0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Как зарегистрировать сервитут на земельный участок

Как оформить сервитут?

Не можете пройти к своему участку? Отремонтировать стену своего дома? Подвести коммуникации к своему дому? Выход есть – сервитут.

1. Что такое сервитут простым языком и когда он нужен?

Что же такое сервитут простым языком? Это разрешение на пользование земельным участком, которое предоставляется лицам, не имеющим на него права.

Исходя из норм закона это обременение, налагаемое на земельный участок, которое заключается в праве лица (лиц) на ограниченное пользование чужими землями (ст. 274 Гражданского кодекса РФ; далее — ГК РФ).

Установить сервитут может потребоваться по разным причинам.

  • Вы не можете в силу определенных причин пройти к своему наделу, кроме как через земли соседа. В этом случае собственники могут либо установить сервитут добровольно, либо требовать его установления в судебном порядке, потому что иным способом проблему решить невозможно.
  • На земельном участке, находящемся в собственности частного лица, расположен природный источник, который не может быть оформлен в собственность. В этом случае собственники соседних участков для использования воды могут попросить или потребовать права прохода к этому источнику.
  • При проведении строительных работ на Вашем участке земли выясняется, что водопровод к строящемуся дому можно провести лишь через соседний надел. В такой ситуации для прокладки коммуникаций необходимо установить сервитут, чтобы Вы на законных основаниях могли использовать конкретную часть чужого участка для оговорённых целей.

2. Сервитуты: понятие и виды

Земельный участок или часть участка,на которые устанавливается такое обременение, должны быть поставлены на кадастровый учет.

Такое право ограниченного пользования устанавливается на условиях, как можно менее обременительных для использования земельного участка, в отношении которого оно установлено ( п. 8 ст. 23 Земельного кодекса РФ; далее — ЗК РФ ).

Данное обременение может быть установлено несколькими способами:

  • по договоренности сторон (по соглашению);
  • решением суда;
  • по решению органов власти.

В зависимости от оснований и условий возникновения выделяют следующие виды сервитута: частный или публичный, срочный или бессрочный, платный или бесплатный.

Частный устанавливается в интересах конкретных лиц на основании соглашения между владельцем земли и заинтересованным лицом ( п. 3 ст. 274 ГК РФ ).

По общему правилу собственник участка, обремененного частным сервитутом, может требовать соразмерную плату от лиц, в интересах которых он установлен ( п. 5 ст. 274 ГК РФ , п. 12 ст. 23 ЗК РФ ).

Правообладатель может согласиться и на безвозмездный сервитут ( п. 4 ст. 421 ГК РФ ).

Срок частного сервитута определяется по соглашению сторон ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ ).

Если соглашение об установлении сервитута не достигнуто или имеются разногласия по его условиям , понадобится обратиться в суд. Суд установит такое обременение, только если без него вы не можете пользоваться своей недвижимостью, и если это не помешает собственнику обремененного участка использовать его согласно разрешенному использованию. В данном случае суд самостоятельно определит условия такого соглашения, в том числе плату и условия перехода к иному лицу при отчуждении.

Публичный устанавливается в интересах государства, местного самоуправления или местного населения на основании соответствующего решения органа государственной власти или органа местного самоуправления ( п. 2 ст. 23 ЗК РФ ). Например, он может быть установлен для обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования ( пп. 1 п. 4 ст. 23 ЗК РФ ).

Если установление публичного сервитута приводит к существенным затруднениям в использовании земельного участка, собственник также вправе требовать от органа государственной власти или органа местного самоуправления соразмерную плату ( п. 13 ст. 23 ЗК РФ ).

Срок при установления такого обременения определяется уполномоченным органом и указывается в решении о его установлении ( п. 7 ст. 23 ЗК РФ ).

Независимо от вида данное ограничение должно пройти процедуру регистрации в Едином государственном реестре недвижимости ( ЕГРН ) ( п. 3 ст. 274 ГК РФ , п. 17 ст. 23 ЗК РФ ).

Данное право ограниченного пользования сохраняется при разделе, объединении, перераспределении или выделе обремененных участков в отношении образованных участков ( п. 5 ст. 11.8 ЗК РФ ).

По общему правилу сервитут не прекращается и при переходе прав на обремененный земельный участок ( п. 1 ст. 275 ГК РФ , п. 6 ст. 23 ЗК РФ ). Более простым языком это означает, что при продаже такого земельного участка покупатель также буде ограничен в его использовании.

3. Соглашение об установлении сервитута

Соглашение об установлении сервитута должно содержать предмет, то есть указание на то, что лицу предоставляется право ограниченного пользования чужим земельным участком (сервитут). В противном случае соглашение об установлении сервитута по общему правилу считается незаключенным ( п. 1 ст. 432 ГК РФ ).

При заключении соглашения целесообразно включить в него следующие условия ( п. 1 ст. 39.25 ЗК РФ ):

  • кадастровый номер земельного участка, в отношении которого предполагается установить данное право ограниченного пользования;
  • при наличии — учетный номер части земельного участка, применительно к которой устанавливается сервитут, (исключением является установление обременения в отношении всего земельного участка);
  • сведения о сторонах (полное наименование, местонахождение, ОГРН, ИНН – для юридического лица, Ф.И.О. полностью, место жительства для физического лица);
  • цели и основания установления данного обременения;
  • срок действия ;
  • размер платы;
  • права лица осуществлять деятельность, в целях обеспечения которой установлено обременение;

а также обязанность лица, в интересах которого установлен сервитут:

  • вносить плату;
  • после прекращения действия соглашения привести участок в состояние согласно разрешенному использованию.

Некоторые из данных условий понадобятся для регистрации сервитута, например условия о сроке, о лице, в пользу которого установлено право ограниченного пользования, и др. ( п. 123 Порядка ведения Единого государственного реестра недвижимости ).

4. Регистрация сервитута

Государственная регистрация сервитута осуществляется Росреестром по заявлению :

  • правообладателя недвижимости;
  • сторон соглашения;
  • по требованию пристава-исполнителя (в случае наличия решения суда).

    • для юридических лиц — 6 000 руб.;
    • для физических — 1 500 руб.

    Вместе с заявлением предоставляются:

    • документы, которые подтверждают полномочия представителя.
    • соглашение либо решение суда.

    Также при регистрации необходимо учитывать следующее:

    1. Если участок, на котором установлено обременение, находится в общей собственности, то для его установления необходимо согласие всех собственников.
    2. Правообладатель (если он не являлся заявителем) уведомляется Росреестром о регистрации сервитута в течение 5 рабочих дней со дня проведения регистрации.
    3. Если право ограниченного пользования устанавливается на часть земельного участка, то регистрация такого ограничения в отношении указанной части земельного участка осуществляется одновременно с государственным кадастровым учетом такой части (в этом случае заявителем должен быть представлен межевой план на образование части земельного участка).
    4. Представление вышеуказанного межевого плана не требуется в случае заключения соглашения в отношении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, на срок до 3-х лет. В этом случае граница действия такого обременения определяется в соответствии с прилагаемой к соглашению схемой границ сервитута на кадастровом плане территории.

    Если после прочтения материала у Вас остались вопросы, проконсультируйтесь со специалистом !

    Что такое сервитут на земельный участок и как его установить?

    Установление земельного сервитута является легальным способом закрепить ограниченное право пользования чужим наделом. По своему правовому статусу сервитуты могут являться частными и публичными, а их условия могут оформляться в виде добровольного соглашения или судебного акта.

    В этом материале можно узнать, что такое сервитут на земельный участок, и какие нюансы сопровождают процедуру его установления.

    Что это такое

    Правовое понятие сервитута закреплено в статье 274 ГК РФ и статье 23 ЗК РФ и подразумевает установление ограниченного права пользования соседним земельным наделом. Эта процедура может существенно ограничить законное право владельца чужого земельного надела, поэтому произвольное введение сервитута не допускается. Исходя из анализа статьи 274 ГК РФ, правоотношения сервитута могут возникать в следующих ситуациях:

    • необходимость закрепления права граждан или уполномоченных ведомств на беспрепятственный доступ через смежный земельный надел – по условиям сервитута будет определено право прохода или проезда, в том числе через строго ограниченную зону участка;
    • необходимость государственных или муниципальных работ для возведения, реконструкции или использования линейных объектов – в данном случае введение режима сервитута не может нарушать право на использование участка по разрешенному пользованию;
    • необходимость проложить систему ресурсоснабжения к соседнему участку;
    • введение ограничений для пользования участком в интересах неограниченно круга лиц;
    • иные ситуации, когда законное право пользования может быть ограничено в пользу иных лиц.

    Как правило, перечисленные ограничения устанавливаются в форме частного сервитута, условия которого определяются по соглашению сторон или на основании судебного акта. Если условия ограничений регламентируются законодательными актами, вводится публичный земельный сервитут. Рассмотрим правовые основания для введения режима частного или публично сервитута.

    Как установить публичный сервитут

    Введение публичного сервитута не требует обращения в суд или оформления соглашения между определенными лицами. Для этого властными органами РФ, региона или муниципального образования принимается нормативный акт, в котором будет зафиксированы все существенные условия сервитута. Для принятия указанных актов нужно обязательно провести общественные слушания с участием местного населения.

    Статьей 23 ЗК РФ регламентирован исчерпывающий перечень ситуаций, когда на временный или постоянный срок будет вводиться сервитут публичного характера. Выделим наиболее распространенные случаи, когда в интересах местных граждан, либо государственных и муниципальных органов, может вводиться ограничение прав собственников:

    • обеспечение беспрепятственного прохода или доступа для неограниченного круга лиц (например, для свободного прохода к местам общего пользования);
    • использование частного надела для проведения ремонтных работ на ресурсоснабжающих коммуникациях;
    • использование чужого участка для прогона скота;
    • для размещения различных видов государственных геодезических меток (например, межевых знаков);
    • иные ситуации, перечисленные в статье 23 ЗК РФ.

    Поскольку введение сервитута публичного характера существенно ограничивает законные интересы правообладателя, должны досконально соблюдаться все требования законодательных актов. При выявлении нарушений владелец участка может обжаловать нормативный акт властных органов в судебном порядке.

    Также закон предусматривает обязательную регистрацию любых видов сервитутов, для этого необходимо обратиться в службу Росреестра. Сведения о сервитуте, а также его сроках, будут доступны для ознакомления путем получения выписки из госреестра ЕГРН.

    Как установить частный сервитут

    Частный сервитут устанавливается в отношении конкретных лиц либо группы субъектов, т.е. носит персональный характер. Установление указанного ограничения может происходить в добровольном или принудительном порядке. Если правообладатель надела не возражает против ввода сервитута, все договоренности сторон можно оформить в виде письменного соглашения.

    Соглашение об установлении сервитута земельного участка должно предусматривать все существенные условия, которые будут соблюдаться сторонами:

    • дата и место составления документа;
    • личные данные каждого участника соглашения (владельцев смежных участков и правообладателя земли);
    • сведения о земельном наделе, в отношении которого вводится ограничение – кадастровый номер, описание площади и т.д.;
    • суть вводимых ограничений – для каких целей устанавливается сервитут (проход или проезд, и т.д.);
    • срок введения ограничений;
    • перечень лиц, имеющих право пользования сервитутом;
    • описание зоны, на территорию которой будет распространяться режим частного сервитута – весь участок или отдельная его часть.
    Читать еще:  Аукцион по аренде земельных участков: правила и условия проведения

    Обратите внимание! За ограничение в виде частного сервитута допускается взимание платы, если иное прямо не указано в законодательных актах. Размер платежей может устанавливаться по договоренности сторон, а при отсутствии взаимного компромисса – в рамках судебного производства.

    Добровольное соглашение о сервитутном ограничении должно быть зарегистрировано в службе Росреестра с внесением сведений в ЕГРН. Для этого нужно предварительно заказать и получить межевой план на землю у кадастрового инженера. Необходимость получения межевого плана связана с требованием Федерального закона № 218-ФЗ – любые изменения данных в госреестре ЕГРН должны быть изначально изложены в межевом плане. Графическая и текстовая часть межевого плана должна соответствовать условиям соглашения, этот момент будет проверяться во время регистрационных действий.

    Судебная процедура

    Если переговоры с правообладателем участка не привели к результату, есть возможность урегулировать спор в судебном порядке. Для этого можно использоваться вариант установления сервитута, который предлагался для досудебного соглашения. Рассмотрение споров, связанных с указанными ограничениями земельных прав, входит в компетенцию судов общей юрисдикции (районные или городские суды).

    На что нужно обратить внимание при обращении в суд? В содержание искового заявления рекомендуется включить следующие пункты:

    • наименование судебного учреждения, которое будет рассматривать дело;
    • личные данные всех заинтересованных сторон (владельцем соседних участков);
    • сведения о возникновении спора – что именно позволит решить ограничение права;
    • вариант условий сервитута, который предлагает истец;
    • обоснование срока, на который необходимо ввести ограничение права.

    Суд не вправе обязать собственника надела подписать соглашение о сервитуте, поэтому в решении будут зафиксированы все условия ограниченного права пользования. При этом суд обязан принять во внимание не только требование владельца смежного участка, но и интересы правообладателя.

    При вынесении решения судебное учреждение будет учитывать следующие нюансы:

    1. если у сторон и суда недостаточно специальных познаний в сфере земельных правоотношений, может назначаться экспертное исследование или к участию в процессе может привлекаться специалист в указанной отрасли (как правило, приглашается кадастровый инженер с квалификационным аттестатом);
    2. решение суда должно содержать точные пространственные метки, в пределах которых будет действовать сервитут (это необходимо для внесения данных о сервитуте в госреестра ЕГРН);
    3. надлежащим ответчиком по делу может выступать только собственник спорного земельного надела, так как временный владелец объекта (арендатор, пользователь) не вправе участвовать в урегулировании такого спора.

    Также в судебном процессе должен разрешаться вопрос и о размере платы за пользование чужим наделом земли. Поскольку закон не содержит правила взимания платы в таких случаях, будут использованы положения судебной практики, либо понадобится заключение специализированной экспертизы.

    Отдельного внимания заслуживает регистрационная процедура в службе Росреестра. Если условия сервитута были определены в соглашении, для регистрации потребуется участие обеих сторон. На основании судебного акта заявление будет подавать только заинтересованное лицо.

    В службу Росреестра представляются следующие документы:

    • заявление о проведении регистрационных действий;
    • правоустанавливающие документы на спорный и смежный земельный надел (свидетельство о праве, выписка из госреестра ЕГРН и т.д.);
    • межевой план с выделением зоны действия сервитута;
    • обоюдное соглашение или судебный акт, на основании которого будет проводиться регистрация;
    • документы, удостоверяющие личность сторон сервитута;
    • нотариальная доверенность на представителя;
    • платежное поручение, подтверждающее перечисление госпошлины.

    Для проведения регистрационных действий уплачивается госпошлина в размере 1500 рублей для физлиц и 6000 для предприятий.

    Прекращение сервитута происходит по истечении срока его действия, либо по обращению в суд заинтересованного лица. Например, основанием для обращения в суд будет являться существенное нарушение условий ограниченного пользования в виде нарушения правил разрешенного землепользования. Для официального прекращения действия сервитута в госреестр ЕГРН должны быть внесены соответствующие сведения.

    Как оформить сервитут на земельный участок?

    Что такое земельный сервитут?

    Понятие «сервитут» означает право на ограниченное использование чужой собственности при условии, что без этого вы не можете полноценно использовать и содержать свое имущество.

    Термин servitus появился еще в римском праве, и уже тогда был связан именно с земельными отношениями, и обеспечивал беспрепятственное использование всеми гражданами водоемов, пастбищ и проч.

    Сервитут в земельном праве предполагает разрешение пользоваться чужой территории (участка) для владения своим имуществом, если иных способов нет. Например, нет другого подъезда к вашей даче, кроме как через соседский участок, нельзя «обойти» чужую территорию при прокладке электросетей.

    В настоящее время выделяются следующие виды сервитутов по земельному законодательству — «частные» и «публичные». «Отличаются они тем, что частный сервитут направлен на обеспечение нужд конкретного человека, в то время как публичный выступает в защиту так называемых социальных интересов. Публичный сервитут на земельный участок связан с исполнением органами власти различных распоряжений, государственных программ и т.д. К примеру, этот документ понадобится для ремонта электросетей, проведения к месту работ строительной техники. Публичный сервитут устанавливается на основании издания акта государственной инстанции по итогам общественных слушаний, – поясняет Элита Закиян, ведущий юрист, заместитель руководителя практики «Межевание, кадастр, регистрация» Содружества земельных юристов.

    Срок годности

    Срок действия сервитута на земельный участок может варьироваться от года до 49 и более лет. Разрешения на ограниченное использование территории подразделяются на срочные и постоянные.

    Время действия публичного сервитута регулируется законодательством и зависит от цели проведения работ.

    «Для устройства линий электропередач, трансформаторных подстанций срок может составлять от 10 до 49 лет, для строительства или ремонта автомобильных дорог, эстакад, мостов, вокзалов разрешение выдается на время проведения таких мероприятий; для инженерных изысканий документ действует не более года, – поясняет Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы.

    Частный сервитут на земельный участок выделяется на время, определенное соглашением сторон. Когда разрешение необходимо, например, для подъезда к частному дому, выдается постоянный сервитут. Нужно иметь в виду: если пользователь документа продаст свою недвижимость, право на ограниченное использование сохранится как для обремененного участка, так и для нового хозяина дома.

    Найти доказательства

    Установление сервитута на земельный участок – достаточно сложный процесс.

    Необходимо предоставить суду убедительные доказательства, что у вас действительно отсутствует иной способ обеспечения своих нужд: нет другого пути для проезда на свой участок, прокладывания коммуникаций и проч.

    Если вы не сможете привести убедительные доказательства, то положительно разрешить данный вопрос не удастся.

    Что и в каком порядке делать, рассказывает Элита Закиян:

    1. Для начала нужно обратиться в письменной форме к собственнику имущества, в отношении которого возникла необходимость в ограниченном пользовании.
    2. По правилам к обращению следует приложить определенный набор технических документов. Однако сделать это в большинстве случаев крайне сложно. Например, когда возникла необходимость использования соседнего участка, нужно подготовить схему с указанием части территории, которая требуется для проезда (прохода, проведения ремонтных работ) на праве сервитута. Но, поскольку нет открытого доступа к этому месту, и вы не вправе самовольно проникнуть на чужую территорию без разрешения, такую схему с определением всех характеристик подготовить невозможно.
    3. Если ответа на обращение не поступило или пришел отказ, следующий этап – суд. Будет проведена экспертиза для выяснения, действительно ли разрешение необходимо.
    4. При положительном решении происходит оформление сервитута на земельный участок, вы получите документ, который будет необходимо зарегистрировать в ЕГРН.

    Платная услуга?

    Так как сервитут – это право пользования чужой собственностью, он предоставляться и бесплатно, и за деньги. Владелец земельного участка за возможность проезда по территории, вправе требовать плату, говорит Геннадий Локтев, юрист Европейской юридической службы. Размер и порядок внесения оплаты оговаривается сторонами при заключении соглашения.

    Публичный сервитут на земельный участок также может иметь денежное содержание. Собственник территории, по которой разрешается, например, проезд строительной техники, также может назначить цену за возможность использования своей собственности от органов местного самоуправления, установивших сервитут. При наличии спора между сторонами стоимость может быть определена в судебном порядке.

    Земельный кодекс указывает, что сервитут может быть отменен в случае, если цель его установления уже не актуальна, и необходимости в его продолжении нет.

    Собственник имущества, в отношении которого установлен сервитут, имеет право оспаривать решение суда, либо распорядительного органа власти, доказывая наличие альтернативных способов доступа к указанной территории.

    Как оформить сервитут на земельный участок: особенности и способы

    Сервитут – вид ограничения на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом. Российское законодательство закрепляет, как оформить сервитут на земельный участок: особенности и способы.

    Порядок и процесс установления частного сервитута

    Установление сервитута обусловлено необходимостью проезда или прохода третьих лиц через расположенный рядом участок.

    Чаще всего сервитут устанавливается путем составления соглашения между собственником и пользователем земли в письменной форме.

    Составление документов производится по нормам третьего пункта статьи 247 Гражданского кодекса и статьи 52 Федерального закона, рассматривающего государственную регистрацию объектов недвижимости.

    Помимо заключения соглашения, существует еще два варианта установление такого вида обременения:

    • предписанием, выданным уполномоченным органом местного самоуправления, по результатам городского слушания;
    • вынесением судебного решения. Этот способ применяется, если стороны не могут достигнуть согласия в добровольном порядке.

    Перечень документов для оформления сервитута. Процесс регистрации ограничения

    Для установления такого типа ограничения необходимо подготовить пакет документов. В перечень бумаг входят следующие:

    1. Паспорт гражданина.
    2. Заявление об установления сервитута.
    3. Документ, подтверждающий необходимость этой процедуры.
    4. Кадастровый план с отметкой о сервитуте.
    5. Документ, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины. Размер госпошлины за оформление ограничительного документа составляет полторы тысячи рублей для граждан и шесть тысяч рублей – для организаций.
    6. Доверенность на представителя (если гражданин подает заявление не самостоятельно).

    Регистрация сервитута проводится по нормам статьи 23 ЗК РФ пошагово в три этапа:

    • посещение Кадастровой Палаты для подачи заявления на установление ограничение;
    • составление письменного соглашения;
    • получение выписки с отметкой об установлении сервитута.

    Содержание документа об ограничении

    В нем должны быть отражены:

    1. Дата и место составления документа.
    2. Персональные сведения о сторонах.
    3. Предмет соглашения, включающий информацию о местоположении спорного участка, причинах установления сервитута, его длительности, размера оплаты. Если использование участка является возмездным, в соглашении необходимо точно указать сумму оплаты (или размер ежемесячных платежей). Сумма, устанавливаемая соглашением, зависит от особенностей использования земли, выгоды для владельца участка и целей установления сервитута.
    4. Границы спорной территории, правила его эксплуатации.
    5. Взаимные права и обязанности сторон соглашения.
    6. Иные условия, касающиеся изменения собственника земельного участка.
    7. Дата вступления ограничительного документа в силу.
    8. Реквизиты и адреса сторон. Скачать договор сервитута

    Период действия сервитута. Прекращение ограничений

    Зачастую период действия сервитута не устанавливается, и соглашение носит бессрочный характер. Ограничения по времени устанавливаются в исключительных случаях. При этом, если в соглашении установлен срок его действия, права и обязанности сторон прекращаются по истечении указанного периода времени.

    Законодательство допускает возможность устанавливать в качестве момента прекращения действия соглашения не конкретную дату, а наступление какого-либо события, из-за которого документ теряет силу (например, смена собственника земельного участка).

    Соглашение может признано недействительным по одной из причин:

    • требование владельца земельного участка, обусловленное тем, что в установлении ограничения больше нет необходимости;
    • составление документа о прекращении действия соглашения по договоренности между сторонами;
    • истечение периода действия документа;
    • вступление в силу решения суда об отмене ограничения.

    Независимо от того, по какой причине было расторгнуто соглашение, факт снятия ограничения также подлежит государственной регистрации в Кадастровой Палате

    Установление сервитута публичного типа

    Договор публичного типа в отношении установления сервитутам на участок земли имеет место в тех случаях, когда органами местного самоуправления издан нормативный правовой акт, закрепляющий данное ограничение. Заполнить заявление на публичный сервитут вправе граждане, юридические лица и представители властных органов.

    Читать еще:  Порядок самостоятельного уменьшения кадастровой стоимости земельного участка

    Сервитуту публичного типа оформляется в следующих случаях:

    1. На земельном участке необходимо провести инженерные изыскания.
    2. Определенная территория предоставляется в бессрочное постоянное пользование, аренду, собственность.
    3. На участке земли необходимо провести ремонтные работы (прокладка коммуникаций, ремонт объектов общественного пользования).

    Процесс регистрации публичного сервитута состоит из пяти этапов:

    • подача заявления на установление сервитута;
    • ожидание ответа от государственных органов власти, назначение общественного слушания;
    • участие в заседания общего собрания, принятие решения об установлении сервитута;
    • получение письменного распоряжения в отношении ограничения землепользования;
    • регистрация документа с другими бумагами в Кадастровой Палате.

    Таким образом сервитут – разрешение на использование участка земли лицом или группой граждан для реализации определенных целей. Он дает право третьим лицам наравне с собственником пользоваться принадлежащим ему имуществом.

    Что такое сервитут на земельный участок

    Сервитут – право ограниченного пользования чужой недвижимостью в личных целях. Понятие частной собственности подразумевает, что владелец может распоряжаться имуществом по своему усмотрению. Однако права обладателей земельных участков могут быть нарушены вынужденными действиями других лиц.


    Статья 217 Гражданского кодекса РФ определяет сервитут на земельный участок как вещное право граждан, не входящих в число собственников. Статья 274 ГК РФ регламентирует общие правила установления обременения.

    Отличительные особенности сервитута заключаются в следующем:

    1. За владельцем сохраняется право распоряжения (землю можно продать, передать по наследству, подарить, сдать в аренду).
    2. Сведения об обременении вносятся в кадастровые документы.
    3. Хозяин вправе требовать плату за эксплуатацию надела.
    4. Остальные участники сделки не приобретают права собственности.

    Если право на землю переходит к другому владельцу, обязательства по обременению не исчезают.
    В статье 23 Земельного кодекса РФ раскрываются цели, основания, виды и сроки сервитута.
    Содержание договора использования чужой территории очень похоже на соглашение об аренде. Основное различие между сделками заключается в вынужденном характере сервитута. Возможность арендовать участок не означает приобретения права на сервитут.
    Статьи 39.25 и 39.26 ЗК РФ регламентируют содержимое и порядок оформления документа.

    Виды сервитутов

    Российское земельное законодательство выделяет два варианта сервитута: публичный и частный. Разделение производится в зависимости от правового значения возникновения договора.
    Выделяют следующие различия между видами:

    1. Основанием для регистрации в органах Росреестра публичного договора служат региональные нормативные акты или постановления отдельного муниципалитета. Частное ограничение вводится по добровольному соглашению или по решению суда.
    2. Публичный вариант предполагает безвозмездное использование надела. Частный владелец имеет право на денежную компенсацию.
    3. Процедуры введения и прекращения существенно отличаются.

    Публичное обременение осуществляется в интересах большого круга лиц. Частное соглашение заключается между конкретными людьми (организациями).

    Когда применяется публичный сервитут

    Публичное ограничение предусматривает эксплуатацию земли государственным или муниципальным образованием.

    Основания наложения обременения включают:

    • прокладка коммуникаций (газопровод, ЛЭП);
    • прогон и выпас скота, принадлежащего фермерским и крестьянским хозяйствам;
    • прохождение дороги общего пользования через частную территорию;
    • проведение исследовательских и поисковых работ;
    • строительство общественных объектов;
    • возможность беспрепятственного прохода к источнику воды (береговой зоне);
    • размещение информационных знаков;
    • выполнение дренажных работ.

    Договор о публичном использовании участка должен быть обязательно зарегистрирован в Росреестре.
    Пользователи общественного сервитута должны соблюдать санитарные нормы, правила пожарной защиты, заботиться о сохранении земли.

    Когда необходим частный сервитут

    Соглашение об ограниченном использовании участка заключается владельцами смежных наделов.
    Установление частного обременения применяется в следующих ситуациях:

    • необходимость проезда или прохода через соседнюю территорию;
    • проведение и ремонт коммуникаций (например, водопровода, электрического кабеля);
    • возведение и ремонт объектов недвижимости;
    • обеспечение иных нужд собственника.

    Если владельцы участков не смогут договориться о совместной эксплуатации, то решение будет приниматься в судебном порядке.

    Практика показывает, что простой сервитут оформляется по согласию сторон при наличии нескольких обстоятельств:

    • предполагаются незначительные потери от наложенного ограничения;
    • собственникам невыгодно доводить дело до суда;
    • лицо, которому предъявлено требование, получает денежную компенсацию.

    Величина выплат определяется размерами предполагаемого ущерба.

    Как дополнительно различают сервитуты

    Обременение земельного участка можно классифицировать по сроку действия. Срочный договор имеет силу на протяжении определенного периода (к примеру, на время ремонта). Бессрочный сервитут не ограничен временными рамками и является постоянным.

    Существует разделение соглашений об эксплуатации земельных территорий по объектам:

    • водный (использование водоемов);
    • лесной (право свободного пребывания в лесах, сбор грибов и ягод).

    Кроме того, сервитут предоставляется бесплатно или на возмездной основе.
    Чтобы рассчитать размер платежей следует учитывать реальные расходы, интенсивность использования и стоимость утраты выгоды. Если с требованием обременения обращается юридическое лицо, компенсация дополнительно облагается НДС.

    Как установить сервитут

    Земельный сервитут (все виды) по общим правилам назначается в соответствии с требованием лица о его применении.

    Законом определено три способа наложения обременения:

    • по добровольному согласию землепользователей;
    • на основании нормативного акта (федерального или муниципального);
    • по судебному решению.

    Одной из причин заключения договора выступает наличие у заявителя права пожизненного владения.


    Как налагается публичный сервитут

    Требование об установлении порядка эксплуатации землей вправе выдвигать муниципальные органы, организации, садоводческие товарищества (СНТ) и другие группы граждан.

    Последовательность назначения публичного сервитута состоит из следующих этапов:

    1. Подача заявления в органы местного самоуправления.
    2. Объявление и проведение подробного публичного слушания.
    3. Принятие решения администрацией муниципального образования.
    4. Подписание нормативного акта.
    5. Регистрация документа в Росреестре.

    Действие сервитута начинается после его официального оформления.
    Длительность процедуры утверждения обременения определяется административным регламентом региона. Общий срок составляет от трех месяцев до полугода.

    Как оформляется частный сервитут

    Договор частного обременения – соглашение собственников наделов, имеющих общую границу.
    Заключение соглашения проводится по схеме:

    1. Заинтересованные лица договариваются о совместном использовании земли.
    2. Если согласие не достигнуто, инициатор сервитута обращается с иском в суд.
    3. Определяются порядок, сроки и цена эксплуатации участка.
    4. Обременение регистрируется в органах Росреестра.

    В договоре отражаются все существенные условия. К составлению документа по желанию участников привлекается нотариус. Если форма соглашения не соблюдена, оно может быть признано недействительным.

    Пункты договора включают:

    • личные данные сторон;
    • характеристики объекта (площадь, кадастровый номер, назначение);
    • цели использования;
    • размер земельного участка (если обременение устанавливается на часть территории);
    • срок действия;
    • цена и способ оплаты;
    • порядок эксплуатации надела;
    • обязанности сторон.

    Если земля находится в собственности нескольких лиц, в соглашении разграничено участие всех правообладателей.

    Какие документы необходимо представить

    Сервитут устанавливают на территорию, границы которой зафиксированы документально.
    Обратиться в отделение Росреестра может как владелец, так и пользователь спорного участка.

    Перечень необходимых бумаг включает:

    • заявление на госрегистрацию;
    • копия удостоверения личности заявителя;
    • документы, подтверждающие право собственности на землю;
    • соглашение владельцев или решение суда;
    • кадастровый план;
    • квитанция оплаченной госпошлины.

    При нахождении участка в ипотеке требуется согласие кредитной организации.

    Когда прекращается действие сервитута

    Российское законодательство предусмотрело возможность прекращения сервитута.

    Обременение отменяется по следующим причинам:

    • исчезли основания для ограниченного использования земли;
    • участок уничтожен в результате природной или техногенной катастрофы;
    • закончился срок действия договора;
    • изменились условия (заключено новое соглашение);
    • землепользователь отказался от требований.

    Для снятия обременения собственнику необходимо обратиться в органы Росреестра с заявлением о погашении договора.

    Земельный кодекс РФ (ст. 48) закрепляет дополнительные основания для прекращения публичного сервитута:

    • нарушение целей использования;
    • нанесение ущерба земельным ресурсам;
    • задолженность по внесению установленной платы.

    Действие договора можно прекратить в одностороннем порядке или по обоюдному согласию сторон.

    Как оспорить наложение сервитута

    Установление обременения – сделка, предметом которой выступает пользования объектом недвижимости. Любая сделка оспаривается в судебном порядке.

    Собственнику, на имущество которого налагается обременение, следует подготовить исковое заявление. Истец должен доказать, что условия, при которых возникает сервитут, лишают его возможности использования земли в своих целях.

    Индивидуальный предприниматель А. обратился в Хостинский районный суд Сочи с иском к частной компании об отмене бессрочного сервитута. Суд выяснил, что через соседние участки проходит подземная сеть водоснабжения. На территории, принадлежащей А., находился инженерный узел. Обслуживание оборудования организацией существенно ограничила использование А. своей собственности.

    Проведенная экспертиза показала, что инженерный объект можно переместить на участок, находящийся во владении компании. Судья отменил обременение и обязал фирму выполнить работы по перемещению.

    Наложение сервитута подразумевает причинение наименьшего неудобства собственнику. При рассмотрении дела об оспаривании суды стараются добиться соблюдения баланса интересов всех участников соглашения.

    Как зарегистрировать сервитут на земельный участок

    Юридическая практика Татьяны Скворцовой

    Недвижимость и Право

    Находимся в Челябинске, работаем по России

    • Земельная реформа
    • «Лесная амнистия»
    • Интернет-консультация
    • Законодательство
    • Образцы документов
    • Бизнес и право
    • Жилищное право
    • Земельное право
    • Недвижимость
    • Судебный процесс

    Опция доступна для Челябинского и Саратовского регионов

    Опытный юрист перезвонит вам, чтобы обсудить вашу задачу.

    Беседа с юристом БЕСПЛАТНА, не является консультацией, длится до 10 минут

    Отправляя эту форму, вы даете согласие на обработку персональных данных в соответствии с нашей политикой конфиденциальности

    Согласен на обработку персональных данных в соответствии с Соглашением

    Услуги и цены
    Юридическая помощь в судах
    • Представительство в суде и арбитражном суде
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по гражданским делам
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по земельным делам
      • Представительство в суде по жилищным делам
      • Представительство в суде по трудовым спорам
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по спорам о недвижимости
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по обжалованию действий органов власти
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по взысканию задолженности
      • Представительство в суде по защите прав потребителей
    • Составление документов для суда
      • Составление исковых заявлений и отзывов в суд и арбитражный суд
      • Составление апелляционных и кассационных жалоб в суд и арбитражный суд
      • Исковые заявления и жалобы по «лесной амнистии»
    Юридические услуги по недвижимости и земле
    • Юридические услуги по земельным делам
      • Оформление земельных участков
      • Оформление земли под многоквартирными домами
      • Оформление наследства
      • Составление и проверка договоров
      • Сопровождение сделок с недвижимостью
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по земельным делам
    • Юридические услуги по недвижимости
      • Узаконение (согласование) перепланировок квартир и жилых домов
      • Сопровождение сделок с недвижимостью
      • Приватизация жилья (квартир и комнат)
      • Оформление наследства
      • Узаконивание самовольных построек
      • Узаконивание (согласование) перепланировок нежилых помещений
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по спорам о недвижимости
      • Представительство в суде по жилищным делам
    Юридические услуги бизнесу
      • Составление и проверка договоров
      • Абонентское юридическое обслуживание
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по взысканию задолженности
      • Регистрация предприятий
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по обжалованию действий органов власти
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по спорам о недвижимости
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по земельным делам
      • Представительство в суде (арбитражном суде) по гражданским делам
    Читать еще:  Как оспорить кадастровую стоимость недвижимости
    Консультации
      • Юридическая консультация по «лесной амнистии» дистанционно
      • Юридическая консультация
    Услуги кадастровых инженеров
      • Межевание земельных участков, подготовка межевых планов
      • Схема расположения земельного участка
    Дистанционные услуги
      • Юридическая консультация по «лесной амнистии» дистанционно
      • Договоры дистанционно
      • Дистанционная юридическая консультация по земельному праву
      • Кассационные и апелляционные жалобы дистанционно

    К автору любого материала на сайте можно записаться на личную консультацию
    Телефон для записи:

    (351) 233-50-35

    Статьи
    Новости
    Советы юриста

    Люди по-разному реагируют, узнав о своем участии в судебном процессе в этом качестве. Кто-то не обращ.

    Многих арендодателей заботит вопрос, что делать с арендаторами, оставляющими после себя в съемной ква.

    Разберем на примере искового заявления о взыскании задолженности

    Прежде, чем делать перепланировку в своей квартире нужно задать себе вопрос: «А возможно .

    Признание права — это получение решения суда или арбитражного суда, признающего Вас законным владельцем (со.

    Подготовка иска — это работа для юриста. От качества этого документа на 50% зависит успех дела. Однако, есл.

    (351) 233-50-35

    Новая редакция Земельного Кодекса (глава V.3 ЗК РФ) предусматривает ряд важных новшеств в отношении сервитутов земельных участков, относящихся к государственной и муниципальной собственности. Главная задача внесенных изменений состоит в том, чтобы перенести заключение соглашений о сервитуте из кулуаров властных органов на уровень правоотношений между частными лицами. Для этого пользователям государственных и муниципальных земельных участков (например, арендаторам) дано право самостоятельно и без согласия публичного собственника заключать соглашения о сервитуте и, более того, получать плату за сервитут.

    В тех случаях, когда участок не предоставлен в пользование частному лицу, сохранена возможность заключения соглашения о сервитуте с органом публичной власти, причем процедура заключения такого соглашения подробно урегулирована.

    Таким образом, внесенные изменения направлены на то, чтобы снизить бюрократическую нагрузку на органы публичной власти, и в ряде случаев облегчить жизнь тем гражданам и организациям, которые нуждаются в заключении соглашений о сервитуте. Итак, по порядку.

    Как я уже писала, право на заключение соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков теперь предоставлено землепользователям, а именно, лицам, которые занимают участок на основании:

    • Права постоянного бессрочного пользования;
    • Права пожизненного наследуемого владения;
    • Аренды сроком более, чем на 1 год;
    • Права безвозмездного пользования сроком более, чем на 1 год.

    При этом согласие уполномоченного органа на заключение такого соглашения не требуется, если соответствующим договором аренды или безвозмездного пользования не предусмотрено иное (п.1 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции). Орган, уполномоченный на распоряжение данным земельным участком, должен быть лишь уведомлен о заключенном соглашении о сервитуте в течение 10 дней с момента его заключения (п.3 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции). Последствия неуведомления в законе не содержатся.

    1. Плата за сервитут, соглашение о котором заключено частным землепользователем, поступает указанному землепользователю (п. 3 ст. 39.25 ЗК РФ в новой редакции). Этой нормой законодатель, видимо, пытается стимулировать частных лиц к заключению подобных соглашений.
    2. Соглашение о сервитуте, заключенное с арендатором земельного участка или с лицом, которому участок предоставлен на праве безвозмездного пользования, действует лишь в течение действия договора аренды или договора о безвозмездном пользовании (пункты 4, 5 ст. 39.24 ЗК РФ в новой редакции).
    3. Пунктом 1 статьи 39.25 подробно урегулировано содержание соглашения о сервитуте, в частности, указано, что оно должно содержать кадастровый номер земельного участка и учетный номер обременяемой части земельного участка. Таким образом, данная норма подтверждает необходимость кадастрового учета соответствующей части земельного участка.
    4. Если соглашение о сервитуте части земельного участка заключено на срок менее 3х лет, то заключение такого соглашения допускается без кадастрового учета соответствующей части и без государственной регистрации сервитута. В этом случае граница действия сервитута определяется в соответствии со схемой, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25 ЗК РФ). Надо сказать, в ряде случаев это положение может быть весьма ценным.
    5. Статьей 39.26 ЗК РФ подробно урегулирован порядок заключения соглашения о сервитуте государственного или муниципального земельного участка с уполномоченным органом публичной власти.
    • в уполномоченный орган публичной власти направляется заявление о заключении соглашения о сервитуте с приложением схемы обременяемой части земельного участка. Если соглашение о сервитуте предлагается заключить в отношении всего земельного участка, прилагать схему не требуется.
    • орган публичной власти в месячный срок обязан выполнить одно из следующих действий:

    — Направить уведомление о готовности заключить соглашение о сервитуте;

    — Направить предложение о заключение соглашения о сервитуте иной части земельного участка;

    — Подготовить, подписать и направить заявителю проект соглашения о сервитуте целого земельного участка

    — Отказать в заключении соглашения о сервитуте при наличии предусмотренных законом оснований.

    • После получения уведомления о готовности заключить соглашение о сервитуте или предложения о заключении соглашения о сервитуте иной части земельного участка заявитель обеспечивает за свой счет кадастровые работы и постановку на кадастровый учет части земельного участка для заключения соглашения и сервитуте.
    • Уполномоченный орган готовит и направляет заявителю соглашение об установлении сервитута в 3х экземплярах, которое заявитель должен подписать в течение 30 дней.

    Кроме вышесказанного, хочется отметить следующий момент. Статьей 39.23 предусмотрена довольно странная формулировка, описывающая основания заключения соглашения об установлении сервитута государственного или муниципального земельного участка. Сказано, что такое соглашение может быть заключено в случаях, установленных гражданским законодательством, Земельным Кодексом и другими федеральными законами, в частности, в случаях строительства линейных объектов, инженерных изысканий и пользования недрами. Таким образом, возможность заключения соглашения о сервитуте государственных и муниципальных земельных участков для иных случаев, например, для обеспечения доступа к другим участкам и объектам, сохранена, однако, почему-то не прописана в ЗК прямо. Будем надеяться, что это не повлияет негативно на развитие практики по данному вопросу.

    Как зарегистрировать сервитут на земельный участок

    Однако, можно не регистрировать частный сервитут, в случае если одновременно выполняются следующие условия (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ):

    • он устанавливается в отношении части публичного земельного участка;
    • его срок составляет менее трех лет;
    • в соглашении об установлении сервитута стороны определили, что он устанавливается без проведения кадастрового учета части участка и госрегистрации права (ограничения, обременения) на него.

    В этом случае границы действия сервитута устанавливаются согласно схеме, приложенной к соглашению (п. 4 ст. 39.25ЗК РФ).
    За регистрацией сервитута может обратиться одно из следующих лиц:
    1) лицо, приобретающее право ограниченного пользования земельным участком. В этом случае будет зарегистрировано вещное право такого лица, а также ограничение права и обременение участка;
    2) собственник (лицо, права которого ограничиваются). При этом регистрируется ограничение, обременение права.
    Если за регистрацией обратятся оба лица, сервитут будет зарегистрирован и как вещное право, и как ограничение, обременение.
    Отметим, что государственная регистрация частного сервитута может проводиться:

    • без одновременного кадастрового учета, если в реестр уже включены сведения о земельном участке или его части, на которую устанавливается сервитут;
    • с одновременным кадастровым учетом, если сервитут устанавливается на часть земельного участка, не учтенную в реестре. В этом случае обращаются те же лица, что и при государственной регистрации сервитута без одновременного кадастрового учета.

    Для государственной регистрации необходимы следующие документы:

    1) правоустанавливающие документы:
    — соглашение об установлении сервитута. Его нужно представить в следующем количестве экземпляров :
    — не менее чем в двух подлинниках, если оно совершено в простой письменной форме;
    — не менее одного подлинника и копии, если оно нотариально удостоверено.
    Если комплект документов направляется на регистрацию почтой, то соглашение должно быть удостоверено нотариально. Если оно подписано представителем по доверенности, также нужно приложить нотариально удостоверенную доверенность, подтверждающую полномочия представителя на его подписание.
    — решение суда, вступившее в законную силу. Его нужно представить в виде копии в одном экземпляре;
    2) доверенность и иные документы, подтверждающие личность и полномочия представителя Их нужно представить в двух экземплярах, один из которых должен быть подлинным;
    3) иные документы. Они могут потребоваться в отдельных ситуациях. Например, если сервитут публичного участка допускается только с согласия органов государственной власти или местного самоуправления, такое согласие нужно приложить к заявлению. Акты органов власти представляются в виде одной надлежаще заверенной копии.
    Если одновременно проводитсягосударственная регистрация сервитута и кадастровый учет части земельного участка, дополнительно нужно приложить межевой план. В этом случае в нем должны быть приведены сведения о части участка.
    План не потребуется, если ранее часть объекта недвижимости уже ставилась на кадастровый учет, но была снята в связи с прекращением ограничения (обременения). В этом случае часть участка будет поставлена на учет по ранее представленному межевому плану, при условии, что не изменились ее границы.
    При подаче документов учитывайте, что:

    • по своей инициативе вы можете представить и другие документы, необходимые для государственной регистрации прав;
    • существуют специальные требования при подаче документов в электронном виде.

    Размер пошлины за государственную регистрацию сервитута составляет (пп. 31 п. 1 ст. 333.33 НК РФ):

    • 6 000 руб., если сервитут устанавливается в интересах организаций;
    • 1 500 руб., если сервитут устанавливается в интересах граждан.

    Срок уплаты госпошлинызависит от способа подачи документов на государственную регистрацию (пп. 5.2 п. 1 ст. 333.18 НК РФ):
    1) до подачи документов — если они подаются лично или направляются по почте;
    2) после их подачи, но до принятия документов к рассмотрению — если они подаются в электронной форме.
    Если на момент приема документов госпошлину вы не уплатили, то вам выдадут (направят) уникальный идентификатор платежа (УИН) для ее уплаты с указанием даты, до которой необходимо уплатить государственную пошлину. Укажите этот УИН в платежном поручении, чтобы Росреестр мог идентифицировать вас и получить подтверждение оплаты в системе о государственных и муниципальных платежах.
    Уплатить госпошлину должен тот, кто обращается за государственной регистрацией.
    Обратите внимание, что если соглашение заключено с органом государственной власти или местного самоуправления, то обратиться за регистрацией должен именно этот орган. При этом они освобождены от уплаты госпошлины. Следовательно, в этом случае госпошлина уплачиваться не будет.
    Если за регистрацией одновременно обращаются обе стороны соглашения, то госпошлина распределяется между ними. В данном случае размер госпошлины делится на количество участников. При наличии лиц, освобожденных от уплаты госпошлины, она распределяется на всех лиц, но названные лица ее не уплачивают.
    Если соглашение заключено между организацией и гражданином (в том числе ИП), организация не будет уплачивать госпошлину, если обращаться за государственной регистрацией будет физическое лицо. Если же организация и гражданин обратятся за регистрацией сервитута одновременно, то размер госпошлины для организации будет меньше, чем если бы обращалась только она.
    Документы для государственной регистрации сервитута подаются в общем порядке, предусмотренном для государственной регистрации прав на недвижимость.
    Срок регистрации сервитута составляет (ч. 1 ст. 16 Закона о регистрации):

  • Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector