0 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Цели и задачи института несостоятельности банкротства

Сущность и цели института банкротства

Зарождение института банкротства было обусловлено развитием хозяйственных, кредитных отношений и отношений собственности еще во времена Древнего Рима. Тогда невозврат долгов был связан с опасностью лишиться свободы и даже жизни, не говоря уже о захвате имущества должника, что вполне характерно для рабовладельческих производственных отношений. В древнейшем памятнике правовой культуры — Римских Законах XII таблиц — было закреплено право кредитора на возмещение убытков от неисполнения обязательств. Согласно этому закону неудовлетворенные кредиторы имели право разрубить на части несостоятельного должника.

Слово «банкрот» (от итал. banco — скамья, rotta — сломанная) дословно означает «сломать скамью», на которой сидел коммерсант, ведущий торговую или финансовую деятельность. Его отказ платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств приводило к тому, что скамью ломали. Это обстоятельство служило сигналом прекращения деятельности коммерсанта и предупреждением для остальных.

В настоящее время основная задача института банкротства в развитых рыночных странах связана с сохранением предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления отсрочки и рассрочки платежа. Государство и общество заинтересованы не в ликвидации предприятия-должника, а в восстановлении его платежеспособности посредством специальных процедур, предусмотренных законодательством о несостоятельности (банкротстве).

Термин «банкротство» в широком смысле слова используется как синоним термина «несостоятельность». В Российской Федерации эти термины совпадают (См. название закона «О несостоятельности (банкротстве)»).

Закон РФ «О несостоятельности (банкротстве)» от 01.01.16 года определяет несостоятельность как: «признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей».

Неплатежеспособность — это невозможность предприятия расплатиться по своим обязательствам «. более трех месяцев с момента наступления даты их исполнения», которая вызывается отсутствием или нехваткой денежных средств.

Если должник при нормальном ведении дел не может выполнить свои обязательства на протяжении более трех месяцев, то относительная неплатежеспособность переходит в абсолютную неплатежеспособность.

Именно абсолютная неплатежеспособность и называется несостоятельностью того или иного субъекта хозяйственных отношений.

Институт банкротства — совокупность условий, правил, механизмов и норм, которые определяют производственно-финансовое положение предприятия, направленных на санирование его экономики.

Институт банкротства позволяет решить две задачи:

  • обеспечить должнику защиту от кредиторов, требования которых он не в состоянии удовлетворить,
  • защитить интересы каждого кредитора от неправомерных действий должника и других кредиторов, обеспечив сохранность имущества и справедливое его распределение между кредиторами.

Целью института банкротства, является ликвидация тех предприятий, которые замыкают на себе неэффективность и нестабильность. Эта цель достигается в результате однонаправленных действий кредиторов, партнеров, финансовых и правовых органов.

Основная цель специалистов по банкротству — максимально эффективное использование производственного потенциала подконтрольного предприятия для вывода его из банкротного состояния.

Уровень экономикиЦель института банкротства
МакроуровеньОбеспечение экономического роста и конкурентоспособности национальной экономики, стабилизация экономических отношений
МезоуровеньСимметричное развитие народного хозяйства в региональном и отраслевом разрезах, защита интересов территорий
МикроуровеньОбеспечение защиты интересов кредиторов, бизнеса должника, трудового коллектива

Основнымицелями института банкротства является сохранение предприятия, а следовательно, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием, предоставления льгот должнику. Бесспорно, подобные положения не распространяются на умышленные или фиктивные банкротства. При этом для достижения конкретных целей используются определенные системы и органы в рамках института несостоятельности — кадровый ресурс, страховые и консалтинговые компании, развитый институт собственности, фондовые биржи, правовые нормы, традиции и т.д.

Институт несостоятельности (банкротство)

Институт несостоятельности (банкротство)

Антонова Е.В. «Трансграничная несостоятельность (банкротство): понятие и основные модели правового регулирования» 2018 г.

Российская Федерация в последние годы стала активным участником разноюрисдикционных банкротных дел, которые, в том числе, связаны с крупными игроками на российском рынке, что вызывает экономический, политический и общественный резонанс. При этом в мире накопился большой опыт применения и исследования института трансграничной несостоятельности, приняты различные нормативные акты и акты рекомендательного характера.

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Карелина С.А. (д.ю.н., профессор)

Баранова А.Б. «Механизм применения правовых презумпций в сфере несостоятельности (банкротстве)» 2020 г.

Работа посвящена анализу норм как действующего, так и действовавшего российского законодательства, судебной практики, а также научной доктрины по вопросу механизма применения правовых презумпций в процессе несостоятельности (банкротства).

Вуз: Юридический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова

Научный руководитель: Карелина С.А. (д.ю.н., профессор)

Дубовская М.В. «Административная ответственность за фиктивное банкротство» 2017 г.

Курсовая работа раскрывает и описывает проблему злоупотребления институтом банкротства, уточняет состав правонарушения, описывает процессуальные права и обязанности лиц в деле по выявлению признаков фиктивного банкротства, указывает на проблему несовершенства законодательства о банкротстве.

Научный руководитель: Кузякин Ю.П. (д.ю.н., профессор)

Вуз: Высшая школа государственного аудита Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Кузьмин Н.Г. «Процедуры банкротства: сравнительный анализ права РФ и США». 2017 г.

При разработке ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» активно использовался опыт зарубежных стран, в том числе США, что объясняет наличие большого количества схожих положений. Вместе с тем в праве России и США имеются существенные различия, а иногда обнаруживается полное отсутствие аналогов правовых институтов, существующих в праве одной из анализируемых стран. Выявление различий и сходств в правом регулировании ликвидационных и реабилитационных процедур банкротства позволяет понять логику законодателей, сильные и слабые стороны, а также дух законодательства о банкротстве.

Научный руководитель: Иванчак А.И. (д.ю.н., профессор)

Вуз: Московский государственный институт международных отношений (Университет) МИД России

Роголева И.А. «Институт банкротства граждан по законодательству Российской Федерации: проблемы правового регулирования». 2017 г.

Работа посвящена исследованию норм действующего законодательства, судебной практики, научной доктрины в части анализа проблем правового регулирования института банкротства граждан и поиска путей их решения.

Предметом исследования является отечественная модель правового регулирования института потребительского банкротства, в частности, определяются нормативно-правовая основа, понятие и критерии института несостоятельности (банкротства) граждан, а также место и роль института в рыночной экономике в исторической ретроспективе. Автор раскрывает проблемы правового регулирования процедур реструктуризации долгов гражданина, реализации имущества, особое внимание уделено механизму освобождения от обязательств.

В условиях формирования института потребительского банкротства, направленного на экономико-социальную реабилитацию граждан-должников, комплексный анализ проблем его реализации на практике будет способствовать совершенствованию современной модели правового регулирования и определит его дальнейшее развитие.

Научный руководитель: Карелина С. А. (д.ю.н., профессор)

Вуз: Юридический факультет Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова

Цели и задачи института (несостоятельности) банкротства и их правовое значение.

Введен в правовую систему, потому, что оказался недостаточным обычный механизм взыскания задолженности в рамках искового и исполнительного судопроизводства.

При наличии у должника нескольких кредиторов без возбуждения процесса банкротства только тот банк, который первым обратится в суд с иском о взыскании задолженности по кредиту, первым получит решение суда о взыскании, первым обратит взыскание на имущество предпринимателя-заемщика, полностью вернет выданный кредит. Но, вероятнее всего, после этого у предпринимателя имущества уже не останется, тем более что ст. 446 ГПК РФ не позволяет обращать взыскание на все имущество гражданина. Поэтому остальные кредиторы, которые не успели первыми обратиться в суд, скорее всего, вообще не смогут взыскать долг с данного предпринимателя.

В случае же начала процесса банкротства должника-предпринимателя некоторое время задолженность не будет выплачиваться ни одному из банков-кредиторов, за это время все кредиторы заявят о своем существовании, а деньги, вырученные от продажи имущества предпринимателя (за вычетом расходов на проведение процесса банкротства), будут распределены между всеми кредиторами соразмерно их требованиям. То есть все три кредитора получат равный процент от суммы задолженности. Например, по 20% от суммы выданного кредита и причитающихся процентов. Таким образом, распределение имущества должника при банкротстве носит более справедливый характер, чем при взыскании в порядке искового судопроизводства, учитывает интересы всех кредиторов, предотвращает получение преимуществ одних кредиторов перед другими.

Однако цель института банкротства не может сводиться только к защите интересов кредиторов. Предотвращение ликвидации должника, сохранение его в экономической системе нередко не менее, а иногда и более важно. Ведь, во-первых, это сохранение рабочих мест, что всегда актуально в условиях безработицы. А если должник является градообразующим предприятием — основным работодателем населенного пункта, то его разорение повлечет социальную напряженность и существенные расходы государства на организацию трудоустройства и социальные выплаты. Во-вторых, действующие предприятия являются налогоплательщиками, от их финансового благополучия зависит объем доходов бюджетов. В-третьих, должник нередко является участником торгово-производственной цепи, от него зависит нормальная деятельность его контрагентов (поставщиков, покупателей, клиентов). Многие предприятия имеют стратегическое значение для безопасности страны.

Банкротство многих субъектов (например, банков, страховых компаний) наносит существенный урон большому числу своих контрагентов, экономике, государству и обществу в целом. Поэтому в науке правильно отмечается, что «в современных условиях основной целью института банкротства является не только и не столько справедливое удовлетворение требований кредиторов, сколько создание эффективного механизма обеспечения стабильности рыночных отношений, устойчивого роста национальной экономики».

1. Восстановление платежеспособности должника, предотвращение его ликвидации. По устоявшемуся в научной среде мнению, действующее законодательство о банкротстве носит «продолжниковый» характер, так как преимущественно защищает интересы должника, а не кредиторов. Действительно, оно предлагает целый ряд правовых средств для реализации данной цели. Само введение процедуры в деле о банкротстве предоставляет должнику на несколько месяцев, а иногда и лет, «отдых» от притязаний кредиторов, от арестов и изъятия имущества для расчетов с ними. Кроме того, на срок до двух лет могут быть введены оздоровительные процедуры, в ходе которых, в частности, должник может продолжать свою деятельность, постепенно рассчитываясь с кредиторами. Должнику намного легче, чем кредиторам, инициировать процесс своего банкротства, что дает ему преимущество в выборе саморегулируемой организации, из числа членов которой будет выбран арбитражный управляющий для проведения первой процедуры в деле о банкротстве.

2. Соразмерное, пропорциональное и наиболее полное удовлетворение требований всех кредиторов на принципах очередности. Если при взыскании задолженности в порядке исполнительного производства преимущество получает тот из кредиторов, кто первым потребует выплаты долга, то при банкротстве имущество должника распределяется между всеми кредиторами, но в порядке очереди. Очередность позволяет дать приоритет в получении выплат экономически слабой и социально незащищенной части кредиторов, путем их включения в первые очереди. Установлены три очереди требований кредиторов, а также внеочередные требования (ст. 134 Закона о банкротстве) (см. параграф 8.4 учебника). Расчеты со второй очередью начинают производиться после полного удовлетворения требований кредиторов первой очереди и т.д.

