0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

Статья 85. Оценка имущества должника

Статья 85. Оценка имущества должника

ГАРАНТ:

См. Энциклопедии, позиции высших судов и другие комментарии к статье 85 настоящего Федерального закона

1. Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 30 декабря 2008 г. N 306-ФЗ в часть 2 статьи 85 внесены изменения, применяющиеся к правоотношениям, возникшим с момента завершения процедуры, применяемой в деле о банкротстве и введенной до дня вступления в силу названного Федерального закона

2. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

1) недвижимого имущества;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ в пункт 2 части 2 статьи 85 внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2013 г.

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

Информация об изменениях:

Пункт 4 изменен с 1 июня 2018 г. — Федеральный закон от 26 июля 2017 г. N 212-ФЗ

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий, за исключением драгоценных металлов, находящихся на счетах либо во вкладах в банках или иных кредитных организациях;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

4. Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ в пункт 3 части 4 статьи 85 внесены изменения

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 4 статьи 85 дополнена пунктом 4

4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 ноября 2011 г. N 327-ФЗ часть 5 статьи 85 изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2013 г.

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 12 марта 2014 г. N 34-ФЗ часть 8 статьи 85 изложена в новой редакции

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

ГАРАНТ:

См. Методические рекомендации по организации работы по оценке арестованного имущества, утвержденные ФССП России от 24 июля 2013 г.

Оценка собственности должника

Взыскать с должника долги и удовлетворить требования взыскателей и кредиторов часто можно только через продажу его собственности. Судебные приставы прибегают к такой процедуре, если у должника нет иного дохода. Имущество может представлять собой различные вещи, материальные блага, недвижимость, транспортные средства, которые необходимо сначала оценить, чтобы потом реализовать. Для этого проводится процедура оценки собственности заемщика.

В законе приведён перечень, в каких случаях должен быть привлечён оценщик. Пристав не может самостоятельно определить цену таких объектов, как:

  • недвижимость и имущественные права;
  • акции, доли в уставных капиталах;
  • драгоценности;
  • предметы роскоши, антиквариат, ценные картины, скульптуры;
  • коллекционные монеты и купюры;
  • уникальные предметы, представляющие ценность;
  • другие вещи, предварительная стоимость которых превышает 30 тысяч рублей.

Должниками могут выступать не только физические и юридические лица, но и лица, признанные банкротами (индивидуальные предприниматели и организации). Тогда субъектами процесса выступает собрание кредиторов банкрота и назначенный арбитражный управляющий, открывающий конкурсное производство. В таких делах процедура оценки собственности должника с последующей его реализацией закреплена Федеральным законом № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Далее рассмотрим основы оценки имущества в исполнительном и конкурсном производстве.

Постановление

В процессе исполнительных действий пристав должен соответствующим образом оформлять все вынесенные решения. То же самое касается оценки собственности должника, она сопровождается оформлением постановления в ФССП. Оценить собственность может сам пристав или приглашённый специалист, имеющий знания в этой деятельности, в соответствии со статьями 61 и 85 закона «Об исполнительном производстве».

Если в результате исполнительных действий будут обнаружены объекты имущества должника, определение цены которых находится вне компетенции пристава, он обязан будет в месячный срок привлечь специалиста. Перед процедурой оценки пристав сначала должен наложить арест на эту собственность, описать её и определить предварительную стоимость. После того, как оценщик определит цену указанных вещей, пристав в трёхдневный срок должен сделать постановление об оценке, и разослать его копии в адрес сторон процесса на следующий день.

Если судебный исполнитель самостоятельно оценивает объекты, в постановлении он сначала приводит опись арестованной собственности должника с указанием её предварительной стоимости и общей стоимости без учёта НДС. Осуществляя процедуру, представитель ФССП должен руководствоваться собственными знаниями и опытом, а главное, действующими рыночными ценами на аналогичные товары.

Далее в постановлении указываются обстоятельства установления рыночных цен, какие данные были для этого использованы. После этого пристав определяет окончательную стоимость единицы каждого объекта и вычисляет итоговую величину стоимости в рублях.

Порядок оценки имущества должника

Кроме Федерального закона № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» специалист оценщик руководствуется ещё несколькими Федеральными стандартами оценки, которые были утверждены Приказами Минэкономразвития и торговли. Федеральный стандарт оценки (ФСО №1), регламентирующий требования проведения процедуры и её этапы, был введён в действие Приказом № 297 от 20 мая 2015 года.

В соответствии с принятыми стандартами оценка должна состоять из следующих действий:

  1. Заключается договор с заказчиком (службой судебных приставов). Договор должен обязательно содержать подробное задание.
  2. Подготавливается и анализируется вся необходимая информация, собираются документы.
  3. Выбираются подходы и методы расчётов;
  4. Согласуются полученные результаты процедуры (когда необходимо).
  5. Составляется отчёт и заключение оценки.

В зависимости от специфики объекта могут применяться два и более подхода для его оценивания. В этом случае специалист должен согласовать полученные предварительные результаты. Если они будут существенно различаться, проводится дополнительный анализ результатов для выявления причины различия, что также отражается потом в заключении. Применение итоговой стоимости такого объекта будет находиться в пределах, указанных оценщиком.

Требование о проведении оценки имущества должника

В соответствии со ст. 139 Федерального закона № 127-ФЗ от 26.10.2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» существует понятие требования о проведении оценки имущества должника. Его может выдвинуть один из кредиторов (конкурсный кредитор или уполномоченный орган) при определённых условиях.

Такое требование должно быть выдвинуто в десятидневный срок после того как в Едином федеральном реестре сведений о банкротстве появятся результаты инвентаризации собственности банкрота. После получения документа у конкурсного управляющего есть два месяца на то, чтобы привлечь оценщика и обеспечить проведение процедуры. Оплата услуг специалиста должна осуществляться за счёт средств от продажи имущества банкрота.

Оценка собственности в конкурсном производстве

Конкурсное производство применяется к должнику, признанному банкротом. Данная процедура призвана удовлетворить кредиторов соразмерно их требованиям. Оценка имущества должника в этом случае проходит в соответствии со ст. 130 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)».

Делами о банкротстве занимается Арбитражный суд. С того момента, как этот суд признает лицо банкротом, начинается конкурсное производство, и назначается арбитражный управляющий должника. В его обязанности входит:

  • поручить оценку имущества банкрота профессиональному оценщику;
  • включить отчёт оценщика в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве;
  • согласовать полученный отчёт с органом, уполномоченным на подготовку заключений по отчётам оценщиков, если банкротом является предприятие, четверть акций которого находится в государственной или муниципальной собственности;
  • отчитаться перед кредиторами о своей деятельности.

После проведения оценки собственности банкрота собрание кредиторов назначает начальную цену продажи предприятия в соответствии с рыночной стоимостью, которую определил оценщик. Привлечение специалиста в делах о банкротстве не всегда является обязательным: кредиторы сами могут оценить конкурсную массу, если балансовая стоимость её на момент признания банкротства составляла менее 100 тысяч рублей.

Издержки, связанные с привлечением оценщика, покрываются за счёт имущества должника. При этом из числа кредиторов может быть добровольно выдвинуто лицо, которое заплатит специалисту за работу. Этот кредитор в последующем имеет право получить возмещение указанных расходов в первую очередь.

Издержки

Все расходы по исполнительному производству, которые можно обосновать по закону, должны совершаться за счёт средств должника. В соответствии со ст. 85 ФЗ «Об исполнительном производстве» судебный пристав либо сам оценивает имущество, либо привлекает специалиста, когда речь идёт об определённых объектах собственности.

Любая из сторон процесса может не согласиться с оценкой объектов, произведённой в ФССП, тогда и в этом случае требуется участие профессионального оценщика. При этом его услуги должна оплачивать несогласная сторона, то есть бремя расходов ложится на плечи того, кто оспаривает постановление пристава, будь то взыскатель или сам должник.

Однако в соответствии со ст. 117 закона «Об исполнительном производстве» предусматривается возмещение понесённых расходов, если они были обоснованы. Это значит, что если, например, взыскатель возразил против оценки, произведённой приставом, добился привлечения специалиста оценщика, и оплатил его услуги, он имеет право в дальнейшем подать на возмещение этой платы за счёт средств должника. Основанием для этого становится постановление, которое утверждает старший судебный пристав отдела или его заместитель.

Стороны процесса могут обжаловать не только постановление пристава, но и отчёт оценщика. Если при разбирательстве дела будет выявлены нарушения, допущенные приглашённым специалистом, то тогда судебные издержки можно будет взыскать с него. Заказчик процедуры в лице службы судебных приставов имеет право требовать с оценщика возмещения затрат в связи с некачественной работой.

Срок оценки имущества должника

Если у должника удалось обнаружить имущество, которое в соответствии со ст. 85 Закона № 229-ФЗ должно быть оценено специалистом в данной области, судебный пристав выбирает и назначает его в течение месяца. В данном случае ФССП выступает заказчиком оценочной процедуры, а оценщик – исполнителем. Между ними заключается государственный контракт, где оговариваются сроки предоставления услуги.

В этот же срок он должен известить взыскателя и должника об окончании процесса, отправив им копии отчёта оценщика. Копии постановления с результатами определения цены объекта пристав направляет сторонам не позднее суток после его вынесения.

Выбор оценщика имущества

Только судебный пристав может назначить специалиста оценщика, если того требуют обстоятельства. Он отражает свой выбор в постановлении. Это следует из ст. 61 Федерального закона «Об исполнительном производстве»: привлечённый специалист не должен быть заинтересован в исходе дела, при этом он должен обладать специфическими знаниями и опытом в определённой области. Проведение оценки объектов собственности должно возлагаться на конкретное лицо с указанием его личных данных и квалификации.

Порядок отбора оценщиков происходит на конкурсной основе в соответствии с Федеральным законом № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Государственный контракт заключается с тем специалистом, саморегулируемая организация которого выиграет конкурс.

В обязанности пристава не входит согласование кандидатуры оценщика с участниками дела. Он только должен поставить их в известность о том, кого он назначил проводить процедуру. Делается это путём направления копий принятого постановления в адреса взыскателя и должника.

Обязанности оценщика имущества

Выбранный приставом оценщик не может уклониться или отказаться от возложенных на него обязанностей, ему следует сразу явиться по вызову в ФССП. Он несёт за это персональную ответственность, о чём его ставит в известность судебный исполнитель, ведущий дело. Оценщик также отвечает за достоверность своего заключение, за правильность определения итоговой стоимости объекта.

В процессе работы специалист должен следовать нормам, закреплённым в Федеральном законе № 135-ФЗ от 29.07.1998 «Об оценочной деятельности в Российской Федерации». В обязанности оценщика собственности должника входит:

  • провести процедуру оценки надлежащим образом;
  • сообщать о невозможности участия в процессе в силу каких-то обстоятельств, например, конфликта интересов;
  • отвечать на заданные приставом вопросы, консультировать его, оказывать необходимую помощь в сфере своей компетенции;
  • обеспечить сохранность представленных ему документов;
  • оформить отчёт по итогам процедуры в соответствии с принятыми стандартами;
  • не разглашать информацию, ставшую ему известной в ходе работы, если она является конфиденциальной.
Читать еще:  Устранение препятствий в пользовании имуществом

Работа специалиста не является безвозмездной. Его вознаграждение относится к расходам за совершение действий по исполнительному производству. При этом оценщик работает только с приставом, направляет ему свой отчёт. В его обязанности не входит извещать стороны об окончании процедуры оценки имущества и направлять им своё заключение. Это делает сам судебный исполнитель, который должен в трёхдневный срок после получения отправить его копии сторонам.

Отчёт

Результат своей работы оценщик отражает в отчёте. Это документ, на основе которого судебный пристав в дальнейшем делает постановление об оценке имущества должника. Нормативная база данного документа закреплена Приказом Минэкономразвития от 20.05.2015 года №299 «Об утверждении Федерального стандарта оценки «Требования к отчёту об оценке (ФСО №3)».

Среди требований к составлению документа выделяют следующие нормы:

  • стоимость объекта (рыночная или иная) должна быть достоверной, обоснованной профессиональным суждением специалиста;
  • при работе оценщик должен использовать только подтверждённую информацию, существенно влияющую на стоимость объекта, чтобы её можно было изложить однозначно;
  • допустимо оформлять документ не только на бумажном носителе, но и в электронной форме, подписанной электронной подписью;
  • отпечатанный на бумаге отчёт должен иметь нумерацию страниц, подпись и печать специалиста оценщика или его организации, а также прошивку с наклейкой с указанием количества прошитых и пронумерованных листов.

Отдельные объекты оценки могут подразумевать использование специальных форм отчётов.

Отчёт оценщика должен содержать следующие реквизиты и пункты:

  • дату и номер;
  • задание;
  • стандарты и допущения;
  • сведения о лице, заказавшем услугу;
  • общая и контактная информация о самом исполнителе, сведения об его членстве в организации оценщиков;
  • данные обо всех привлечённых в ходе процедуры специалистах;
  • описание объекта;
  • результаты оценки в виде итоговой величины стоимости с ограничениями и пределами её применения;
  • перечень документов, характеризующих качественные и количественные признаки объекта, которые были использованы специалистом.

К отчету могут прилагаться копии различных правоустанавливающих и подтверждающих документов, экспертных заключений или документов по технической инвентаризации объектов.

Обжалование оценки имущества должника

Закон предоставляет право любой стороне исполнительного производства обжаловать результат оценки собственности должника. Раньше такая возможность могла быть предоставлена только в том, случае, если процедуру произвёл судебный пристав самостоятельно. После получения копии постановления лица могут в десятидневный срок обжаловать стоимость имущества, если она, по их мнению, не соответствует рыночным ценам.

Таким образом, сторона исполнительного производства может обжаловать процесс двумя способами:

  1. Подать в суд иск о неправомерности стоимости, указанной в оценочном отчёте.
  2. Обжаловать постановление судебного пристава в судебном порядке.

Суд будет рассматривать претензии заявителя, и проверять правильность оценки вне зависимости от того, каким из этих способов он подал иск. В качестве заинтересованной стороны при оспаривании первым способом привлекается судебный пристав, для второго способа – сам оценщик. При этом истец может представить в суде основания для отвода этого специалиста, такие как, например, несоответствие квалификации или заинтересованность стороны.

После того, как суд вынесет окончательное решение по результатам исковых производств об обжаловании оценки объектов собственности, ранее вынесенное постановление должно быть отменено старшим судебным приставом. На основании решения суда выносится новое постановление.

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

ОЦЕНКА ИМУЩЕСТВА ДОЛЖНИКА В ИСПОЛНИТЕЛЬНОМ ПРОИЗВОДСТВЕ

С.Л. СЕРГЕЕВА

Сергеева С.Л., соискатель степени кандидата юридических наук, МГУПИ.

Оценку имущества должника можно считать одним из основных элементов в процессе обращения взыскания в исполнительном производстве. Следует учитывать, что перечень объектов оценки — имущества — достаточно широк, и именно вследствие этого оценка имущества является наиболее распространенным видом оценочной деятельности.

Судебный пристав-исполнитель не является специалистом как в области оценки в целом, так и в области оценки сложных объектов; в случаях проведения им оценки стоимость объектов недвижимости все же не соответствует реальной рыночной стоимости, что впоследствии может стать основанием для обращения в суд не согласной с оценкой стороны. Поэтому в случаях, предусмотренных в ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» , судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика. Это необходимо не только при обращении взыскания на недвижимое имущество, но и при аресте любой вещи, предварительная оценка которой более 30000 руб. (подп. 7 п. 2 ст. 85 ФЗ об исполнительном производстве).

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ (ред. от 27.09.2009) «Об исполнительном производстве», принят ГД ФС РФ 14.09.2007 // Российская газета. 2007. N 223.

Вопрос о стоимости имущества возникает на этапе наложения ареста на имущество и не теряет своей актуальности до момента реализации.

Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем самостоятельно и с привлечением оценщика, может быть оспорена. Как разъяснено в информационном письме Президиума ВАС РФ от 30.05.2005 N 92 «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком», процессуальной реализацией права на оспаривание оценки на стадии исполнительного производства является заявление об оспаривании решения или действия судебного пристава-исполнителя, который такую оценку произвел самостоятельно или с участием привлеченного специалиста.

В силу прямого указания ФЗ «Об исполнительном производстве» такую оценку можно оспорить в течение десяти дней. Данный срок может быть восстановлен, учитывая положение ч. 5 ст. 18 Федерального закона «Об исполнительном производстве», согласно которой восстановление пропущенных сроков для обращения в суд производится судом в порядке, установленном процессуальным законодательством РФ.

От результатов оценки зависит исход исполнительного производства. От соответствия результатов оценки рыночным ценам зависит срок реализации этого имущества, а также возможность продажи имущества.

При завышении цены арестованного имущества вероятность продажи его снижается, одновременно занижение цены повлечет нарушение прав и законных интересов и должника, и взыскателя. Нужно стремиться к справедливой оценке, чтобы свести к минимуму возможность конфликтов интересов сторон .

Основы конфликтологии: Учеб. пособие / Под ред. В.Н. Кудрявцева. М., 1997. С. 66 — 67, 89.

Вопросам оценки имущества должника, как было отмечено выше, посвящена ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве». В целом же отношения, связанные с оценкой имущества, урегулированы ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» . Оценочная деятельность в РФ осуществляется в соответствии с международными договорами РФ, законодательством об оценке, регулирующими отношения, возникающие при осуществлении оценочной деятельности.

Федеральный закон от 29.07.1998 N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», принят ГД ФС РФ 16.07.1998 // Российская газета. 1998. N 148 — 149.

Существуют различные точки зрения в отношении соотношения двух названных Законов. Их можно представить тремя позициями:

1) положения ст. 85 Федерального закона «Об исполнительном производстве» могут применяться к рассматриваемым отношениям только в части, не противоречащей нормам Закона об оценке, поскольку последние носят специальный характер ;

Настольная книга судебного пристава-исполнителя: Учеб.-метод. пособие / Отв. ред. проф. В.В. Ярков. М., 2001. С. 293 — 294.

2) основное место в регулировании отношений в исполнительном производстве занимает Закон «Об исполнительном производстве». Закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» подлежит применению лишь в той мере, в какой это не противоречит ему и существу регулируемых им отношений ;

Деготь Е.А., Деготь Б.Е. Исполнительный процесс: Науч.-практич. пособие. М., 2006. С. 303 — 304.

3) Закон об оценочной деятельности в РФ не распространяется на отношения, связанные с исполнительным производством (данная позиция судом ФАС Северно-Западного округа была оценена как ошибочная) .

Постановление ФАС Северо-Западного округа от 19.03.2003 N А05-11589/02-565/17.

Можно сделать вывод: т.к. предметом данных актов являются различные отношения, то нельзя говорить о какой-либо конкуренции законов.

Общее правило, установленное п. 1 ст. 85 Закона, можно разделить на две части:

1) оценка имущества должника производится судебным приставом-исполнителем;

2) оценка производится по рыночным ценам.

Оценка, производимая по рыночным ценам, вызывает некоторые вопросы.

Почему судебный пристав-исполнитель не принимает во внимание стандарты оценки, обязательные к применению субъектами оценочной деятельности так, как если бы он был профессиональным оценщиком ? В силу того, что требования Закона об оценочной деятельности в РФ распространяются только на отношения, участниками которых являются профессиональные оценщики, а судебный пристав-исполнитель не признается субъектом оценочной деятельности (т.к. не имеет соответствующего образования в области оценочной деятельности, членства в одной из организаций оценщиков и т.д.). Стандарты же оценки являются обязательными к применению только для субъектов оценочной деятельности (п. 1 стандартов оценки ). Отсюда вывод: судебный пристав-исполнитель не обязан руководствоваться правилами указанных нормативных правовых актов, но может их учесть. Судебный пристав-исполнитель при оценке арестованного имущества ориентируется на сложившиеся в регионе цены на аналогичные товары . Тем не менее оценка имущества происходит дважды: после оценки судебным приставом-исполнителем оценка производится либо независимым оценщиком, либо оценочной группой при службе судебных приставов, которые руководствуются нормами ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации».

Постановление Правительства РФ от 06.07.2001 N 519 «Об утверждении стандартов оценки» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. N 29. Ст. 3026.

Приказ Минэкономразвития РФ от 20.07.2007 N 255 «Об утверждении федерального стандарта оценки «Цель оценки и виды стоимости (ФСО N 2)», зарег. в Минюсте РФ 23.08.2007 N 10045 // Российская газета. 2007. N 194.

Настольная книга судебного пристава-исполнителя. С. 299; Никифоров А.В. Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве» (постатейный). М., 2006. С. 76.

Далее, п. 1 ст. 85 Закона об исполнительном производстве говорит о рыночной цене, а подп. 7 п. 2 ст. 85 — о стоимости имущества. При этом в Законе не содержится определений данных понятий.

Стоимость — это денежная оценка потребительской полезности имущества, цена — количество денег, за которое продается и покупается экономическое благо. При продаже на открытом рынке, где цена не регулируется, цена продажи имущества является рыночной. В соответствии с Законом об оценке результатом профессиональной оценочной деятельности является установление рыночной или иной стоимости.

Здесь возможны два варианта:

1) «цена» и «стоимость» используются как синонимы;

2) следует различать понятия «рыночная цена» и «стоимость имущества».

Отношения, возникающие в связи с установлением стоимости имущества, входят в сферу регулирования Закона об оценке. Субъект оценки исследует имущество с целью установления одного из видов стоимости, предусмотренных стандартами оценки. Определение рыночной цены предполагает в качестве предмета открытый рынок и совершенные на нем сделки с идентичным имуществом и использование сравнительного метода.

Пунктом 2 ст. 85 Закона об исполнительном производстве установлено второе исключение, касающееся субъектов оценки.

Существует только два случая, когда цену имущества определяет привлеченный специалист: 1) если проведение оценки отдельных предметов затруднительно; 2) если должник или взыскатель возражает против произведенной судебным приставом-исполнителем оценки.

Для оценки имущества можно привлечь лицо, обладающее необходимыми знаниями, а также отвечающее требованиям, установленным Законом об оценочной деятельности.

Базой взаимоотношений между судебными приставами-исполнителями и оценщиками является гражданско-правовой договор (либо договор-поручение, либо договор на оказание услуг, где пристав-исполнитель обязан поставить задачу: какое заключение он хочет получить от оценщика).

Существует несколько точек зрения на то, должен ли оценщик установить рыночную стоимость имущества, или он может ориентироваться на иной вид стоимости:

1) оценщик не обязан учитывать рыночную стоимость и может взять за основу любой другой вид стоимости ;

Захарова М., Юманова О., Романенко Е. К вопросу об использовании ликвидационной стоимости в процессе оценки; Они же. Ликвидационная стоимость: что необходимо знать эффективному управленцу; Козырь Ю. Оценка ликвидационной стоимости. URL: http://www.audit-it.ru/ocenka/gpb2.php.

2) при оценке необходимо учитывать степень износа имущества ;

Научно-практический комментарий к Федеральному закону Российской Федерации «Об исполнительном производстве» (постатейный) (под ред. В.М. Шерстюка, М.К. Юкова) включен в информационный банк согласно публикации — Городец, 2004 (издание второе, исправленное, дополненное и доработанное).

Комментарий к ФЗ «Об исполнительном производстве» / Под ред. М.К. Юкова и В.М. Шерстюка. М., 1998. С. 167.

3) оценщик вправе руководствоваться только рыночной стоимостью.

Рыночная цена отличается от рыночной стоимости, поэтому остается нерешенным вопрос о том, какую величину стоимости можно признать идеальной. Если имущество будет продаваться на торгах, то стоимость после его оценки будет использована для расчета начальной цены выставленного на торги имущества, но минимальная цена реализации на торгах не обязательно должна равняться сумме оценки. Поэтому можно сделать вывод, что выставление на торги арестованного имущества по заниженной начальной цене не будет означать, что имущество будет реализовано по цене ниже рыночной, поэтому в данном случае использование заниженной цены оправданно. Но данный вывод верен только для идеальной ситуации, когда организация и сами торги проходят в соответствии с законом, когда обеспечен широкий и свободный доступ к ним.

Вопрос оплаты услуг оценщиков также до сих пор не урегулирован, т.к. не существует единых тарифов на оказание данных услуг. Поэтому необходимо введение единых тарифов или, как вариант, минимальных цен на осуществление оценочной деятельности. Следует отметить, что данная проблема актуальна скорее для оценщиков из государственных учреждений, т.к. в случае привлечения оценщика из частных фирм вопросы оплаты не возникают: услуги оценщика по отдельным категориям имущества оплачиваются согласно прейскуранту, который разрабатывает сама фирма.

Если речь идет об оценке бесхозяйственного имущества, то здесь существует большая проблема, поскольку законодатель не предусмотрел возмещение затрат, связанных с оценкой и реализацией такого имущества.

Качество оценки зависит и от профессиональной подготовки самого оценщика. Судебный пристав-исполнитель наделен полномочиями по утверждению отчетов оценщика, но, не будучи профессионалом, он, как правило, просматривает и принимает его в обязательном порядке. Действует так называемая «презумпция обоснованности решения судебного пристава-исполнителя». И если он утверждает отчет оценщика, есть судебная практика, в соответствии с которой сам факт утверждения оценки, в случае если впоследствии эта оценка судом будет признана недостоверной, является основанием признавать договор реализации недействительным, а ущерб взыскивать не с оценщика, а с государства, основным распорядителем средств которого является Министерство юстиции РФ.

Читать еще:  Выбор способа управления объектом недвижимости

Для решения вышеназванных проблем можно предложить Министерству юстиции РФ и Федеральному агентству по управлению государственным имуществом разработать рекомендации по проведению оценки в рамках исполнительного производства, выработать тарифы, в соответствии с которыми будет оплачиваться труд оценщиков из государственных учреждений, провести разграничение компетенции по видам имущества между приставами-исполнителями и специалистами, выраженное в должностной инструкции (судебные приставы-исполнители оценивают имущество стоимостью до тридцати тысяч рублей, мелкие домашние приборы, элементы домашней обстановки; специалисты в области оценки — золото, изделия из золота и других драгоценных металлов, ценные бумаги, дорогостоящую крупную технику, а также предметы интерьера, элементы роскоши), что послужит повышению качества работы при оценке имущества в ходе исполнительного производства и снизит возможность нарушения прав и интересов и должников, и взыскателей.

Оценка имущества должника в исполнительном производстве

  • Главная
  • Поиск
  • О проекте
  • Связь

Статья 85. Оценка имущества должника

Комментарий к статье 85

1. Арестованное имущество должника может быть оценено, во-первых, судебным приставом-исполнителем, а во-вторых, привлеченным в порядке ст. 61 комментируемого Закона специалистом.
При самостоятельном проведении оценки имущества должника судебный пристав-исполнитель руководствуется рыночными ценами имущества. При этом он может исходить из собственного опыта, специальных изданий, в которых указаны цены на аналогичные товары, и пр.
Так, при рассмотрении одного из дел арбитражный суд признал, что при оценке имущества судебный пристав-исполнитель обоснованно учитывал материалы статистических органов о средних ценах на товары, сложившихся в месте реализации имущества .
———————————
См.: п. 21 информационного письма Президиума ВАС РФ от 21 июня 2004 г. N 77 «Обзор практики рассмотрения дел, связанных с исполнением судебными приставами-исполнителями судебных актов арбитражных судов».

Если при составлении описи имущества должника присутствуют стороны исполнительного производства, судебному приставу-исполнителю целесообразно выяснить их мнение относительно цены арестовываемого имущества.
Специалист-оценщик в силу Федерального закона от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Закон об оценочной деятельности) определяет рыночную стоимость объекта оценки. В ст. 3 данного Закона рыночной стоимостью называется наиболее вероятная цена, по которой объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства. При этом очевидно, что цена имущества должника, по которой оно может быть продано в рамках исполнительного производства, всегда несколько ниже той цены, по которой имущество могло бы быть отчуждено самим должником, поскольку на указанную цену оказывают влияние такие факторы, как принудительность и срочность продажи (в ст. 87 комментируемого Закона установлен сжатый срок реализации), возможность возникновения споров и пр.
2. Оценка имущества должника самим судебным приставом-исполнителем приводится в акте описи и ареста имущества должника (ст. 80 комментируемого Закона), копия этого акта направляется сторонам, и если от сторон в установленный срок не поступит возражений о стоимости имущества, пристав вправе вынести постановление об оценке (ч. 8 ст. 87 настоящего Закона) и передать имущество на реализацию. При этом при наложении обеспечительного ареста на имущество должника судебный пристав-исполнитель может не руководствоваться рыночными ценами и не определять рыночную стоимость имущества, поскольку в момент наложения обеспечительного ареста это невозможно .
———————————
Так, по одному из дел суд признал законными действия судебного пристава-исполнителя, совершившего обеспечительный арест и оценившего имущество должника по себестоимости. См.: Постановление ФАС Уральского округа от 9 июня 2005 г. по делу N Ф09-1596/05-С6 // СПС «КонсультантПлюс».

Из содержания комментируемой статьи можно выделить следующие основания для привлечения специалиста к оценке имущества должника:
1) если арестованное имущество названо в перечне ч. 2 комментируемой статьи, т.е. перечне имущества, которое не может быть оценено судебным приставом;
2) если судебный пристав-исполнитель произвел оценку имущества должника, отнесенного к его компетенции, однако взыскатель или должник оспаривает ее.
В первом случае судебный пристав-исполнитель в акте описи и ареста имущества должника указывает предварительную стоимость арестованного имущества и указывает на то, что для оценки имущества должника будет привлечен специалист. Специалист назначается постановлением судебного пристава-исполнителя (из числа отобранных ФССП и его органами) и дает заключение в письменном виде (полагаем, что устная консультация, предусмотренная ст. 61 комментируемого Закона, в данном случае неприменима). После получения заключения (отчета) оценщика судебный пристав-исполнитель выносит постановление, в котором приводится окончательная оценка арестованного имущества.
Согласно п. 9 ч. 1 ст. 64 комментируемого Закона самостоятельным исполнительным действием является привлечение для оценки имущества специалистов, соответствующих требованиям законодательства РФ об оценочной деятельности (далее — оценщики). При этом в комментируемой статье и статье, специально посвященной участию специалиста в исполнительном производстве, аналогичного правила не содержится, комментируемая статья устанавливает только, что оценщик должен быть из числа отобранных ФССП и ее органами, а ст. 61 предусматривает в качестве необходимого условия наличие специальных познаний.
Системное толкование указанных норм приводит к выводу о том, что в качестве специалиста-оценщика может быть привлечено только такое лицо, которое отвечает требованиям Закона об оценочной деятельности.
Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя, который выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика и в тот же срок направляет сторонам исполнительного производства копию заключения оценщика.
Во втором случае сторона, которая не согласна с оценкой пристава, отраженной в акте ареста (описи) имущества должника, должна обратиться к приставу с письменным заявлением (в произвольной форме) и понести расходы по оплате услуг специалиста. Дальнейшие действия пристава по назначению специалиста описаны выше.
3. Несмотря на то, что комментируемый Закон предусматривает обязательность для судебного пристава-исполнителя той стоимости имущества, которая определена специалистом-оценщиком, и что допускается оспаривание в суде той стоимости, которая определена специалистом, в Постановлении Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50 разъясняется, что стороны исполнительного производства вправе оспорить в суде постановление судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника в порядке, предусмотренном гл. 22 КАС и гл. 24 АПК, либо в срок не позднее 10 дней со дня их извещения о произведенной оценке в исковом порядке оспорить стоимость объекта оценки, указанную оценщиком в отчете (п. п. 3, 4 ч. 4 ст. 85 комментируемого Закона).
При рассмотрении споров об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества должника, основанной на отчете оценщика, к участию в деле в качестве заинтересованного лица следует привлекать также оценщика, составившего соответствующий отчет. Равным образом при оспаривании в суде в порядке искового производства стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, к участию в деле в качестве третьего лица необходимо привлекать судебного пристава-исполнителя, указавшего эту стоимость в постановлении об оценке вещи или имущественного права. При этом суд делает вывод о достоверности произведенной оценки независимо от того, как сформулировал требование заявитель: как оспаривание результата оценки или как оспаривание постановления судебного пристава-исполнителя, поскольку в обоих случаях данное обстоятельство является существенным для спора.
В резолютивной части судебного акта по делам об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя об оценке или по делам об оспаривании результатов оценки суд указывает надлежащую оценку имущества должника, которая впоследствии должна использоваться в исполнительном производстве.
В том случае, когда постановление судебного пристава-исполнителя об оценке признано незаконным, в резолютивной части судебного акта суд также обязывает судебного пристава-исполнителя вынести новое постановление с указанием оценки имущества должника, установленной судом.
Вступившее в законную силу решение суда, принятое в порядке искового производства по результатам оспаривания стоимости объекта оценки, указанной оценщиком в отчете, является основанием для отмены соответствующего постановления судебного пристава-исполнителя старшим судебным приставом (п. 50 Постановления Пленума ВС РФ от 17 ноября 2015 г. N 50).
4. В ряде случаев законом могут предусматриваться специальные правила оценки имущества должника. Так, согласно ч. 5 комментируемой статьи стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованном рынке ценных бумаг, определяется судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли на рынке ценных бумаг, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании инвестиционного фонда.
Согласно ст. 8 Закона об оценочной деятельности проведение оценки соответствующих объектов является обязательным в случае вовлечения в сделку объектов оценки, принадлежащих на праве собственности полностью или частично Российской Федерации, ее субъектам либо муниципальным образованиям.
Согласно ст. 350 ГК начальная продажная цена заложенного имущества, с которой начинаются торги, определяется решением суда в случаях обращения взыскания на имущество в судебном порядке либо соглашением залогодержателя с залогодателем в остальных случаях.
Кроме того, в качестве примера можно использовать рекомендации Научно-консультативного совета при УФССП по Свердловской области. Согласно ст. 78 комментируемого Закона обращение взыскания на заложенное движимое имущество в пользу залогодержателя может производиться без судебного акта об обращении взыскания, что вполне закономерно: имущество, обремененное залогом и ничем иным, затрагивает исключительно залоговые права залогодержателя. Оценку заложенного движимого имущества, на которое обращено взыскание при исполнении решения суда о взыскании денежных средств в пользу взыскателя, являющегося залогодержателем такого имущества, в общем порядке (не как на предмет залога) судебный пристав-исполнитель производит самостоятельно в порядке, установленном ст. 85 комментируемого Закона .
———————————
Рекомендации НКС при Управлении ФССП по Свердловской области, принятые на заседании 18 июля 2008 г.

5. Новеллой настоящего Закона, в отличие от ранее действовавшего Закона 1997 г., является возможность «уценки» имущества должника, если оно не было реализовано по той цене, которую определил судебный пристав-исполнитель (см. комментарий к ст. 87 настоящего Закона).
Кроме того, ч. 8 комментируемой статьи предусматривает обязательность повторной оценки имущества должника, если истек срок действия отчета оценщика. Такой срок установлен ст. 12 Закона об оценочной деятельности, согласно которой итоговая величина рыночной или иной стоимости объекта оценки, определенная в отчете, за исключением кадастровой стоимости, является рекомендуемой для целей определения начальной цены предмета аукциона или конкурса, совершения сделки в течение шести месяцев с даты составления отчета, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ.

Как проходит оценка имущества должника?

В случае отсутствия у должника денежных средств долг перед кредитором может быть погашен за счет продажи его имущества. Перед его реализацией проводится оценка с целью определения рыночной стоимости, за которую вещи должника можно продать на торгах. Разберем, что такое оценка стоимости имущества, какими законами регулируется, какое имущество подлежит оценке, как проходит оценка в процессе исполнительного производства и при банкротстве. Также рассмотрим, какие требования предъявляются к работе оценщика, какие обязанности несет оценщик при проведении оценки имущества должника, каким требованиям должен соответствовать отчет и можно ли его обжаловать.

Что такое оценка стоимости имущества и какими законами регулируется?

Оценка стоимости имущества должника – это определение рыночной стоимости движимых и недвижимых вещей, рассчитанная профессиональным оценщиком.

Мероприятия по оценке проводятся в процессе исполнительного производства по принудительному взысканию долга и в процедуре банкротства должника.

Порядок оценки регламентируется следующими нормативными актами:

  1. Законом об исполнительном производстве. Применяется в случае принудительного взыскания долга на основании исполнительного документа. Организовывается и проводится судебным приставом.
  2. Законом о банкротстве. Применяется в процессе банкротства должника на стадии конкурсного производства для организаций и реализации имущества для предпринимателей или граждан. Организовывается и проводится арбитражным управляющим.

Следует знать! Если для проведения оценки привлечен профессиональный оценщик, он должен руководствоваться Законом об оценочной деятельности и соответствовать специальным требованиям.

Какое имущество подлежит оценке?

При выявлении имущества должника судебный пристав и арбитражный управляющий выясняют, можно ли его продать с целью погашения долга.

В список объектов, подлежащих оценке с целью продажи, входят:

  • недвижимость (здание, квартира, дом, земельный участок);
  • движимые вещи (автомобиль, мебель, техника);
  • предметы роскоши (драгоценности, ценные картины, скульптуры);
  • ценные бумаги (акции, облигации, векселя);
  • доли в уставном капитале общества;
  • имущественные права (дебиторская задолженность, право аренды);
  • интеллектуальная собственность (логотип, программное обеспечение, патент, исключительные права).

Нужно помнить! Не подлежит оценке собственность, которую запрещено продавать на торгах. Например, единственное жилье, автомобиль инвалида, предметы обычной бытовой обстановки, средства гигиены, одежда и обувь, топливо для обогрева.

Как проходит оценка имущества в исполнительном производстве?

В процессе принудительного исполнения исполнительного документа оценка проводится в порядке, предусмотренном статьей 85 Закона об исполнительном производстве и Методическими указаниями.

Судебный пристав предпринимает следующие действия:

  1. После составления описи и наложения ареста на имущества должника пристав выясняет, какое имущество должно быть оценено с привлечением профессионального оценщика. В описи указывается примерная стоимость вещей.
  2. Пристав выбирает оценщика, которому будет поручена оценка имущества должника. Обычно за конкретным отделом закрепляются специалисты-оценщики, с которыми заключен государственный контракт.
  3. В течение трех дней после описи имущества должника и выбора оценщика выносится постановление об участии специалиста в исполнительном производстве. Документ направляется в отдел организации работа по реализации имущества должников.
  4. На основании постановления с оценщиком заключается дополнительное соглашение к контракту, в котором указывается объект оценки, стоимость работы и порядок сдачи отчета.
  5. Постановление об участии специалиста передается оценщику, который в течение 10 календарных дней проводит оценку арестованного имущества. Пристав предоставляет необходимые документы и информацию, обеспечивает доступ к объектам оценки.
  6. По результатам оценки специалист составляет отчет и передает его судебному приставу, который проверяет документ на соответствие обязательным требованиям.
  7. В течение трех дней со дня получения отчета пристав выносит постановление об оценке вещи или имущественного права с указанием рыночной стоимости имущества и реквизитов отчета.
Читать еще:  Статья 65

Срок оценки имущества судебными приставами составляет около полутора месяцев. В течение месяца со дня выявления у должника движимых и недвижимых вещей привлекается оценщик. Оценка проводится в течение десяти дней.

Результат оценки должен быть использован на торгах в течение полугода. Если в течение этого времени имущество должника не будет реализовано, необходимо организовать повторную оценку.

Важно! Оценщик привлекается для оценки имущества стоимостью больше 30 000 руб. Если по предварительной оценке цена на вещь не превышает 30 000 руб., то пристав вправе провести оценку самостоятельно. За основу берется информация о ценах на аналогичные товары по месту нахождения должника.

Как проходит оценка имущества должника в процессе банкротства?

Если в отношении должника открыта процедура банкротства, то за оценку имущества отвечает временный управляющий. Она должна быть проведена в процедуре конкурсного производства или реализации имущества гражданина. Конкретные сроки оценки согласовываются в договоре, заключаемом с оценщиком.

Арбитражный управляющий должен придерживаться следующего порядка действий:

  1. Управляющий проводит инвентаризацию имущества должника, которое будет оцениваться с целью включения в конкурсную массу. По результатам составляется инвентаризационная опись.
  2. Подбирается профессиональный оценщик, которому будет поручено проведение оценки имущества. С выбранным специалистов заключается договор на оказание услуг. Работа оценщика оплачивается за счет средств должника.
  3. Специалист проводит оценку имущества, указанного в договоре. Управляющий предоставляет ему документы, обеспечивает доступ к объекту оценки.
  4. По результатам оценки составляется отчет и передается арбитражному управляющему. При необходимости отчет согласовывается со специальным органом, уполномоченным давать заключения по отчетам оценщиков (например, если должником является организация, акции которой принадлежат государству или муниципалитету).
  5. Арбитражный управляющий публикует сведения о результатах оценки имущества на портале ЕФРСБ.
  6. Результаты оценки предоставляются на рассмотрение собрания кредиторов, которое устанавливает начальную стоимость продажи имущества должника на торгах.

Следует знать! В случае, когда стоимость движимого имущества не превышает 100 000 руб., оценка может быть проведена арбитражным управляющим без привлечения оценщика. Решение о таком порядке оценки принимается собранием кредиторов.

Какие требования предъявляются к работе оценщика?

Оценщик, привлеченный судебным приставом или арбитражным управляющим, должен провести оценку с соблюдением Федерального стандарта, утвержденного приказом Минэкономразвития России от 20.05.2015 года № 297.

Проведение оценки включает следующие этапы:

  1. Заключается договор с приставами или арбитражным управляющим на оказание услуг по проведению оценки. К нему приобщается задание с перечнем имущества.
  2. Собирается информация и документы, необходимые для проведения оценки. Осматривается объект оценки.
  3. Подбирается метод оценки и осуществляются необходимые расчеты стоимости имущества.
  4. В случае необходимости согласовывается результат расчета и итоговая величина стоимости объекта.
  5. Составляется отчет о рыночной стоимости имущества.

Специалист может использовать несколько подходов к оценке с предварительным согласованием результатов. В случае существенного различия полученных цифровых значений проводится дополнительный анализ с целью выявления их причин. Затем после утверждения итоговой стоимости составляется заключение.

Какие обязанности несет оценщик при проведении оценки имущества должника?

Оценщик несет персональную ответственность за результаты оценки, о чем предупреждается при заключении договора на оказание услуг.

В процессе работы специалист должен выполнять следующие обязанности:

  • провести оценку имущества должника надлежащим образом с соблюдением требований законодательства и стандартов;
  • сообщить о наличии препятствий для его привлечения в качестве оценщика;
  • давать ответы на вопросы заказчика, консультировать, оказывать помощь в пределах своей компетенции;
  • обеспечить сохранность переданных документов;
  • составить отчет о рыночной стоимости имущества с соблюдением обязательных требований;
  • не разглашать информацию, ставшую известной в процессе работы.

За проделанную работы оценщику выплачивается вознаграждение в пределах суммы, согласованной при заключении договора.

Какие требования предъявляются к отчету оценщика?

По результатам оценки имущества специалист составляет отчет о рыночной стоимости.

В соответствии со стандартами отчет должен содержать достоверную и обоснованную рыночную или иную стоимость объекта, а также подтвержденные сведения, на основании которых определена стоимость объекта.

Документ оформляется как на бумажном носителе, так и в электронном виде. В нем указывается обязательная информация:

  • дата составления и номер;
  • задание заказчика;
  • стандарты;
  • сведения об исполнителе и его членстве в профессиональной организации оценщиков;
  • сведения о специалистах, привлеченных к проведению оценки;
  • описание оцениваемого имущества;
  • результаты оценки – рыночная стоимость имущества;
  • перечень документов, использованных специалистом.

Листы отчета нумеруются и прошиваются. На месте сшивания наклеивается лист бумаги с указанием страниц. Обязательно ставится подпись и печать специалиста.

В качестве приложений могут быть приобщены экспертные заключения, технические и правоустанавливающие документы.

Обжалование оценки имущества должника

Результаты оценки могут быть обжалованы должником. Такая возможность предоставляется в процессе исполнительного производства и при банкротстве.

Оспаривание оценки имущества в исполнительном производстве

Если должник не согласен с результатами оценки, полученными в ходе исполнительного производства, он вправе оспорить постановление судебного пристава об оценке через суд. В качестве основания оспаривания указывается необоснованное занижение или завышение стоимости объекта, нарушение методики проведения оценки.

В процессе разбирательства в качестве ответчиков привлекаются судебный пристав и оценщик, составивший отчет. На период рассмотрения судебного дела исполнительное производство приостанавливается.

Для проверки правильности оценки может быть назначена экспертиза или проведена повторная оценка другим специалистом. Если суд признает отчет неправомерным, постановление пристава будет признано недействительным. После вступления судебного решения в законную силу пристав отменяет постановление и назначает новую оценку.

Оспаривание при банкротстве

Законодательство о банкротстве также предусматривает возможность оспорить результаты оценки имущества должника. Обжалование возможно только с обжалованием решения собрания кредиторов, на котором была утверждена начальная стоимость имущества.

Самостоятельно отчет о рыночной стоимости не может быть оспорен, поскольку в этом случае заключение оценщика носит рекомендательный характер и не является обязательным.

Заключение эксперта

  1. Оценка стоимости имущества должника – это определение рыночной стоимости движимых и недвижимых вещей, рассчитанная профессиональным оценщиком, привлеченным в процессе исполнительного производства или в процедуре банкротства.
  2. Оценке подлежит имущество, которое в дальнейшем будет продано на торгах с целью погашения долгов за счет вырученных средств. Исключение составляет единственное жилье, транспорт инвалидов, топливо и другие вещи, которые нельзя продавать.
  3. В процессе исполнительного производства оценка организовывается судебным исполнителем, который привлекает оценщика на основании договора и постановления. Отчет оценщика также утверждается постановлением пристава.
  4. При банкротстве оценка организовывается арбитражным управляющим, который заключает договор с оценщиком и оплачивает услуги за счет имущества должника. Отчет оценщика рассматривается на собрании кредиторов, которые принимают решение о начальной стоимости имущества.
  5. Оценщик обязан провести оценку надлежащим образом и оформить отчет о рыночной стоимости в соответствии со специальными стандартами.
  6. Результаты оценки могут быть оспорены через суд.

Кредиторы и должники заинтересованы в правильности проведения оценки имущества. Поэтому важно проконтролировать работу оценщика, судебного пристава и арбитражного управляющего. В связи с этим желательно привлечь квалифицированного юриста, специализирующегося на данной категории дел. Специалисты нашего сайта всегда готовы проконсультировать кредиторов и должников по всем оценки имущества должника. Оставьте заявку и получите консультацию.

Оценка имущества должника

1. Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

(в ред. Федерального закона от 30.12.2008 N 306-ФЗ)

1) недвижимого имущества;

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

(в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

4. Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

(в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.

(п. 4 введен Федеральным законом от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

(часть 5 в ред. Федерального закона от 21.11.2011 N 327-ФЗ)

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

(часть 8 в ред. Федерального закона от 12.03.2014 N 34-ФЗ)

ст 85 . 229-ФЗ Об исполнительном производстве 2021

Статья 85. Оценка имущества должника

1. Оценка имущества должника, на которое обращается взыскание, производится судебным приставом-исполнителем по рыночным ценам, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.

2. Судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня обнаружения имущества должника привлечь оценщика для оценки:

1) недвижимого имущества;

2) ценных бумаг, не обращающихся на организованных торгах (за исключением инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов);

3) имущественных прав (за исключением дебиторской задолженности, не реализуемой на торгах);

4) драгоценных металлов и драгоценных камней, изделий из них, а также лома таких изделий;

5) коллекционных денежных знаков в рублях и иностранной валюте;

6) предметов, имеющих историческую или художественную ценность;

7) вещи, стоимость которой по предварительной оценке превышает тридцать тысяч рублей.

3. Судебный пристав-исполнитель также обязан привлечь оценщика для оценки имущества, если должник или взыскатель не согласен с произведенной судебным приставом-исполнителем оценкой имущества. Сторона исполнительного производства, оспаривающая произведенную судебным приставом-исполнителем оценку имущества, несет расходы по привлечению оценщика.

4. Если судебный пристав-исполнитель обязан привлечь оценщика для оценки отдельной вещи или имущественного права, то судебный пристав-исполнитель:

1) в акте (описи имущества) указывает примерную стоимость вещи или имущественного права и делает отметку о предварительном характере оценки;

2) назначает специалиста из числа отобранных в установленном порядке оценщиков;

3) выносит постановление об оценке вещи или имущественного права не позднее трех дней со дня получения отчета оценщика. Стоимость объекта оценки, указанная оценщиком в отчете, является обязательной для судебного пристава-исполнителя при вынесении указанного постановления, но может быть оспорена в суде сторонами исполнительного производства не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке;

4) направляет сторонам копию заключения оценщика по результатам отчета об оценке не позднее трех дней со дня его получения.

5. Стоимость ценных бумаг, обращающихся на организованных торгах, устанавливается судебным приставом-исполнителем путем запроса цены на ценные бумаги у организатора торговли, у которого соответствующие ценные бумаги включены в список ценных бумаг, допущенных к торгам, а стоимость инвестиционных паев открытых и интервальных паевых инвестиционных фондов — путем запроса цены на инвестиционные паи у управляющей компании соответствующего инвестиционного фонда.

6. Копии постановления судебного пристава-исполнителя об оценке имущества или имущественных прав направляются сторонам исполнительного производства не позднее дня, следующего за днем его вынесения.

7. Оценка имущества, произведенная судебным приставом-исполнителем без привлечения оценщика, может быть обжалована сторонами исполнительного производства в соответствии с настоящим Федеральным законом или оспорена в суде не позднее десяти дней со дня их извещения о произведенной оценке.

8. Если установленный законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности срок действия отчета об оценке имущества должника истек, судебный пристав-исполнитель обязан в течение одного месяца со дня истечения указанного срока привлечь оценщика для повторной оценки имущества должника в порядке, установленном настоящей статьей.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector