0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Является ли суд правоохранительным органом

Место суда в системе правоохранительных органов

В юридической литературе по вопросу, является ли суд правоохранительным органом, нет единого мнения. Одни авторы считают, что суд не является правоохранительным органом, так как он структурно не входит в систему органов, осуществляющих правоохранительную деятельность и борьбу с преступностью. По их мнению, суд является судебной властью и стоит над системой правоохранительных органов. В этом случае авторы такой точки зрения понимают термин «правоохранительные органы» в узком смысле.

Другие ученые утверждают, что суд, исходя из характера своей деятельности, является органом правоохранения. Наиболее предпочтительной и убедительной является вторая точка зрения.

Суд хотя структурно и не входит в систему правоохранительных органов, которые непосредственно отвечают за борьбу с преступностью, исходя из его юрисдикции, выполняет правозащитные, правоохранительные функции. Он защищает в целом право, права и свободы граждан, интересы общества и государства.

Поэтому суд в широком понимании термина «правоохранительные органы входит в систему таких органов, а в этой системе он занимает особое или центральное место. Это положение определяется его особым статусом, который проявляется в том, что суд:

— наделен особыми полномочиями, которых нет у других правоохранительных органов (например, он принимает окончательное решение о виновности либо невиновности лица, суд вправе заключить человека под стражу и т.д.);

— он имеет свои задачи;

— он имеет особый процессуальный статус и в сфере процессуальной деятельности занимает доминирующее место, ведущее положение. Он руководит процессом, является арбитром и только ему предоставлено право принимать окончательное решение. Все другие правоохранительные органы осуществляют досудебное производство, принимают предварительные, неокончательные решения.

— особое положение суда в значительной мере определяется по статусу принимаемым им судебных актов. Именно судебные акты, вступившие в законную силу, приобретают силу закона и обязательны для исполнения.

Почему суд относится к правоохранительным органам?

Суд не относится к правоохранительным органам, а к судебной системе, которая независима от правоохранительной.

Кто Вам такое сказал? Суд к правоохранительным органам никакого отношения не имеет.

Суд не является правоохранительным органом, это судебный орган, который имеет свои полномочия, а также установленные обязательства. Правоохранительные органы осуществляют процесс ведения следствия с целью сбора улик и доказательств. Суд осуществляет судебное следствие с целью восстановления объективной картины происшествия и принятия единственно верного, законного решения по существу рассматриваемого вопроса.

Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение;

Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса;

Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Как вы уже поняли, правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

Относятся ли суды к правоохранительным органам

относятся ли суды к правоохранительным органам что вообще к ним относят(к правоохранительным органам ).

  • Поделиться

Ответы юристов ( 1 )

  • 182 ответа
  • 56 отзывов

Здравствуйте. Сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие.

Правоохранительные органы – это те госструктуры, которые призваны охранять правопорядок: вести оперативно-розыскную работу, расследовать преступления разного рода и направленности, контролировать исполнение судебных решений и пр. Однако сами суды к правоохранительным органам не относятся, а являются отдельной веткой власти РФ, осуществляющей правосудие, конституционный контроль за выпуском нормативной документации и деятельностью высокопоставленных чиновников от юриспруденции касательно соблюдения требований Конституции РФ, а еще – за деятельностью правоохранительных органов. Из вышеизложенного следует, что суд является не правоохранительным органом, а вышестоящей инстанцией иного ведомства – судебной системы, наделенной правами контроля, в том числе и за работой сотрудников правоохранительной системы.

Суд представляет собой специализированную инстанцию, которая осуществляет действия, направленные на исполнение законов. В случае нарушения законов, установленных законодательной властью, суд осуществляет процесс судебного разбирательства, в ходе которого осуществляется процесс восстановления объективной картины происшествия, изучаются все доводы, доказательства и факты. На основании полученной информации, суд принимает окончательное решение;
Правоохранительные органы занимаются обеспечением правопорядка и взаимодействия общества, также формируется обязательство сбора документов, улик и доказательств, которые впоследствии передаются суду, для осуществления судебного процесса;
Нужно сказать о том, что судебный орган не является правоохранительным. Так как формируется немаловажный аспект формирования определенных различий. Как вы уже поняли, правоохранительные инстанции не могут принимать решения по определенным видам наказания. Также нужно обратить ваше внимание на то, что суд осуществляет процесс принятия окончательного решения по вопросу рассматриваемого дела.

ЕГЭ. Обществознание. Теория по кодификатору. 5.20.Правоохранительные органы и судебная система в РФ

Правоохранительные органы — органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

Функции правоохранительных органов:

  • конституционный контроль;
  • осуществление правосудия;
  • прокурорский надзор;
  • расследование правонарушений;
  • обеспечение безопасности;
  • исполнение судебных решений;
  • оперативно-розыскная деятельность;
  • охрана общественного порядка;
  • оказание юридической помощи;
  • профилактическая деятельность по предупреждению правонарушений.
Признаки правоохранительных органов
  • Уполномочиваются законом для осуществления правоохранительной деятельности.
  • Осуществляют свою деятельность с соблюдением установленных законом правил и процедур.
  • Имеют право применять меры государственного принуждения к лицам, совершившим правонарушение.
  • Принятые ими законные и обоснованные решения подлежат обязательному исполнению должностными лицами и гражданами.

Виды правоохранительных органов

Суд — осуществляет правосудие, ведает разрешением гражданских, трудовых или иных споров, рассматривает уголовные дела.

Прокуратура

  • осуществляет надзор за соблюдением законов
  • возбуждает уголовные дела
  • осуществляет уголовное преследование
  • поддерживает обвинения в суде и представляет государственные интересы в судебном процессе
  • осуществляет координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью
  • участвует в рассмотрении дел судами общей юрисдикции и арбитражными судам
  • участвует в правотворческой деятельности, в международном сотрудничестве по вопросам правовой помощи и борьбы с преступностью

Органы юстиции:

  • участвуют в правовом обеспечении нормотворческой деятельности Президента РФ и Правительства РФ,
  • проводят экспертизу нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти субъектов РФ
  • осуществляют организационно-правовое обеспечение судебной реформы, государственную регистрацию юридических лиц, актов гражданского состояния, прав на недвижимость и сделок с ней
  • регулируют сферы правового обслуживания
  • выполняют контроль за исполнением законодательства

Органы внутренних дел (полиция, пожарная служба, Государственная инспекция безопасности дорожного движения и др.) :

  • занимаются вопросами законности и правопорядка
  • разрабатывают и принимают в пределах своей компетенции меры
    по защите прав и свобод человека и гражданина; по защите объектов, независимо от форм собственности; по обеспечению общественного порядка и общественной безопасности.
  • осуществляют меры по предупреждению и пресечению преступлений и административных правонарушений; по выявлению, раскрытию и расследованию преступлений

Органы государственной безопасности:

  • осуществляют обеспечение безопасности
  • ведут контрразведы­вательную деятельность, борьбу с преступностью и террористической деятельностью
  • ведут разведывательную деятельность
  • проводят пограничную деятельность
  • обеспечивают информационной безопасность
  • защищают государственные границы
  • организуют и обеспечивают эксплуатацию, безопасность, развитие и совершенствование правительственной связи, иных видов спецсвязи и специнформации
  • обеспечивают сохранность государственных секретов.

Органы таможни

  • ведают контролем над ввозом и вывозом товаров
  • взимают пошлины и сборов
  • обеспечивают безопасность государства, жизни и здоровья людей, окружающей среды
  • пополняют доходную части государственного бюджета за счёт взимания таможенных платежей
  • стимулируют отечественную экономику, защищая интересы национальных производителей путём установления квот, ограничений, таможенных тарифов

Органы налоговой полиции

  • осуществляют контроль за соблюдением налогового законодательства
  • ведут учёт налогоплательщиков
  • проверяют соблюдение налогового законодательства
  • применяют налоговые санкции за нарушение налогового законодательства

Нотариат

  • осуществляет удостоверение всевозможных сделок (договоров), оформление наследственных прав
  • проводит заверение копий документов
  • принимает на хранение документы и др.
  • охраняет права и законные интересы граждан, государственных и негосударственных учреждений, организаций, общественных объединений
  • охраняет все формы собственности
  • предупреждает правонарушения

Адвокатура

  • оказывает юридическую помощь гражданам и организациям.
  • содействует охране прав и законных интересов граждан и организаций, соблюдению законности
  • является независимой, самоуправляемой организацией, не входит в систему органов государственной власти и местного самоуправления.

Судебная защита — государственный способ защиты прав, свобод и законных интересов субъектов права (физических и юридических лиц), осуществляемый в форме правосудия и гарантированный государством.

Читать еще:  Фактическое принятие наследства

Правосудие — деятельность, проводимая судом в специальной процессуальной форме путем рассмотрения и разрешения в судебных заседаниях уголовных и гражданских дел и применения согласно нормам закона мер государственного принуждения к правонарушителям либо оправдания невиновных.

Судебная власть в Российской Федерации — вид государственной власти, связанный с осуществлением правосудия посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства (статья 118 Конституции).

Принципы деятельности органов судебной власти:

  • осуществление правосудия только судом;
  • законность, равенство всех перед законом и судом;
  • независимость судей;
  • состязательность и равноправие сторон;
  • недопустимость действия обратной силы закона, устанавливающего или отягчающего ответственность либо отменяющего или умаляющего права и свободы человека и гражданина;
  • презумпция невиновности;
  • истолкование сомнений в пользу обвиняемого;
  • освобождение обвиняемого от бремени доказательства своей вины;
  • гласность.

Судебная система Российской Федерации представляет собой упорядоченное построение судов, осуществляющих судебную власть путем отправления правосудия в соответствии с их компетенцией, имеющих общие задачи, цели, организованных и действующих на единых демократических принципах.

В Российской Федерации судебная система построена на основе Конституции и Закона о судебной системе.

В судебную систему страны входят как федеральные суды, так и суды субъектов РФ.

Федеральные суды :

  • Конституционный Суд РФ;
  • федеральные суды общей юрисдикции (Верховный Суд РФ, верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды; военные и специализированные суды; федеральные арбитражные суды.

Конституционный Суд (статья 125 Конституции РФ)

  • является органом конституционного контроля, самостоятельно и независимо осуществляющим судебную власть посредством конституционного судопроизводства;
  • проверяет соответствие Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства, конституций и нормативных актов субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров и др.;
  • разрешает споры о компетенции между федеральными органами государственной власти и субъектов РФ, между органами государственной власти субъектов РФ, по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан; дает толкование Конституции;
  • выступает с законодательной инициативой по вопросам своего ведения;
  • даёт заключение по запросу Совета Федерации о соблюдении порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления.

Основные принципы деятельности Конституционного Суда:

  • независимость
  • коллегиальность
  • гласность
  • состязательность
  • равноправие сторон.

Правом обращения в Конституционный Суд обладают все граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства и юридические лица, которые утверждают, что их основные и законные интересы нарушены или не защищены вступившим в законную силу окончательным решением суда или иного государственного органа, а также должностного лица, действующего на территории России.

Конституционный Суд состоит из 19 судей.

Верховный суд РФ( статья 126 Конституции)

  • является высшим судебным органом в системе судов общей юрисдикции и осуществляет судопроизводство в пределах полномочий РФ;
  • дает разъяснения по вопросам судебной практики, обладает правом законодательной инициативы, вправе пересмотреть в установленном порядке судебные акты любого нижестоящего суда общей юрисдикции по любому делу.
  • судебные акты Верховного Суда обжалованию и опротестованию не подлежат.

Суды общей юрисдикции.

Данная система возглавляется Верховным Судом РФ и подразделяется на

  • общие (гражданские) суды
  • военные суды.

Среднее звено представляют Верховные суды республик в составе федерального значения, краевые суды, областные суды, суды городов федерального значения и т. д.

Низшее звено представлено районными судами.

Высшее звено военных судов представлено Военной коллегией Верховного Суда РФ.

Суды общей юрисдикции рассматривают уголовные, гражданские и административные дела в качестве судов первой и апелляционной инстанции.

Верховный Суд РФ и суды среднего звена выполняют функции кассационной и надзорной инстанций.

Мировой суд представляет собой низшее звено судебной системы, рассматривающее в упрощенной процедуре незначительные гражданские, административные и уголовные дела. Особенностью мировых судов является то, что они относятся к числу возглавляемых Верховным Судом судов общей юрисдикции, входят в их подсистему, но при этом не являются федеральными. Мировые судьи осуществляют свою деятельность в пределах судебных участков.

Статья 124 Конституции РФ: финансирование судов производится только из федерального бюджета.

Материал подготовила: Мельникова Вера Александровна

Судебная система РФ. Правоохранительные органы.

Судебная власть – это разновидность государственной власти, призванная осуществлять правосудие и реализующаяся через систему судов. Правосудие представляет собой разновидность государственной деятельности, направленной на рассмотрение и разрешение различных социальных конфликтов, связанных с действительным или предполагаемым нарушением норм права.

Правосудие в Российской Федерации строится на демократических принципах, отражающих сущность и задачи демократического, правового, социального государства. Одним из важнейших принципов правосудия в Российской Федерации является его осуществление исключительно судом. Это означает, что в Российской Федерации нет и не может быть никаких иных, кроме судов, государственных или других органов, которые располагали бы правом рассматривать и разрешать гражданские, уголовные и другие дела.

Принцип осуществления правосудия только судом – важнейшая гарантия обеспечения законности, охраны прав и законных интересов граждан и организаций. Конституция регламентирует рамки осуществления судебной власти, реализующейся посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. Носителями судебной власти в Российской Федерации являются, прежде всего, судьи, наделенные в конституционном порядке полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Согласно Конституции РФ судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Судьи являются независимыми и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. Принцип подчинения судей только Конституции и закону неразрывно связан с предусмотренным Конституцией Российской Федерации положением, согласно которому суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

Провозглашенный конституцией принцип несменяемости судей служит одной из существенных гарантий независимости судебной власти. Согласно основному закону судьи обладают неприкосновенностью.

Согласно Конституции разбирательство дел во всех судах является открытым. Заочное разбирательство уголовных дел в судах не допускается, кроме случаев, предусмотренных федеральным законом.

В случаях, предусмотренных федеральным законом, судопроизводство осуществляется с участием присяжных заседателей.

К принципам функционирования судебной системы относятся также обязательность судебных постановлений, равенство всех перед законом, состязательность и равноправие сторон, национальный язык судопроизводства. Судебная система РФ функционирует на основе федерального закона «О судебной системе РФ» от 31.12.1996 г., и изменений от 04.07.2003 г.

Судебную систему РФ образуют федеральные суды и суды субъектов федерации. Первые включают Конституционный Суд, суды общей юрисдикции и арбитражные суды. К компетенции Конституционного Суда относятся дела о соответствии Конституции федеральных законов и других нормативных актов, нормативных актов субъектов РФ, договоров между органами государственной власти, не вступивших в силу международных договоров РФ. Конституционный суд разрешает споры о компетенции между органами государственной власти, рассматривает жалобы на нарушение прав и свобод граждан. Он обладает правом толкования Конституции. В случае признания актов неконституционными они утрачивают свою юридическую силу.

К судам общей юрисдикции относятся Верховный Суд РФ, Верховные суды республик, краев и областей, суды городов федерального значения, автономных округов и областей, а также районные и военные суды.

Верховный суд РФ является высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции. Он дает разъяснения по вопросам судебной практики. К компетенции Верховного Суда отнесено рассмотрение дел в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Высший Арбитражный Суд РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров между юридическими лицами и предпринимателями без образования юридического лица. Он является вышестоящей судебной инстанцией по отношению к федеральным арбитражным судам и арбитражным судам субъектов РФ, осуществляет судебный надзор за их деятельностью.

Важным элементом судебной системы РФ являются мировые судьи, чей статус регулируется Федеральным законом РФ от 17.12.1998г. «О мировых судьях в Российской Федерации» согласно этому закону, мировой судья рассматривает в первой инстанции уголовные дела о преступлениях, ответственность за которые не превышает двух лет лишения свободы, а также дела о выдаче судебного приказа, о расторжении брака, и разделе имущества, дела по имущественным спорам (при цене иска не более 500 минимальных размеров оплаты труда), трудовые споры (за исключением дел о восстановлении на работе), дела об административных правонарушениях. Мировой судья рассматривает дела по вновь открывшимся обстоятельствам в отношении решений принятых им в первой инстанции и вступивших в силу. Судебные участки в рамках, которых осуществляют свои полномочия, мировые судьи, создаются из расчета, 15-30 тыс. на 1 участок.

Читать еще:  Примерная форма ходатайства об уменьшении государственной пошлины (в суд общей юрисдикции, мировой суд) (подготовлено экспертами компании; Гарант; )

Мировые судьи избираются законодательным собранием субъекта РФ либо населением соответствующего судебного участка не более чем на 5 лет, но возможно и повторное избрание.

Схема №3.1.

Правоохранительные органы – это система государственных органов, которые обеспечивают защиту прав, законных интересов граждан и организаций. В неё входят, кроме судов, прокуратура, милиция, адвокатура, нотариат, органы Федеральной службы безопасности, таможенные и другие структуры.

Задача прокуратуры состоит в обнаружении и пресечении любых нарушений закона, от кого бы они ни исходили (законодательной, исполнительной, судебной власти; граждан, юридических лиц). Все они взаимодействуют и должны быть заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Без соблюдения законности не может быть сильной, эффективно функционирующей государственной власти.

Исходя из этого, под прокурорским надзором следует понимать осуществляемую от имени Российской Федерации и независимо от власти деятельность по надзору за исполнением действующих законов. Статус прокуратуры в Российской Федерации регулируется Конституцией РФ и Законом РФ «О прокуратуре Российской Федерации» 1992 года с последующими изменениями. Действующее законодательство определяет следующие сферы прокурорского надзора:

· надзор за исполнением законов федеральными министерствами и государственными комитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

· надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций;

· надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

· надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющими наказание и применяющими назначенные судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

· надзор за исполнением законов судебными приставами;

· уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством;

· координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Прокурор занимает важное место в судебном разбирательстве: он участвует в рассмотрении дел судами, опротестовывает противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.

Принципами организации и деятельности прокуратуры РФ являются централизация, независимость и гласность. Принцип независимости органов прокуратуры означает осуществление надзора за правильным и единообразным применением законов, несмотря ни на какие местные различия и вопреки неправомерному воздействию местных органов. Гарантией независимости является запрет для работников прокуратуры участвовать в выборных и иных орган власти и местного самоуправления. Им запрещено совмещать свою работу с деятельностью другого рода, за исключением преподавательской, научной и творческой.

Гласность в деятельности прокуратуры означает, что журналисты вправе присутствовать на любых открытых судебных процессах с участием прокуроров, публиковать соответствующие материалы, за исключением тех, которые предрешают постановление суда. Органы прокуратуры в России обязаны действовать гласно в той мере, в какой это не противоречит требованиям законодательства об охране прав и свобод граждан и государственной и иной охраняемой законом тайне.

Систему органов прокуратуры составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов Российской Федерации, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры. К числу последних в настоящее время относятся прокуратуры воинских частей, транспортные и природоохранные прокуратуры.

Генеральный прокурор Российской Федерации назначается на должность сроком на 5 лет и освобождается от должности Советом Федерации по представлению Президента РФ. Если предложенная Президентом кандидатура на должность Генерального прокурора не получит требуемого большинства голосов, то Президент в течение 30 дней представляет Совету Федерации новую кандидатуру. В Генеральной прокуратуре образуется на правах структурного подразделения Главная военная прокуратура, возглавляемая заместителем Генерального прокурора – Главным военным прокурором.

Прокуроры субъектов Российской Федерации назначаются на должность Генеральным прокурором РФ по согласованию с органами власти субъектов Федерации, определяемыми самими этими субъектами. Эти прокуроры подчиняются непосредственно Генеральному прокурору, ему подотчетны и могут быть освобождены им от занимаемой должности.

Прокуроры районов и прокуроры специализированных прокуратур назначаются на должность и освобождаются от должности Генеральным прокурором Российской Федерации, подчинены и подотчетны вышестоящим прокурорам и Генеральному прокурору РФ.

Защищать граждан от преступных посягательств на их права, здоровье и интересы призвана Милиция, которая входит в систему Министерства внутренних дел. Её задачи состоят в обеспечении безопасности личности, предупреждении и пресечении преступлений и административных правонарушений, в выявлении и раскрытии преступлений и защите всех форм собственности. В РФ функционируют криминальная милиция и милиция общественной безопасности.

Важнейшим институтом гражданского общества, который не входит в систему органов государственной власти и самоуправления, является адвокатура – профессиональное сообщество адвокатов. Она действует на основе принципов законности, независимости, самоуправления и корпоративности. Оказывая юридическую помощь, адвокат даёт консультации и справки в устной или письменной форме по юридическим вопросам, составляет документы правового характера (жалобы, ходатайства), представляет интересы доверителя в конституционном судопроизводстве, участвует в качестве представителя доверителя или защитника в гражданском, уголовном и административном судопроизводстве. Адвокат может представлять интересы доверителя и органах государственной власти и местного самоуправления и иных организациях. Формами адвокатских образований являются адвокатский кабинет, коллегия адвокатов, адвокатское бюро, юридическая консультация.

Защиту прав граждан и юридических лиц призван обеспечивать и нотариат. Согласно «Основам законодательства РФ о нотариате» от 11.02.93 г. с изменениями и дополнениями нотариусы совершают следующие нотариальные действия: удостоверяют сделки, выдают свидетельства о праве собственности на долю в общем имуществе супругов, налагают и снимают запрещения отчуждения имущества, заверяют верность копий документов и подлинность подписи на документах, свидетельствуют верность перевода документа с одного языка на другой, удостоверяют факт нахождения гражданина в определенном месте и тождественность гражданина с лицом, изображенным на фотографии, передают заявления физических и юридических лиц другим физическим и юридическим лицам, принимают в депозит денежные суммы и ценные бумаги, совершают протесты векселей и т.д.

Органы Федеральной службы безопасности являются составной частью сил обеспечения безопасности РФ и в пределах предоставленной законом компетенции участвуют в обеспечении безопасности личности, общества и государства. В систему органов Федеральной безопасности входят: Федеральная служба безопасности РФ, управления ФСБ по отдельным регионам и субъектам РФ, управления ФСБ в воинских формированиях. Органы ФСБ занимаются контрразведывательной деятельностью и борьбой с преступностью. В связи с возросшей угрозой международного терроризма важнейшим направлением их деятельности является контртеррористическое.

В условиях демократического государства важнейшим принципом функционирования правоохранительных структур является законность, что создаёт гарантию от формирования в стране диктаторского режима.

5.20 Правоохранительные органы. Судебная система

Содержание:

  • 1 Правоохранительные органы
  • 2 Система правоохранительных органов, виды.
  • 3 Судебная власть. Принципы правосудия.
  • 4 Судебная система РФ
    • 4.1 Судьи, их полномочия, компетенции.

↑ Правоохранительные органы

Правоохранительные органы — это органы, осуществляющие правоохранительную деятельность, обладающие соответствующей компетенцией и необходимыми для этого материальными ресурсами.

Правоохранительная деятельность — это деятельность, осуществляемая специально уполномоченными органами с целью охраны и защиты права путём применения юридических мер воздействия.
В целом в России к правоохранительным органам относят военизированные органы, осуществляющие оперативную или следственную деятельность на основании специальных законов.

Основные функции правоохранительных органов:

  • охрана государственного и общественного строя (конституционный контроль);
  • укрепление законности и правопорядка;
  • защита прав и свобод человека и гражданина;
  • охрана законных прав и интересов организаций, предприятий и учреждений;
  • борьба с преступностью.

↑ Система правоохранительных органов, виды.

1) судебные;
2) прокуратура;
3) органы безопасности;
4) органы внутренних дел;
5) таможенные органы;
6) органы юстиции.
7) нотариат и адвокатура

Виды правоохранительных органов:

  • Органы, осуществляющие защиту прав граждан и юридических лиц (суды общей юрисдикции, арбитражные суды, специализированные суды)
  • Органы выявления и расследования преступлений: (Следственный комитет Российской Федерации, Министерство внутренних дел, Полиция, Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков)
  • Органы юридической помощи: (Нотариат, Адвокатура)
  • Органы обеспечения правопорядка и безопасности: (Прокуратура Российской Федерации, Министерство по чрезвычайным ситуациям, Федеральная служба охраны, Федеральная служба безопасности, Налоговые службы, Федеральная таможенная служба, Министерство юстиции Российской Федерации, Федеральная служба исполнения наказаний, Федеральная служба судебных приставов)

Правоохранительные органы РФ

↑ Судебная власть. Принципы правосудия.

Принципы правосудия:
– законности;
– осуществления правосудия только судом;
– независимости судей;
– осуществления правосудия на началах равенства всех перед законом и судом;
– обеспечения права на судебную защиту;
– участия граждан в осуществлении правосудия;
– гласности правосудия (открытости судебного разбирательства);
– защиты законных интересов личности;
– состязательности и равноправия сторон при рассмотрении дела в суде;
– родного (национального) языка судопроизводства

Читать еще:  ОТСРОЧКА И РАССРОЧКА УПЛАТЫ ГОСПОШЛИНЫВ АРБИТРАЖНЫЙ СУД

Согласно ст. 10 Конституции РФ государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Судебная власть осуществляется независимо от чьей бы то ни было воли, подчиняясь только Конституции РФ и закону.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся:
осуществление правосудия;
конституционный контроль;
контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке;
санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования;
разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Судебная власть реализуется специальным государственным органом – судом.

↑ Судебная система РФ

Судебная система РФ — это совокупность всех судов, действующих на территории РФ

Функции суда:

  • осуществление конституционного, гражданского, административного, арбитражного и уголовного судопроизводства:
  • осуществление конституционного контроля — проверки соответствия нормам Конституции РФ законов и иных нормативных правовых актов, а также решений и действий органов государственной власти;
  • разрешение конфликтов и споров на основании закона;
  • защита и восстановление нарушенных прав и свобод;
  • применение меры юридической ответственности в виде наказания за виновные противоправные деяния


Судебная система РФ
включает:

  1. Федеральные суды
  2. Суды субъектов РФ

К федеральным судам относятся:

  • Конституционный Суд Российской Федерации;
  • Верховный Суд Российской Федерации;
  • кассационные суды общей юрисдикции,апелляционные суды общей юрисдикции, верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов, районные суды, военные и специализированные суды, составляющие систему федеральных судов общей юрисдикции;
  • арбитражные суды округов, арбитражные апелляционные суды, арбитражные суды субъектов Российской Федерации специализированные арбитражные суды

К судам субъектов Российской Федерации относятся:

  • конституционные (уставные) суды субъектов Российской Федерации,
  • мировые судьи, являющиеся судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации.

Федеральные суды — органы государственной власти, которые создаются и упраздняются только Конституцией РФ (высшие судебные инстанции) или федеральным законом (другие федеральные суды

Районный суд – основное звено судебной системы Российской Федерации. Он является судом общей юрисдикции. Районный суд является непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к мировым судьям, действующим на территории соот- ветствующего судебного района.

Суды субъектов РФ – это верховные суды республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суды автономной области и автономных округов.

Высшими судами в РФ является Конституционный суд РФ и Верховный суд РФ.

↑ Судьи, их полномочия, компетенции.

Судьи
Судьями являются лица, наделенные в соответствии с Конституцией Россий- ской Федерации и настоящим Федеральным конституционным законом полномочиями осуществлять правосудие и исполняющие свои обязанности на профессиональной основе.

Срок полномочий судей федеральных судов
Полномочия судей федеральных судов не ограничены определенным сроком, если иное не установлено Конституцией Российской Федерации, федеральным конституционным законом и принимаемым в соответствии с ними федеральным законом о статусе судей. Предельный возраст пребывания в должности судьи федерального суда – 70 лет, если иное не установлено соответствующим федеральным конституционным законом.

Несменяемость судьи
1. Судья несменяем. Он не может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.
2. Полномочия судьи прекращаются или приостанавливаются по решению соответствующей квалификационной коллегии судей, за исключением случаев прекращения полномочий судьи в связи с истечением их срока или достижения им предельного возраста пребывания в должности судьи.

Неприкосновенность судьи
Судья неприкосновенен. Гарантии неприкосновенности судьи устанавливаются федеральным законом.
Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 05.02.2014)

Мировые судьи в России являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ. Они назначаются (избираются) на должность законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ либо избираются на должность населением соответствующего судебного участка в порядке, установленном законом субъекта РФ на срок не более чем 5 лет.

Компетенции мирового судьи:
1) Уголовные дела о преступлениях, за совершение которых может быть назначено максимальное наказание, не превышающее двух лет лишения свободы.
2) Дела по имущественным спорампри цене иска, не превышающей 500 МРОТ, установленных законом на момент подачи заявления.
3) Дела об административных правонарушения, отнесенные к компетенции мирового судьи Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Вступившие в силу постановления мировых судей, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов государственной власти РФ и её субъектов, органов местного самоуправления, общественных объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат неукоснительному исполнению на всей территории РФ.

Указанный перечень судов в России является исчерпывающим. Создание чрезвычайных судов не допускается. В то же время не исключена возможность создания специализированных судов (судов специальной юрисдикции), для которых характерно либо рассмотрение дел, судопроизводство по которым имеет свою специфику, либо наличие особенностей в организации (например, ювенальные суды — суды по делам несовершеннолетних).

Условия, обеспечивающие единство судебной системы РФ:

  • Установление судебной системы РФ Конституцией РФ и Законом о судебной системе
  • Соблюдение всеми федеральными и мировыми судьями установленных правил судопроизводства
  • Применение всеми судами Конституции РФ, федеральных законов, принципов и норм международного права и международных договоров РФ, конституций (уставов) и других законов субъектов РФ
  • Закрепление подчинённых и иных взаимосвязей в иерархии судов общей юрисдикции и арбитражных судов
  • Признание обязательности исполнения на всей территории РФ судебных постановлений, вступивших в законную силу
  • Законодательное закрепление единства статуса судей
  • Финансирование федеральных и мировых судей из федерального бюджета

Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность.

Понятие правоохранительной деятельности.

Понятие правоохранительной деятельности означает тот вид деятельности государства, который реализуется специальными уполномоченными правоохранительными органами с целью охраны и защиты права путем применения юридических мер воздействия.

В Российской Федерации на законодательном уровне предусмотрена вероятность того, что в процессе осуществления этого вида деятельности могут быть частично ограничены права и свободы правоохраняемых субъектов (например, рядовых граждан).

Основные признаки правоохранительной деятельности:

  • юридические меры воздействия;
  • строгое соответствие с законом;
  • установленный законом порядок исполнения;
  • реализация специально-уполномоченными органами.

Главная цель правоохранительной деятельности – пресечение правонарушений, поиск и наказание правонарушителей.

Понятие правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это отдельная группа государственных органов, которые уполномочены выполнять деятельность по охране законности и правопорядка, а также защите прав и свобод человека.

Разные виды правоохранительных органов выполняют одну или несколько функций. В совокупности в их деятельности можно выделить 9 основных функций правоохранительных органов:

  1. Конституционный контроль.
  2. Прокурорский надзор.
  3. Расследование нарушений права.
  4. Обеспечение безопасности.
  5. Исполнение решений суда.
  6. Оперативный розыск.
  7. Охрана общественного порядка.
  8. Юридическая помощь и консультирование.
  9. Предупреждение правонарушений.

Правоохранительные органы РФ.

Система правоохранительных органов в России состоит из 12 простых и сложных (по структуре) органов:

  1. Суды (общей юрисдикции и конституционные) – осуществление правосудия и конституционного контроля.
  2. Прокуратура РФ – надзор за соблюдением Конституции, ее законов, надзор за осуществлением оперативно-розыскной деятельности и исполнением законов судебными приставами.
  3. МЧС России – поисково-спасательная, горноспасательная, противопожарная деятельность, а также гражданская оборона, защита населения и экстренная психологическая помощь.
  4. Следственный комитет РФ – независимый от других органов, осуществляющий оперативно-розыскную деятельность особо серьезных правонарушений.
  5. Федеральная служба безопасности (ФСБ) – федеральный орган исполнительной власти, деятельность которого направлена на обеспечение безопасности Российской Федерации (контрразведка, борьба с терроризмом и особо опасными формами преступности, разведка, пограничная деятельность, обеспечение информационной безопасности, борьба с коррупцией).
  6. Министерство внутренних дел РФ – федеральный орган исполнительной власти, занятый выработкой и реализацией политики государства, и правовым регулированием в сфере внутренних дел. Ключевая составная часть МВД – полиция, имеющая сложную структуру, каждое ее подразделение занято узкоспециализированной деятельностью.
  7. Федеральная служба по контролю за оборотом наркотиков.
  8. Налоговые службы.
  9. Федеральная таможенная служба.
  10. Нотариат.
  11. Адвокатура.
  12. Министерство юстиции РФ:
    • Федеральная служба исполнения наказаний;
    • Федеральная служба судебных приставов.

Все эти органы (также и в других странах) можно разделить на три вида правоохранительных органов:

  1. Органы выявления и расследования правонарушений.
  2. Органы юридической помощи.
  3. Органы обеспечения правопорядка и безопасности.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector