0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Срок подачи надзорной жалобы в арбитражный суд

Надзорная жалоба по арбитражному делу: образец 2020 года

В процессе подготовки надзорной жалобы в арбитражный суд следует изучить такие нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.
  2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 года N 95-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-I от 26.06.1992 года.
  4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996 года.
  5. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» N 262-ФЗ от 22.12.2008 года.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.

Ошибка №1. Подать надзорную жалобу можно минуя предыдущие этапы, а именно апелляцию и кассацию. Подача надзорной жалобы является неосуществимой процедурой, если не был пройден предыдущий этап и рассмотрение вопроса по существу Судебной коллегией не производилось.

Ошибка №2. Срок подачи надзорной жалобы равен трем месяцам и не может быть увеличен ни при каких обстоятельствах.

Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.

Вопрос №1. Каким образом подать надзорную жалобу путем личного обращения?

  • Через какое время МФО подают в суд на должников
  • Через сколько банки подают в суд за невыплату кредита
  • Ходатайство об уточнении исковых требований в гражданском процессе: образец 2020 года
  • Ходатайство об уменьшении исковых требований в арбитражном процессе: образец 2020 года
  • Ходатайство об отказе в удовлетворении исковых требований
  • Форма и порядок подачи искового заявления в Арбитражный суд
  • Ходатайство о восстановлении срока обжалования судебного приказа Мирового судьи

Суть жалобы в порядке надзора

Надзорный этап обжалования, как и кассационный, наступает уже после того, как решение арбитражного суда уже вступило в силу. Как и кассация, надзор не занимается изучением доказательной базы по экономическому делу и не выясняет, кто кому что должен, какие экспертизы были проведены, какие доводы приводили стороны. Сущность надзора заключается в проверке единообразной трактовки судом норм материального или процессуального права, то есть речь идёт о законности судебного акта в целом. Также на уровне надзора судебный акт можно обжаловать, если им нарушены конституционные права и свободы, а также нормы международного права.

В ряде случаев решении арбитражного суда в порядке надзора оспаривает прокуратура, действующая в интересах неопределенного круга лиц, чьи права и свободны нарушены судебным актом, а также защищая другие публичные интересы. Например, такого рода жалобы могут подаваться по фактам экономического сговора между юридическими лицами и органами власти, при нарушении тендерного законодательства и т. д.

Процесс

Отделение Хабаровск г. Хабаровск

Получатель

УФК по Хабаровскому краю (ИФНС России по Центральному району г.Хабаровска)

Расчетный счет

В соответствии со статьей 308.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты:

1) решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 настоящего Кодекса.

Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Проверка в порядке надзора законности и обоснованности решений арбитражных судов

Производство по пересмотру судебных актов в порядке надзора в арбитражном процессе регулируется гл.

36.1 АПК РФ.См. также Порядок организации работы по рассмотрению заявлений и представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора в Высшем Арбитражном Суде Российской Федерации, утвержденный распоряжением ВАС РФ от 11 декабря 2002 г. N 64Согласно ст. 308.1 АПК РФ по надзорным жалобам

  1. лиц, участвующих в деле, и
  2. иных лиц, указанных в ст. 42 АПК РФ,

Президиум Верховного Суда РФ пересматривает в порядке надзора следующие судебные акты:

  • определения Апелляционной коллегии ВС РФ, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства.
  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

Кроме того, по жалобе заинтересованных лиц представление о пересмотре судебных постановлений в порядке надзора вправе внести в Президиум ВС РФ Председатель Верховного Суда Российской Федерации или заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации (ст.

Порядок и особенности подачи надзорной жалобы в арбитражном процессе

26.11.18, 10:44 Процессуальное право Куда подавать? Пересмотр арбитражного дела в порядке надзора является последней возможностью добиться отмены принятых судебных актов по арбитражному делу. Заявление о пересмотре решения в порядке надзора (надзорная жалоба) подается в Президиум Верховного суда Российской Федерации после второй кассации (ст.

308.1 АПК). Какой срок обжалования?

Законом установлен 3-х месячный срок на подачу надзорной жалобы.

Кто может подать? Правом на подачу надзорной жалобы обладают следующие лица:

  1. генеральный прокурор и его заместители.
  2. участник спора или его правопреемник;
  3. иное лицо, которое не участвовало в судебном разбирательстве, но его права и обязанности были затронуты принятым решением;

При этом, прокурор может обратиться в арбитражный суд в следующих случаях (ч.1 ст. 52 АПК):

  1. с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов;
  2. с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  1. с иском о применении последствий недействительности такой ничтожной сделки;
  2. с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Какие судебные акты можно обжаловать? Обжаловать в порядке надзора можно следующие судебные акты:

Статья 308.1 АПК РФ. Пересмотр судебных актов в порядке надзора (действующая редакция)

Арбитражный процессуальный кодекс, N 95-ФЗ / ст. 308.1 АПК РФ 1. Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 настоящего Кодекса. 2. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

Дела о банкротстве: после апелляции — кассация и надзор

Как подать надзорную жалобу в арбитражный суд. Подача надзорной жалобы в Верховный Суд РФ.

Порядок рассмотрения жалоб в Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного суда РФ и в Президиуме Верховного суда РФ отличается от порядка надзорного производства в ВАС РФ. Ответ юриста на вопрос: подача кассационной жалобы в арбитражный суд.

Направлять встречный иск в арбитражный суд нужно в Ответчик подал кассационную жалобу. Таким образом, при подаче жалобы трехмесячный срок для обращения в суд начинается c того дня, когда вышестоящий налоговый орган утвердил решение. Решение арбитражного суда города Москвы я обжаловал в апелляционной инстанции, т.е. в Девятом арбитражном апелляционном суде.

Сроки подачи жалоб в верховный суд рф в 2017 году. Разобраться в основаниях для подачи жалобы. Срок рассмотрения надзорных жалобы, представления.

Первым делом вам нужно обратить внимание на сроки, в течение которых вы можете подать жалобу в высшую судебную инстанцию. Как обратиться в арбитражный суд в 2017 году.

Надзорная жалоба в арбитражный суд

Вступление в силу судебного решения не в вашу пользу — не повод перестать бороться за свои права. Решение может быть пересмотрено в порядке надзора.

Содержание статьи:

ВНИМАНИЕ: наш арбитражный адвокат Екатеринбурга поможет составить надзорную жалобу в арбитражный суд: профессионально, на выгодных условиях и в срок 24 часа (подробнее видео с условиями акции). Звоните уже сегодня!

Какие судебные акты могут быть предметом надзорного обжалования?

Обжаловать в порядке надзора можно следующие судебные акты:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии ВС РФ, которые были приняты в первой инстанции, при условии, что данные судебные акты были рассмотрены в апелляционном порядке
  • определения апелляционной коллегии ВС РФ, которые были вынесены после рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии ВС РФ, принятые по первой инстанции
  • определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенные в порядке кассационного производства

Кто может подать жалобу?

Подать могут обращение лица, участвующие в деле, а также иные стороны, которые обоснуют, что решение суда затрагивает и касается их прав и законных интересов, предоставляющие в суд доказательства обосновывающие необходимость принятия решения по их доводам.

Основания для отмены или изменения судебных постановлений в порядке надзора

По результатам рассмотрения надзорной жалобы — ранее вынесенные решения могут быть отменены в случае если нашли свое подтверждения одно и/или несколько нарушений:

  1. нарушены права и свободы человека. Соблюдение гарантированных Конституцией и соответствующих международным нормам прав и свобод человека является высшей ценностью и основой правозащиты. Нарушенные права могу быть как личными (право на жизнь, неприкосновенность, тайну переписки, свободу творчества и иные), публично-политические (свобода собраний, избирательные права), социальные (защита материнства, охрана здоровья), экономические (осуществление предпринимательской деятельности, право частной собственности).
  2. нарушены права и интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы. Под публичным интересом понимаются интересы неопределенного круга лиц, например, охрана окружающей среды, обеспечение здоровья граждан, при условии, что всех лиц чьи права нарушаются нельзя определить и привлечь в качестве стороны в судебном заседании.
  3. нарушено единообразие в применении и толковании судами правовых норм. То есть при принятии обжалуемого в порядке надзора решении были применены такие нормы права или применено такое толкование норм, которое противоречит разъяснениям Пленума ВС РФ.

ПОЛЕЗНО: читайте еще про обжалование решения арбитражного суда по ссылке, а также смотрите ВИДЕО с нашего канала YouTube

Как составить надзорную жалобу в арбитражный суд?

При составлении надзорной жалобы в арбитражный суд необходимо отразить в документе следующие моменты:

  1. Наименование суда
  2. Данные заявителя (ФИО, или наименование юридического лица, место регистрации/место нахождения, ИНН, процессуальный статус заявителя).
  3. Данные участников дела. Перечислить всех иных участников судебного процесса по обжалуемым решениям.
  4. Принятые по делу решения. Указать все суды, в которых рассматривалось дело (первая инстанция, апелляция, кассация), так же необходимо кратко отразить какие решения были приняты каждой из судебных инстанций.
  5. Суть жалобы. Раскрыть предмет спора, обстоятельства, на которых хотелось бы акцентировать внимание суда вышестоящей инстанции
  6. Доводы процессуального документа, которые являются основанием для отмены решений и определений судов, с указанием на нормы права.
  7. Изложить свои требования к суду
  8. Указать все приложения к надзорной жалобе. Копии судебных актов, квитанция госпошлины, доверенность, если жалоба подписывается представителем.

Надзорная жалоба и все приложения к ней должны быть составлены в том количестве экземпляров, сколько лиц участвует в деле.

ПОЛЕЗНО: заказать составление жалобы возможно у нас на выгодных условиях

Срок подачи надзорной жалобы по АПК РФ

Срок по закону строго ограничен. Жалоба на судебное решение в порядке надзора возможна в течение трех месяцев (3-х месяцев) с дня вступления такого решения (определения, постановления) в силу.

В случае пропуска данного срока, возможно исключение, дающее право обратиться с ходатайством о восстановлении срока если лицо, имеющее исключительные и уважительные причины пропуска срока, обратилось с ходатайством до истечения шестимесячного срока с дня вступления судебного решения в силу или со дня, когда лицо узнало или должно было узнать, что его права нарушены.

Читать еще:  Государственная пошлина, уплачиваемая по делам о долговых спорах

ПОЛЕЗНО: читайте по вопросу восстановления срока для подачи жалобы по ссылке, а также смотрите видео с дополнительными советами адвоката

Госпошлина по жалобе в порядке надзора

Размер государственной пошлины за подачу жалобы в порядке надзора установлена Налоговым кодексом РФ и составляет 3 000 рублей. Реквизиты для оплаты государственной пошлины размещены в соответствующих разделах на сайтах Арбитражных судов, куда направляется соответствующее обращение.

Срок и порядок рассмотрения надзорной жалобы по АПК РФ

Срок начинает течь с момента регистрации жалобы в ВС РФ. В случае если по одному делу было подано несколько жалоб в порядке надзора, то срок начинает течь с дня поступления последней жалобы.

Надзорная жалоба должна быть рассмотрена в течение двух месяцев с дня подачи жалобы. В случае, если суд пришел к выводу о необходимости истребования материалов дела, то срок рассмотрения надзорной жалобы увеличивается до трех месяцев, и время с даты истребования дела до даты представления дела в суд в данный срок не засчитывается.

Рассмотрение идет в несколько этапов:

  1. вопрос о возбуждении надзорного производства. Изначально все изучает один судья единолично. Его задача не только определить соответствие соблюдения требований АПК РФ для составления жалобы (указание на суд, обжалуемое решение, стороны по делу и т.п.), но и решить, передавать или нет все в Президиум ВС РФ для выяснения всех обстоятельств и доводов совместно с другими судьями уже в ходе назначенного судебного заседания
  2. затребование арбитражного дела. Если судье для принятия решения нужны материалы, то она вправе приостановить исполнение обжалуемого акта и вынести определение, затребовав дело в нижестоящей инстанции. Важно, чтобы лица просили о приостановлении в соответствующем ходатайстве, приложенном к первоначально поданному пакету.
  3. рассмотрение жалобы в судебном заседании. На данном этапе включается уже коллегиальный состав судей.
  4. принятие постановления по делу. Постановление выносится вне зависимости от единоличного рассмотрения жалобы с принятием решения в отказе о передачи дела или выводов коллегиального рассмотрения. Данное процессуальное решение суда вступает в силу сразу и обжалованию не подлежит.

Помощь адвоката

Так как подача данной жалобы является по сути последней возможностью отменить нежелательное судебное решение и восстановить вас в своих правах — доверьте это дело профессионалам. Наши адвокаты по арбитражным делам имеют долголетний опыт в составлении данных процессуальных документов и помогут сделать все: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните прямо сейчас!

Автор статьи:

© адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры»

Подать надзорную жалобу по арбитражному делу в верховный суд, какие сроки

Иногда возникают ситуации, при которых у арбитражных адвокатов для защиты не только интересов клиентов, но и их прав в целом формируется потребность прибегать не только к апелляции и двум кассациям, но и к выходу на последний уровень — надзору. Однако, это не означает, что абсолютно все дела, по которым арбитражным судом было принято отрицательное решение, выходят на рассмотрение на такой высокий уровень как Верховный суд Российской Федерации. Адвокаты прибегают к подаче надзорной жалобы в следующих случаях:

  • в результате судебного решения были нарушены права человека;
  • трактовка норм законодательной базы Российской Федерации в вынесенном ранее решении вызывает сомнения.

Глава 36.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации закрепляет наличие права на подачу надзорной жалобы. Однако, статье 308.1 Арбитражного процессуального кодекса установлены следующие ограничения в отношении данной процедуры:совершить ее можно только после рассмотрения дела в Судебной коллегии по экономическим спорам, которая является составляющей Верховного суда, то есть после второй кассации.

Важно! Подача надзорной жалобы является неосуществимой процедурой, если не был пройден предыдущий этап и рассмотрение вопроса по существу Судебной коллегией не производилось. Это означает, что один из судей коллегии отказал в кассации второго уровня на этапе проверки.

«Надзорную жалобу подают в качестве «последнего довода короля». Её невозможно подать, минуя предыдущие этапы судебного разбирательства. Нельзя, например, перепрыгнуть апелляцию и сразу обратиться в Президиум ВС РФ. Поэтому если упустить сроки апелляции или кассаций, надзор тоже будет закрыт.»

Носков Игорь Юриевич
Адвокат, Кандидат юридических наук

В статье рассмотрим порядок подачи надзорной жалобы, а также сроки и процедуру ее рассмотрения.

  1. Определение понятия надзорная жалоба.
  2. Законодательная база данного вопроса.
  3. Срок подачи надзорной жалобы.
  4. Правила подачи надзорной жалобы
  5. Процедура подачи надзорной жалобы.
  6. Распространенные ошибки по заданной теме.
  7. Актуальные вопросы по заданной теме.

Определение понятия надзорная жалоба.

В юрисдикцию Арбитражного суда Российской Федерации входит рассмотрение различного вида споров, которые относятся к предпринимательской и экономической сферам, а также прочие виды финансовых вопросов. Решения, которые были приняты Арбитражным судом, могут быть обжалованы. С законодательной точки зрения данное право закреплено статьей 181 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. Также законом определен следующий перечень жалоб:

  1. кассационные;
  2. апелляционные;
  3. надзорные.

Рассмотрим что из себя представляют последние.

Сфера деятельности надзорной инстанции.Деятельность Надзорной инстанции состоит в пересмотре решений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации. При этом данные решения ранее уже были предметом апелляционного рассмотрения, определения Апелляционной коллегии Верховного Суда, вынесенные по результатам рассмотрения апелляции и определения Судебной коллегии Верховного Суда, вынесенные в порядке кассационного производства.
Законодательное регулирование подачи надзорной жалобы.С законодательной точки зрения регулирование данного вопроса производится статьей 308.1 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Лица, которые имеют право на подачу надзорной жалобы.Круг лиц, которые ранее могли даже не принимать участие в разбирательстве, но на текущий момент имеют полное право на оспаривание принятого решения наравне с лицами, принимавшими участие в процессе, так как вынесенное решение касается их прав либо обязанностей, оговорен статьей 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Законодательная база данного вопроса.

В процессе подготовки надзорной жалобы в арбитражный суд следует изучить такие нормативно-правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 года.
  2. «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 года N 95-ФЗ.
  3. Федеральный закон «О статусе судей в Российской Федерации» N 3132-I от 26.06.1992 года.
  4. Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» N 1-ФКЗ от 31.12.1996 года.
  5. Федеральный закон «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации» N 262-ФЗ от 22.12.2008 года.
  6. Налоговый кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ.

Срок подачи надзорной жалобы.

Первым важным аспектом при подаче надзорной жалобы является соблюдение непосредственно сроков. Итак, подать надзорную жалобу необходимо в следующий промежуток времени:

Стандартный срок подачи.Не более трех месяцев после вступления судебного акта в законную силу.
Восстановление пропущенного срока.Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

Правила подачи надзорной жалобы

Для того, чтобы подаваемая надзорная жалоба в целом подлежала рассмотрению, необходимо соблюсти определенный перечень действий.

– данные о заявителе и других лицах, имеющих непосредственное отношение к делу (ФИО, место проживания или регистрации);

– информацию о судебном акте, который будет оспорен;

– основания для пересмотра принятого акта или постановления;

1. доверенность, если интересы будет представлять юрист или адвокат;

2. заверенные копии обжалуемых актов и постановлений;

Процедура подачи надзорной жалобы.

До 2014 года рассмотрение такого рода дел находилось в юрисдикции Высшего арбитражного суда Российской Федерации. Однако, с 2014 года в соответствии с Конституцией Российской Федерации функции данного органа были переданы Верховному Суду.

Существует несколько способов подачи надзорной жалобы. Рассмотри каждый из них.

В телефонном режиме можно получить по информацию вопросам:

• приема граждан — тел. (495) 690-5463;

Распространенные ошибки по заданной теме.

Ошибка №1. Подать надзорную жалобу можно минуя предыдущие этапы, а именно апелляцию и кассацию. Подача надзорной жалобы является неосуществимой процедурой, если не был пройден предыдущий этап и рассмотрение вопроса по существу Судебной коллегией не производилось.

Ошибка №2. Срок подачи надзорной жалобы равен трем месяцам и не может быть увеличен ни при каких обстоятельствах. Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта.

Актуальные вопросы по заданной теме.

Вопрос №1. Каким образом подать надзорную жалобу путем личного обращения?

Ответ: Для того, чтобы подать жалобу путем личного обращения необходимо подойти в Приемную Верховного Суда Российской Федерации, где работники аппарата суда сразу укажут на возможные ошибки при составлении заявления, подскажут, соответствует ли пакет документов требованиям законодательства. В этом случае записываться заранее нет нужды, подача документов осуществляется в порядке живой очереди по адресу: 121260, г. Москва, ул. Поварская,13 (подъезд № 2). Время приема: пн. – чт.: 9.00 –18.00; пт. – 9.00 – 16.45.

Вопрос №2. Какую информацию должна содержать в себе правильно составленная надзорная жалоба?

Ответ: Для того, чтобы правильно составить надзорную жалобу, в ней необходимо указать следующую информацию:

– данные о заявителе и других лицах, имеющих непосредственное отношение к делу (ФИО, место проживания или регистрации);

– информацию о судебном акте, который будет оспорен;

– основания для пересмотра принятого акта или постановления;

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Руководство

Генеральный прокурор

Заместители Генерального прокурора

Структура

  • Генеральная прокуратура
  • Прокуратуры субъектов
  • Специализированные прокуратуры
  • Главная военная прокуратура
  • gvp.gov.ru
  • Научные и образовательные организации

О Генпрокуратуре России

  • История органов прокуратуры
  • Виртуальный музей
  • Геральдика
  • История в лицах
  • Исторические фильмы

Документы

  • Правовые основы деятельности
  • Нормативные акты
  • Постановления Европейского Суда по правам человека
  • Судебная практика
  • Конституционный Суд
  • Верховный Суд
  • Научно-методические материалы
  • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
  • По иным вопросам надзорной деятельности
  • Статистические данные
  • Об использовании выделяемых бюджетных средств
  • О деятельности органов прокуратуры

Международное сотрудничество

  • Новости
  • Основные документы
  • Главное управление международно-правового сотрудничества
  • Региональное представительство
    Международной ассоциации прокуроров в России

Взаимодействие со СМИ

  • Новости Генеральной прокуратуры России
  • Новости прокуратур субъектов федерации
  • События Генеральной прокуратуры
  • Мероприятия и встречи
  • Интервью и выступления
  • Печатные издания
  • Видео
  • К сведению СМИ
  • Инфографика
  • Конкурс
  • Участие в конкурсе
  • Этапы конкурса
  • Итоги конкурса
  • Аккредитация СМИ

Правовое просвещение

  • Информационные материалы
  • Социальные ролики
  • Наглядные материалы
  • Прокурор разъясняет

Контакты

  • Порядок обращения граждан
  • График приема
  • Интернет приемная
  • Уведомления об экстремизме
  • Статусы уведомлений
  • Прямая линия для предпринимателей

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

Генеральная прокуратура
Российской Федерации

  • Рус
  • Eng

Телефон справочной по обращениям
в Генеральную прокуратуру
Российской Федерации:

  • Руководство
    • Генеральный прокурор
    • Краснов Игорь Викторович
    • Заместители Генерального прокурора
    • Буксман Александр Эмануилович
    • Винниченко Николай Александрович
    • Гринь Виктор Яковлевич
    • Демешин Дмитрий Викторович
    • Зайцев Сергей Петрович
    • Захаров Алексей Юрьевич
    • Кикоть Андрей Владимирович
    • Лопатин Геннадий Борисович
    • Петров Валерий Георгиевич
    • Пономарев Юрий Александрович
    • Разинкин Анатолий Вячеславович
    • Ткачев Игорь Викторович
    • Шишкин Николай Анатольевич
  • Структура
    • Генеральная прокуратура
    • Прокуратуры субъектов
    • Специализированные прокуратуры
    • Главная военная прокуратура
    • gvp.gov.ru
    • Научные и образовательные организации
  • О Генпрокуратуре России
    • История органов прокуратуры
    • Виртуальный музей
    • Геральдика
    • История в лицах
    • Исторические фильмы
  • Документы
    • Правовые основы деятельности
    • Нормативные акты
    • Постановления Европейского Суда по правам человека
    • Судебная практика
    • Конституционный Суд
    • Верховный Суд
    • Научно-методические материалы
    • По вопросам надзора за исполнением федерального законодательства
    • По иным вопросам надзорной деятельности
    • Статистические данные
    • Об использовании выделяемых бюджетных средств
    • О деятельности органов прокуратуры
  • Международное сотрудничество
    • Новости
    • Основные документы
    • Главное управление международно-правового сотрудничества
    • Региональное представительство
      Международной ассоциации прокуроров в России
  • Взаимодействие со СМИ
    • Новости Генеральной прокуратуры России
    • Новости прокуратур субъектов федерации
    • События Генеральной прокуратуры
    • Мероприятия и встречи
    • Интервью и выступления
    • Печатные издания
    • Видео
    • К сведению СМИ
    • Инфографика
    • Конкурс
    • Участие в конкурсе
    • Этапы конкурса
    • Итоги конкурса
    • Аккредитация СМИ
  • Правовое просвещение
    • Информационные материалы
    • Социальные ролики
    • Наглядные материалы
    • Прокурор разъясняет
  • Контакты
    • Порядок обращения граждан
    • График приема
    • Интернет приемная
    • Уведомления об экстремизме
    • Статусы уведомлений
    • Прямая линия для предпринимателей
Читать еще:  Арбитражный управляющий

Прокуратура разъясняет: О полномочиях прокурора в арбитражном процессе.

Прокуратура области (Сахалинская область). 13 февраля 2014

Практика рассмотрения поступающих в прокуратуру области обращений юридических лиц и индивидуальных предпринимателей свидетельствует о том, что зачастую они содержат просьбы об обращении прокурора в арбитражный суд с иском (заявлением) или о принятии участия в рассмотрении арбитражным судом того или иного дела, об обжаловании судебных постановлений. В связи с этим и в целях единообразного толковании норм, касающихся процессуального статуса прокурора при разбирательстве дел в арбитражном судопроизводстве, прокуратура области разъясняет. Полномочия прокурора на участие в арбитражном процессе вытекают из положений п. 3 ст. 1 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202–1 «О прокуратуре Российской Федерации», где устанавливается, что прокурор участвует в арбитражном процессе в соответствии с процессуальным законодательством. Указанные полномочия прокурор реализует путем предъявления в арбитражные суды исков (заявлений), указанных в ч. 1 ст. 52 АПК РФ. Так, прокурор вправе обратиться в арбитражный суд: с заявлением об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, затрагивающих права и законные интересы организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности; с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований; с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований. Однако данный перечень не является исчерпывающим, поскольку другие основания для обращения прокурора в арбитражный суд содержатся в иных федеральных законах. Так, из положений Гражданского Кодекса РФ следует, что прокурор может обратиться с требованиями: о ликвидации юридического лица вследствие неоднократного или грубого нарушения этим юридическим лицом исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации (ст. 1253 ГК РФ); о сносе самовольной постройки в целях защиты публичных интересов (ст. 222 ГК РФ). Кроме того, АПК РФ наделяет прокурора правом обращаться в арбитражный суд с заявлениями о признании незаконными решений и действий (бездействия) органов осуществляющих публичные полномочия (ст. 198 АПК РФ). Исходя из положений ч. 5 ст. 52 АПК РФ прокурор вправе вступить в дела, указанные в части 1 названной статьи и возбужденные по искам (заявлениям) иных лиц, на любой стадии арбитражного процесса (при рассмотрении дела судами первой, апелляционной и кассационной инстанций). Вступление прокурора в процесс, инициированный иными лицами, имеет целью обеспечение законности. Помимо перечисленных полномочий, по правилам ст. 202 АПК РФ прокурор вправе инициировать процедуру привлечения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к административной ответственности за совершение административных правонарушений, предусмотренных рядом статей Кодекса РФ об административных правонарушениях, а также обжаловать не вступившие в законную силу решения государственных органов, иных органов, должностных лиц, уполномоченных в соответствии с законом рассматривать дела об административных правонарушениях в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ст. 207 АПК РФ). Следует иметь в виду, что правом на апелляционное обжалование обладает лицо, участвующее в деле, а также лица, не участвовавшие в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт (ст. 257 АПК РФ). В этой связи, если прокурор в деле не участвовал, принести на состоявшееся решение суда апелляционную жалобу он не вправе. Аналогичные положения, относительно лиц правомочных принести на решение суда кассационную жалобу, содержатся и в ст. 273 АПК РФ. Таким образом, пределы полномочий прокурора в арбитражном процессе законодательно закреплены в приведенных нормах и не могут быть расширены.

Мероприятия
и встречи

Под председательством Игоря Краснова состоялось координационное совещание, на котором обсуждены итоги выполнения Национального плана противодействия коррупции 2018-2020

09 декабря 2020, 12:17

Интервью
и выступления

Интервью Генерального прокурора Российской Федерации Игоря Краснова «Российской газете»

08 декабря 2020, 21:00

Видео

Доклад Генерального прокурора РФ Игоря Краснова на расширенном заседании коллегии по итогам 2019 г.

Статья 308.1 АПК РФ. Пересмотр судебных актов в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 настоящего Кодекса.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:

1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;

2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;

3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

4. Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в части 3 настоящей статьи, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

5. Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления судья выносит определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

6. Председатель Верховного Суда Российской Федерации, заместитель Председателя Верховного Суда Российской Федерации вправе не согласиться с определением судьи Верховного Суда Российской Федерации о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении и вынести определение об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или о его восстановлении.

Комментарии к ст. 308.1 АПК РФ

1. Проверку судебных актов в порядке надзора осуществляет Президиум ВС РФ.

Пересмотр судебных актов в порядке надзора может быть инициирован: 1) надзорной жалобой лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в ст. 42 АПК; 2) представлением Генерального прокурора РФ или его заместителей (ч. 2 комментируемой статьи); 3) представлением Председателя ВС РФ или его заместителей (ст. 308.10 АПК).

Лицами, названными в ст. 42 АПК, должны быть представлены доказательства наличия нарушенных прав и законных интересов принятым судебным актом.

Согласно правовой позиции КС РФ пересмотр в порядке надзора судебных актов, вступивших в законную силу, возможен лишь как дополнительная гарантия законности таких актов и предполагает установление особых оснований и процедур производства в данной стадии процесса, соответствующих ее правовой природе и предназначению. Акт суда, который уже вступил в законную силу, может быть изменен или отменен в порядке надзора лишь в исключительных случаях, когда в результате ошибки, допущенной в ходе предыдущего разбирательства и предопределившей исход дела, существенно нарушены права и законные интересы, защищаемые в судебном порядке, которые не могут быть восстановлены без устранения или изменения ошибочного судебного акта .

Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П.

Производство по пересмотру вступивших в законную силу судебных постановлений как дополнительный способ обеспечения правосудности судебных постановлений предполагает возможность его использования только в случае, если заинтересованным лицом были исчерпаны все обычные (ординарные) способы обжалования судебного постановления до его вступления в законную силу. Отказ от использования указанных способов заинтересованным лицом является препятствием для последующего обжалования судебного акта в порядке надзора .

Постановление ЕСПЧ от 02.11.2006 «Дело «Нелюбин (Nelyubin) против Российской Федерации» (жалоба N 14502/04), § 28 — 30.

Согласно позиции КС РФ поскольку проверка вступивших в законную силу судебных актов означает, по существу, возможность преодоления окончательности этих судебных актов, законодатель должен устанавливать такие институциональные и процедурные условия их пересмотра в порядке надзора, которые отвечали бы требованиям процессуальной эффективности, экономии в использовании средств судебной защиты, прозрачности осуществления правосудия, исключали бы возможность затягивания или необоснованного возобновления судебного разбирательства и тем самым обеспечивали бы справедливость судебного решения и вместе с тем правовую определенность, включая признание законной силы судебных решений, их неопровержимости (res judicata), без чего недостижим баланс публично-правовых и частноправовых интересов . Европейский суд признает, что надзорная жалоба в соответствии с ныне действующим законодательством представляет собой еще одну возможность оспорить вступившее в законную силу и подлежащее исполнению судебное решение в ВС РФ, Судебная коллегия которого уже имела возможность рассмотреть, по крайней мере по существу, те же вопросы в контексте кассационного производства. Ничто в законодательстве не свидетельствует о том, что данное средство правовой защиты может использоваться как альтернатива кассационной жалобе в Судебной коллегии ВС РФ .

Постановление КС РФ от 05.02.2007 N 2-П.

Решение ЕСПЧ от 12.05.2015 «По вопросу приемлемости жалобы N 38951/13 «Роберт Михайлович Абрамян (Robert Mikhaylovich Abramyan) против Российской Федерации», жалобы N 59611/13 «Сергей Владимирович Якубовский (Sergey Vladimirovich Yakubovskiy) и Алексей Владимирович Якубовский (Aleksey Vladimirovich Yakubovskiy) против Российской Федерации», § 98.

Соответственно, в отношении экстраординарных (чрезвычайных) способов проверки должны быть установлены: 1) исчерпание ординарных способов проверки судебных актов; 2) четкие критерии для возбуждения соответствующего производства и основания для отмены или изменения вступивших в силу судебных актов; 3) сроки обращения и сроки рассмотрения обращения; 4) предоставление инициативы на возбуждение производства заинтересованному лицу, но само обращение не должно быть безусловным основанием для возбуждения проверочной процедуры (т.е. должна быть процедура фильтрации необоснованных обращений). Практически все эти условия отражены в АПК.

2. Правом на обращение в порядке надзора обладают Генеральный прокурор РФ и заместители Генерального прокурора РФ.

Указанные лица обращаются не с кассационной жалобой, а с кассационным представлением.

Право Генерального прокурора РФ и его заместителей на принесение представления законодательством не ставится в зависимость от участия прокурора в рассмотрении дела в арбитражных судах нижестоящих инстанций.

В то же время они могут обратиться с представлением о пересмотре в порядке надзора определений Судебной коллегии ВС РФ, вынесенных в порядке кассационного производства, лишь по делам, указанным в ч. 1 ст. 52 АПК.

3. Комментируемая норма устанавливает закрытый перечень судебных актов, которые могут быть объектом проверки в порядке надзора.

Однако, как уже неоднократно отмечалось в литературе , фактически обратиться в надзорную инстанцию возможно только в отношении вынесенных в порядке кассационного производства определений Судебной коллегии ВС РФ.

Парфирьев Д.Н. Перспективы эффективности реформированного кассационного и надзорного обжалования судебных актов арбитражных судов // Арбитражный и гражданский процесс. 2014. N 9. С. 57 — 64; Рожкова М.А., Глазкова М.Е., Савина М.А. Актуальные проблемы унификации гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства: Монография / Под общ. ред. М.А. Рожковой. М., 2015. С. 254; Тай Ю.В. Через тернии к звездам, или Судебная реформа, два года, полет нормальный? // Вестник экономического правосудия Российской Федерации. 2016. N 9. С. 64 — 83.

Читать еще:  В какой суд обращаться работнику при трудовых спорах

Таким образом, так же как Генеральный прокурор РФ (его заместители), участвующие в деле лица и лица, обращающиеся в порядке ст. 42 АПК, фактически могут требовать пересмотра в порядке надзора судебных актов только по тем делам, по которым состоялось обращение во вторую кассацию, т.е. в отношении определения Судебной коллегии ВС РФ, вынесенного в порядке кассационного производства.

К числу исключений из последовательного порядка обжалования относится надзорная проверка судебных актов по представлению Председателя ВС РФ или его заместителя (ст. 308.10 АПК).

4. Законом установлен трехмесячный срок на подачу надзорных жалобы, представления, который исчисляется с момента принятия определения Судебной коллегией ВС РФ.

Установление в законе срока на подачу надзорных жалобы, представления направлено на ограничение такого процессуального действия во времени, чтобы исключить оспаривание судебных постановлений в течение неопределенного срока, т.е. на обеспечение стабильности судебных актов и реализацию принципа правовой определенности .

Постановление ЕСПЧ от 24.07.2003 «Дело «Рябых (Ryabykh) против Российской Федерации» (жалоба N 52854/99).

5. Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора может быть восстановлен.

Положения комментируемой статьи, предусматривающие возможность восстановления пропущенного процессуального срока на подачу надзорных жалобы, представления только при наличии причин пропуска этого срока, признанных судьей ВС РФ уважительными, аналогичны положениям ч. 2 ст. 291.2 АПК . Ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обжалование в порядке надзора рассматривается судьей ВС РФ в порядке, предусмотренном ст. 117 АПК.

См.: комментарий к ч. 2 ст. 291.2 АПК.

По результатам рассмотрения ходатайства о восстановлении пропущенного срока судья выносит определение о восстановлении пропущенного срока подачи надзорных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении.

6. Часть 6 комментируемой статьи введена ФЗ от 28.11.2018 N 451-ФЗ. Между тем аналогичные положения относительно полномочий Председателя ВС РФ, заместителя Председателя ВС РФ не согласиться с определением судьи ВС РФ о восстановлении пропущенного срока подачи кассационных жалобы, представления или об отказе в его восстановлении содержатся в ч. 4 ст. 291.2 АПК. Соответственно, комментарий к указанным положениям актуален и в отношении вновь введенной нормы права.

Порядок и особенности подачи надзорной жалобы в арбитражном процессе

Пересмотр арбитражного дела в порядке надзора является последней возможностью добиться отмены принятых судебных актов по арбитражному делу.

Заявление о пересмотре решения в порядке надзора (надзорная жалоба) подается в Президиум Верховного суда Российской Федерации после второй кассации (ст. 308.1 АПК).

Какой срок обжалования?

Законом установлен 3-х месячный срок на подачу надзорной жалобы.

Кто может подать?

Правом на подачу надзорной жалобы обладают следующие лица:

  • участник спора или его правопреемник;
  • иное лицо, которое не участвовало в судебном разбирательстве, но его права и обязанности были затронуты принятым решением;
  • генеральный прокурор и его заместители.

При этом, прокурор может обратиться в арбитражный суд в следующих случаях (ч.1 ст. 52 АПК):

  • с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов, ненормативных правовых актов;
  • с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  • с иском о применении последствий недействительности такой ничтожной сделки;
  • с иском об истребовании государственного и муниципального имущества из чужого незаконного владения.

Какие судебные акты можно обжаловать?

Обжаловать в порядке надзора можно следующие судебные акты:

  • вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
  • определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
  • определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

Какие основания для обжалования?

В надзорную инстанцию следует обращаться в случае, если были нарушены:

  • права и свободы человека и гражданина;
  • права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы;
  • единообразие в применении и (или) толковании судами норм права.

Если есть хотя бы одно нарушение, и суд его сможет установить при наличии достаточных оснований, решение будет изменено или отменено.

В случае, если жалоба подается по основанию нарушения прав и свобод человек и гражданина, необходимо указать, какие именно права были нарушены со ссылкой на конкретные международные акты, Конституцию, другие законы.

В случае, если жалоба подается по основанию нарушения прав и законных интересов круга лиц или иных публичных интересов, необходимо указать, какой именно круг лиц или публичный интерес нарушает обжалуемый судебный акт.

В случае, если жалоба подается по основанию нарушения единообразия в применении и (или) толковании судами норм права, необходимо сослаться на соответствующую судебную практику, против которой идут судебные решения по делу. То есть, следует приложить обзор судебной практики по конкретному вопросу, оформленный в надлежащем виде, со ссылками на конкретные решения.

В какой срок жалоба будет рассмотрена?

Надзорная жалоба должна быть рассмотрена:

  • в течение 2-х месяцев, если дело не было истребовано;
  • в течение 3-х месяцев если дело было истребовано. В данном случае срок отсчитывается именно с момента поступления материалов дела в Верховный суд.

Команда LawStock поможет Вам грамотно составить и подать надзорную жалобу

Статья 308.1. Пересмотр судебных актов в порядке надзора

1. Вступившие в законную силу судебные акты, указанные в части 3 настоящей статьи, могут быть пересмотрены в порядке надзора Президиумом Верховного Суда Российской Федерации по надзорным жалобам лиц, участвующих в деле, и иных лиц, указанных в статье 42 настоящего Кодекса.

2. Генеральный прокурор Российской Федерации, заместители Генерального прокурора Российской Федерации вправе обратиться в Президиум Верховного Суда Российской Федерации с представлением о пересмотре определений Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенных в порядке кассационного производства по делам, указанным в части 1 статьи 52 настоящего Кодекса.

3. В Президиум Верховного Суда Российской Федерации обжалуются:
1) вступившие в законную силу решения и определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции, если указанные решения и определения были предметом апелляционного рассмотрения;
2) определения Апелляционной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные по результатам рассмотрения апелляционных жалоб, представлений на решения или определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, принятые по первой инстанции;
3) определения Судебной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, вынесенные в порядке кассационного производства.

4. Надзорные жалоба, представление на судебные акты, принятые по делам, указанным в части 3 настоящей статьи, подаются в Верховный Суд Российской Федерации в срок, не превышающий трех месяцев со дня их вступления в законную силу.

5. Срок подачи надзорных жалобы, представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора, пропущенный по причинам, не зависящим от лица, обратившегося с такими заявлением или представлением, в том числе в связи с отсутствием у него сведений об обжалуемом судебном акте, по ходатайству заинтересованного лица может быть восстановлен судьей Верховного Суда Российской Федерации при условии, что ходатайство подано не позднее чем через шесть месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта или, если ходатайство подано лицом, указанным в статье 42 настоящего Кодекса, со дня, когда это лицо узнало или должно было узнать о нарушении его прав или законных интересов обжалуемым судебным актом.

О восстановлении пропущенного срока указывается в определении о принятии надзорных жалобы, представления к производству, об отказе в восстановлении пропущенного срока — в определении о возвращении надзорных жалобы, представления.

Комментарий к статье 308.1 АПК РФ

1. Пересмотр в порядке надзора решений, постановлений и определений, вступивших в законную силу, имеет большое значение для правильного, единообразного применения закона и исправления ошибок, допускаемых судами.

2. Арбитражный процесс предусматривает пересмотр судебных решений в порядке надзора как средство исправления возможных судебных ошибок. Закон устанавливает при этом исключительный порядок надзорного производства: вступившее в законную силу судебное решение может быть пересмотрено только в случаях принесения жалобы или представления лицом, имеющим на то право.

3. При рассмотрении обращений о проверке вступивших в законную силу судебных актов по делам, предусмотренным ч.1 ст.52 АПК РФ, прокуроры должны руководствоваться требованиями ст.273, 288, 308.1, 308.8 АПК РФ, судебной практикой Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ (сохранившей силу), решениями Конституционного Суда РФ и судебной практикой Европейского Суда по правам человека.

4. При отказе в удовлетворении обращения составлять мотивированное заключение, о принятом решении сообщать заявителям.

5. При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора обращаться с проектом представления к Генеральному прокурору РФ или его заместителю. Проект представления составлять с учетом требований ч.ч.1-4 ст.308.2 АПК РФ. В подтверждение доводов, изложенных в представлении, прилагать к нему надлежащим образом сформированное наблюдательное производство.

6. Проект представления в Верховный Суд РФ о пересмотре судебного акта в порядке надзора по искам (заявлениям) прокурора направляется Генеральному прокурору РФ или его заместителю в срок, не превышающий одного месяца со дня принятия по делу последнего судебного акта. Данный срок не является пресекательным, однако преследует цель обеспечить соблюдение процессуальных сроков при подаче представления о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

7. Подготовку и направление в Верховный Суд РФ представлений о пересмотре судебных актов в порядке надзора по арбитражным делам осуществляет управление по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры РФ либо управлению обеспечения участия военных прокуроров в рассмотрении дел в судах Главной военной прокуратуры (при обращении в арбитражный суд военного прокурора).

8. При наличии оснований для пересмотра судебного акта в порядке надзора по арбитражным делам по заявлениям прокурора о привлечении к административной ответственности, о признании незаконным и отмене постановления административного органа о привлечении юридического лица или индивидуального предпринимателя к административной ответственности прокурору, направившему такое заявление в арбитражный суд, самостоятельно следует обращаться как лицу, участвующему в деле, в Верховный Суд РФ с заявлением о пересмотре судебного акта в порядке надзора.

9. При отсутствии оснований для пересмотра в порядке надзора судебного акта прокурор, которому отказано в удовлетворении требований, составляет мотивированное заключение.

________________
См.: Об обеспечении участия прокуроров в арбитражном процессе: Приказ Генерального прокурора РФ от 25 мая 2012 года N 223 // Законность. — 2012. — N 7. — М., 2012.

10. Следует иметь в виду, что Конституционный Суд РФ в свое время высказал мысль, исходя из логики которой неправомерно использовать к.с. в качестве основания к отказу в пересмотре постановлений надзорной инстанции, когда такие постановления приняты в результате судебной ошибки.

________________
См.: По делу о проверке конституционности статей 180, 181, пункта 3 части 1 статьи 187 и статьи 192 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации: Постановление Конституционного суда РФ от 3 февраля 1998 года N 5-П // Вестник Конституционного Суда РФ. — 1998. N 3.

11. Предусмотренный ч.4 к.с. срок на обращение в Верховный Суд РФ с заявлением или представлением о пересмотре в порядке надзора судебного акта, который по общему правилу не подлежит обжалованию в суде кассационной инстанции (ч.3 ст.229, ч.4.1 ст.206, ч.5.1 ст.211 АПК РФ), исчисляется со дня принятия судебного акта по данному делу судом апелляционной инстанции, за исключением случаев, когда соответствующий судебный акт был предметом рассмотрения в суде кассационной инстанции в связи с указанием на основания, предусмотренные ч.4 ст.288 АПК РФ.

________________
См.: О процессуальных сроках: Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 2013 года N 99 // Вестник экономического правосудия РФ. — 2014. — N 3.

12. См. также комментарий ст.ст.2, 42, 52, 123, 135, 259, 308.9, 308.11, 309, 311 АПК РФ.

Остались вопросы по ст 308.1 АПК РФ?

Получите консультации и комментарии юристов по статье 308.1 АПК РФ бесплатно.

Вопросы можно задать как по телефону так и с помощью формы на сайте. Сервис доустпен с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные в другое время, будут обработаны на следующий день. Бесплатно оказываются только первичные консультации.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector
×
×