Читать еще:  Банкротство физического лица если нет имущества

3. Обеспечение баланса интересов всех участников правоотношений, связанных с банкротством. Так, арбитражный управляющий, утверждаемый для проведения всех процедур в деле о банкротстве, обязан действовать в интересах кредиторов, должника и общества (ст. 20.3 Закона о банкротстве).

4. Предупреждение негативного влияния банкротства на состояние социально-экономической сферы общественной жизни, причинения ущерба участникам гражданского оборота. Так, закон позволяет оперативно исключить из экономической жизни безнадежно неплатежеспособных и неконкурентоспособных лиц, продолжение деятельности которых невозможно или опасно для его потенциальных контрагентов, нарушает интересы его кредиторов. Это касается прежде всего финансовых организаций. Ведь известно, что именно на пороге неплатежеспособности банки активизируют рекламную кампанию, заманивая клиентов завышенными процентами по вкладам. Для поддержки малого бизнеса закон предусматривает освобождение банкротов — индивидуальных предпринимателей от значительной части долгового бремени, которое они не смогли погасить в процессе банкротства (ст. 213.28, 214.1 Закона о банкротстве). Данная норма еще раз подтверждает «продолжниковый» характер отечественного института банкротства.

Системы регулирования банкротства в мире делятся на три основных вида:

1) прокредиторская система: радикальная (Великобритания, Израиль, Гонконг) и умеренная (Германия, Япония, Финляндия) устанавливают повышенную защиту интересов кредиторов;

2) нейтральная система (США, Чехия, Дания) не предоставляет явных преимуществ одной стороне в ущерб другой;

3) продолжниковая система: умеренная (Испания, Бельгия, Россия) и радикальная (Франция) основной целью ставят восстановление платежеспособности и защиту интересов должника, нередко в ущерб кредиторам.

Очевидно, что для достижения перечисленных целей необходимо наличие у должника достаточного имущества. Поэтому основной задачей института банкротства является максимизация имущества должника, которая включает задачи сохранения и пополнения имущества.

На решение задачи обеспечения сохранности имущества должника направлены нормы законодательства о банкротстве, предусматривающие:

а) введение своевременного контроля деятельности должника и распоряжения его имуществом для предупреждения вывода активов и иных неправомерных действий должника, его органов управления, арбитражного управляющего. Например, должник не вправе совершать в ходе процедур банкротства ряд сделок без согласия комитета кредиторов;

б) меры но защите имущества должника от взысканий со стороны кредиторов;

в) право на отказ от исполнения невыгодных для должника сделок;

г) разумное и обоснованное осуществление арбитражным управляющим расходов при проведении процедур в деле о банкротстве;

д) другие правовые средства.

Для решения задачи увеличения и возврата имущества должника нормы института банкротства предусматривают возможность:

а) признания сделок должника недействительными по специальным основаниям, использование которых возможно только в рамках дела о банкротстве. Это очень важный инструмент, поскольку на практике широкое распространение получили попытки руководства организаций в преддверии неплатежеспособности вывести ликвидные активы, т.е. передать их своим подконтрольным лицам, для того чтобы оно не досталось кредиторам. Например, закон позволяет признать недействительными такого рода сделки, совершенные должником в течение трех лет до начала производства по делу о банкротстве;

б) привлечения к субсидиарной (дополнительной) ответственности по долгам банкрота руководителя и иных лиц, виновных в неплатежеспособности должника, в уменьшении стоимости его имущества и некоторых иных правонарушениях;

в) использования ряда иных инструментов.

Вопросы практики

Однако практика применения законодательства о банкротстве показала, что, к сожалению, перечисленные цели и задачи законодателя реализуются далеко не всегда. Так, оздоровительные процедуры в деле о банкротстве не могут быть введены при отсутствии желания на то собрания кредиторов, либо инвестора, готового предоставить обеспечение исполнения должником своих обязательств. А эффективность оздоровительных процедур банкротства на протяжении 12 лет крайне низка. Например, процедура финансового оздоровления успешно завершается в среднем лишь в 6% случаев.

Что касается второй цели института банкротства, то приоритет, предоставленный законом первым очередям кредиторов, нивелируется наличием внеочередных требований, на которые зачастую расходуется основной объем средств должника. Расходы на проведение банкротства весьма велики, нередки злоупотребления его участников. В результате эффективность мер принудительного взыскания в ходе банкротства (по состоянию на 1 октября 2013 г.) для ФНС России (кредитора третьей очереди) составляет всего 4,5%. Россия в 2013 г. занимала 55 место в мире по эффективности процедур банкротства компаний в рейтинге Всемирного банка и Международной финансовой корпорации Doing Business.

Национальная система института банкротства

Понятие института банкротства. Функции и цели

Институт банкротства, несомненно, один из основных и необходимых для нормального функционирования рыночной экономики, принципиальным условием существования которой является сформированная конкурентная экономическая среда, где четко определенные права собственности являются основой конкурентной экономики. Этот институт призван защищать право собственности, в условиях рыночной экономики, которое является священным и неприкосновенным, очищать экономическую систему от предприятий, хронический «пожирающих» чужие ресурсы.

Банкротство, как и любой другой экономико-правовой институт, следует рассматривать как инструмент достижения тех или иных целей экономической политики государства. Основной характеристикой любой экономической системы, и одновременно целью управляющего воздействия на нее, является эффективность производственных ресурсов (природных, трудовых, капитальных), находящихся в распоряжении данной системы. Это верно как в отношении государства в целом, так и в отношении конкретного предприятия. Экономический смысл института банкротства в том и состоит, что этот институт должен служить механизмом установления более эффективного режима управления производственными ресурсами на уровне хозяйственных единиц — предприятий.

Любое предприятие подвержено риску банкротства, так как в течение жизненного цикла организации взлеты чередуются со спадами. Истоками экономических кризисов являются комплексы противоречий, которые накапливаются и обостряются в разнообразных процессах экономического развития. И если по каким-то причинам руководству и собственникам не удалось успешно преодолеть возникшую кризисную ситуацию, предприятие становится неплатежеспособным, что ведет к инициированию процедуры банкротства.

С другой стороны, в современной экономике банкротство является инструментом государственного регулирования рынка, так как благодаря существованию данного явления в экономической системе происходит естественный отбор, в ходе которого продолжают существовать более эффективные хозяйствующие субъекты.

Очевидно, что более выгодной для государства политикой в сфере банкротства является направление усилий на восстановление предприятий, ставших банкротами, а не уничтожение их. В то же время, восстановление платежеспособности должника — лишь одна из функций института банкротства. Рассмотрим комплексно роль института банкротства.

Существование института банкротства обусловлено необходимостью защиты государства, наемных работников, собственников имущества, а также органов управления предприятий и организаций от негативных проявлений неплатежеспособности, вероятность наступления которой объективно присутствует в рыночной экономике.

Роль института банкротства можно раскрыть с двух точек зрения: с макроэкономической (роль и место в государственной политике), с микроэкономической (влияние на различных экономических агентов).

С позиции государства, банкротство — это, во-первых, снижение уровня хозяйственных рисков в экономике путем ликвидации неэффективно функционирующих предприятий. К сожалению, в реальном народном хозяйстве не все предприятия работают одинаково хорошо: одни более успешно, другие — менее. При этом отстающие из-за торможения, либо полного прекращения расчетов по обязательствам тянут за собой вниз остальные организации. В этом случае институт банкротства выступает в роли санитара, призванного следить за общим состоянием экономической системы, оказывая воздействие на тех субъектов, уровень финансового благосостояния которых опускается ниже установленной ватерлинии. Воздействие может выражаться либо в виде ликвидации банкрота и перераспределения производственных активов в пользу эффективных хозяйствующих организаций, либо в запуске механизма оздоровления неэффективного предприятия под контролем государства и кредиторов.

Таким образом, снижаются риски за счет возрастания уровня определенности в экономической системе. До тех пор пока неплатежеспособное предприятие не прошло через процедуру банкротства, за ним числится задолженность по долгам, в том числе и по налогам. В то же время кредиторы такого предприятия, государство в том числе, рассчитывают на поступления от своего дебитора, планируя бюджет расходов. В этом случае возрастает риск того, что данные бюджеты не будут выполнены по причине неопределенности временного промежутка, в течение которого такая задолженность взыскана, если она вообще будет погашена должником. Таким образом, лучше зафиксировать убытки, чем рассчитывать на денежные средства, которые никогда не будут получены.

На микроэкономическом уровне можно выделить несколько групп заинтересованных лиц: кредиторы (поставщики, кредитные организации, подрядчики, фискальные органы), наемные работники, учредители, участники организации, руководство организации.

Для кредиторов банкротство представляет собой централизованный механизм возврата долгов. При наличии лишь рыночных механизмов возврата долгов кредиторам приходилось бы нести высокие расходы, с одной стороны, на такое обслуживание задолженности, которое бы обеспечивало полное исполнение должником обязательств в полном объеме при различных обстоятельствах, с другой стороны — на заключение контрактов между кредиторами с определением очередности и пропорции погашения задолженности. В условиях каждодневного заключения множества договоров, изменения состава кредиторов конкретной организации фиксирование подобных соглашений потребовало бы колоссальных трансакционных издержек. В этой связи механизм банкротства предполагает единообразный способ урегулирования финансовых проблем, порождаемых неплатежеспособностью организации, который обеспечивает защиту интересов должника, кредиторов и общества за счет осуществления контроля, как со стороны рыночных агентов (кредиторов), так и государства (регулирующий орган исполнительный власти, арбитражный суд).

Что касается собственников и руководства должника, то для них банкротство обеспечивает цивилизованную форму решения проблемы непогашенных долгов, урегулирование задолженности. Безусловно, собственники расстаются с частью своего имущества, менеджмент теряет работу, однако важно помнить, что это плата за тот предпринимательский риск, который присутствует в любой предпринимательской деятельности, но при этом они избегают различных проявлений нецивилизованных форм взыскания задолженности.

Кроме того, в данном случае банкротство обладает превентивной функцией. При наличии такого инструмента в экономике руководители предприятий заинтересованы в добросовестном исполнении платежей, так как в случае банкротства организации они могут нести ответственность за свои непрофессиональные действия, вплоть до уголовной, что обусловлено публичным характером судебного разбирательства, в ходе которого проверяется наличие преднамеренного банкротства и других противоправных деяний.

Весьма болезненным и противоречивым является вопрос: что делать с персоналом, работниками обанкротившегося предприятия? Необходимо заметить, что банкротство — это не физическое уничтожение производства, напротив, банкротство — это, как правило, подразумевает под собой переход права собственности на активы от должника к другому лицу. В этой связи, ни один добросовестный собственник не заинтересован в потере квалифицированного персонала, обладающего необходимыми навыками и опытом работы на конкретном производственном объекте. Даже в случае остановки производства и увольнения всех работников важно заметить, что причиной этому служит не процедура банкротства, а предшествовавшие этому действия руководства и собственников, которые и довели предприятие до столь плачевного состояния. В то же время в ходе процедуры банкротства работникам гарантируется, что увольнение будет проведено в рамках трудового законодательства, с соблюдением необходимых формальностей и выполнением всех установленных обязательств.

Читать еще:  Последствия банкротства физических лиц

Все означенные выше проблемы в рыночной экономике призван решать институт банкротства.

Национальная система института банкротства состоит из следующих элементов:

Исполнительная власть. К этому элементу относятся Федеральная налоговая служба (ФНС), Минэкономразвития (МЭР) и Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии (Росрегистрация). Исполнительная власть обеспечивает реализацию политики государства в процедурах, применяемых в делах о банкротстве, а также в сфере несостоятельности в целом.

Законодательная власть представлена Государственной Думой РФ, этот элемент реализует нормативное обеспечение системы банкротства.

Судебная власть представлена Арбитражными судами, в том числе и Высшим Арбитражным Судом.

Действующие лица в процедуре, применяемой в деле о банкротстве: конкурсные кредиторы, арбитражный управляющий, должник.

Одним из ключевых элементов современной системы банкротства являются такие институты как саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СРО) — некоммерческие организации, основанные на членстве, целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих.

Поскольку банкротство является экономико — юридическим институтом, следовательно, его можно рассматривать и как юридическую процедуру (рис.1.), и как экономический механизм (рис.2), причем юридическая процедура является частью экономического механизма.

Рис. 1 Банкротство как юридическая процедура.

Рис. 2 Банкротство как экономический механизм

Экономические субъекты — это само неплатежеспособное предприятие, другие заинтересованные стороны — кредиторы, налоговые органы, государство (в случае участия государства в акционерном капитале или в случае банкротства градообразующих предприятий), трудовой коллектив. Есть правила игры — это юридическая процедура банкротства. И известный набор действий (приведенный на рис.1) даст в результате один из трех предсказуемых вариантов (приведенных на рис.2): восстановление платежеспособности (или повышение эффективности собственника), или смена собственника (с сохранением бизнеса), или ликвидация бизнеса.

Правовую основу функционирования института банкротства составляют законы и подзаконные акты, методические указания и правила, направленные на эффективное проведение процедур банкротства.

Важнейшая составная часть функционирования института банкротства — финансовые основы. Процедуры банкротства, включая судебные издержки и вознаграждение арбитражного управляющего, обычно производятся за счет средств должника. В законодательстве о банкротстве предусмотрено, что досудебная санация в целях финансового оздоровления может проводиться за счет средств кредиторов и иных лиц, а также посредством финансирования из бюджетов различных уровней. В связи с этим создание привлекательных условий для вложения частного капитала в институты банкротства и антикризисного управления в целом является важной задачей государственного регулирования данной сферы.

Институт несостоятельности банкротства в гражданском праве

Институт банкротства физического лица в гражданском праве рассматривается как один из эффективных способов защитить гражданина, который попал в сложную финансовую ситуацию и нуждается в помощи. Банкротство в гражданском праве предполагает, что лицо не в состоянии удовлетворить требования кредиторов по денежным или иным обязательствам.

Официально несостоятельность была введена в гражданское право Российской Федерации Федеральным законом в 2014 году. Данным законом регламентирован порядок осуществления процедур по восстановлению финансового состояния неплатежеспособного заемщика, который применяется в отношении физлиц. В сегодняшней статье детально рассмотрим, в чем особенности несостоятельности гражданина и каковы гражданско-правовые последствия этого процесса.

  1. Институт несостоятельности банкротства в системе гражданского права
  2. Каковы признаки банкротства
  3. Кто может подавать на банкротство
  4. Риски для граждан-должников
  5. Преимущества и недостатки статуса банкрота
  6. Оформление банкротства: этапы

Институт несостоятельности банкротства в системе гражданского права

Банкротство в гражданском праве регламентируется федеральным законом о банкротстве, который призван положительно повлиять на сферу кредитования россиян. Процедура несостоятельности подразумевает возможность провести реструктуризацию задолженности. Это позволит восстановить платежеспособность физического лица. Разрабатывается и утверждается специальный план, согласно которому должник будет погашать задолженность. Стоит обратить внимание, что в течение процесса реструктуризации начисление пени и процентов будет приостановлено. Законодательство предполагает право гражданина на обращение в арбитражный суд с заявлением о несостоятельности. Физическое лицо вправе это сделать при наступлении конкретных обстоятельств.

Каковы признаки банкротства

  • Гражданин не в состоянии выполнять денежные обязательства перед кредиторами.
  • Физлицо не погашает задолженность в установленные сроки.
  • С момента выполнения обязательств прошло больше тридцати дней, а общий размер составляет более десяти процентов от всей суммы, которая подлежит оплате.
  • Цена имущества должника гораздо ниже суммы долга.
  • У должника нет имущества, которое могут взыскать, о чем имеется соответствующее определение об окончании исполнительного производства.

Кто может подавать на банкротство

Необходимо понимать, что не каждый житель РФ вправе объявить себя несостоятельным в официальном порядке. В соответствии с действующим законодательством сделать это возможно в следующих случаях:

  • Размер денежного долга перед кредитором составляет более чем полмиллиона руб.
  • Если человек способен доказать отсутствие возможности выплатить задолженность по кредитным или иным обязательствам.
  • Если физлицо сможет доказать, что предпринимались попытки удовлетворить требования заимодателей и заключить договор о реструктуризации задолженности.

Банкротство в Российской Федерации не может быть официально признано в случае, если сумма платежей за каждый месяц превышает реальные доходы физического лица. В такой ситуации суд максимум признает должника неплатежеспособным, но задолженность аннулирована не будет.

Риски для граждан-должников

Инициирование процедуры несостоятельности предусматривает, что у человека нет денежных средств, чтобы выплачивать задолженность. Согласно этому приставы должны реализовать имущество должника. Каждая операция, связанная с его имуществом и касающаяся передачи его родственникам, будет аннулирована. В отдельных случаях расторгаются даже договора дарения. В случаях, когда недвижимое имущество состоит в совместной собственности, тогда будет реализована только та его часть, которая принадлежит должнику на праве собственности.

Когда несостоятельным признается индивидуальный предприниматель, все его лицензии и свидетельства о ведении предпринимательской деятельности будут аннулированы. Изъятым может быть все имущество ответчика. По закону нельзя конфисковать недвижимость, которая является единственным местом жительства гражданина. Взыскание задолженности не осуществляется путем реализации предметов домашнего интерьера и других вещей.

Преимущества и недостатки статуса банкрота

Среди недостатков банкротства необходимо отметить некие последствия в виде лишения прав на:

  • Осуществление сделок по купле или продаже имущества. Когда физическое лицо признается банкротом, в дальнейшем нельзя распоряжаться имуществом, что составляет конкурсную массу.
  • Выезд за границу (такое ограничение может быть введено в отдельных случаях только решением, которое принимает суд).
  • Распоряжение денежными средствами, размещенными на счету в банках
  • Пользование банковскими картами.

На протяжении пяти лет признанный банкротом человек должен уведомлять об этом факте банки. Но даже несмотря на недостатки большинство граждан добровольно соглашаются на процедуру, видя в этом и преимущества:

  • Удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам, по уплате обязательных платежей.
  • Прекращение начисления процентов.

Человек, которого в официальном порядке признали банкротом, больше не обязан выполнять требования кредиторов.

Оформление банкротства: этапы

Инициирование банкротства гражданина – это длительный процесс. От подачи заявления до принятия судом решения может пройти от двух недель до трех месяцев. На реструктуризацию задолженности может потребоваться около четырех месяцев. А реализация имущества должника отнимет до шести месяцев. Этапы оформления финансовой несостоятельности следующие:

  • Подготовка необходимой документации, участвующей в деле. Все сведения о должнике, его статусе и имуществе должны быть подкреплены документально для суда.
  • Оформление заявления, которое подается в суд. Этот документ должен быть составлен грамотно, согласно установленной форме, иначе суд не станет его рассматривать.
  • Подача заявления. Подать документацию гражданин может в режиме онлайн, самостоятельно, лично обратившись в суд или отослать почтой.
  • Реализация судебного решения:
    • Реструктуризация задолженности.
    • Реализация имущества.
    • Мировое соглашение.
    • Признание гражданина банкротом. Предусматривается, что суд и кредитор признали неспособность гражданина выплатить долги в полном объеме.

Судебное производство по делу о банкротстве – это сложный и длительный процесс. Когда должник признан банкротом, все долговые обязательства аннулируются. Принять решение об инициировании несостоятельности можно только тщательно изучив специфику этого вопроса. При необходимости можно обратиться к юристам по делам банкротства граждан. Взвесив все преимущества и недостатки, человек сможет определиться, нужно ли начинать такую процедуру или, возможно, стоит рассмотреть альтернативные варианты решения сложной финансовой проблемы.

§ 1. Понятие несостоятельности (банкротства).

Место и цель института несостоятельности в системе российского права

Институт несостоятельности известен всем странам с рыночной экономикой и является одним из основных элементов механизма правового регулирования рыночных отношений.

В этой связи определим понятие несостоятельности (банкротства): это признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей [3] В настоящее время в соответствии с действующим на территории Российской Федерации законодательством банкротом может стать организация, не способная удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение трех месяцев, отсчитывая с даты, когда они должны были быть исполнены.

Особенностью правовой природы отношений, возникающих в связи с несостоятельностью должника, является их гражданско-правовой характер, о чем свидетельствуют:

— правовой статус субъектов отношения (должник и кредитор — субъекты гражданского права);

— юридическое содержание отношений (совокупность обязанностей несостоятельного должника и прав требований кредиторов);

— юридический объект отношения (действия должника по удовлетворению требований кредиторов из имущества должника).

Несмотря на свою гражданско-правовую сущность, институт несостоятельности регулируется не только нормами гражданского права.

Институт несостоятельности — группа правовых норм, комплексно регулирующая отношения несостоятельности и сочетающая в себе нормы различных отраслей права (гражданского, налогового, банковского, административного, трудового, уголовного и др.).

Несостоятельность субъекта рыночной экономики всегда свидетельствует о конфликте интересов сторон.

С одной стороны, при реализации процедуры несостоятельности необходимо защитить интересы кредиторов, законно требующих скорейшего и полного удовлетворения своих претензий к должнику. С другой стороны, необходимо учитывать интересы должника, который, возможно, будет способен удовлетворить все требования кредиторов, но только по прошествии какого-то периода времени. Кроме того, необходимо учитывать социальные и государственные интересы: сохранение должника как работодателя, налогоплательщика, производителя товаров, работ, услуг и т. д. Столкновение интересов кредиторов, должника, социальных и государственных интересов порождает значительные сложности в правовом регулировании правового института несостоятельности (банкротства).

Читать еще:  Мировое соглашение при несостоятельности гражданина

Цель института несостоятельности — установление правового регулирования обеспечения баланса между интересами кредитора, должника, общества и государства посредством применения к должнику различных процедур, обусловленных законом.

Цели и задачи института несостоятельности (банкротства): сравнительная характеристика российского и зарубежного законодательства

Рубрика: Экономика и управление

Дата публикации: 22.12.2016 2016-12-22

Статья просмотрена: 3586 раз

Библиографическое описание:

Масленникова, Л. В. Цели и задачи института несостоятельности (банкротства): сравнительная характеристика российского и зарубежного законодательства / Л. В. Масленникова, Д. С. Залесная. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 29 (133). — С. 453-455. — URL: https://moluch.ru/archive/133/37213/ (дата обращения: 26.12.2020).

In this paper, based on doctrinal analysis investigates the approaches to defining the goals and objectives of the Institute of insolvency (bankruptcy). The problems of the theory and practice connected with legal consolidation of concepts: «the purpose of the Institute of insolvency (bankruptcy)» and «tasks of the Institute of insolvency (bankruptcy)» and so does the comparative characteristic of Russian and foreign legislation.

Keywords: the goals and objectives of the Institute of insolvency (bankruptcy), economic phenomenon, professional activity, the procedure of bankruptcy, foreign legislation

Действующее гражданское законодательство и законодательство о банкротстве не содержат норм о целях и задачах института несостоятельности (банкротства). Однако, Германскому законодательству о банкротстве данные нормы известны. Так, в соответствии с параграфом 1 Положения о несостоятельности (Закон о регулировании порядка производства по делам о несостоятельности) от 5 октября 1994 года производство по делам о несостоятельности предназначено для совместного удовлетворения требований кредиторов путем реализации имущества должника и распределения выручки либо согласования особого порядка с использованием конкурсного плана, направленного в основном на сохранение предприятия. Добросовестному должнику предоставляется возможность освободиться от обязательств, оставшихся негашеными [1, с. 168].

Нормы, которые посвящены целям и задачам банкротства, также содержатся в законодательстве о банкротстве Украины и Казахстана.

До 1992 г. Украина не знала института несостоятельности (банкротства). Закон был простой, и задача его сводилась к ликвидации предприятий. Практически он не решал вопросов финансового оздоровления предприятий и не содержал льгот для должников. Иными словами, задача института несостоятельности (банкротства) сводилась к понуждению должника любыми путями погасить долги кредиторам.

Принципиально иным стал Закон Украины от 30 июня 1999г. «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом». В данном законе изменены основания для возбуждения дела о банкротстве, сроки движения дела; установлены судебные процедуры, применяемые к должнику.

С 19 января 2013 года вступила в силу новая редакция закона «О восстановлении платежеспособности должника или признании его банкротом», проанализировав его, можно заметить, что основной его целью является — восстановление платежеспособности хозяйствующего субъекта. Можно сказать, что это является началом следующего этапа развития нормативного регулирования сферы банкротства Украины, что предусматривает создание соответствующей подзаконной нормативной базы и выработки практики его применения.

Институт банкротства является важнейшим элементом механизма рыночной экономики. Согласно Закону Республики Казахстан от 21 января 1997 года № 67-I «О банкротстве» «Правительство Республики Казахстан в целях защиты интересов граждан и государства вправе устанавливать особые условия и порядок реализации конкурсной массы и дополнительные требования к покупателям объектов конкурсной массы» [2, ст. 3]. Проанализировав вышеназванный закон, можно сделать вывод, что целью так же является сохранность предприятия, а значит, и собственности его владельца путем изменения системы управления предприятием и защита от возможного риска экономического субъекта в условиях рыночного хозяйствования.

Говоря о российском законодательстве, то здесь центральное место в системе правового регулирования несостоятельности (банкротства) занимает Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». Действующее законодательство о банкротстве исходит из необходимости определения целей отдельных процедур несостоятельности. В частности, цели процедуры наблюдения прямо предусмотрены ст. 2 Закона о банкротстве: обеспечение сохранности имущества должника; проведение анализа финансового состояния должника, составление реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов [3]. Если в результате процедуры наблюдения будет получена информация о возможности восстановления платежеспособности должника, арбитражный суд вводит процедуру финансового оздоровления или внешнего управления. Цель данных процедур едина — это восстановление платежеспособности должника. Иные цели определяются в ходе конкурсного производства: здесь законодатель исходит из необходимости соразмерного удовлетворения требований кредитора.

Безусловно, можно полагать, что соразмерное удовлетворение требований кредиторов и обязательное восстановление платежеспособности должников, которые утратили способность исполнять свои обязательства — это основные цели несостоятельности (банкротства). Но они могут быть достигнуты, если будут решены такие задачи, как: установление требований кредиторов, установление имущества должника и установление факта несостоятельности (банкротства) должника. Но, считать основными эти цели невозможно только потому, что восстановление платежеспособности — это скорее не цель, а средство урегулирования спорной ситуации между должником и кредиторами.

Так, например, А. В. Егоров полагает, что «основная цель банкротства заключается в справедливом удовлетворении требований кредиторов, которое может происходить в результате распределения имущества должника между кредиторами или в результате восстановления платежеспособности должника» [4, с. 15–16]. Иными словами — цель производства по делу о несостоятельности заключается в особом порядке удовлетворения требований кредиторов, а такие процедуры как реабилитация и оздоровление должника могут выступать вспомогательным средством достижения указанной цели.

Цели и задачи института несостоятельности (банкротства) представляют собой предмет исследования многих ученых и, поэтому, существующие в доктрине подходы к определению данных понятий носят различный характер.

В современной юридической литературе большое значение придается вопросам толкования норм законодательства, касающихся цели института несостоятельности (банкротства).

Так, М. Хоуман считает наиболее важными целями законодательства о несостоятельности: «упорядоченное разрешение дел должника, а не полная свобода действий для всех; увеличение возврата средств (с учетом расходов на проведение процедур) в интересах всех сторон; спасение бизнеса жизнеспособного предприятия, а так же справедливое распределение средств между сторонами; поддержание общественного доверия к процессу управления имуществом неплатежеспособных должников и обеспечение предсказуемого исхода процедур»[5, с. 34].

М. В. Телюкина полагает, что «цели российского конкурсного права состоят в том, чтобы, во-первых, восстановить платежеспособность юридического лица при наличии такой возможности; во-вторых, оперативно ликвидировать юридические лица, восстановить финансовое состояние которых невозможно. Эти цели следует считать равнозначными» [6, с. 12].

Следует отметить, что цель является важной структурной характеристикой института банкротства, так как именно она определяет все другие его категории и прежде всего систему применяемых к должнику правовых средств такого характера как, например, экономического, организационного и информационного.

Что касается задач процедур банкротства, то здесь важно сказать, что единого перечня в законе не зафиксировано, что так же дает повод для дискуссии многим авторам.

Так, по мнению О. А. Студенцовой, «задачами процедур банкротства являются: предотвращение массовых банкротств; защита прав и законных интересов государства, кредиторов, должника, третьих лиц; восстановление платежеспособности должника; заключение мирового соглашения; ликвидация должника при отсутствии объективной возможности восстановления его платежеспособности или заключения мирового соглашения» [7, с. 11].

Некоторые авторы видят сразу несколько вариантов задач законодательства о несостоятельности и в основном делают упор на защиту активов должника от растаскивания и защиту предприятия как экономической структуры, а также защиту наемных работников и максимально возможную защита имущественных требований кредиторов [8, с. 166].

Все названные цели и задачи, безусловно, присущи институту банкротства, некоторые из них имеют большее, некоторые меньшее значение, но ни одна из них, какой бы она значительной не была, сама по себе не важна так, как их определенное сочетание, баланс и взаимодействие, в результате которых образуются внешний и внутренний облик, содержание и сущность правового института банкротства в том или ином обществе, государстве, то, что зачастую называют правовой системой регулирования банкротства, то, что определяет прокредиторский или продолжниковский характер данной системы [9, с. 17].

Мы полагаем, что в Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» нужно включить нормы, которые будут посвящены целям и задачам банкротства, а именно: «Основными целями института несостоятельности (банкротства) являются: соразмерное удовлетворение требований кредиторов и восстановление платежеспособности должников».

«Задачами института несостоятельности (банкротства) являются: защита прав и законных интересов государства, кредиторов, должника и третьих лиц; установка стабильной и единообразной системы коммерческих взаимоотношений, прав и обязанностей в ситуации несостоятельности (банкротства)».

Это, в первую очередь, систематизирует и придаст определенность всему механизму правового регулирования банкротства. Так же это будет способствовать достижению указанных целей и решению названных выше задач, а так же более эффективному применению отечественного законодательства о банкротстве.

  1. Положение о несостоятельности (Закон о регулировании порядка производства по делам о несостоятельности) от 5 октября 1994 года // Папе Г. Институт несостоятельности: общие проблемы и особенности правового регулирования в Германии: Комментарий к действующему законодательству / пер. с нем. М., 2002. С. 168.
  2. Закон Республики Казахстан от 21 января 1997 года № 67- I «О банкротстве». Ст. 3.
  3. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 2.
  4. Егоров А. В. Реабилитационные процедуры в деле о банкротстве // Постатейный комментарий к главам 6, 6, 7 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)». М., С. 15.
  5. Хоуман М. Роль режима несостоятельности в рыночной экономике// Вестник ВАС РФ: Специальное приложение к № 3, март 2001 года. Российско-британский семинар судей, рассматривающих дела о несостоятельности (банкротстве) (27 ноября — 1 декабря 2000 года). М.: ЮРИТ- Вестник, 2001. С. 34.
  6. Телюкина М. В. Конкурсное право. Гражданско-правовые проблемы: Дис. д-ра юрид. наук. М., 2003. С. 12.
  7. Студенцова О. А. Правовое регулирование процедур банкротства по законодательству России и США: сравнительный анализ: Дис. канд. юрид. наук. М., 2006. С. 11.
  8. Степанов В. В. Правовое регулирование несостоятельности в Германии, США, Англии, Франции и России // Актуальные проблемы гражданского права / под ред. М. И. Брагинского; Исследовательский центр частного права. Российская школа частного права. М., С. 166.
  9. Степанов В. В. Правовые системы регулирования банкротства: Дис. канд. юрид. наук. М., 1998. С. 17.
Ссылка на основную публикацию
ВсеИнструменты
Adblock
detector