0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Конфискация имущества в административном праве

Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Новая редакция Ст. 3.7 КоАП РФ

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Комментарий к Статье 3.7 КоАП РФ

1. Конфискацией объекта является принудительное безвозмездное обращение в доход государства орудия совершения или предмета административного правонарушения, назначаемое только судом — мировым судьей. Но согласно части 2 статьи 243 Гражданского кодекса допускается и административная форма конфискации — по решению уполномоченных органов административной юрисдикции, их должностных лиц.

2. Предусмотрены исключения из общего правила по аналогии со ст. 3.6 КоАП.

3. Не считается конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Равным образом не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота, либо находившихся в противоправном ведении лица.

Конфискация также существенно отличается от такой процессуальной меры, как изъятие вещей и документов, производимое в порядке ст. 27.10 и 27.11 КоАП, где изъятые в целях пресечения административных правонарушений, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дел, исполнения постановлений по делам вещи и документы хранятся до рассмотрения дела, а затем в зависимости от исхода дела в установленном порядке конфискуются или возвращаются владельцу либо реализуются, а при невозможности реализации — уничтожаются.

4. На основании части 3 статьи 29.10 КоАП обеспечиваются гарантии сохранности и возврата вещей, изъятых в процессе производства по делу, но не конфискованных при окончательном избрании меры наказания.

По общему правилу конфискация применяется лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя, однако данное положение сформулировано не в КоАП, а, например, в Гражданском, Таможенном кодексах РФ (ст. 243 ГК, 428 ТК РФ).

При этом допускается применение за совершение административного правонарушения конфискации орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности, например за нарушение таможенного законодательства, а также на основании Постановления Конституционного Суда РФ N 8-П от 14 мая 1999 года (СЗ РФ. 1999. N 21. Ст. 2669) и Определения Конституционного Суда РФ от 27 ноября 2001 г. N 202-О (СЗ РФ. 2001. N 50. Ст. 4823).

В свою очередь, необходимо обратить внимание на главу 15.1 УК, которая введена Федеральным законом от 27.07.2006 N 153-ФЗ, где речь идет о конфискации имущества.

Так, статья 104.1 определяет, что конфискация имущества есть принудительное безвозмездное обращение по решению суда в собственность государства следующего имущества:

а) денег, ценностей и иного имущества, полученных в результате совершения преступлений, предусмотренных частью второй статьи 105, частью второй статьи 111, частью второй статьи 126, статьями 127.1, 127.2, 146, 147, 164, частями третьей и четвертой статьи 184, статьями 186, 187, 188, 189, частями третьей и четвертой статьи 204, статьями 205, 205.1, 205.2, 206, 208, 209, 210, 212, 222, 227, 228.1, 229, 231, 232, 234, 240, 241, 242, 242.1, 275, 276, 277, 278, 279, 281, 282.1, 282.2, 285, 290, 355, частью третьей статьи 359 настоящего Кодекса, и любых доходов от этого имущества, за исключением имущества и доходов от него, подлежащих возвращению законному владельцу;

б) денег, ценностей и иного имущества, в которые имущество, полученное в результате совершения преступления, и доходы от этого имущества были частично или полностью превращены или преобразованы;

в) денег, ценностей и иного имущества, используемых или предназначенных для финансирования терроризма, организованной группы, незаконного вооруженного формирования, преступного сообщества (преступной организации);

г) орудий, оборудования или иных средств совершения преступления, принадлежащих обвиняемому.

Положения статьи 104.1, касающиеся конфискации доходов от использования имущества, полученного в результате совершения преступления, применяются к правоотношениям, возникшим после 1 января 2007 года (Федеральный закон от 27.07.2006 N 153-ФЗ).

5. Конфискация может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

Под орудием совершения административного правонарушения могут подразумеваться недвижимые вещи — судно морского транспорта, летательный аппарат, контрафактные экземпляры произведений и фонограмм, а также материалов и оборудования, используемых для их воспроизведения (ст. 7.12; 8.17; 8.19 и др.), а к предметам административного правонарушения относятся движимые имущественные объекты — водные биологические (живые) ресурсы, оружие и боеприпасы, предметы, добытые в результате раскопок, а также инструменты и оборудование, использованные для разведок или раскопок (ст. 7.15; 20.8 и др.).

Другой комментарий к Ст. 3.7 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях

1. Административное наказание в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения представляет собой принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта РФ не изъятых из оборота вещей.

2. Как вытекает из смысла и содержания данной статьи, эта мера носит имущественный характер. Конфискация осуществляется в отношении тех предметов, которые являются орудием совершения или предметом правонарушения.

3. В КоАП РФ РСФСР указывалось, что конфискован может быть лишь предмет, находящийся в личной собственности нарушителя, если иное не предусмотрено законодательными актами. Допускалась конфискация имущества, явившегося предметом совершения таможенного правонарушения, независимо от того, находятся ли соответствующие товары, транспортные средства в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование. Это было обусловлено тем, что собственник далеко не всегда является непосредственным участником таможенных правоотношений. Как правило, это лица (декларанты, брокеры), которым вверено такое имущество. Следует учесть, что установленное ТК РФ положение, согласно которому конфискация товаров, транспортных средств и иных предметов производится независимо от того, являются ли они собственностью лица, совершившего нарушение таможенных правил, было подтверждено Конституционным Судом РФ.

Новый КоАП РФ молчанием обходит данный вопрос. Составы административных правонарушений, санкции которых предусматривают конфискацию, содержат общие положения в отношении субъекта и режима имущества (например, ст.16.16, ч.1 ст.16.18, ч.1 ст.16.19, ст.16.21). Это позволяет предположить, что конфискация орудия совершения или предмета правонарушения допускается независимо от того, находятся ли они в собственности нарушителя или переданы ему в управление или пользование.

При этом, в отличие от КоАП РФ РСФСР, внимание законодателя акцентируется на конфискации не изъятых из оборота вещей.

Оборотоспособность заключается в том, что объекты гражданских прав могут свободно отчуждаться или переходить от одного лица к другому в порядке универсального правопреемства (наследование, реорганизация юридического лица) либо иным способом, если они не изъяты из оборота или не ограничены в обороте.

Законодатель не акцентирует внимание на конфискации орудий совершения или предмета правонарушения, ограниченных в обороте. Ограничение оборотоспособности выражается в том, что соответствующие виды объектов гражданских прав могут принадлежать лишь определенным участникам оборота либо нахождение которых в обороте допускается по специальному разрешению (например, оружие, право пользования природными ресурсами территориальных вод и др. — объекты ограниченно оборотоспособные). Такие виды объектов гражданских прав определяются в порядке, установленном законом.

Однако составы правонарушений предусматривают конфискацию ограниченных в обороте вещей, явившихся орудием совершения или предметом правонарушения. Например, конфискация применяется за нарушение установленного порядка создания, использования или транспортировки биологических коллекций (ст.8.34); уничтожение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных или растений (ст.8.35); нарушение правил продажи этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции (ст.14.16); незаконное производство, поставку или закупку этилового спирта (ст.14.17); использование этилового спирта, произведенного из непищевого сырья, и спиртосодержащей непищевой продукции для приготовления алкогольной и спиртосодержащей пищевой продукции (ст.14.18) и др.

4. Конфискация назначается судьей.

5. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

6. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета правонарушения, подлежащего в соответствии с федеральным законом возвращению его законному собственнику; а также изъятого из оборота либо находившегося в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащего обращению в собственность государства или уничтожению.

Виды объектов гражданских прав, нахождение которых в обороте не допускается (объекты, изъятые из оборота), определяются в порядке, установленном законом. Например, земля и другие природные ресурсы могут отчуждаться или переходить от одного лица к другому иными способами в той мере, в какой их оборот допускается законами о земле и других природных ресурсах. Так, из оборота изъяты земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, объектами использования атомной энергии, пунктами хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, объектами организаций федеральной службы безопасности и другие объекты, предусмотренные п.4 ст.27 ЗК.

7. Как следует из смысла абз.3 ч.3 ст.3.7, перечень предметов административного правонарушения, изъятых из незаконного владения лица и не признаваемых конфискацией, является далеко не исчерпывающим.

8. Конфискация орудия или предмета совершения административного правонарушения может назначаться в качестве как основного, так и дополнительного наказания.

Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения (действующая редакция)

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

  • URL
  • HTML
  • BB-код
  • Текст

Комментарий к ст. 3.7 КоАП РФ

Комментируемая ст. 3.7 КоАП РФ конкретизирует порядок применения административного наказания в виде конфискации орудий совершения или предметов административного правонарушения.

Часть 1 ст. 3.7 КоАП РФ предусматривает, что конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей, назначаемое судьей.

Конфискация назначается судьей.

Из положений ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения судья в постановлении по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны разрешить вопрос о том, в собственность Российской Федерации либо в собственность субъекта Российской Федерации будет обращена конфискуемая вещь.

Положение ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ распространяется и на орудия совершения или предметы административного правонарушения, являющиеся культурными ценностями, под которыми понимаются, в том числе произведения культуры и искусства, результаты научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. N 3612-1, «Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018)).

КоАП РФ не допускает возможности лишения имущества лица, производство по делу в отношении которого прекращено.

Исключением являются лишь положения ч. 3 ст. 3.7 Кодекса КоАП РФ, предусматривающие, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

а) подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

б) изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

По мнению Верховного Суда РФ, изложенному в Постановлении от 26.12.2012 N 45-АД12-9, при решении вопроса о допустимости изъятия на основании ч. 3 ст. 3.7 КоАП РФ, находящегося в противоправном владении, следует учитывать, что незаконное использование той или иной вещи по своей юридической природе отличается от незаконного владения таким имуществом. Использование имущества с нарушением требований законодательства Российской Федерации само по себе не означает, что это имущество находится в противоправном владении лица, в том числе когда его действия образуют объективную сторону состава какого-либо административного правонарушения. Таким образом, изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях, лишь в связи с тем, что оно используется ими с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом.

Читать еще:  Как разделить имущество без суда при разводе

Этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция являются самостоятельным (особым) предметом государственного контроля. Правовые основы производства и оборота алкогольной и спиртосодержащей продукции в Российской Федерации определены Федеральным законом от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» (далее — Закон N 171-ФЗ).

За невыполнение сформулированных в Законе N 171-ФЗ требований к осуществлению производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также к потреблению (распитию) алкогольной продукции ст. ст. 14.16, 14.17, 14.17.1, 14.17.2, 14.18, 14.19, ч. ч. 3 и 4 ст. 15.12, ст. ст. 15.13, 20.20, 20.22 КоАП РФ прямо предусмотрена административная ответственность физических лиц, должностных и юридических лиц.

Кроме того, в случае нарушения положений Закона N 171-ФЗ указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности, предусмотренной ч. 2 ст. 14.1, ст. 14.2, ч. ч. 1 и 2 ст. 14.43 КоАП РФ.

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения установлена в качестве санкции за совершение всех административных правонарушений, предусмотренных указанными статьями КоАП РФ, за исключением ст. 15.13 КоАП РФ.

Помимо конфискации этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, а также сырья, полуфабрикатов, производственной, транспортной, потребительской тары (упаковки), этикеток, средств укупорки потребительской тары, федеральных специальных марок и акцизных марок (в том числе поддельных), основного технологического оборудования, автомобильного транспорта, являющихся орудием совершения или предметом административного правонарушения, по указанным делам суды осуществляют изъятие названных вещей и иного имущества, связанного с производством и оборотом этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение на основании части 3 статьи 3.7 КоАП РФ.

При этом указанные в п. 1 ст. 25 Закона N 171-ФЗ этиловый спирт, алкогольная и спиртосодержащая продукция, а также сырье, полуфабрикаты, производственная, транспортная, потребительская тара (упаковка), этикетки, средства укупорки потребительской тары, федеральные специальные марки и акцизные марки (в том числе поддельные), основное технологическое оборудование, автомобильный транспорт находятся в незаконном обороте и подлежат изъятию (Обзор практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018)).

Согласно ч. 3 ст. 3.3 КоАП РФ конфискация является дополнительным наказанием и может быть назначена одновременно с основным наказанием.

Некоторые суды, ссылаясь на Постановление КС РФ от 14.05.1999 N 8-П и Определение Конституционного Суда РФ от 27.11.2001 N 202-О, отмечают, что в КоАП РФ отсутствует ограничительное положение о допустимости ответственности в виде конфискации лишь в отношении вещей, находящихся в собственности нарушителя, тем самым допускается за совершение административного правонарушения конфискация орудий или предметов, не принадлежащих нарушителю на праве собственности. В случае совершения правонарушения конфискация применяется к имуществу, использование которого носит противоправный характер и нарушает публичные интересы. В этом смысле конфискация как способ защиты публичных интересов выступает в качестве санкции за противоправное деяние, субъектами которого являются не только собственники имущества, но и иные лица (Постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.11.2014 по делу N А57-16036/2014).

Однако есть и иной подход в судебной практике относительно того, может ли такой вид административного наказания как конфискация имущества, применяться к лицам, не являющимся собственниками конфискуемого имущества.

По мнению Четвертого арбитражного апелляционного суда (Постановление от 31.03.2011 по делу N А78-72/2011), норму ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ необходимо применять в системной взаимосвязи с п. 1 ст. 243 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которым в случаях, предусмотренных законом, имущество может быть безвозмездно изъято у собственника по решению суда в виде санкции за совершение преступления или иного правонарушения (конфискация). В этой связи суд, ссылаясь на Определение Конституционного Суда РФ от 14.12.2000 N 284-О, также пояснил, что имущество может быть конфисковано исключительно у собственника этого имущества и только в виде санкции за совершение преступления или административного правонарушения. Иными словами, для применения конфискации необходимо, чтобы лицо, привлекаемое к ответственности, являлось собственником конфискуемого имущества.

Согласно п. 23.2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» в соответствии со ст. ст. 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (части статьи) Особенной части КоАП РФ.

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения ч. 4 ст. 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

В соответствии с ч. 1 ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о возмездном изъятии или о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения, исполняется судебным приставом-исполнителем в порядке, предусмотренном федеральным законодательством.

Реализация конфискованных вещей, явившихся орудиями совершения или предметами административного правонарушения, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. В настоящее время применяется Положение о порядке реализации имущества, обращенного в собственность государства, утв. Постановлением Правительства РФ от 30.09.2015 N 1041.

Также отметим, что конфискацию предмета или орудия совершения административного правонарушения как меру административного наказания, предусмотренную ст. 3.7 КоАП РФ, необходимо отличать от изъятия вещей и документов, в том числе предметов и орудий совершения административного правонарушения, которое в силу ст. 27.10 КоАП РФ является мерой обеспечения производства по делу об административном правонарушении, применяемой уполномоченными должностными лицами в целях пресечения административного правонарушения, составления протокола об административном правонарушении при невозможности его составления на месте выявления административного правонарушения, обеспечения своевременного и правильного рассмотрения дела об административном правонарушении и исполнения принятого по делу постановления.

Как указал Верховный Суд РФ в Обзоре практики рассмотрения судами дел об административных правонарушениях, связанных с назначением административного наказания в виде конфискации, а также с осуществлением изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещей и иного имущества в сфере оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, явившихся орудием совершения или предметом административного правонарушения (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 19.09.2018), применение судом конфискации как вида административного наказания и изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, имеет различные правовые последствия.

В случае применения судом конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения передаются в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации (ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ).

При осуществлении судом изъятия из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению, вещи, не изъятые из оборота, подлежат возвращению собственнику, законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством Российской Федерации (ч. 3 ст. 3.7, п. п. 1, 2, 2.1 ч. 3 ст. 29.10 КоАП РФ).

Конфискация имущества в административном праве

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Публикации и практика
  • Главная
  • Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

Кодекс РФ об административных правонарушениях:

Статья 3.7 КоАП РФ. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Вернуться к оглавлению документа: Кодекс РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) в действующей редакции

Комментарии к статье 3.7 КоАП РФ, судебная практика применения

В п.п. 23.2, 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» содержатся следующие разъяснения:

Конфискация как вид административного наказания

В соответствии со статьями 3.2 и 3.7 КоАП РФ конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является видом административного наказания и может быть применена судьей при принятии решения о привлечении лица к административной ответственности и назначении административного наказания только в случае, если этот вид административного наказания предусмотрен санкцией соответствующей статьи (частью статьи) Особенной части КоАП РФ.

Недопустимость конфискации. Когда изъятие имущества не является конфискацией?

При применении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения надлежит учитывать положения части 4 статьи 3.7 КоАП РФ, в соответствии с которыми конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 КоАП РФ.

При этом необходимо учитывать, что изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в случае, когда это имущество в соответствии с законом изъято из оборота либо находится в противоправном владении лица по иным причинам и на этом основании подлежит обращению в собственность государства или уничтожению, не является конфискацией, то есть видом административного наказания, и предполагает лишение лица имущества, только если последний владеет им незаконно, а также не находится в прямой зависимости от факта привлечения к административной ответственности.

Возможность изъятия предметов, которыми лицо владеет на законном основании

Изъятие орудия совершения или предмета административного правонарушения в соответствии с частью 3 статьи 3.7 КоАП РФ у лиц, которые владеют данным имуществом на законных основаниях (например, в силу договора аренды), лишь на том основании, что оно используется с нарушением установленных законом требований, недопустимо. Исключением из этого правила являются случаи, прямо предусмотренные законом (например, пунктом 1 статьи 25 Федерального закона от 22 ноября 1995 года N 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции»).

Об изъятии у лица орудий и предметов, изъятых из оборота суд обязан указать в постановлении по делу даже в случае прекращения производства

Учитывая, что изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения, изъятых из оборота и подлежащих обращению в доход государства или уничтожению, не является конфискацией (часть 3 статьи 3.7 КоАП РФ), судья при вынесении постановления по делу об административном правонарушении в соответствии с частью 3 статьи 29.10 КоАП РФ должен решить вопрос об этих вещах независимо от привлечения лица к административной ответственности, в том числе при вынесении постановления о прекращении производства по делу по любому основанию, указанному в части 1 статьи 29.9 КоАП РФ.

Если данный вопрос не был разрешен судьей при вынесении постановления по делу об административном правонарушении, то этот же судья вправе вынести определение об изъятии орудия совершения или предмета административного правонарушения и обращении его в доход государства. При наличии жалобы либо протеста на постановление судьи этот вопрос может быть решен судьей вышестоящего суда путем изменения постановления без его отмены и направления на новое рассмотрение.

В Обзоре судебной практики Верховного Суда РФ N 2 (2018), утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года содержатся следующие разъяснения:

Конфискация культурных ценностей, являющихся орудием совершения или предметом правонарушения в области таможенного дела в собственность Российской Федерации

Вопрос 1. Обязан ли судья суда общей юрисдикции, арбитражный суд при назначении административного наказания в виде конфискации в том случае, когда орудие совершения или предмет административного правонарушения в области таможенного дела является культурной ценностью, в резолютивной части постановления по делу об административном правонарушении, решения по делу о привлечении к административной ответственности указать на то, что обращение соответствующего имущества производится в собственность Российской Федерации или в собственность субъекта Российской Федерации?

Читать еще:  Выясняем платит ли пенсионер налог на имущество

Ответ. В случае нарушения российскими и иностранными лицами правил вывоза из Российской Федерации и ввоза на ее территорию культурных ценностей в отношении таких лиц возможно применение предусмотренного санкциями статей гл. 16 КоАП РФ («Административные правонарушения в области таможенного дела (Нарушения таможенных правил)») административного наказания в виде конфискации культурных ценностей как орудия совершения либо предмета административного правонарушения.

В силу ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

Из указанной нормы КоАП РФ следует, что при назначении административного наказания в виде конфискации орудия совершения или предмета административного правонарушения судья в постановлении по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны разрешить вопрос о том, в собственность Российской Федерации либо в собственность субъекта Российской Федерации будет обращена конфискуемая вещь.

Положение ч. 1 ст. 3.7 КоАП РФ распространяется и на орудия совершения или предметы административного правонарушения, являющиеся культурными ценностями, под которыми понимаются, в том числе произведения культуры и искусства, результаты научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость предметы и уникальные в историко-культурном отношении объекты (ст. 3 Основ законодательства Российской Федерации о культуре, утвержденных Верховным Советом Российской Федерации 9 октября 1992 г. N 3612-1).

Правовое регулирование, в частности порядка распоряжения национальным культурным достоянием Российской Федерации, а также вывоза и ввоза культурных ценностей относится к полномочиям федеральных органов государственной власти в области культуры (ст. 37 Основ законодательства о культуре).

Согласно п. 2 ст. 37 («Истребование культурных ценностей из незаконного владения и передача культурных ценностей, обращенных в собственность государства») Закона Российской Федерации от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2017 г. N 435-ФЗ) культурные ценности, в том числе религиозного назначения, обращенные в судебном порядке в собственность государства, подлежат передаче уполномоченным органом в государственные или муниципальные организации, осуществляющие постоянное хранение культурных ценностей, или религиозные организации Российской Федерации в порядке, утвержденном уполномоченным органом.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 32.4 КоАП РФ постановление судьи о конфискации вещи, явившейся орудием совершения или предметом административного правонарушения в области таможенного дела, ответственность за которое предусмотрена гл. 16 указанного кодекса, исполняется таможенным органом, осуществившим изъятие указанной вещи, путем ее передачи органу (организации), уполномоченному (уполномоченной) Правительством Российской Федерации на распоряжение товарами, обращенными в федеральную собственность, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Исходя из указных норм законов при назначении административного наказания в виде конфискации в том случае, когда орудие совершения или предмет административного правонарушения в области таможенного дела является культурной ценностью, судья по делу об административном правонарушении, арбитражный суд по делу о привлечении к административной ответственности должны в резолютивной части постановления, решения указать на обращение соответствующего имущества в собственность Российской Федерации.

В случае отсутствия в постановлении судьи о назначении административного наказания, решении арбитражного суда о привлечении к административной ответственности такого указания орган, должностное лицо, приводящие указанное постановление в исполнение, а также лицо, в отношении которого оно было вынесено, вправе на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ, ст. 179 АПК РФ обратиться к судье, в арбитражный суд, вынесшие указанные постановление, решение с заявлением о разъяснении способа и порядка его исполнения, с заявлением о разъяснении решения («Обзор судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2018)» (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 04.07.2018 года; извлечение).

Конфискация имущества в уголовном и административном праве РФ

Под конфискацией имущества понимается его принудительное и безвозмездное изъятие у владельца, совершившего определенное правонарушение. Данная процедура осуществляется в пользу государства или потерпевшего и регулируется Гражданским, Административным и Уголовным правом, в частности, ст.ст. 235, 243 ГК и 104.1 УК . Если применение меры подразумевает прекращение права собственности, оно требует обязательного наличия соответствующего судебного решения (ч. 3 ст. 35 Конституции ).

Особенности современной конфискации

С 1997 г. конфискация имущества являлась разновидностью наказания, предусматриваемого Уголовным кодексом за особо тяжкие преступления, а также совершенные из корыстных побуждений. Примером тому является печально известное раскулачивание зажиточных крестьян, лишаемых всех земель, орудий производства и насильственно переселяемых в удаленные районы области.

Однако в 2003 г. конфискация была исключена из системы наказаний и в настоящее время действует как дополнительная мера уголовно-правового характера. Изменения, касающиеся правовой природы и вопросов применения конфискации имущества, заключаются в следующем:

Какое имущество может быть изъято

  1. Полученному в результате неправомерных действий.
  2. Незаконно переправленному через границу РФ и государств, входящих в Таможенный союз ЕврАзЭС.
  3. Преобразованному из незаконно добытых средств, в том числе — денег, ценных вещей. Например, дом, купленный на средства, полученные от незаконного оборота наркотических веществ (подробнее о статье за распространение и хранение, читайте тут)
  4. Предназначенному для осуществления террористической деятельности — денежным средствам, вооружению, плакатам и оборудованию.
  5. С помощью которого было совершено преступление — орудию или средствам.

Если похищенное имущество или принесенная им прибыль были присоединены к законно приобретенной собственности, изъятию подлежит та часть, которая соответствует присвоенному имуществу (ч. 2 ст. 104.1 УК ).

Также преступник может передать полученную незаконным путем собственность третьему лицу или организации. В этом случае имущество будет изъято, если новый владелец знал или должен был знать о способе его получения (ч. 3 ст. 104.1 УК ). Если же конфисковать собственность, присвоенную преступником, невозможно, допускается изъятие ее денежного эквивалента.

Имущество, не подлежащее конфискации

  • единственного жилого помещения, если у него нет других мест для проживания, и земли под ним;
  • мебели, плиты, посуды и других насущно необходимых предметов обихода;
  • принадлежащих детям одежды, игрушек и других вещей;
  • топлива, используемого для приготовления пищи и обогрева помещения;
  • семян, предназначенных для засевания;
  • домашней скотины и птицы, служащих единственным источником пропитания. В этом случае полная конфискация имущества означает гибель ответчика и его семьи;
  • оборудования и инструментов, необходимых для заработка, если судом не был наложен запрет на осуществление данной трудовой деятельности;
  • денежных средств в размере прожиточного минимума;
  • детского пособия, пенсии и других социальных выплат.

Также не может быть изъято имущество, принадлежащее супругу должника. Доказательством того, что конфискуемая собственность не находится во владении ответчика, могут служить:

  • товарные чеки;
  • гарантийные талоны;
  • другие документы, идентифицирующие личность владельца;
  • показания свидетелей.

В каких случаях производится изъятие имущества

Законодательство предписывает производить конфискацию имущества за преступление или проступок, обозначенные в Уголовном или Административном праве.

Конфискация при совершении уголовных преступлений

  • Производственной деятельности:
    1. изготовления и продажи товаров без маркировки (ст. 171.1 );
    2. организация незаконной игорной деятельности (УК РФ ст. 171.2 );
    3. отмывания денег, добытых незаконным путем (ст. 174 );
    4. легализации имущества, полученных посредством преступных действий (ст. 174.1 );
    5. разглашения конфиденциальной информации коммерческих организаций, банков и налоговых учреждений (ст. 183 );
    6. фальсификация результатов конкурса или соревнования (ч.ч. 3 и 4 ст. 184 ).
  • Финансового оборота:
    1. использования поддельных банкнот и ценных бумаг (ст. 186 );
    2. оборота платежных средств (ст. 187 );
    3. экспорта деталей оружия и военной техники (ст. 189 );
    4. заготовления древесины (ст. 191.1 );
    5. взятки (ч. 5–8 ст. 204 ).
  • Экстремистской деятельности:
    1. совершения террористический действий (ст. 205 );
    2. пособничество в совершении преступления террора (ст. 205.1 );
    3. склонения к совершению террористического акта, в том числе, на интернет-ресурсах (ст. 205.2 );
    4. взятия заложника (ст.ст. 205.3, 205.4, 205.5, 206 );
  • Преступных сообществ:
    1. создания незаконного вооруженного объединения или нахождения в его составе (ст. 208 );
    2. бандитской деятельности (ст. 209 );
    3. создания преступной группы и вступления в нее (ст. 212 );
    4. массовых беспорядков (ст. 212 );
    5. ношения и оборота оружия и боеприпасов (ст. 222 );
    6. нападений на морские суда (ст. 227 ).
  • Наркотических веществ:
    1. сбыта (ст. 228.1 );
    2. незаконного оборота (ч. 2 ст. 228.2 );
    3. производства и продажи прекурсоров (ст. 228.4 );
    4. хищения (ст. 229 );
    5. выращивания конопли, марихуаны и других наркосодержащих растений (ст. 231 );
    6. организации притона (ст. 232 );
    7. продажи сильнодействующих средств и ядов (ст. 234 );
    8. изготовления лекарств (ст. 235.1 );
    9. других.
  • Другие.

Конфискация в административном праве

  • имущества, служащего возмещением обязательств, принятых владельцем;
  • контрабандных товаров;
  • незаконных денежных переводов в банки других государств;
  • наркотических веществ, предназначенных для незаконного употребления;
  • орудия административного правонарушения, которое производится без судебного постановления, но может быть оспорено ответчиком (ст. 3.7 КоАП );
  • другого имущества.

Изъятие собственности по обязательствам

В качестве возмещения кредитной задолженности конфискуется имущество аналогичной стоимости:

  • деньги;
  • ювелирные украшения;
  • недвижимость;
  • транспортные средства;
  • ценные предметы интерьера;
  • бытовая техника.

Как производится изъятие имущества

Конфискация имущества в Уголовном праве РФ осуществляется в следующем порядке:

  1. Суд принимает решение об изъятии собственности.
  2. Указания заносятся в исполнительный лист, высылаемый приставам.
  3. Имущество подвергается аресту.
  4. В присутствии собственника, судебного пристава и понятых составляется список изымаемых объектов и акт их приема.
  5. Акты о приеме и описанной собственности вручаются владельцу в течение пяти дней, после чего он вправе заявить об имуществе, не подлежащем конфискации.
  6. Происходит непосредственное изъятие собственности и передача ее в государственные учреждения. При этом их отказ от приема конфискованного имущества будет неправомерен. Процедура может несколько различаться в зависимости от вида изымаемых объектов:
    • Орудия преступления могут быть подвергнуты уничтожению либо также переданы государству.
    • Для конфискации банковских вложений пристав направляет в банк запрос с содержанием судебного постановления и номером счета, на который надлежит перечислить изымаемые средства.
    • При изъятии ценных бумаг копия постановления высылается управляющему лицу вместе с предписаниями относительно адреса их пересылки.
    • Похищенное имущество возвращается законному владельцу или третьему лицу.

В общей сложности реализация данной меры может занять от двух до пяти недель.

Статья 3.7. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения

1. Конфискацией орудия совершения или предмета административного правонарушения является принудительное безвозмездное обращение в федеральную собственность или в собственность субъекта Российской Федерации не изъятых из оборота вещей. Конфискация назначается судьей.

2. Конфискация охотничьего оружия, боевых припасов и других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых охота или рыболовство является основным законным источником средств к существованию.

3. Не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия совершения или предмета административного правонарушения:

подлежащих в соответствии с федеральным законом возвращению их законному собственнику;

изъятых из оборота либо находившихся в противоправном владении лица, совершившего административное правонарушение, по иным причинам и на этом основании подлежащих обращению в собственность государства или уничтожению.

4. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения, принадлежащих на праве собственности лицу, не привлеченному к административной ответственности за данное административное правонарушение и не признанному в судебном порядке виновным в его совершении, не применяется, за исключением административных правонарушений в области таможенного дела (нарушения таможенных правил), предусмотренных главой 16 настоящего Кодекса.

Комментарий к Ст. 3.7 КоАП РФ

1. Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения может устанавливаться и применяться в качестве как основного, так и дополнительного административного наказания.

Конфискация предмета представляет собой административное наказание, ограничивающее имущественные права собственника, в том числе и в тех случаях, когда нарушитель являлся собственником принудительно изымаемой вещи. Применение обоих наказаний влечет за собой прекращение права собственности на отчуждаемый имущественный объект.

Назначение данного административного наказания является прерогативой судьи.

Конфискацию как административное наказание следует отличать от изъятия вещей и документов, которое является мерой административного пресечения.

Согласно нормам комментируемого Кодекса конфискации подлежат только имущественные объекты, установленные санкцией данной правовой нормы КоАП РФ, причем отдельные объекты имущества, в частности деньги и ценные бумаги, не могут рассматриваться в качестве орудия совершения административного проступка и поэтому не подлежат конфискации. Конфискация в соответствии с комментируемой статьей может быть применена только в отношении конкретного имущественного объекта (движимой или недвижимой вещи).

2. Согласно КоАП конфискация может быть осуществлена в отношении движимого имущества, а также применительно к недвижимым имущественным объектам — в этом отличие конфискации от возмездного изъятия. Конфискация морского или воздушного судна (в тех случаях, когда оно подлежит государственной регистрации), применяемая в соответствии с комментируемым Кодексом за совершение административных правонарушений на континентальном шельфе и (или) в исключительной экономической зоне РФ, представляет собой разновидность конфискации недвижимого имущества.

Под вещью, подлежащей при конфискации принудительному безвозмездному изъятию, понимаются объекты гражданских прав, — движимые и недвижимые вещи. Нарушитель может быть собственником изымаемой при конфискации вещи либо обладать отдельными правомочиями собственника; то есть вещь, подлежащая конфискации, должна находиться у нарушителя на одном из указанных законных оснований.

3. Реализация орудия совершения или предметов административного правонарушения, конфискованных по постановлениям, вынесенным судьями по делам об административных правонарушениях, осуществляется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2002 N 260 «О реализации арестованного имущества, реализации, переработке (утилизации), уничтожении конфискованного и иного имущества, обращенного в собственность государства».

Постановления о конфискации приводятся в исполнение судебными приставами-исполнителями и уполномоченными на то лицами органов внутренних дел в соответствии со ст. 32.4 Кодекса. Конфискованное гражданское оружие и патроны к нему, технически пригодные для эксплуатации, подлежат на основании Федерального закона «Об оружии» реализации в соответствии с законодательством РФ. Согласно ч. 3 ст. 32.4 Кодекса конфискованные экземпляры произведения и фонограмм, материалы и оборудование, используемые для их воспроизведения, и иные орудия совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 7.12 Кодекса, подлежат уничтожению, за исключением случаев передачи конфискованных экземпляров произведения или фонограмм обладателю авторских прав или смежных прав по его просьбе.

Читать еще:  Амортизация неотделимых улучшений арендованного имущества

Конфискация не может быть заменена для нарушителя возможностью выплатить стоимость вещи, подлежащей обращению в собственность государства.

4. Часть 2 комментируемой статьи определяет некоторые категории лиц, к которым не применяется конфискация за совершение административного правонарушения. Так, конфискация огнестрельного оружия и боевых припасов, других дозволенных орудий охоты или рыболовства не может применяться к лицам, для которых эти занятия являются основным законным источником существования.

5. Часть 3 комментируемой статьи устанавливает, что не является конфискацией изъятие из незаконного владения орудия совершения или предмета административного правонарушения, подлежащих возвращению законному собственнику. Также не является конфискацией изъятие из незаконного владения лица, совершившего административное правонарушение, орудия или предмета, изъятых из оборота либо находившихся в противоправном ведении лица.

Под предметом, изъятым из оборота, подразумевается имущество, нахождение которого в обороте не допускается согласно ч. 1 п. 2 ст. 129 ГК. Виды объектов гражданских прав, изъятых из оборота, должны быть прямо указаны в федеральном законе. Конфискация ограниченно оборотоспособных вещей предусмотрена ст. ст. 8.34, 8.35, 14.16 — 14.18 комментируемого Кодекса.

В постановлении по делу об административном правонарушении должны быть решены вопросы о вещах, на которые наложен арест, если в отношении них не применено или не может быть применено административное наказание в виде конфискации. При этом вещи и документы, не изъятые из оборота, подлежат возвращению законному владельцу, а при неустановлении его передаются в собственность государства в соответствии с законодательством РФ. Вещи, изъятые из оборота, подлежат передаче в соответствующие организации или уничтожению.

Особенности конфискации имущества в разных отраслях права

В общем понимании конфискация имущества – это отчуждение собственности у гражданина с наложением административной или уголовной ответственности. Имущество отчуждается безвозмездно, в принудительном порядке. Никаких компенсаций при конфискации не предусмотрено.

Конфискация имущества в уголовном праве РФ

Конфискация имущества – это один из видов наказания. Оно входит в состав УК РФ как мера пресечения за особо тяжкие преступления.

Основания для конфискации установлены в ст. 104 УК РФ. Эта мера наказания применяется для преступлений, затрагивающих продажу людей, тяжкие убийства, терроризм, фальшивомонетчество и т.д. Кроме того, имущество, используемое для совершения преступного деяния, может отчуждаться без решения суда. Иная конфискация без привлечения судебных органов власти считается незаконной.

Согласно ст. 104.1 УК РФ, изъять можно следующее имущество:

  • денежные средства и другие предметы, которые были получены в результате совершения преступления;
  • вещи, переправленные через границу, незаконным способом;
  • денежные средства, полученные от реализации имущества, добытого путем совершения преступления;
  • имущество, используемое для финансирования и поддержки преступных организаций;
  • предметы и орудия, с помощью которых совершались преступления.

Помимо уголовного законодательства, конфискация имущества используется и в административном праве.

Конфискация имущества в административном праве

Наиболее часто встречается ситуация, когда имущество конфискуется за долги по кредитным договорам. В результате вынесения соответствующего судебного решения человек может лишиться:

  • драгоценностей;
  • денег;
  • транспортных средств;
  • предметов роскоши;
  • бытовой техники;
  • недвижимости.

Имущество будет изъято ровно в том объеме, которого достаточно для покрытия долговых обязательств перед банком. Конфискованные вещи могут быть возвращены владельцу, если он в течение пяти дней погасит задолженность по кредиту. В противном случае вещи будут проданы, а деньги, полученные от реализации, направятся на выплату долга.

Порядок конфискации имущества

Имущество конфискуется по следующему алгоритму:

  1. На имущество, перечисленное в исполнительном листе, накладывается арест.
  2. После того, как арест будет снят, вещи переходят в собственность государственных органов.
  3. Получивший имущество орган может воспользоваться правом взыскателя, отказаться от вещей он не может.
  4. Прежде чем реализовать исполнительный лист, должнику предоставляется пять дней для оплаты.
  5. Изъятие происходит с обязательным оформлением акта и участием понятых.
  6. Помимо вещей, арестовываются также и счета осужденного. Для этого в банк направляется постановление об изъятии с указанием реквизитов для перевода денежных средств.

Для конфискации недостаточно совершить преступление. Помимо виновности потребуется доказать, что имущество:

  • получено в результате совершения преступления;
  • было орудием для преступных целей;
  • куплено на денежные средства, полученные от преступной деятельности.

Для конфискации достаточно одного из перечисленных оснований. Если изъять имущество в натуре невозможно (к примеру, оно было продано), то конфискуются денежные средства в размере стоимости этого имущества.

Решение о конфискации имущества принимается единовременно с приговором. При этом необходимо перечислить все объекты, подлежащие изъятию.

В административном праве конфискация имущества – это разновидность наказания, предусмотренная за определенные нарушения закона. Согласно ст. 3.7 КоАП РФ, изъять могут только орудия правонарушения.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно — попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

8 (800) 302-33-75
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Конфискованное имущество передается в собственность государства или муниципалитета. Без решения суда изъять собственность гражданина нельзя. Исключение – нарушение правил ввоза/вывоза вещей через границу. В этой ситуации сотрудник таможни может конфисковать имущество без решения судебных органов.

Какое имущество нельзя конфисковать?

Ст. 446 ГПК РФ предусматривает перечень имущества, в отношении которого запрещается конфискация. В этот перечень входят:

  • единственное место проживания осужденного и его семьи;
  • земля, на которой возведен дом, являющийся единственным местом проживания;
  • земля, предназначенная для ведения хозяйства;
  • семена, предназначенные для посева;
  • скот, птица, а также строения, в которых они содержаться, если это основной источник существования граждан;
  • необходимая мебель;
  • вещи, постельное белье, посуда, обувь, одежда и средства гигиены;
  • топливо, предназначенное для приготовления пищи или отопления;
  • предметы, которые используются гражданином для ведения профессиональной деятельности (к примеру, ноутбук, мобильный телефон, скрипка и т.д.);
  • деньги в размере прожиточного минимума;
  • социальные пособия.

Чтобы избежать проблем, рекомендуется сохранять чеки, подтверждающие права на владение имуществом. При их отсутствии доказать что-либо можно с привлечением свидетелей.

Если вышеперечисленные предметы являются орудием совершения преступления, то они будут изъяты, несмотря на иное указание в ст.446 ГПК РФ.

Можно ли вернуть конфискованное имущество?

Ситуации, когда имущество конфискуется незаконно, не являются редкостью. Если это произошло, единственный выход – пересмотр решения в судебном порядке. Когда имущество уже перешло в собственность государства, владельцу будет выплачена денежная компенсация.

Чтобы вернуть конфискованное имущество, потребуется написать заявление. В зависимости от ситуации прописывается требование возврата самой вещи в натуре или ее стоимости в денежном эквиваленте.

Заявление направляется в специальную комиссию, которая находится по месту реализации конфискованного имущества. Если владелец умер, написать заявление вправе его наследники по закону или завещанию.

Решение о возврате принимается государственным органом или муниципалитетом. Если возникают спорные ситуации, они рассматриваются в судебном порядке.

Не удастся вернуть:

  • имущество (движимое и недвижимое), которое уже было национализировано или находится в собственности у муниципальных органов;
  • поврежденное или уничтоженное имущество (к примеру, в результате стихийного бедствия);
  • землю или посевы, которые не были убраны;
  • имущество, изъятое из оборота (к примеру, если потребовалось изъять земельный участок для государственных нужд).

Решение о возврате вещей в собственность первоначального владельца передается ему, а также финансовому органу государства или муниципалитета для установления суммы ущерба. Заявление рассматривается в течение полугода.

При возникновении сложностей, связанных с конфискацией имущества, обращайтесь к юристу за консультацией. Получить бесплатную правовую помощь можно на нашем сайте. Задайте вопрос эксперту в специальном окне.

Теперь вы знаете, как происходит конфискация имущества. Не любые вещи в собственности могут быть изъяты. При нарушении ваших прав обращайтесь в суд.

Что такое конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения?

Конфискация орудия совершения или предмета административного правонарушения является дополнительным видом санкций, которая может применяться к правонарушителю одновременно с взысканием штрафа, либо назначением обязательных работ или ареста. В ходе конфискации происходит безвозмездное и безвозвратное изъятие вещей, объектов и предметов, указанных в постановлении суда.

Что это такое

Конфискационные меры применяются в отношении лица, признанного виновным в совершении административного проступка. Суть указанной санкции заключается в следующем:

  • при разбирательстве дела устанавливается, что являлось предметом противоправных действий, и какие средства использовал правонарушитель для достижения своих целей;
  • если в статье КоАП РФ, по которой происходит привлечение к ответственности, указана возможность конфискации, суд может применить ее в качестве дополнительной меры наказания;
  • конфискация заключается в принудительном изъятии у правонарушителя конфискованных предметов и орудий, после чего имущество обращается в федеральную или региональную собственность, либо уничтожается.

Правила назначения указанного вида санкций регламентированы статьей 3.7 КоАП РФ. Она может применяться к любым категориям правонарушителей (граждане, должностные лица, предприятия). Исключение составляют случаи, когда происходит изъятие охотничьего оружия, боеприпасов, иных орудий охоты и рыболовства, если для нарушителя указанные промыслы являются единственным источником к существованию.

Оно обращается в федеральную или государственную собственность, а предыдущему владельцу не возмещается стоимость вещей и предметов. Исключение составляют случаи, когда орудие для совершения противоправных действий было взято правонарушителем у законного владельца. Такие предметы и вещи возвращаются надлежащему собственнику после завершения административного дела, даже если были изъяты при выявлении проступка.

Как назначается конфискация

По правилам статьи 3.7 КоАП РФ, конфискация может быть назначена только судом при рассмотрении административного материала. Поэтому изъятие предмета и орудий в момент обнаружения или пресечения противоправной деятельности будет носить временный характер – пока суд не назначит санкцию в виде конфискации, правонарушитель будет считаться собственником имущества.

Процедура назначения указанной санкции выглядит следующим образом:

  • по факту выявления правонарушения составляется процессуальный протокол – в содержании этого документа не только описываются все обстоятельства проступка, но и перечисляются предметы и орудия, обнаруженные у нарушителя;
  • если обнаруженные вещи и предметы изымаются у нарушителя, составляет процессуальный акт – в этом документе описываются характеристики предметов, их отличительные признаки, количество, качественные показатели;
  • изъятые предметы находятся на ответственном хранении у должностного лица или органа, составившего протокол;
  • административный материал направляется в суд для рассмотрения дела по существу;
  • при рассмотрении дела предмет и орудие совершения проступка рассматриваются как вещественное доказательство – суд может провести осмотр имущества, либо ограничиться исследованием протокола или акта об изъятии;
  • если в содержании статьи Особенной части КоАП РФ содержится санкция в виде конфискации, суд может, но не обязан, применить ее.

При рассмотрении дела необходимо определить, относятся ли вещи к предмету и орудию совершения правонарушения. Предметом признаются вещи, материальные и биологические ресурсы, иные объекты, на которые был направлен умысел правонарушителя. Наиболее характерные примеры конфискации предмета правонарушения связаны с незаконной добычей водных биологических ресурсов.

Орудия совершения правонарушения помогают виновному лицу реализовать свой умысел.

Стоимостные, количественные и качественные характеристик не влияют на назначение санкции. В равной степени подлежит принудительному изъятию малоценные предметы и орудия, либо дорогостоящее оборудование и вещи.

Не подлежит конфискации имущество, изъятое из оборота на территории РФ, либо находившееся в незаконном владении правонарушителя. Такие вещи и предметы будут изъяты у правонарушителя по следующим правилам:

  • если имущество официально изъято из оборота – оно обращается в собственность государства или уничтожается без дополнительного решения о конфискации;
  • если вещи и предметы находились у правонарушителя в незаконном владении – они возвращаются законному собственнику по акту, либо передаются в собственность государства (если от собственника не поступит заявление о возврате);
  • если имущество принадлежит лицу, не привлеченному к ответственности, конфискация не применяется – исключение из этого правила действует только для правонарушений в сфере таможенного дела.

Конфискация не может применяться, если на момент вынесения судебного акта имущество фактически выбыло из владения правонарушителя – было возвращено законному владельцу, не принадлежит виновному лицу или было уничтожено. Такие факты должны быть подтверждены документально и отражаются в судебном акте.

Как исполняется

Судебное постановление вступает в силу после истечения срока на обжалование, либо сразу после принятия решение по жалобе. В течение трех рабочих дней после вступления в силу, постановление направляется в адрес службы ФССП, которая будет заниматься исполнением решения о конфискации. Если имущество не было изъято у правонарушителя при составлении протокола, процедура конфискации будет проходить следующим образом:

  • возбуждается исполнительное производство, о чем должностное лицо ФССП издает постановление;
  • в постановлении будет указан срок для добровольного исполнения решения о конфискации, а сам документ направляется в адрес правонарушителя;
  • если имущество не передано в добровольном порядке, приставы проводят принудительное изъятие по акту.

Если на момент конфискации вещи и предметы уже не существуют в натуре, составляется акт о невозможности исполнения. Это относится к скоропортящимся и иным аналогичным продуктам. После фактического изъятия имущества принимается решение о передаче его в федеральную или региональную собственность, либо об уничтожении. Например, будет уничтожено имущество, не представляющее материальной ценности, либо утратившее свое функциональное назначение.

После фактического исполнения конфискации, приставы выдают правонарушителю акт об изъятии. Одновременно направляется уведомление в адрес суда о фактическом исполнении санкции.

Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector