0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Проект закона о банкротстве физических лиц

Закон об упрощенной процедуре банкротства физического лица вступил в силу 1 сентября 2020 года

21 июля 2020 года Госдума приняла в третьем чтении законопроект, вносящий существенные поправки в федеральный закон «О банкротстве». Новые правила вступили в силу 1 сентября 2020.

Дорогие читатели! Наши статьи рассказывают о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону 8 (800) 350-57-94 (Бесплатная горячая линия).

Это быстро и бесплатно!

  1. Что нового в законе
  2. Новые условия упрощенной процедуры банкротства
  3. Во сколько обойдется должнику упрощенное банкротство
  4. Кому подойдет
  5. Различия между обычным банкротством и упрощенным

Что нового в законе

Перечислим основные изменения:

  • Вводится упрощенный порядок банкротства для физических лиц, который должен оказать значительную социальную поддержку населения в условиях экономического кризиса.
  • Подчеркивается, что отсутствие у должника ликвидного имущества не препятствует введению этапа реализации и последующему списанию кредиторской задолженности.
  • Уточнен порядок введения моратория на банкротство. Теперь список видов экономической деятельности, подпадающих под действие моратория, будет публиковаться на сайте ИФНС.
  • Определен новый ускоренный срок публикации отчетов финансовых управляющих о завершении очередного этапа судебной процедуры банкротства физлиц – 10 дней.
  • Перечислены конкретные сведения, которые входят в стандартную форму отчета финуправляющего по окончании процедуры реструктуризации и отдельно по окончании процедуры реализации имущества.

Новые условия упрощенной процедуры банкротства

Законопроект об упрощенном банкротстве утверждает внесудебный порядок проведения процедуры. Обязанность по приему заявлений от должников, проверке содержащихся в них данных и регистрации сведений в Едином федеральном реестре ложится на многофункциональные центры. Анализ финансового положения должника, выявление ликвидного имущества и скрытых доходов возлагается на кредиторов. Для этого кредиторы наделяются правом формировать информационные запросы в органы государственной регистрации.

Право обратить процедуру досудебного банкротства имеет:

  • Кредитор – в случаях, если он несогласен с размером указанной задолженности или готов заявить об обнаружении принадлежащего должнику ликвидного имущества, подлежащего включению в конкурсную массу.
  • Заявитель – если его материальное положение резко изменилось, что дает ему возможность полностью или частично погасить задолженность перед кредиторами (получение наследства, подарка).

Процедура внесудебного банкротства будет длиться 6 месяцев с момента внесения сведений о ее возбуждении в федеральный реестр. По ее завершении все кредитные обязательства, указанные в заявлении должника, будут списаны.

Во сколько обойдется должнику упрощенное банкротство

По новым правилам банкротиться через МФЦ можно будет бесплатно. Отсутствие платы поможет пройти процедуру самым малообеспеченным гражданам, чье материальное положение ранее не позволяло обратиться с заявлением в арбитражный суд.

Кому подойдет

Согласно новым поправкам воспользоваться процедурой внесудебного банкротства смогут неплатежеспособные граждане, чья задолженность перед кредиторами составляет от 50 до 500 тысяч рублей. Другим необходимым условием станет наличие исполнительного производства, возбужденного на имя должника и оконченного по причине отсутствия имущества, на которое можно обратить взыскание.

Т.е. в банке данных исполнительных производств на сайте судебных приставов — окончания или прекращения ИП у вас должно быть по статье 46. Как показано на рисунке.

Ранее заявлялись строгие требования к имущественному положению должника и характеру имеющихся задолженностей: отсутствие в собственности объектов недвижимости, сроки действия кредитных договоров. В окончательной редакции законопроекта подобные требования отсутствуют.

Воспользоваться упрощенной процедурой можно, если:

  • общая сумма долгов от 50 до 500 тысяч;
  • ИП закрыто в соответствии с п. 4 ст. 46 ФЗ-229;
  • нет иных открытых ИП.

Различия между обычным банкротством и упрощенным

Обобщенно различия новой упрощенной процедуры банкротства физического лица от стандартной можно представить в виде таблицы:

Специалисты предполагают, что свежие новости по упрощенному банкротству физических лиц в 2020 году актуальны для 3,5 миллиона россиян. Новый механизм даст возможность быстро и дешево избавиться от долгов самым малообеспеченным гражданам.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас: 8 (800) 350-57-94 (ГОРЯЧАЯ ЛИНИЯ) 8 (499) 938-59-62 (Москва) 8 (812) 467-31-92 (Санкт-Петербург) Это быстро и бесплатно!

Новый закон о банкротстве: что ждет должников — физических лиц в 2021 году

  • Зачем нужен новый закон о банкротстве
    • Где читать текст законопроекта
  • Что нового предусматривает законопроект о банкротстве
    • Классификация должников по доходам
    • Изменения обязательных стадий банкротства
    • Назначение управляющих и оплата их услуг
    • Изменение порядка продажи имущества с торгов

Пока рассматривались поправки о внесудебном упрощенном банкротстве, Правительство РФ вынесло на обсуждение новый законопроект, кардинально меняющий Закон № 127-ФЗ. На данный момент законопроект уже прошел общественное обсуждение и экспертизу.

Несмотря на множество отрицательных заключений, документ направлен на экспертизу в Государственно-правовое управление (ГПУ) при Президенте РФ. Это означает, что законопроект скоро может поступить на рассмотрение депутатов Госдумы РФ.

Зачем нужен новый закон о банкротстве

Все законы постепенно дополняются и меняются, если это нужно для защиты интересов государства, граждан, юридических лиц и предпринимателей. Закон № 127-ФЗ тоже не идеален. Поэтому почти каждый год в него принимают несколько поправок.

Пример такой работы законодателей стало введение с сентября 2020 года процедуры упрощенного банкротства граждан и ИП через МФЦ.

Законопроект, который сейчас предлагает Правительство РФ, кардинально меняет весь механизм банкротства. Вводятся новые понятия, корректируется механизм назначения управляющих, все должники распределяются по нескольким группам, а реализацию имущества предлагается проводить через маркетплейсы.

Большая часть изменений касается юридических лиц и ИП, полномочий арбитражных управляющих. Но и для граждан-должников, планирующих подавать на банкротство, также есть несколько важных изменений. Подробнее о них читайте ниже.

Где читать текст законопроекта

Самостоятельно ознакомиться с текстом нового законопроекта, это можно по ссылке.

Стадия, на которой принимались предложения и замечания в порядке общественной инициативы, уже завершена. Поэтому все последующие изменения могут вносить только эксперты ГПУ, депутаты Госдумы РФ.

Что нового предусматривает законопроект о банкротстве

Основные нововведения коснуться правил утверждения управляющий и оплаты ему вознаграждения, порядка реализации имущества.

1. Классификация должников по доходам

Всех должников предлагается распределить на три группы.

Физические лица попали в первую группу. В нее же входят организации и ИП, чей доход за предыдущий год не превысил 800 млн. руб., а стоимость активов не превышает 300 млн. руб.

Предприниматели могут попасть во вторую группу, если их доход составит от 800 млн. руб. до 2 млрд. руб.

Третья группа включает юр. лиц и ИП с доходом от 2 млрд. руб.

Для большинства рядовых граждан-должников это нововведение коснется только в части назначения управляющих. СРО управляющих тоже будут делиться на три группы. Физические лица смогут указать в заявлении только СРО первой группы. Одним из обязательных условий для саморегулируемых организаций первой группы является не менее 10 завершенных процедур банкротства.

2. Изменения обязательных стадий банкротства

Физических лиц и ИП это нововведение не коснется. Как и раньше, для них будут предусмотрены три возможные стадии – реструктуризация долгов, мировое соглашение и реализация имущества.

У юридических лиц теперь не будет наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления, так как эти процедуры крайне редко являются эффективными.

3. Назначение управляющих и оплата их услуг

Сейчас управляющий назначается из числа кандидатур СРО, которое должник укажет в заявлении. В этим нередко возникают проблемы, так как управляющий может отказаться подать свою кандидатуру на утверждение суда.

Управляющие будут назначаться на основе рейтинга. Каждое СРО будет обязано представить не менее одной кандидатуры, после чего выбор из всех кандидатов сделает компьютерная система суда. Если СРО откажется представить кандидатуры управляющих для выбора, оно рискует перейти в более низкую группу, а потом и вообще потерять статус.

Важные новшества ожидаются в размере вознаграждения управляющих, так как оно выплачивается за счет должника. Вот что нового может ждать граждан-должников.

100 тыс. руб. должен будет заплатить должник в качестве вознаграждения финансовому управляющему за каждую процедуру банкротства (сейчас эта сумма 25 тыс. руб.).

Изменится размер выплат управляющему от стоимости реализованного имущества. Он получит:

  • 10% при стоимости реализации до 1 млн. руб.;
  • 7% при стоимости реализации от 1 до 10 млн. руб.;
  • 5% при стоимости реализации от 10 до 100 млн. руб.;
  • 2% при стоимости реализации свыше 100 млн. руб.

Сейчас управляющий берет 7% при любой стоимости реализованного имущества. Естественно, если у должника вообще нет активов под реализацию, управляющий получит только фиксированное вознаграждение.

Мы советуем не тянуть с подаче заявления на судебное банкротство. С принятием нового закона, списать долги станет дороже.

4. Изменение порядка продажи имущества с торгов

Сейчас торги проводятся через электронные площадки, а оценку имущества делает управляющий. Сведения обо всех этапах банкротства, в том числе о начале реализации, публикуют на Федресурсе.

Если примут новый законопроект, механизм поменяется:

  • извещения будут размещаться на официальном государственном портале торгов;
  • все сведения о торгах, в том числе о составе и цене лотов, будут размещаться на специальных интернет-площадках (маркетплейсах);
  • торги будут проводиться по двухступенчатой «голландской схеме» с плавающим определением цены, возможностью ее снижения при рассмотрении предложений участников.

Сохраняется минимальная стоимость имущества, при которой оно выставляет на торги – от 100 тыс. руб. Если его стоимость меньше, управляющий может продавать имущество без торгов, в том числе по прямым предложениям.

Поможем Вам
избавиться от всех долгов

Спасти должника: как поменяется закон о банкротстве

Реформа, которую предложило Минэкономразвития, настолько значительна, что ее смело можно считать новым законом о банкротстве, считает Станислав Петров, руководитель практики банкротства Инфралекс Инфралекс Федеральный рейтинг. группа Антимонопольное право (включая споры) группа Арбитражное судопроизводство (средние и малые споры — mid market) группа Банкротство (включая споры) группа ГЧП/Инфраструктурные проекты группа Земельное право/Коммерческая недвижимость/Строительство группа Цифровая экономика группа Корпоративное право/Слияния и поглощения группа Налоговое консультирование и споры (Налоговые споры) группа Семейное и наследственное право группа Налоговое консультирование и споры (Налоговое консультирование) группа Уголовное право Профайл компании × .

Новые поправки в закон о банкротстве впервые представили в марте 2020 года. За их разработку отвечало Министерство экономического развития. Сейчас проект поправок находится на рассмотрении в правительстве. Следующим шагом должно стать внесение законопроекта в Госдуму. У проекта есть все шансы стать законом. Об этом говорят действия правительства: в конце июня кабмин отозвал из Госдумы сразу четыре проекта «банкротных» поправок, которые стали неактуальными.

Одно из ключевых изменений, предложенных Минэкономразвития, – отмена сразу трех банкротных процедур. Наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления больше не будет в процессах.

Вряд ли кто-то будет по ним скучать, ведь они неэффективные. Как показывает статистика Судебного департамента, в 2019 году внешнее управление ввели в 186 банкротных делах, а финансовое оздоровление – только в 21. А всего за этот период в российских судах рассмотрели споры по 85 500 банкротным делам, то есть доля этих процедур ничтожна.

Петров одобряет и отказ от наблюдения. Его применяют чаще (10 082 раза в 2019 году), но эта процедура лишь затягивает введение конкурсного производства и увеличивает расходы кредиторов, считает эксперт. Поэтому ее давно стоило отменить. Это «очевидный шаг вперед», полагает юрист.

Законопроект сокращает число оздоровительных процедур ровно до одной – реструктуризации долгов. Сейчас она применяется только в банкротствах граждан. Для юридических лиц такая процедура станет новинкой. Целью реструктуризации станут «сохранение бизнеса и удовлетворение требований кредиторов».

План реструктуризации долгов будут подготавливать сами должники, а утверждать его будут конкурсные кредиторы вместе с уполномоченными органами (ФНС). Свои планы могут представить и другие лица – кредиторы, управляющий, учредитель или участник должника. Тогда кредиторам придется выбирать, какой план утвердить.

Реструктуризация долгов может продолжаться не более четырех лет. Собрание кредиторов может продлить этот срок вдвое – до восьми лет, но только один раз. План реструктуризации должен предусматривать полное погашение долгов по текущим платежам и требованиям кредиторов первой очереди и второй в течение трех месяцев.

План реструктуризации может предусматривать конвертацию долгов в доли в уставном капитале компании-должника, ее акции, облигации и другие ценные бумаги. Допускаются реорганизация должника, продажа всего предприятия или части имущества, замещение активов, новация обязательств, прекращение обязательств через отступное. Разрешаются прощение долга, изменение порядка и объемов погашения долгов, прекращение и изменение условий залога.

После того как план утвердят, а процедура реструктуризации начнется, все аресты и другие ограничения, наложенные на имущество должника, снимаются. С этого момента вводится запрет на выплату дивидендов и распределение прибыли.

Одна из главных мыслей законопроекта – частично оставить управление за собственниками даже во время банкротства. Так, в ходе реструктуризации долгов всю власть не станут автоматически отдавать управляющему.

Вместо этого поправки предусматривают, что за учредителями и участниками должника можно сохранить право назначать руководителя. Другая возможность – передать такие полномочия собранию или комитету кредиторов. А еще можно будет установить «двоевластие», то есть образовать сразу два единоличных исполнительных органа должника, одного из которых выберут собственники бизнеса, а другого – кредиторы. Полномочия между ними разделят в соответствии с планом реструктуризации долгов. Управление можно передать и антикризисному управляющему – такой вариант в законопроекте тоже предусмотрен.

Сохранение управления за собственниками (в совокупности с новым способом назначения управляющих, о котором ниже) позволит не отдавать бизнес «на растерзание» кредиторам (особенно залоговым). Ведь они обычно настроены побыстрее продать активы должника и вернуть хотя бы часть денег, а не сохранять бизнес.

Не менее важное нововведение – балльная система для управляющих. Баллы будут начисляться за различные действия, которые совершил управляющий в ходе банкротных процедур. Например, за каждый исполненный план реструктуризации.

Норма о расчете баллов, которые будут получать управляющие, отсылает к правительству. Именно ему предстоит предусмотреть соответствующий порядок в одном из своих актов. Такой порядок содержался и в первоначально представленной к общественному обсуждению версии законопроекта, но в итоге его из текста убрали.

Читать еще:  Все об оспаривании сделок должника в процедуре банкротства

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих также будут получать рейтинг. Его будут считать исходя из среднего арифметического значения баллов всех управляющих этой СРО. А информация обо всех баллах, полученных управляющими, будет храниться в новом Государственном регистре арбитражных управляющих.

Законопроект отказывается от сложившегося порядка выбора управляющего или саморегулируемой организации управляющих. Теперь их будут выбирать почти в случайном порядке. Это кардинальным образом изменит весь ход процедуры, отношение должника и его кредиторов к процессу банкротства, уверен Петров. «Борьба между кредиторами за право первенства подачи заявления изживет себя и перестанет быть стимулом для скорейшей подачи заявления о признании должника банкротом», – комментирует эксперт.

Выбор управляющего начнется с размещения информации о предстоящем банкротстве в регистре (это новый Государственный регистр арбитражных управляющих). На эту информацию могут откликнуться различные СРО, а в своей заявке на участие в деле они должны указать то количество баллов, которые готовы «поставить на кон». Эти баллы будут временно вычитать из общего количества на период выбора управляющего для дела.

После этого система высчитает средний балл «ставки» всех СРО, которые захотели принять участие в банкротном деле, и отсеет тех, кто предложил баллов меньше среднего. И потом система сделает случайных выбор из оставшихся СРО.

Новая процедура назначения арбитражного управляющего содержит множество нюансов и, может быть, еще претерпит изменения. Окончательное слово в назначении останется за судом. Он сможет отказывать в утверждении управляющего в случае отсутствия у него «достаточной компетентности, добросовестности и независимости».

Всех банкротов поделят на три группы по размеру доходов и активов:

На три группы поделят не только должников, но и СРО. Определять, к какой группе относится СРО управляющих, будут сами управляющие на общем собрании. Организации смогут работать с должниками не выше своей группы.

Сейчас арбитражные управляющие получают ежемесячное вознаграждение в размере от 15 000 до 45 000 руб. в месяц за работу над банкротными делами. «Зарплата» уступит место фиксированной оплате от 100 000 руб. за должников первой группы до 500 000 руб. за должников третьей группы.

Антикризисным управляющим, участвующим в реструктуризации долгов, доплатят проценты от «суммы прироста стоимости чистых активов должника». А у конкурсных управляющих, как и сейчас, будет возможность заработать процент от продажи имущества с торгов. Правда, порядок расчета изменится. Сейчас управляющим выплачивают 3–7% от размера удовлетворенных требований реестровых кредиторов, а будут платить 2–10% от поступивших в конкурсную массу средств.

Кажется, что по новым правилам вознаграждение управляющего станет больше. Но на самом деле оно только снизится.

Владимир Журавчак, партнер ЗАО «Сотби» ЗАО «Сотби» Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) группа Управление частным капиталом группа Арбитражное судопроизводство (крупные споры — high market) Профайл компании ×

Сейчас процедура продажи имущества должника-банкрота с аукциона предусматривает торги «на повышение» – заинтересованные покупатели могут предложить цену выше той, что установил управляющий. И только если такие торги «на повышение» дважды ничем не закончились, покупателям разрешают предлагать цену ниже.

Поправки Минэкономразвития предусматривают, что торги «на повышение» и «на понижение» могут проходить в рамках одного торгового дня. Это нововведение должно ускорить продажу имущества банкротов.

Новая инициатива обязывает юрлиц в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства. За нарушение этого правила предусмотрена ответственность. Наказать могут участников общества, которые приняли решение о продолжении работы, управляющего и других лиц. Ответственность будет солидарной.

Эдуард Олевинский, Олевинский, Буюкян и партнеры Олевинский, Буюкян и партнеры Федеральный рейтинг. группа Банкротство (включая споры) 22 место По выручке на юриста (менее 30 юристов) 30 место По количеству юристов 39 место По выручке Профайл компании × , критикует новые поправки из-за их «нелояльности» к арбитражным управляющим. Например, законопроект предусматривает пятидневный срок на подготовку мотивированных отзывов на возражения к требованиям кредиторов. За нарушение этого срока предусмотрены крупные штрафы. «Зачем устанавливать столь жесткий срок, непонятно», – комментирует эксперт.

Также Олевинский отметил, что сейчас информация о различных банкротных процедурах содержится в различных источниках, из-за чего информацию становится тяжело найти.

Очень хотелось бы предотвратить многочисленность систем раскрытия информации о ходе банкротства, иначе сама цель такого раскрытия не достигается.

Владимир Журавчак хотел бы, чтобы закон регулировал проблемы банкротства предпринимательской группы. Эксперт уверен, что нужно разрешить включать в процесс банкротства платежеспособных членов группы, не отвечающих признакам банкротства. Это могло бы существенно повысить размер удовлетворения требований кредиторов за счет тех активов, которые изначально были несправедливо распределены внутри группы или сокрыты от кредиторов, убежден эксперт.

«Действующая редакция закона о банкротстве не содержит способов защиты прав кредиторов и должника на предбанкротном этапе», – ответил на вопрос о недостатках проекта Станислав Петров. Из-за этого кредиторы лишены возможности предотвращать вывод активов до введения процедуры банкротства, а должники – приостанавливать взыскание для применения реабилитационных мер.

Новый закон о банкротстве физических лиц с 1 сентября 2020

С 1 сентября 2020 в России разрешен внесудебный порядок признания граждан банкротами. Основное преимущество внесудебного банкротства в том, что процедура бесплатна для должника. Все расходы покрывает государство. От должника никаких документов, кроме заявления в МФЦ и списка кредиторов, не потребуется. Как стать банкротом и не погрязнуть при этом в дополнительных тратах на документооборот – читайте в нашем материале.

  1. Как появился новый закон о банкротстве?
  2. Как стать банкротом в 2020 году?
  3. Требования при подачи заявления на банкротство
  4. Преимущества внесудебного банкротства
  5. Какие последствия у внесудебного банкротства?
  6. Сколько длится внесудебное банкротство?
  7. Как упрощенное банкротство оформляли раньше?

Как появился новый закон о банкротстве?

Этот законопроект в сентябре 2019 года внес в Госдуму единоросс Николай Николаев. В феврале 2020 года Госдума приняла документ в первом чтении, а в конце марта 2020 года президент РФ Владимир Путин в срок до 17 апреля рекомендовал Госдуме совместно с правительством упростить процедуру банкротства граждан. Для этого им рекомендовалось “обеспечить принятие” законопроекта о внесудебном порядке признания гражданина банкротом. Новая процедура должна стать дешевым и ускоренным аналогом для существующего сейчас порядка банкротства через суд. Однако из-за споров о требованиях к кандидатам в банкроты депутаты не уложились в срок.

Как стать банкротом в 2020 году?

В отличие от банкротства через суд, по «несудебному варианту» должнику не нужно будет собирать справки и документы, привлекать финансового управляющего и платить ему за работу. Проверка документов и последующее списание долгов проводятся в упрощенной форме.

По новому закону должник может подать заявление о несостоятельности в любой МФЦ. Орган госуслуг в течение суток проверит, завершено ли в отношении гражданина исполнительное производство. После чего в течение 3 рабочих дней специалисты зарегистрируют дело в федеральном реестре сведений о банкротстве и возьмут на себя взаимодействие с кредиторами и судебными приставами.

С этого момента вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов, а также на уплату обязательных платежей. Одновременно прекращается и начисление штрафов, пеней, а также процентов по всем обязательствам гражданина. Долг будет списан в течение 6 месяцев.

Требования при подачи заявления на банкротство

Гражданин сможет бесплатно подать в МФЦ заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке, если размер денежных обязательств составляет не менее 50 тысяч и не более 500 тысяч рублей. При этом имущественные и финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства в расчет НЕ ВКЛЮЧАЮТСЯ.

Чтобы инициировать проведения процедуры банкротства по упрощенному сценарию, гражданин должен соответствовать следующим требованиям:

  1. Должно быть окончено исполнительное производство в связи с возвращением исполнительного документа взыскателю. Речь идет о случае, когда у гражданина нет имущества, на которое можно обратить взыскание.
  2. Не должно быть возбуждено другое исполнительное производство после возвращения указанного документа взыскателю.
  3. Заявитель должен знать, кому именно он должен деньги. И предоставить в МФЦ список всех известных ему кредиторов.

Если все условия для внесудебного банкротства выполнены, информацию о возбуждении этой процедуры МФЦ в течение 3 рабочих дней внесет в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

Преимущества внесудебного банкротства

У банкротства по упрощенной системе есть 4 главных плюса:

  1. Во внесудебное разбирательство о признании банкротами могут обращаться как пенсионеры, так и студенты. Также, помимо физлиц признавать себя банкротами могут и индивидуальные предприниматели (ИП).
  2. Во время внесудебного производства у должников не будет изыматься заработная плата или начисленная пенсия.
  3. Во время упрощенной формы банкротства автоматически приостанавливаются требования кредиторов (банков, коллекторов, физических и юридических лиц).
  4. Внесудебное банкротство физических лиц не предусматривает участия в процессе арбитражного управляющего. Полномочия арбитражного управляющего в упрощенном банкротстве будут распределены между МФЦ и кредиторами должника.

Какие последствия у внесудебного банкротства?

Со дня включения в реестр сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства произойдет следующее:

  1. Будет введен мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и на уплату обязательных платежей (за некоторым исключением);
  2. Не будут начисляться неустойки (штрафы, пени) и другие финансовые санкции, а также проценты по большинству обязательств;
  3. Будут приостановлены имущественные взыскания по исполнительным документам (кроме, например, алиментов).
  4. Во время внесудебного банкротства гражданин не сможет получать займы и кредиты, выдавать поручительства, заключать иные обеспечительные сделки. Поэтому, прежде чем стать банкротом, необходимо взвесить все «ЗА» и «ПРОТИВ».

Сколько длится внесудебное банкротство?

Если во время внесудебного банкротства у гражданина существенно улучшится имущественное положение, он должен будет в течение 5 рабочих дней уведомить об этом МФЦ. Несоблюдение этой обязанности позволит кредитору обратиться в суд с заявлением о признании такого гражданина банкротом.

Закон предусматривает и другие случаи, когда можно будет подать указанное заявление в период внесудебного банкротства. Например, это будет вправе сделать кредитор, не указанный гражданином в списке.

Внесудебное банкротство будет длиться полгода. По завершении процедуры гражданина освободят от дальнейшего исполнения требований кредиторов, перечисленных в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке. Задолженность гражданина перед названными им кредиторами признается безнадежной.

Как упрощенное банкротство оформляли раньше?

Заемщик мог инициировать собственное банкротство, если его долги превышали 500 тысяч рублей и он мог доказать в суде неспособность их обслуживать. При этом нужно было оплатить работу финансового управляющего (25 тыс. руб. + 7% от реализованного имущества). Поэтому управляющий всегда рьяно ищет скрытое имущество, судебные издержки, публикации о банкротстве.

Гражданин, признанный банкротом, в течение трех лет не мог участвовать в управлении организациями, а если до банкротства он был ИП, то в течение пяти лет не мог заниматься предпринимательской деятельностью. Кроме того, в течение пяти лет за ним сохранялась обязанность указывать факт своего банкротства при обращении за кредитами.

Помимо высокой стоимости, процедура занимала 8 месяцев.

Кстати, по новому закону ОБАНКРОТИТЬСЯ МОЖНО БУДЕТ И ПОВТОРНО, НО НЕ СРАЗУ. Гражданин вправе будет вновь подать заявление о признании его банкротом во внесудебном порядке не ранее чем по истечении 10 лет.

Минэкономразвития предложило реформу системы банкротства в России

Минэкономразвития завершило работу над поправками в закон о банкротстве. Комплексные изменения должны сделать банкротство цивилизованным способом возврата долгов и спасения честного бизнеса, рассчитывают в ведомстве. Текст законопроекта опубликован на портале раскрытия нормативно-правовых актов, его вступление в силу предполагается с 2021 года.

Большинство банкротств в России — контролируемые, заявляла Федеральная налоговая служба (ФНС). Желающие избавиться от долгов недобросовестные предприниматели, назначая «своих» арбитражных управляющих, затягивают процедуры банкротства, включают в реестр требований аффилированных кредиторов и прячут активы.

«Минэкономразвития подготовило фундаментальные изменения всего института банкротства. Если они будут приняты, то банкротства в нашей стране изменятся кардинально», — сказал журналистам замминистра экономического развития Илья Торосов на презентации законопроекта, передал корреспондент РБК.

Количество банкротств предприятий в России постоянно растет, за последние восемь лет оно удвоилось. В 68% случаев кредиторы ничего не получают, а в 37% предприятия входят в процедуры банкротства уже без активов, говорят в Минэкономразвития. Ранее ФНС оценивала, что без активов в процедуру банкротства входят 70% компаний. В результате кредиторам возвращается только 5% задолженности.

Новая процедура реструктуризации

Менее 2% предприятий в процедуре банкротства в России получают шанс восстановить свою платежеспособность и вернуться на рынок, отмечает МЭР. Для сравнения: в США этот показатель достигает 30%. «Вероятность спасти бизнес, если вы входите в процедуру банкротства в России, стремится к нулю», — констатировал замминистра.

Минэкономразвития предлагает ввести возможность реструктуризации долгов. Если большинством голосов кредиторы приняли решение, что это возможно, должник должен предоставить план по реструктуризации. У кредиторов будет возможность найти компромисс и договориться о дисконте на площадке суда, считают авторы законопроекта.

Кроме того, ведомство предлагает:

  • оставить только две процедуры — реабилитации или ликвидации предприятия и отказаться от процедур наблюдения, финансового оздоровления и внешнего управления;
  • период реабилитации предлагается ограничить сроком до четырех лет;
  • срок ликвидации сократить до 1–1,5 года, сейчас он превышает два года;
  • обязать юрлица в процедурах банкротства прекратить деятельность через девять месяцев после начала конкурсного производства.

Это позволит исключить «вечных банкротов», которые продолжают по пять—десять лет вести заведомо убыточную деятельность, выводя деньги через «компании-прокладки» и не платя по долгам, пояснил Торосов.

Другой способ вернуть задолженность, кроме реструктуризации и продажи активов, — сразу продать предприятие целиком. Законопроект Минэкономразвития предполагает возможность такой сделки — без распродажи по частям. «Это позволит просто сменить собственников на более эффективных, сохранив бизнес и рабочие места», — пояснил Торосов.

Читать еще:  Банкротство физических лиц под ключ в Москве

Сейчас редкое банкротство укладывается в два года, отмечает партнер коллегии адвокатов «Ковалев, Тугуши и партнеры» Сергей Кислов. Для изменения ситуации с контролируемыми банкротствами, по его словам, «нужно «ускорить» правосудие в части рассмотрения споров о признании сделок недействительными, а также реформировать исполнительное производство — ввести институт частных приставов». Тогда появится возможность привлекать ответственных за банкротство лиц к субсидиарной ответственности, поясняет адвокат.

Жесткая ответственность управляющих

Бенефициары в контролируемых банкротствах могут назначать «своих» арбитражных управляющих и с их помощью контролировать процедуры, чтобы вернуть активы под свое управление. Авторы законопроекта предлагают комплекс мер для повышения «белой» мотивации управляющих. Среди них:

  • Случайный выбор арбитражных управляющих на основе рейтинга.

Сейчас управляющих назначает должник или кредитор, что оставляет лазейку для назначения аффилированных лиц. «В случае принятия поправок вы не будете знать, какого именно арбитражного управляющего назначат на процедуру», — отметил замминистра.

Саморегулируемым организациям (СРО) арбитражных управляющих будет присваиваться рейтинг в зависимости от того, насколько быстро проведены предыдущие процедуры банкротства, возвращены долги, были ли нарушения. Наиболее эффективные СРО будут назначаться на процедуры банкротства случайным образом и выбирать из своих членов управляющего.

Создать объективный рейтинг — утопия, полагает президент союза «Уральская СРО арбитражных управляющих» Михаил Сачев. «Те, кто активно работает и обладает реальным опытом, всегда получают жалобы, а те, кто работает серой мышью, могут стать лидерами рейтинга, — поясняет он. — В итоге может получиться искусственный рейтинг, который не повысит эффективность банкротств».

Банки, как самые большие «заказчики» работы арбитражных управляющих, могут влиять на рейтинг, предупреждает адвокат Сергей Кислов: «Большой вопрос — как сделать так, чтобы такое рейтингование не перевело управляющих под контроль банков».

  • Фиксированное вознаграждение для управляющих. По замыслу министерства, они будут получать процент от всего объема поступлений в конкурсную массу.

Сейчас управляющие получают около 30 тыс. руб. ежемесячно. Поэтому недобросовестные игроки затягивают процесс, в том числе для увеличения суммы своего вознаграждения.

Вознаграждение должно храниться на спецсчете и выплачиваться только по результатам процедуры, предлагает Минэкономразвития. «Чем дольше длится процесс, тем меньше будет вознаграждение», — пояснил замминистра, уточнив, что размер будет варьироваться от 300 тыс. до 500 тыс. руб. за процедуру в зависимости от размера компании.

  • Наказание для управляющих в виде временного запрета на профессию.

Управляющие обязаны возмещать убытки участникам банкротств за неисполнение своих обязанностей или ошибки. Для этого СРО формируют компенсационный фонд. Минэкономразвития выступает за то, чтобы СРО самораспускалась, если не покроет за три месяца сумму выплат, который произвел фонд по обязательствам одного из управляющих этой СРО. Кроме того, в этом случае все управляющие этой СРО не смогут работать по профессии в течение трех лет. «Будет жесткая коллективная ответственность всех членов СРО друг за друга», — подчеркнул Торосов.

Эти изменения могут окончательно превратить арбитражных управляющих в карманную отрасль крупных финансово-промышленных групп, полагает Сачев. Многие управляющие, по его словам, зависимы от крупных корпораций, системных кредиторов, а фиксированное вознаграждение приведет к усилению зависимости. Честные арбитражные управляющие «просто не доживут до вознаграждения», так как не смогут оплачивать дорогостоящие процедуры и работу юристов и бухгалтеров, критикует Сачев.

Ускорение торгов благодаря «качелям»

Торги по распродаже имущества при банкротствах сейчас длятся более года. На открытом аукционе (на повышение цены) доля успешных торгов составляет примерно 6%. Дело в том, что действующие правила не разрешают провести торги как на повышение, так и на понижение цены за одну сессию. Первые два этапа идут на повышение, после чего невостребованные активы продаются через публичное предложение.

  • Введение англо-голландского аукциона позволит за одну торговую сессию вести торги на повышение цены, а если желающих купить актив не найдется, на понижение.

Сейчас имуществом банкротов торгуют 48 площадок, крупнейшие — «Российский аукционный дом», B2B-Center, «Коммерсантъ Картотека», «Фабрикант.ру» и другие. Минэкономразвития предлагает перевести все торги в процедуре банкротства на отобранные правительством онлайн-площадки для госзакупок: «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», «Электронные торговые системы», «Российский аукционный дом», Единая электронная торговая площадка, «ТЭК-Торг», Электронная торговая площадка Газпромбанка и Агентство по государственному заказу Республики Татарстан.

Только три из восьми отобранных площадок имеют банкротные секции, рассказал РБК председатель совета национального союза «Совет по профессиональной деятельности в электронных торгах» Игорь Сорокин. По его мнению, действующая система из 48 площадок прозрачна, 90% из них работают на рынке более шести-восьми лет, а фантомные площадки-однодневки исчезли с 2016 года после обязательного требования состоять в СРО. «Чем мотивирован отказ от действующей системы, нам не поясняют», — отметил Сорокин.

Маркетплейс с имуществом банкротов

Из-за низкого спроса и конкуренции на торгах в среднем активы при банкротстве продаются в пять раз дешевле рыночной стоимости, и в результате кредиторы получают не более 5% задолженности. Процедура сложна для потенциальных покупателей; понимают, как купить имущество при банкротстве, только специалисты, пояснял ранее РБК замглавы ФНС Константин Чекмышев.

Чтобы привлечь к торгам больше покупателей, включая физлиц, все объявления о продаже имущества банкротов будут публиковаться в удобном виде на специальном сайте. Причем информация будет появляться за 30 дней до старта торгов.

Оператора маркетплейса определит правительство, а техзадание на разработку платформы и примерная оценка стоимости уже готовы, уточнил Торосов.

«Маркетплейс для банкротств — прорывная идея, которая действительно поможет сдвинуть рынок с места и запустить продажи на качественно новую орбиту», — считает адвокат Сергей Кислов.

Отдельно Минэкономразвития предложило особые правила для проведения процедур банкротства стратегических организаций, предприятий оборонно-промышленного комплекса (ОПК) и застройщиков. В частности, функции управляющих для таких предприятий может выполнять само юрлицо («Ростех», «Роскосмос», «Росатом», Промсвязьбанк и др.), а у государства будет преимущественное право выкупа.

Внесудебное банкротство физлиц: разбираем новый закон

С 01 сентября 2020 года в силу вступает закон о внесудебном (упрощенном) банкротстве физических лиц — это поправки в главу 10 ФЗ №127. Процедура даст возможность гражданам банкротиться на бесплатной основе.

Разбираем подробнее новый закон, требования к банкротам и условия, на которых будет проходить процедура.

Подойдет ли вам
внесудебное банкротство?

Требования к должникам при внесудебной (упрощенной) процедуре банкротства

По сравнению со стандартным банкротством, внесудебная процедура предполагает меньше требований к должникам. Важно, чтобы человек соответствовал двум условиям:

  • закрыты исполнительные производства в ФССП. Причина окончания должна заключаться в отсутствии имущества для взыскания. То есть банкротиться в новом порядке смогут граждане, у которых нет собственности, кроме единственного жилья и объектов, защищенных от изъятия: личные вещи, домашний скот, мебель, техника и т.п.;
  • сумма долгов в пределах от 50 тыс. до 500 тыс. рублей. Важно: учитываются просроченные долги по всем возможным обязательствам: кредиты, займы, долги за коммунальные услуги, за налоги, по алиментам и так далее.

Закон о внесудебном банкротстве предусматривает последствия на случай, если должник решит обойти законные требования:

  1. Если должник «забудет» указать определенного кредитора в заявлении, тот может узнать о процедуре через реестр Федресурса и заявить о своих правах. По настоянию кредитора, в частности, процедура может перейти в судебный процесс стандартного банкротства физ. лиц.
  2. Долги, о которых должник «забыл» упомянуть, просто не учтут во внесудебной процедуре. Требования кредиторов по таким обязательствам будут считаться действующими и законными даже после списания других долгов.
  3. Данные по закрытым производствам будут проверять в МФЦ. Если, например, в прошлом у гражданина окончено производство по причине отсутствия имущества, но по следующему производству взыскание еще осуществляется, то МФЦ откажет в процедуре банкротства.

Такие требования предъявляются и к гражданам, и к ИП — предприниматели тоже могут пройти бесплатную процедуру, если они подпадают под критерии закона.

Проверить, окончены ли
исполнительные производства

Арбитражный управляющий во внесудебной процедуре несостоятельности (банкротства)

Революционным является то, что внесудебное банкротство граждан будет осуществляться:

  • без участия арбитражного управляющего;
  • без суда.

ст. 223.4 закона о внесудебном банкротстве

В стандартном банкротстве финансовый управляющий выполняет ряд функций: подает публикации в Федресурс, встречается с кредиторами, вносит их требования в реестр, проверяет состояние финансовых дел должника и в целом ведет процедуру.

Во внесудебном банкротстве участие управляющего не предусмотрено, частично его функции делегированы многофункциональным центрам.

Во внесудебном банкротстве условия меняются: финансовый управляющий в деле не участвует, но это не значит, что проверки не будет. Согласно нормам закона N 289-ФЗ от 31 июля 2020 года о внесудебном банкротстве граждан, у кредиторов увеличится круг полномочий.

В течение 6 месяцев с даты внесения гражданина в реестр банкротов ЕФРСБ, кредиторы могут подавать запросы в государственные органы, проверять сделки по Госреестру, проверять имущество супругов банкротов, искать скрытую собственность.

Если найдется имущество — дело перейдет на рассмотрение в Арбитражный суд, а внесудебная процедура будет прекращена.

Таким образом, полномочия финуправляющих в упрощенном (внесудебном) банкротстве будут распределены между:

  • МФЦ;
  • Кредиторами должника.

Нужна помощь
по внесудебному банкротству?

Как будет проходить внесудебное банкротство физических лиц?

  1. Гражданин обращается в МФЦ с целью признать себя несостоятельным: по месту жительства или по регистрации. Вообще, вся процедура будет проходить через МФЦ. Сотрудники центра информируют должника о необходимых документах и помогают составить заявление.
  2. Когда документы поданы, сотрудники МФЦ проверяют основания обращения за внесудебным банкротством: они делают запрос в ФССП об окончании исполнительных производств из-за отсутствия имущества — п. 4 ч. 1 ст. 46 ФЗ №229.
    • если есть основания для внесудебного порядка, в течение 3 рабочих дней сотрудники вносят гражданина в реестр ЕФРСБ;
    • если оснований нет: данные об окончании исполнительных производствах не подтвердились, или они закрыты по другим причинам (например, приостановлены, прекращены), в течение 3 рабочих дней заявление возвращается должнику.

Далее гражданин вправе выждать месячный срок и подать заявление снова. Но если перемены не произошли, то последует еще один отказ. Также можно обжаловать отказ МФЦ в Арбитражном суде.

В течение 6 месяцев гражданин будет числиться в реестре ЕФРСБ. Если за полгода перемен в финансовом положении не произойдет, долги будут списаны.

С момента ввода бесплатной процедуры в силу вступают следующие ограничения:

  • Прекращаются притязания кредиторов: банков, МФО, коллекторов, физических и юридических лиц.
  • Взыскатели и приставы не могут списывать деньги, которые поступают на счета должника. Например, зарплату, пенсию.
  • Должнику запрещено брать новые долги, оформлять кредиты и выступать поручителем.
  • Кредиторы смогут направлять запросы в ведомства и государственные органы для поиска скрытого имущества.

Зачем кредиторам подавать запросы?

Если пристав не нашел какое-то имущество, кредиторы вправе подать жалобу и перевести внесудебное банкротство в обычное судебное, чтобы добиться реализации собственности. Например, это может быть доля в совместной собственности супругов или имущество, купленное после окончания исполнительных производств.

Спросите юристов , какое имущество окажется под угрозой во внесудебном банкротстве, и какие сделки могут оспорить при внесудебном банкротстве.

  • Через полгода после публикации гражданин признается банкротом во внесудебном порядке и освобождается от долгов перед кредиторами, которых он указал в заявлении.
  • Последствия внесудебного банкротства

    Действуют те же последствия, что и при обычном банкротстве по ст. 213.30 ФЗ №127:

    • Запрет занимать руководящие должности в юрлицах (гендиректор или участник, член совета директоров) — 3 года;
    • Обязанность указывать факт банкротства при получении новых займов, кредитов, ипотеки в течение 5 лет после завершения процедуры;
    • Если вы прошли внесудебное банкротство как ИП — запрет регистрировать ИП 5 лет.
  • После завершения внесудебного банкротства и включения в реестр соответствующих данных банкрот не сможет в течение 10 лет снова инициировать процедуру. Для сравнения, при судебном банкротстве — 5 лет.
  • Какие долги списывают при внесудебном банкротстве?

    ст. 223.6 закона о внесудебном банкротстве

    Это кредиты, микрозаймы, долги по ЖКХ, налогам, штрафы ГИБДД и долги, которые уже проданы коллекторам, а также проценты, пени, неустойки. Не обязательно, чтобы каждый кредитор подавал в суд проходил исполнительное производство. Если гражданина соответствует условиям внесудебного банкротства, ему спишут кредиты, которые он указал в заявлении, даже если срок их выплаты еще не окончен.

    Но обратите внимание на п.2 ст. 223.6: если кредитор не указан в заявлении — долг не списывается.

    Кредиторы, которые не были указаны в заявлении, могут требовать возврата долга в процессе внесудебного банкротства и даже после его завершения. Это прямо предусмотрено новым законом.

    Поэтому важно в заявлении указывать все претензии, иначе часть долгов не спишется.

    Во внесудебном банкротстве не списываются алименты, долги по зарплате бывших работников, субсидиарная ответственность и финансовая ответственность за причинение вреда, признанная судом.

    Спросите юриста , какие долги вы вправе списать через МФЦ, когда заработает упрощенное внесудебное банкротство.

    Стоимость процедуры

    Очевидным преимуществом внесудебной процедуры является стоимость: для должника банкротство будет бесплатным.

    Отсутствует необходимость оплачивать:

    • госпошлину. В обычном банкротстве она составляет 300 рублей;
    • услуги финансового управляющего. Стоимость за одну процедуру (реструктуризацию долгов или реализацию имущества) равна 25 000 рублей;
    • публикации в ЕФРСБ. МФЦ будет подавать их бесплатно.

    Таким образом, гражданину не придется открывать кошелек, вся процедура осуществляется на бесплатной основе. В тексте законопроекта прямо указано, что в банкротстве плата не взимается: МФЦ должно бесплатно рассмотреть заявления, сделать публикации. Единственное, что может потребоваться — услуги юристов.


    Бесплатность внесудебного банкротства

    Чем помогут юристы при внесудебном банкротстве?

    1. Проверка — 4 500 рублей. Юрист запросит информацию о долгах, чтобы узнать сумму долгов. Также уточнит по базе ФССП, окончены ли исполнительные производства.
    2. Проверка и подготовка заявления в МФЦ о внесудебном банкротстве, составление списка кредиторов — 7 000 рублей. Гражданин сам только подает заявление и получает результаты через полгода.
    3. Внесудебное банкротство под ключ по доверенности 20 000 рублей.
      • проверка;
      • анализ имущества и сделок за три года, рисков при ипотеке или автокредите;
      • подготовка и подача документов в МФЦ по доверенности;
      • консультирование и юридическая защита в период внесудебного банкротства — жалобы на коллекторов, представительство в Арбитражном суде, если кредиторы будут возражать;
      • получение документов в МФЦ о списании долгов.
    Читать еще:  Рассмотрение дел о банкротстве в арбитражном суде

    Записаться на бесплатную консультацию
    по внесудебному банкротству

    Как узнать, принят ли закон о внесудебном банкротстве?

    Закон о внесудебном банкротстве принят и опубликован.

    Федеральный закон от 31.07.2020 N 289-ФЗ «О внесудебном банкротстве гражданина» вступил в силу 01 сентября 2020 года.

    Нет. Внесудебная процедура банкротства проходит без финуправляющего, и привлечь его невозможно. Он и не требуется, поскольку именно отсутствие арбитражного управляющего позволило сделать процедуру внесудебного банкротства бесплатной для гражданина.

    Вы можете заказать услугу «внесудебное банкротство под ключ», если не хотите разбираться в законе и предпочитаете быть под защитой эти полгода.

    Можете, в законе нет запрета на внесудебное банкротство для индивидуальных предпринимателей. Одной из обязанностей работников МФЦ при начале процедуры является отправка в ФНС уведомления о начале банкротства гражданина для прекращения его регистрации в качестве ИП.

    После внесудебного банкротства Вы не сможете зарегистрировать ИП на себя в течение 5 лет.

    Нет, ускорение процедуры невозможно. Законом установлен обязательный 6-месячный период наблюдения, после которого должник признается банкротом и долги списываются.

    Нет, не все. Не списываются долги:

    • которые должник не указал в заявлении на банкротство в МФЦ,
    • алименты,
    • возмещение вреда,
    • субсидиарная ответственность руководителя предприятия;
    • долги по зарплате работникам (если должник был ип с работниками).

    Нужна консультация кредитных юристов, накопились долги, и необходимо от них избавиться? Обращайтесь, мы поможем пройти процедуру спокойно и без рисков. Мы предоставляем банкротство под ключ, с минимальным участием должника в деле.

    Внесудебная (упрощенная) процедура банкротства граждан стартует с 1 сентября: кто имеет право на списание долгов? Процедура и порядок внесудебной процедуры банкротства. Федеральный закон № 289-ФЗ от 31 июля 2020 года

    Федеральным законом № 289-ФЗ от 31 июля 2020 года в России вводится упрощённый порядок (процедура) банкротства граждан, в соответствии с которой многие Россияне смогут списать (обнулить) накопившиеся у них долги.

    Указанным законом (№ 289-ФЗ от 31 июля 2020 года) вносятся изменения в действующие федеральные законы РФ «О несостоятельности (банкротстве)» и «Об исполнительном производстве»

    Кто имеет право на внесудебную процедуру банкротства (упрощённый порядок списания долгов)?

    На внесудебную процедуру банкротства могут подать заявление граждане РФ с долгами, сумма которых составляет от составляет не менее пятидесяти тысяч рублей и не более пятисот тысяч рублей.

    В указанную сумму задолженности включаются так же следующие долги:
    — суммы задолженности по алиментам;
    — суммы задолженности по договорам поручительства;
    — суммы задолженности, срок платежа по которым ещё не наступил.

    Если совокупная величина указанной задолженности не менее 50 тысяч рублей, но не более 500 тысяч рублей, гражданин может подать заявление на внесудебную процедуру банкротства.

    Внимание, в общую сумму задолженности не включаются «. неустойки (штрафы, пени), проценты за просрочку платежа, убытки в виде упущенной выгоды, подлежащие возмещению за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, а также иные имущественные и (или) финансовые санкции, в том числе за неисполнение обязанности по уплате обязательных платежей. « (абзац 4 пункта 2 статьи 4 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)».

    То есть, задолженность в размере от 50 до 500 тысяч рублей должна состоять из долгов без учёта пеней, штрафов, неустоек, убытков и иных аналогичных платежей.

    Условие внесудебной процедуры банкротства — прекращёние всех исполнительных производств за отсутствием у должника имущества, на которое может быть обращено взыскание (за невозможностью взыскания).

    Да, к сожалению это так: чтобы гражданин мог подать на внесудебную процедуру банкротства, все исполнительные производства должны быть окончены за невозможностью взыскания долгов (подпункт 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона «Об исполнительном производстве»).

    В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве» «. если у должника отсутствует имущество, на которое может быть обращено взыскание, и все принятые судебным приставом-исполнителем допустимые законом меры по отысканию его имущества оказались безрезультатными. «

    К сожалению, указанная норма существенно сужает сферу применения внесудебной процедуры банкротства, ведь чтобы прекратить исполнительные производства за невозможностью взыскания, у должника совсем не должно быть ни имущества, ни доходов.

    Куда подавать и как оформить заявление на внесудебную процедуру банкротства?

    Заявление на внесудебную процедуру банкротства подаётся в много-функциональный центр предоставления государственных и муниципальных («Мои документы») услуг по месту жительства или месту пребывания гражданина.

    Форма заявления на внесудебную процедуру по банкротству, порядок её заполнения и подачи существует пока только в проекте , который разработало Минэкономразвития РФ. К сентябрю 2020 года (начало применения упрощённой процедуры банкротства граждан) указанный проект будет утверждён окончательно.

    При подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке гражданин обязан представить список всех известных ему кредиторов.

    Порядок возбуждения внесудебной процедуры банкротства гражданина. Повторное заявление на внесудебную процедуру.

    В течении суток МФУ «Мои документы» проверяет наличие оконченных исполнительных производств за невозможностью взыскания (по основаниям, установленным подпунктом 4 пункта 1 статьи 46 Федерального закона РФ «Об исполнительном производстве») и отсутствие других возбуждённых исполнительных производств.

    Если все имеющиеся исполнительные производства окончены за невозможностью взыскания, а новых возбуждённых (не оконченных или не прекращённых) исполнительных производств — не имеется, то МФУ «Мои документы» в течение трех рабочих дней осуществляет включение сведений о возбуждении процедуры внесудебного банкротства гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве.

    Если по итогам проверки МФЦ выясниться, что на даты подачи заявления имеются неоконченные или не прекращённые исполнительные производства или не имеется исполнительных производств прекращённых за невозможностью взыскания, заявление гражданина о внесудебной процедуре банкротства возвращается ему МФУ «Мои документы» в течении 3 (трёх) дней.

    Повторное заявление на внесудебную процедуру банкротства может быть оформлено гражданином не ранее, чем через месяц, после возврата ему заявления.

    Мораторий по долгам гражданина — последствия включения сведений в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве гражданина.

    С момента включения МФЦ «Мои документы» сведений о банкротстве гражданина в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, за исключением:

    1) требований кредиторов, не указанных в заявлении о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке;

    2) требований о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, по делам об истребовании имущества из чужого незаконного владения, об устранении препятствий к владению указанным имуществом, о признании права собственности на указанное имущество, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иных требований, неразрывно связанных с личностью кредитора, в том числе требований, не заявленных при подаче заявления о признании гражданина банкротом во внесудебном порядке.

    При этом, прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций, а также процентов по всем обязательствам гражданина, за исключением требований кредиторов, указанных в подпунктах 1) и 2) пункта 1 настоящей статьи.

    Все исполнительные документы в отношении гражданина подаются централизованно — в службу судебных приставов.

    Срок исполнения всех обязательств гражданина (кроме указанных в подпунктах 1 и 2) считается наступившим.

    Все исполнительные производства (кроме указанных в подпунктах 1 и 2) приостанавливаются.

    Предполагается, что гражданин дал согласие на предоставление сведений кредиторам .

    Ограничения на сделки должника в период процедуры банкротства. Права кредиторов по отысканию имущества должника.

    В течении процедуры банкротства гражданин не вправе совершать сделки (заключать договоры) по получению займов, вредитов, не вправе выдавать своё личное поручительство, предоставлять имущество в залог, совершать иные обеспечительные сделки.

    Кредиторы гражданина-должника для обнаружения его имущества имеют право направлять запросы о наличии имущества во все органы, которые осуществляют государственную регистрацию (учёт) имущества (ГАИ, росреестр и т.д.). Порядок и состав предоставляемых сведений об имуществе должника, предоставляемых кредиторам, будет регулироваться Правительством (пока не определены).

    Порядок прекращения внесудебной процедуры банкротства.

    Внесудебная процедура банкротства прекращается в случае, если в течении процедуры банкротства улучшится имущественное положение гражданина и такое улучшение позволит полностью или в значительной доле погасить задолженность перед кредиторами.

    К указанной ситуации относятся случаи получения наследства, принятия в дар имущества, устройства гражданина-должника на работу (появление постоянного существенного источника дохода).

    Об существенном изменении своего имущественного положения гражданин должен уведомить многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. («Мои документы») в течении 5 дней.

    Сколько длиться процедура внесудебного банкротства? Когда списываются долги гражданина?

    Процедура внесудебного банкротства гражданина длится 6 месяцев.

    По окончании процедуры банкротства гражданин освобождается от дальнейшего исполнения требований кредиторов, указанных им в заявлении о признании его банкротом во внесудебном порядке, с учетом общего размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей, предусмотренного пунктом 1 статьи 223.2 настоящего Федерального закона (до 500 тысяч рублей)

    Внимание! Долги кредиторов, не указанные в заявлении о внесудебной процедуре банкротства, не списываются! Гражданин не освобождается от обязательств по указанным долгам!

    В каких случаях долги по итогам внесудебной процедуры банкротства не списываются (не погашаются)?

    — В случае, если вступившим в законную силу судебным актом гражданин привлечен к уголовной или административной ответственности за неправомерные действия при банкротстве, преднамеренное или фиктивное банкротство при условии, что такие правонарушения совершены в данном деле о банкротстве гражданина;

    — В случае, если доказано, что при возникновении или исполнении обязательства, на котором конкурсный кредитор или уполномоченный орган основывал свое требование в деле о банкротстве гражданина, гражданин действовал незаконно, в том числе совершил мошенничество, злостно уклонился от погашения кредиторской задолженности, уклонился от уплаты налогов и (или) сборов с физического лица, предоставил кредитору заведомо ложные сведения при получении кредита, скрыл или умышленно уничтожил имущество.

    — Не списываются (не погашаются) любые долги по т ребования кредиторов по текущим платежам (возникшие после начала внесудебной процедуры банкротства), о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о выплате заработной платы и выходного пособия, о возмещении морального вреда, о взыскании алиментов, а также иные требования, неразрывно связанные с личностью кредитора, в том числе требования, не заявленные при введении реструктуризации долгов гражданина или реализации имущества гражданина, сохраняют силу и могут быть предъявлены после окончания производства по делу о банкротстве гражданина в непогашенной их части в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;

    — Не списываются долги, связанные с привлечением гражданина как контролирующего лица к субсидиарной ответственности, при банкротстве другого лица;

    — Не списывается задолженность, связанная с возмещении гражданином убытков, причиненных им юридическому лицу, участником которого был или членом коллегиальных органов которого являлся гражданин (статьи 53 и 53.1 Гражданского кодекса Российской Федерации), умышленно или по грубой неосторожности;

    — Не списывается задолженность по возмещению гражданином убытков, которые причинены умышленно или по грубой неосторожности в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения гражданином, как арбитражным управляющим возложенных на него обязанностей в деле о банкротстве;

    — Не погашаются долги по возмещению вреда имуществу, причиненного гражданином умышленно или по грубой неосторожности;

    — Не списывается задолженность, связанная с применением последствий недействительности сделки, признанной недействительной на основании статьи 61.2 или 61.3 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве).

    Последствия признания гражданина банкротом во внесудебном порядке: ограничения на сделки и деятельность, обязательные формальности.

    Указанные последствия установлены статьёй 213.30 Федерального закона РФ «О несостоятельности (банкротстве)»

    В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе принимать на себя обязательства по кредитным договорам и (или) договорам займа без указания на факт своего банкротства.

    В течение трех лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления юридического лица, иным образом участвовать в управлении юридическим лицом, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.

    В течение десяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

    В течение пяти лет с даты завершения в отношении гражданина процедуры реализации имущества или прекращения производства по делу о банкротстве в ходе такой процедуры он не вправе занимать должности в органах управления страховой организации, негосударственного пенсионного фонда, управляющей компании инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда или микрофинансовой компании, иным образом участвовать в управлении такими организациями.

    Специальные последствия внесудебной процедуры банкротства гражданина, который утратил статус индивидуального предпринимателя не ранее, чем за год до подачи заявления.

    В случае, если Вы ранее были предпринимателем, и утратили статус ИП не ранее, чем за год до подачи заявления на внесудебную процедуру банкротства, закон устанавливает следующие последствия:

    Гражданин, признанный банкротом во внесудебном порядке, не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя в течение пяти лет с момента завершения процедуры внесудебного банкротства.

    Гражданин, признанный банкротом во внесудебном порядке в течение пяти лет с даты завершения процедуры банкротства не вправе осуществлять предпринимательскую деятельность, а также занимать должности в органах управления юридического лица (за исключением кредитной организации), иным образом участвовать в управлении юридическим лицом (за исключением кредитной организации)

    Указанный гражданин в течение десяти лет с даты завершения внесудебной процедуры банкротства не вправе занимать должности в органах управления кредитной организации, иным образом участвовать в управлении кредитной организацией.

    Ссылка на основную публикацию
    ВсеИнструменты
    Adblock
    detector