отказа в перераспределении

Подача документации в уполномоченную организацию вовсе не дает стопроцентной гарантии того, что изменение границ земельной собственности будет произведено. Законодательством Российской Федерации устанавливается ряд оснований, по которым заявителю может быть отказано в перераспределении ЗУ. К ним относят:

  • несогласие одного из владельцев ЗУ на проведение преобразований;
  • несогласие соседей;
  • наличие брони на государственной или муниципальной собственности;
  • наличие на изменяемом ЗУ зданий, которые принадлежат местной администрации или государству;
  • изменяемый ЗУ является собственностью с ограниченным оборотом;
  • изменяемый ЗУ предназначен для передачи иным лицам по приоритетному праву;
  • превышение размера нового образуемого земельного надела.

Но получение собственником отказа вовсе не означает то, что перераспределить ЗУ невозможно. Для того чтобы заявление было принято, нужно устранить причины отказа и заново произвести обращение в уполномоченную организацию.

Прочие особенности

Каждый владелец ЗУ, который решил перераспределить участок, должен понимать, что проведение такого рода процедуры происходит на платной основе.

Размер затрат на проведение перераспределения зависит от следующих характеристик:

  1. Стоимость земельного владения.
  2. Тип собственности.
  3. Стоимость услуг кадастровых организаций.
  4. Выплата госпошлины.
  5. Проведение межевания.

Обычно стоимость проведения этой процедуры составляет от 15 до 50 тысяч рублей.

Госпошлина за различные процедуры обычно составляет не более двух тысяч рублей.

Читать еще:  Как переоформить земельный участок на другого человека

Таким образом, перераспределение земельных наделов возможно только при согласии соседей и иных владельцев собственности. Обязательно наличие законного обоснования проведения процедуры, ведь неправомерная деятельность наказывается штрафом, который составляет сумму до двухсот тысяч рублей. Соблюдение требований российского законодательства приведет к правильному и законному оформлению земли, а в результате – спокойному и безопасному использованию ЗУ.

Перераспределение земельных участков

Часто у собственников земельных участков возникает необходимость уточнения границ и площади своего земельного участка в связи с изломанностью линий границ, вклиниванием смежных земельных участков, «прирезкой» части земельного участка, неудобным подходом или подъездом и др.

В таких случаях оптимальным решением является перераспределение земельных участков, речь о котором и пойдет в данной статье.

1. Понятие перераспределения земельных участков

Действующим земельным законодательством определено несколько способов образования земельных участков. Одним из таких способов является перераспределение земельных участков ( ст. 11.2 Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) ) Механизм перераспределения как способ образования земельных участков введен законодателем для удобства собственников, чтобы исключить дополнительную волокиту с документами и помочь устранить недостатки в землепользовании. Не стоит рассматривать данную процедуру как законодательную «лазейку» для увеличения площади своего земельного участка. Увеличение площади земельного участка в этом случае является лишь побочным следствием, а не целью перераспределения. По своей сути, перераспределение земельных участков – это процедура их объединения, а затем раздела. То есть, перераспределение земельных участков — это упрощенный порядок образования смежных участков земли. При перераспределении земель существование исходных земельных участков прекращается и образуются один или несколько новых земельных участков ( абз. 2 п. 1 ст. 11.7 ЗК РФ ). Регулирование процедуры перераспределения земель осуществляется двумя нормативными актами – Земельным и Гражданским кодексом.

В зависимости от того, кто является собственником перераспределяемых земельных участков, условно можно выделить три вида изменения границ земельных участков путем перераспределения:

  1. перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности;
  2. перераспределение земель, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству;
  3. перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой.

Рассмотрим каждый из видов перераспределения более подробно.

2. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности

Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется на основании соглашения ( п. 2 ст. 11.7 ЗК РФ ). Указанное соглашение подтверждает желание сторон — участниц процедуры — внести изменения в размер (площадь) или территориальное расположение своих участков. Соглашение о перераспределении составляется в простой письменной форме и не требует обязательного нотариального удостоверения.

Обязательных требований к такому соглашению законодательством не установлено, однако, исходя из общих положений гражданского законодательства, в тексте указанного соглашения должны содержаться следующие сведения:

  • данные о сторонах-участниках сделки (ФИО, паспортные данные, наименование юридического лица и сведения о лице, действующего от имени юридического лица, и документе, подтверждающем его полномочия);
  • сведения о документах-основаниях использования сторонами перераспределяемых земельных участков;
  • данные об участках, которые подлежат изменению путем перераспределения (кадастровый номер, площадь, адрес).

Кроме того, данный документ может содержать любые иные условия по усмотрению сторон.

Необходимо также помнить, что к указанному документу предъявляются такие же требования, как и к любым иным гражданско-правовым сделкам (например, должны отсутствовать неоговоренные сторонами ограничения (обременения) в отношении перераспределяемых участков; если перераспределяемый земельный участок является совместной собственностью, то сделка должна быть заключена с согласия супруга и т.п.)

Соглашение о перераспределении земельных участков после его подписания всеми сторонами передается кадастровому инженеру, который будет производить на основании внесенных в него сведений подготовку межевого плана, в котором будут зафиксированы производимые изменения.

Кроме того, указанный документ будет являться документом-основанием при осуществлении государственной регистрации произошедших изменений в Росреестре.

3. Перераспределение земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству

Порядок и условия перераспределения земельных участков, находящихся в частной собственности с земельными участками, принадлежащими государству, подробно регламентированы нормами статьи 39.28 ЗК РФ .

Подобное перераспределение допускается в следующих случаях:

  • при наличии законного договора о предстоящем развитии территории, которая была застроена жилыми или хозяйственными зданиями. Целью таких мероприятий является приведение границ земли в соответствие с утвержденным проектом межевания территории;
  • для исключения вклинивания, вкрапливания, изломанности границ, чересполосицы земельных участков, находящихся в частной собственности, с целью приведения границ таких земельных участков в соответствие с проектом межевания территории. Однако в данном случае площадь земельных участков не может увеличиваться более чем до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • земельные участки, которые используются гражданами для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, индивидуального жилищного строительства могут быть расширены до установленных предельных максимальных размеров земельных участков;
  • для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, в том числе в целях изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд.

Перераспределение осуществляется в соответствии с:

  • утвержденной схемой расположения земельного участка при отсутствии такого проекта ( п. 3 ст. 39.28 ЗК РФ ).
  • Данный вид перераспределения также осуществляется на основании соглашения, заключенного между уполномоченными органами и собственниками земельных участков.

    Для заключения данного соглашения граждане или юридические лица, собственники участков должны обратиться с заявлением о перераспределении в муниципальную администрацию по месту нахождения земельного участка.

    Подробный перечень сведений, которые должны быть указаны в данном заявлении, а также документов, которые необходимо приложить к такому заявлению, содержится в п. 2 ст. 39.29 ЗК РФ .

    Такие документы могут предоставляться любым удобным для заявителя способом: лично или же с помощью интернет-ресурсов.

    Результатом подачи заявления и дополнительной документации должно стать соглашение сторон о проведении перераспределения, решение о заключении которого выносит уполномоченный орган в срок не более чем 30 со дня поступления заявления

    В случае заключения соглашения о перераспределении указанный документ в обязательном порядке должен содержать сведения о возникновении права государственной или муниципальной собственности и (или) права частной собственности на образуемые земельные участки ( п. 2 ст. 39.28 ЗК РФ ).

    Обязательными приложениями к соглашению о перераспределении являются кадастровый паспорт земельного участка или кадастровые паспорта земельных участков, которые образуются в результате перераспределения ( п. 4 ст. 39.28 ЗК РФ ).

    Увеличение площади земельных участков, находящихся в частной собственности, в результате перераспределения осуществляется за плату, размер которой определяется Правительством РФ, субъектом РФ или органом местного самоуправления, в зависимости от того, в чьей собственности находился земельный участок ( п. 5 ст. 39.28 ЗК РФ ).

    Кроме того данное лицо обращается с заявлением о государственном кадастровом учете таких земельных участков ( п. 11 ст. 39.29 ЗК РФ).

    Однако в определенных случаях органы власти могут принять решение об отказе в заключении соглашения. Основания для отказа в заключении соглашения установлены п. 9 ст. 39.29 ЗК РФ .

    4. Перераспределение земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой

    Земли, принадлежащие государству или муниципалитету, как и другие земельные участки, могут участвовать в процедуре перераспределения.

    Случаи и основания перераспределения земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой регулируются ст. 39.27 ЗК РФ .

    Перераспределение земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности допускается в следующих случаях:

    • все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
    • земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и между которым и землями осуществляется перераспределение, не предоставлен гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременен правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута;
    • все земельные участки, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и перераспределение между которыми осуществляется, предоставлены на одном виде права одному и тому же лицу.

    В первых двух случаях перераспределение участков осуществляется на основании соглашений между уполномоченными органами, а в третьем случае на основании решения соответствующего органа (п. п. 2 и 3 ст. 39.27 ЗК РФ), являющихся соответственно основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости ( пп. 6 п. 8 ст. 41 Закона о регистрации )

    В соглашении или решении уполномоченного органа указываются реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории (если перераспределение осуществляется на основании утвержденного проекта межевания).

    Если же перераспределение осуществляется в соответствии со схемой расположения земельного участка, то данная схема является обязательным приложением к соглашению или решению о перераспределении ( п. п. 4, 5 ст. 39.27 ЗК РФ ).

    В соглашении прописываются такие обязательные моменты, как:

    • участники правоотношений;
    • данные о наделах, участвующих в образовании новых массивов;
    • обоснование прав сторон на перераспределяемые земельные участки;
    • полномочия и обязательства сторон, в рамках образования новых наделов;
    • распределение бремени расходов, связанных с выполнением кадастровых работ по образованию земельных участков;
    • информация о правах, возникающих на образуемые земельные участки ( п. 6 ст. 39.27ЗК РФ).

    Соглашение о перераспределении не может быть заключено, а решение о перераспределении не может быть принято в случае, если ( п. 7 ст. 39.27 ЗК РФ ):

    • отсутствует письменное согласие лица, которому принадлежат участки на одном виде права;
    • предусматривается перераспределение земельного участка, являющегося предметом аукциона, либо в отношении такого земельного участка принято решение о предварительном согласовании его предоставления, срок действия которого не истек;
    • границы земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Законом о регистрации;
    • имеются законные основания для вынесения отказа в утверждении схемы размещения надела, установленные п. 16 ст. 11.10 ЗК РФ ;
    • предусматривается перераспределение земельного участка, в отношении которого подано заявление о предоставлении земельного участка и не принято решение об отказе в этом предоставлении.

    Перераспределение границ земельного участка

    Перераспределение земельных участков &#8212, это упрощенный порядок образования смежных участков земли, то есть их прирезка к уже имеющимся наделам, находящимся в частной собственности.

    В конечном итоге, вместо нескольких участков земли, имеющих смежные границы, происходит формирование нового земельного надела, с прекращением существования прежних границ.

    Если земля находится в личном владении физического лица, то составляется соглашение между собственниками, которое дает право единого землепользования над вновь образовавшейся землей. Если земельная площадь находится в собственности муниципальных органов или государства, то процедура перераспределения происходит в рамках действующего законодательства.

    Необходимость в перераспределении может возникать из-за различных обстоятельств. Это могут быть как конфликтные моменты, так и обычное желание владельца участка осуществить изменение его площади в большую или меньшую сторону. При этом весь процесс проходит на основании договоренности и предоставления документов в кадастровые органы.

    ВНИМАНИЕ! Подобное распределение земельных территорий может быть применено только относительно смежных участков.

    1. Закон
    2. Когда необходима процедура
    3. Основные требования
    4. Возможные трудности
    5. Порядок перераспределения
    6. Необходимые документы
    7. Стоимость услуги
    8. Причины для отказа

    Закон

    Новый федеральный закон от 2014 года гласит, что физические лица, а также организации имеют право на передел земельных участков, то есть прирезать к своей земле еще один дополнительный участок. Его можно использовать как приусадебный, а также для возведения дома.

    Главное условие для проведения данной процедуры &#8212, это подходящая категория земельного надела. Если территория относится к особо охраняемой зоне или земле специального назначения, то перераспределение провести невозможно.

    Для того, чтобы проверить категорию земли, необходимо обратиться к кадастровой карте. Запрос можно сделать путем внесения координат участка или его кадастрового номера.

    Когда необходима процедура

    Основные условия для проведения данной процедуры:

    • Если необходимо проложить коммуникации и инженерные сети на площади смежной земли.
    • Если по требованию закона необходимо привести в соответствие минимальное расстояние от постройки до границы земельного участка.
    • Принятие решения суда относительно изменения границ на смежном участке.
    • Если несколько владельцев одного земельного надела решили его между собой разделить.
    • Если необходимо выровнять границу смежных территорий.
    • При возведении жилого дома между смежными землями, если они перешли в собственность одного владельца.
    • В случае соединения нескольких участков в единый для общего пользования.

    Распределение одного участка земли также может происходить при принятии наследуемого имущества несколькими наследниками, которые изъявили желание выделить свою долю.

    Основные требования

    Проведение процедуры передела возможно при наличии следующих условий:

    1. В процессе могут быть задействованы только те участки, которые обладают смежными границами.
    2. Земля не должна иметь обременений или ареста.
    3. Земельный надел обязательно должен содержать кадастровый номер, подтверждающий его регистрацию в ЕГРН в порядке, установленном законом.
    4. Земли, которые участвуют в процессе перераспределения, обязательно должны находиться в одном административном округе, так как данный процесс не должен изменять установленные границы муниципальных образований.
    5. Распределяемые участки должны относиться к одной категории.

    Передел земельного участка происходит в том случае, когда их владельцев не устраивает конфигурация границы между ними. Данный вопрос можно решить иным способом, объединив два или несколько участков, и разделив его в дальнейшем как нужно. Единственный минус такого варианта заключается в дополнительных денежных расходах.

    Возможные трудности

    Существуют ситуации, которые препятствуют процессу перераспределения земельного надела:

    • Если смежные участки земли находятся во владении муниципалитета или органов федеральной власти.
    • Смежные земли принадлежат органам власти.
    • Если после перераспределения будут нарушены законодательные нормы, например, будет закрыт доступ к проезжей части для заново образовавшихся участков.

    Данные правила можно нарушать, если происходит изменение кадастрового плана всей общей площади земли, как принадлежащей государству, так и находящейся в частной собственности. Например, когда составляется план общей застройки земель населенного пункта.

    ВНИМАНИЕ! Процесс перераспределения происходит только после предоставления согласия всех собственников и арендаторов участков, пользователей, а также граждан, которые отдали свои земли в залог.

    Достигнутое согласие оформляется в письменном виде и должно содержать следующие сведения:

    1. ФИО всех владельцев, а также адрес места регистрации.
    2. Информацию о земельных участках, а именно, общий размер площади, кадастровый номер, вид земли, сведения о регистрации права собственности, а также правоустанавливающие документы.
    3. Если у одного из владельцев в перераспределении участвуют несколько участков, то необходимо указать данные о всех землях.

    Оформленное по всем правилам соглашение вместе с заявлением передается кадастровому инженеру, который должен провести геодезическую съемку. Один экземпляр соглашения понадобится для регистрации прав на вновь сформированный участок, изготовления кадастровых паспортов, а также для органов местной власти.

    Порядок перераспределения

    Данная процедура проходит в несколько этапов в соответствии с законодательными актами:

    • Составление соглашения в письменном виде между собственниками смежных участков.
    • Заполнение заявления и подготовка необходимого пакета документов.
    • Предоставление заявления в ЕГРН, а также в организацию, которая проводит межевание земли.
    • Получение постановления в местных органах власти о разрешении провести перераспределение земли.
    • Проведение межевания (геосъемка, межевой план, оформление межевого дела согласно схеме кадастра).
    • Формирование протокола об образовании дополнительных участков земли, а также оформление соответствующего паспорта.
    • Получение выписки из государственных органов, которая подтверждает право собственности на образовавшийся надел.
    Читать еще:  Как приватизировать дом

    Весь процесс по перераспределению земель на практике занимает не более двух месяцев.

    Необходимые документы

    Для начала всех необходимых действий по переделу земельного участка в Росреестр понадобится предоставить перечень следующих документов:

    1. Гражданский паспорт каждого из заявителя.
    2. Письменное соглашение, составленное между владельцами земель.
    3. Составленное по образцу заявление, которое предоставляется в ЕГРН.
    4. Технический, кадастровый паспорт, а также иную техническую документацию.
    5. Документы, устанавливающие право владения землей, подлежащей распределению.

    Работником Росреестра может быть потребовано представление дополнительных документов.

    Стоимость услуги

    Перераспределение смежных участков осуществляется платно. В размер финансовых затрат входит:

    • Стоимость присоединяемой земельной площади, рассчитываемая исходя из вида собственности. Если участок частный, то размер определяется по рыночным ценам, а если государственный, то в зависимости от кадастровой стоимости.
    • Оплата услуг кадастрового специалиста.
    • Оплата госпошлины, которая должна быть внесена за регистрацию изменений и выдачу необходимых документов из ЕГРН (2000 рублей для физических лиц и около 22000 рублей для юридического лица).

    Причины для отказа

    Случаи, когда соглашение может быть не одобрено, а в перераспределении земли отказано:

    1. Если один из владельцев земельного участка против его перераспределения.
    2. Если земля имеет муниципальную или государственную бронь.
    3. На смежном участке земли находится строение, которым владеет государство или местная администрация.
    4. Если перераспределяемый участок относится к категории с ограниченным оборотом.
    5. Участок подлежит передаче другим гражданам согласно приоритетному праву.
    6. Если конечный результат передела земли будет иметь размер, превышающий максимально допустимый.
    7. Несоответствие документов.

    Если заявитель получает отказ, то он вправе вновь обратиться в государственные органы, предварительно устранив причину отказа.

    Перераспределение земельного участка с муниципальной землей

    Чтобы дорезать «ничейную» землю возле участка и выкупить ее за полцены, необходимо договориться с Муниципалитетом и подготовить межевой план. Об этом ниже.

    1. В чем смысл перераспределения
    2. Стоимость оформления перераспределения
    3. Нюансы, которые необходимо учесть
    4. Порядок перераспределения с муниципальной землей
    5. Документы, необходимые для подготовки межевого плана
    6. Как выглядит межевой план
    7. Отказ в перераспределении
    8. Просто спросите о перераспределении

    В чем смысл перераспределения

    Как и в случае с перераспределением между частными участками, основным желанием собственников является расширение участка и выкуп неиспользованной земли у государства. Иными словами, в этом случае перераспределяется Ваш участок с муниципальной землей и вы приобретаете часть госземли. Эта процедура проходит в несколько этапов и может затянуться из-за отказа в предоставлении дорезаемого участка в собственность. Поэтому первый этап — это согласование, второй — подготовка межплана, третий — выкуп и регистрация.

    Главная цель этих работ является увеличение своего надела, причем с 50% скидкой от государства. В данном случае цель оправдывает средства! Но все это стоит денег. Разберем, куда и сколько нужно.

    Стоимость оформления перераспределения

    Общая стоимость делится на пункты, которые придется пройти поэтапно. Итак, цена каждого этапа:

    • согласование с Муниципалитетом при помощи подготовки схемы расположения земельного участка. Подготовка самой схемы без выезда —3500 рублей (это делаем мы). Не зависит от того, Москва это или Московская область.
    • само согласование в архитектуре района — бесплатно.
    • подготовка межевого плана по перераспределению земельных участков — без выезда — 9000 рублей (это тоже подготавливаем мы)
    • постановка на кадастровый учет без регистрации прав — бесплатно.
    • оплата стоимости самого дорезаемого участка в казну Государства. Стоимость покупки ориентировочно = кадастровая стоимость участка поделить на количество квадратных метров, умножить это на количество приобретаемых квадратных метров и поделить на 2. На два делим, потому что докупить к своему участку дешевле, чем купить отдельно.
    • после оформления договора купли-продажи нужно зарегистрировать право в Росреестре. Это стоит 2000 рублей.

    Теперь можно сложить все, и получить примерные цифры по расходам. Но не забывайте, если схему расположения не утвердят- дальше дело не пойдет, но деньги за ее подготовку Вы потеряете.

    Нюансы, которые необходимо учесть

    Перед тем как искать исполнителя для подготовки схемы расположения, нужно самостоятельно постараться узнать, муниципальная земля рядом или нет. Цель ясна — не платить зря за оформление этой схемы. Ведь если нет — в любом случае придет отказ о выделении земли из архитектуры. А узнать, что участок «ничейный» можно следующими способами:

    • обратиться к нам и спросить мнение кадастрового инженера (КИ). Это бесплатно и быстро. Главное — инженер скажет как есть, несмотря на то, что потенциальный клиент может уйти
    • посмотреть, огорожен ли потенциальный претендент. Если да, то это будет видно и с аэроснимков. Администрация не пойдет на выделение земли, если будет подозрение, что вы хотите прирезать чужой участок, который просто не оформлен.
    • если Вы являетесь собственником участка в СНТ — большая вероятность, что и земли вокруг тоже принадлежат СНТ. Даже, если его границы не поставлены на учет, земля у СНТ есть. Где она проходит — по факту неизвестно, пока не пройдет уточнение границ товарищества. А муниципальная администрация не может выделить землю, не зная границ СНТ. Поэтому тоже будет отказ. Если же общие земли товарищества уже уточнены, то вероятность, что можно дорезать «неразграничку» извне возрастает.

    Что касается Москвы, и особенно, Новомосковского региона. Счастливые жители Новой Москвы теперь Москвичи. Но с приятными нововведениями пришли и неприятные. Выделение земли и оформление участков здесь достаточно жестко привязано к проекту межевания границ территории. Это означает, что границы участков не должны отходить от проекта, или нужно вносить туда правки, чреватые немалыми расходами. В Новой Москве эти проекты по большей части не утвердили, поэтому и выделяют землю частникам и , тем более, юридическим лицам под перераспределение очень неохотно. Это нужно учитывать, когда решаетесь подготовить схему расположения участка и направить в ДГИ г. Москвы. Как на это можно повлиять? ДГИ полноправный владелец Московской земли. Если не захочет — не отдаст. Есть основания это решение оспорить — милости просим в суд. Подробнее в главе «отказ в перераспределении».

    Порядок перераспределения с муниципальной землей

    Вкратце опишем порядок действий для перераспределения с муниципальной землей. Наша цель — передать Вам максимально четко и сжато основные знания, которые помогут в дальнейшем с процедурой перераспределения.

    1. Определяетесь с возможностью и границами перераспределения. Советуетесь с кадастровым инженером.
    2. Если необходимо точно определить координаты прирезки — вызываете инженера для замеров
    3. Заказываете подготовку схемы расположения земельного участка у КИ. Не забывайте, в Московской области — это «рабочий вариант». В Москве шанс на одобрение значительно меньше.
    4. Готовую схему передаете через МФЦ или напрямую в архитектурный отдел района (в Москве любое территориальное ДГИ)
    5. Ждете решения уполномоченных органов. Если одобрили — получите распоряжение или постановление о выделении земли. Если отказали — читаете отказ и решаете, что дальше делать. Варианты представлены ниже.
    6. Если решение положительное — обращаетесь опять к кадастровому инженеру и заказываете у него межевой план на перераспределение участков.

    Статья 11.7 ЗК РФ. Перераспределение земельных участков

    Новая редакция Ст. 11.7 ЗК РФ

    1. При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается.

    При перераспределении земель и земельного участка существование исходного земельного участка прекращается и образуется новый земельный участок.

    2. При перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки в соответствии с соглашениями между такими собственниками об образовании земельных участков.

    3. Перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, между собой (в том числе перераспределение между земельными участками, которые находятся в государственной или муниципальной собственности и предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления, и землями и земельными участками, которые не предоставлены гражданам, юридическим лицам, органам государственной власти или органам местного самоуправления и не обременены правами третьих лиц, за исключением сервитута, публичного сервитута) и таких земель и (или) земельных участков и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в случаях и в порядке, которые предусмотрены главой V.4 настоящего Кодекса.

    4. Утратил силу с 1 марта 2015 г.

    Комментарий к Статье 11.7 ЗК РФ

    Перераспределение земельных участков практикуется значительно реже, чем, скажем, раздел или объединение. В обобщенном виде перераспределение можно охарактеризовать как совокупность действий, направленных на преобразование смежных земельных участков, осуществляемых на основании соглашения между правообладателями данных объектов, в результате которых образуются один или несколько других смежных земельных участков, но с иными индивидуализирующими признаками (площадью, границами). Учитывая, что в соответствии с п. 2 ст. 11.7 ЗК при перераспределении земельных участков, находящихся в частной собственности, у их собственников возникает право собственности на соответствующие образуемые земельные участки, соглашение между такими субъектами об образовании земельных участков путем их перераспределения можно рассматривать в качестве основания возникновения прав на образуемые смежные участки .
    ———————————
    Гряда Э.А. Правовая природа соглашения о перераспределении земельных участков // .

    Часто к перераспределению обращаются, руководствуясь п. 3 ст. 11.7 ЗК, в тех случаях, когда земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности — в границах застроенной территории в связи с реализацией инвестиционных проектов по (многоэтажной) застройке земельных участков, или в соответствии с п. 1 ст. 49 ЗК. Значительно реже как способ образования земельных участков перераспределение используется крупным сельскохозяйственными предприятиями (в основном — бывшим совхозам или колхозам). Юридическое основание перераспределения в данном случае — решение собственника земельных участков. Наконец, перераспределение в отдельных случаях является единственным путем, который помогает легализовать незаконно возведенный объект капитального строительства на части чужого смежного земельного участка. Собственник такого смежного земельного участка может либо договориться с «захватчиком» и заключить с ним соглашение о перераспределении, в результате чего часть его земельного участка, занятая самовольно возведенным строением, войдет в состав нового земельного участка, либо обратиться в суд с негаторным иском и потребовать устранения препятствий в пользовании земельным участком и сноса возведенного строения.

    При перераспределении нескольких смежных земельных участков образуются несколько других смежных земельных участков, и существование таких смежных земельных участков прекращается (п. 1 ст. 11.7 ЗК). Перераспределяться могут только земельные участки, поставленные на кадастровый учет. По чисто технической причине невозможно перераспределить «неотмежеванные» ранее учтенные земельные участки, так как у таких преобразуемых земельных участков отсутствует местоположение границ характерных точек и как следствие — общие характерные точки границ.

    Для граждан и юридических лиц, если они выбирают рассматриваемый способ образования земельного участка, юридическим основанием перераспределения является соглашение между собственниками всех перераспределяемых земельных участков. Одним из условий соглашения является согласие сторон на изменение площади их участков, которое происходит в результате перераспределения. Необходимо также иметь в виду, что перераспределение — вторичный способ образования земельного участка; ему предшествует первичное образование перераспределяемых участков.

    Перераспределение может быть осуществлено как между несколькими смежными многоконтурными земельными участками, так и между несколькими смежными многоконтурными земельными участками и обычными земельными участками. В результате такого перераспределения может быть образовано несколько других многоконтурных земельных участков и (или) обычных земельных участков, а существование исходных земельных участков прекращено с даты государственной регистрации прав на образуемые земельные участки. Обязательным условием осуществления перераспределения является наличие у исходных земельных участков смежных границ .
    ———————————
    Пункт 12 письма Минэкономразвития России от 22 декабря 2009 г. N 22409-ИМ/Д23.

    Подготовка проектов перераспределения земель (разновидности проекта территориального землеустройства) в массовом порядке осуществлялась в Российской Федерации в период проведения аграрной реформы в 1992 — 1995 годах в соответствии с Указом Президента РФ от 27 декабря 1991 г. N 323. Без них невозможно было возникновение общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения почти у 12 млн. граждан . Проект перераспределения земель предназначался для следующих целей:
    ———————————
    Данная цифра приводится в Указе Президента РФ от 7 марта 1996 г. N 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю» // СЗ РФ. 1996. N 11. Ст. 1026.

    а) определения (уточнения) размера земельной доли, которой наделяется каждый указанный в приложении к проекту перераспределения гражданин;

    б) составления схемы раздела сельскохозяйственных угодий, передаваемых в общую долевую собственность совокупности граждан с передачей «лишних» земель в районный фонд перераспределения.

    Проект перераспределения включал в себя значительное число текстовой информации, а также плановый материал (карту) по землепользованию. Его утверждение главой администрации района являлось одновременно и моментом возникновения права общей долевой собственности на земельные доли у граждан.

    Перераспределение земель в настоящее время как способ образования земельного участка существенно отличается от перераспределения периода аграрной реформы XX вв. (в основном в период самой активной фазы в 1992 — 1993 гг.). В первом случае перераспределяются земельные участки, принадлежащие либо одному, либо нескольким собственникам. Во втором же случае перераспределению подлежали земли, которыми колхозы и совхозы пользовались, говоря современным языком, на праве постоянного (бессрочного) пользования; само перераспределение свелось к прекращению такого права и к передаче земельных участков новым собственникам — физическим лицам. Если в первом случае для случаев перераспределения земель подготавливается обычный межевой план, то во втором случае специальный документ — проект землеустройства.

    Другой комментарий к Ст. 11.7 Земельного кодекса Российской Федерации

    Перераспределение смежных земельных участков, которое приводит к образованию иных смежных земельных участков, возможно на основании соглашения, которое заключается между собственниками этих участков. В результате такого перераспределения существование прежних земельных участков прекращается.

    Юридический факт перераспределения частных земельных участков является основанием приобретения права собственности на образованные земельные участки.

    По общему правилу предусмотрен запрет на перераспределение земельных участков, которые находятся в государственной или муниципальной собственности, и частных земельных участков. Из этого правила есть исключения. Во-первых, такое перераспределение земельных участков возможно в границах застроенной территории, в отношении которой принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории. И во-вторых, перераспределение земельных участков, находящихся в публичной собственности и частной собственности, допускается в целях образования земельных участков для размещения объектов капитального строительства, предусмотренных в п. 1 ст. 49 ЗК РФ (см. комментарий). Речь идет о таких объектах, как объекты федеральных энергетических систем и объекты энергетических систем регионального значения; объекты использования атомной энергии; объекты обороны и безопасности и др.

    При перераспределении частных и публичных земельных участков условия приобретения права частной или государственной либо муниципальной собственности на образуемые земельные участки определяются в соглашении между их собственниками.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector
    ×
    ×